Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 445.43 Кб (Скачать файл)

Специфика СКД определяет и характер выбора средств, методов  и самой технологии организационного процесса, о чем речь пойдет несколько  дальше. Здесь же отметим, что основным средством организации в СКД  является слово (информация). Основными  методами - совет, разъяснение, показ (демонстрация).

Таким образом, организация  в социокультурной сфере - это  вполне самостоятельный вид деятельности, выступающий в ряде случаев как  промежуточное звено между управлением  и собственно исполнением (реализацией).

Актуальные  задачи российской государственной  культурной политики в области организации  и руководства развитием народного  художественного творчества.

  1. Обеспечение  и  защита  конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;
  2. Создание  правовых гарантий для свободной культурной деятельности

объединений  граждан,  народов  и иных этнических общностей  Российской Федерации;

  1. Содействовать распространению и освоению культурных ценностей;
  2. Сохранять нравственные и эстетические идеалы, нормы и  образцы поведения,  языки, диалекты и говоры, национальные традиции и  обычаи,  фольклор,  художественные промыслы и ремесла,  произведения  культуры  и  искусства,  результаты  и  методы научных      исследований     культурной     деятельности;
  3. Сохранять также  памятники  и историко-культурные  территории  и  объекты, значимые для сохранения и развития  самобытности  Российской  Федерации  и  всех  ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.
  4. Развивать самодеятельное (любительское) художественное творчество, музейное дело и коллекционирование;
  5. Создавать и распространять культурные ценности;
  6. Сохранять и развивать сложившиеся в России     эстетическое      воспитание,     художественное     образование, педагогическую деятельность в этой области;
  7. Содействовать      научным исследованиям  в области культуры и народного художественного творчества;
  8. Способствовать международным культурным обменам;
  9. Развивать производство   материалов,   оборудования   и   других   средств, необходимых для сохранения,  создания,  распространения и освоения культурных ценностей;
  10. Признавать равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных  этнических  общностей,  способствовать созданию равных условий для сохранения   и   развития   этих  культур,  обеспечивать  и укреплять целостность    российской    культуры   посредством   законодательного регулирования   федеральной   государственной культурной  политики  и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.

 

7билет.1 вопрос. Общая характеристика культуры Западной Европы XIX века. Промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской революцией 1789—1794 гг. была окончательно сформирована новая эпоха и в европейской художественной культуре. По мере ее развития в новом столетии одной из главных тем в творчестве больших художников становится раскрытие трагических противоречий между гармоничной личностью и обществом. Ставятся «больные вопросы современности», дается оценка и выносится приговор современному обществу. Человеческая личность изображается во всей сложной взаимосвязи с миром, а определение места человека в общественно-социальной жизни становится одним из главных вопросов произведений искус¬ства: изобразительного, музыки и особенно литературы. Открытая связь творчества многих больших художников с общественно-политической борьбой, их стремление к созданию соответствующих тем и образов —характерная черта культуры XIX столетия.

Классицизм — последний великий стиль, присущий и архитектуре, и живописи, и пластике. Очень скоро по всей Европе начинается распад этого единства. В архитектуре с середины века воцаряется эклектика. В живописи и скульптуре наряду с классицизмом, который все более приобретает черты академической схемы, с 20-х годов XIX в. рождается сильное романтическое направление; с 40-х годов усилиями барбизонцев и таких мастеров, как Курбе и Домье, развивается реализм, поддержанный настроениями, связанными с общим подъемом пролетарского движения.

С последней трети XIX в., после  падения Парижской коммуны, в  переломное для западноевропейского  реализма время, позиции академизма вновь укрепляются, он становится официальным  ис¬кусством, выражающим вкусы правительственных  кругов. Импрессионизм сменяется  неоимпрессионизмом. Но уже художники, условно объединенные в группу постимпрессионистов,—Ван Гог, Гоген и Сезанн никоим образом  не представляют единого течения  в искусстве. Ибо во второй половине XIX в. на смену цельным художественным течениям приходят в искусство большие  творческие индивидуальности, каждая из которых утверждает свои законы творчества, имеет свою художественную систему.

Накануне грозных событий  революции и во время самой  революции искусство Франции  оказалось захвачено новой волной классицизма. В живописи классицистические  тенденции проявляются наиболее ярко. Вновь в искусстве выдвигается  роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство  призывается прежде всего воспитывать  в человеке чувство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением.

В преддверии Великой французской  революции в живописи Франции  появляется Жак Луи Давид (1748—1825). В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре, так сказать, «революционный классицизм».

В  первое десятилетие XIX в. позиции классицизма как ведущего стиля в искусстве были еще  очень сильны. К этому периоду  относится становление одного из ведущих мастеров классицистического направления Жана Огюста Доменика Энгра (1780— 1867).

Общеевропейскую известность  испанское искусство после «золотого  века» вновь обрело лишь с появлением Франсиско Гойи. Гойя с его художественным мировоззрением, с его особым видением мира открыл для испанского искусства целую эпоху, положив начало развитию реалистической живописи нового времени. Огромное значение имело творчество Гойи и для формирования европейского романтизма.

Картины, полные карнавального  веселья («Игра в жмурки», «Карнавал» и пр.), сменяются такими, как «Трибунал  инквизиции», «Дом сумасшед¬ших», предваряющими  его бессмертные офорты «Каприччос». «Махах», в «Махе одетой» и  «Махе обнаженной» .

С крушением общественных идеалов разрушались и основы классицистического искусства. Рождалось  новое мощное течение во французском  изобразительном искусстве — романтизм.

Романтическая литература Франции: сначала Шатобриан с его программным  произведением эстетики романтизма «Гений христианства» (1800—1802), затем  наиболее передовое крыло—Ламартин, Виктор Гюго, Стендаль, Мюссе, в раннем творчестве — Флобер, Теофиль Готье, Бодлер, как и английские романтики, прежде всего Байрон и Шелли,—имела громадное влияние на художественную культуру всей Европы. Но не только литература. Изобразительное искусство Франции  эпохи романтизма выдвинуло таких  крупных мастеров, которые определили главенствующее влияние французской  школы на все XIX столетие. Представители  «Школы», академисты восставали прежде всего против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита, их моделировки формы, не той, привычной  для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных констрастах  цветовых пятен, их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности и классицистической отточенности; их смелой, иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого  спокойствия. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и  всех художников «Школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Но это было не простое  столкновение двух ярких, абсолютно  разных индивидуальностей, это была борьба двух различных художественных мировоззрений.

Борьба эта длилась  почти полстолетия, романтизм в  искусстве одерживал победы не легко  и не сразу, и первым художником этого  направления был Теодор Жерико (1791—1824) —мастер героических монументальных форм, который соединил в своем  творчестве и классицистические  черты, и черты самого романтизма, и, наконец, мощное реалистическое начало, оказавшее огромное влияние на искусство реализма середины XIX в. Но при жизни он был оценен лишь немногими близкими друзьями.

Жерико настойчиво ищет героические  образы в современности. События, происшедшие  с французским кораблем «Медуза» летом 1816 г., дали Жерико сюжет, полный драматизма и привлекший внимание общественности. «Гиена Сальпетриера», «Клептоман», «Сумасшедшая, страдающая пристрастием к азартным играм», «Вор детей», «Умалишенный, воображающий себя полководцем».

Художник, которому предстояло стать истинным вождем романтизма, был Эжен Делакруа (1798—1863). Он написал  «Ладью Данте» («Барка Данте», «Данте и  Вергилий»,

Реализм середины XIX века

Как могучее художественное движение реализм складывается в  середине XIX столетия. Говоря о реализме середины XIX в., имеют в виду определенную художественную систему. Во Франции  реализм связывается прежде всего  с именем Курбе, Революция 1848 г. развеяла все романтические иллюзии фран¬цузской интеллигенции и в этом смысле явилась очень важным этапом в  развитии не только Франции, но и всей Европы. События 1848 г. имели прямое воздействие  на искусство. Художники активно  втягиваются в бурный ход общественной жизни.

Жизнь выдвигает нового героя, которому в скором времени предстоит  стать и главным героем искусства,—трудового человека

Реализм в пейзаже начинается с так называемой барбизонской школы, с художников, получивших в истории  искусства такое название по имени  деревушки Барбизон недалеко от Парижа. Собственно, барбизонцы — это понятие  не столько географическое, сколько  историко-художественное. Некоторые  из живописцев, например, Добиньи, вообще не приезжали в Барбизон, но принадлежали к их группе по своему интересу к  национальному французскому пейзажу. Это была группа молодых живописцев — Теодор Руссо, Диаз делла Пенья, Жюль Дюпре, Констан Тройон и др.—которые приехали в Барбизон писать этюды  с натуры. Всех их объединяло желание  внимательно изучать природу  и правдиво ее изображать, однако это  не мешало каждому из них сохранять  свою творческую индивидуальность.

Одно время работал  в Барбизоне Жан Франсуа Милле (1814— 1875). Его героем становится крестьянин. «Сеятель».Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде  проявляется связь человека с  природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле. Этой идеей пронизаны картины  луврского собрания («Собирательницы  колосьев», 1857; «Анжелюс», 1859).

Говоря о пейзажистах  первой половины—середины XIX в., нельзя обойти молчанием одного из самых  тонких мастеров французского пейзажа—Камиля Коро (1796—1875). Человек в пейзажах Коро органически входит в мир  природы. Изменчивость оттенков передает непостоянство, измен¬чивость настроения самого пейзажа («Пруд в Билль  д'Аврэ», 70-е годы; «Замок Пьерфон», 60-е  годы).

Критический реализм как  новое мощное художественное течение  активно утверждает себя и в живописи жанровой. Его становление в этой области связано с именем Гюстава  Курбе (1819—1877). Все исторические события, происходившие во Франции, начиная  с революции 1830 г. и кончая франко-прусской войной и Парижской коммуной 1871 г., нашли самое яркое отражение  в графике одного из крупнейших французских  художников Оноре Домье (1808—1879).

Завершая обзор искусства  середины столетия, следует сказать, что рядом с высоким искусством реалистического направления продолжает существовать салонная живопись (от названия одного из залов Лувра—квадратного  салона, где с 1667 г. устраивались выставки). Именно салонная живопись и покупалась государством, украшая стены Люксембургского  музея и прочие государственные  собрания.

Импрессионисты

Собственно история импрессионизма охватывает всего 12 лет: с первой выставки в 1874 г. по последнюю, восьмую, в 1886 г. Но предыстория этого направления  в искусстве значительно длиннее. Ее истоки лежат в борьбе романтиков с академистами, в антагонизме  Энгра и Делакруа, в исканиях барбизонцев, в реалистических полотнах Курбе  и в графике Домье. В 1863 г. художники, не принятые официальным жюри на очередную  выставку, устроили свой «Салон отверженных», на котором и был представлен  ставший знаменитым «Завтрак на траве» Эдуарда Мане.

Мане становится центральной  фигурой всей прогрессивной художественной интеллигенции Парижа. В 1867 г. он устраивает собственную выставку. К нему присоединяются такие молодые художники, как  Базиль, Писсарро, Сезанн, Клод Моне, Ренуар, Дега и Берта Моризо. Они собирались обычно в кафе Гербуа на улице Батиньоль, 11. Вот почему их называли художниками батиньольской школы.

Импрессионисты стремились передать в своих произведениях  непосредственное впечатление от окружающей среды — impression, впечатление прежде всего от современного города с его  подвижной, импульсивной, разнообразной  жизнью. Формирование импрессионистов  началось, как уже говорилось, вокруг Эдуарда Мане (1832—1883). Многое, однако, Мане связывает с импрессионизмом, особенно в работах 70-х годов: это  прежде всего живопись на пленэре, высветленная палитра («Аржантёй», 1874; «Берег Сены в  Аржантёйе», 1874; «Партия в крокет», 1873; «В лодке», 1874). Истинным главой импрессионистской  школы явился Клод Моне (1840—1926). Именно в его творчестве воплотилась  основная проблема импрессионизма —  проблема света и воздуха. Мир  Моне с его предметами, растворяемыми  в световоздушной среде, постепенно лишается материальности и превращается в гармонию цве¬товых пятен. Моне десятки раз пишет один и тот  же мотив, ибо его интересуют эффекты  освещения различного времени суток  или разных времен года в сочетании  с изображаемым предметом. Так появляются его знаменитые «Стога», «Руанский  собор». Он первый изгнал из своей палитры  черный цвет, считая, что такого нет  в природе и что даже тени в  действительности цветные.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"