Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 445.43 Кб (Скачать файл)

Долгое время ценностная проблематика разрабатывалась философами преимущественно в рамках онтологии, поскольку считалось, что ценности обладают абсолютным бытием в божественном начале: безличном природном (космоцентризм) или личном трансцендентном (теоцентризм). Только с упрочением антропоцентристского мировоззрения в результате развития просветительских идей появились представления  о том, что высшие ценности суть «регулятивные  идеи». Так называет Кант «чистые» цели, «идеалы будущего», к которым  люди должны направлять свою волю, чтобы  шло совершенствование человека, осуществлялся Прогресс человеческого  рода. Бытие остается ценностью, но не как вневременное абсолютное бытие, а как одна из целей — осуществление  ценности в будущем или сохранение ценного в настоящем. Кант разграничивает ценность и бытие, полагая, что ценность не существует, но обладает значимостью. Благодаря усилиям немецких последователей Лейбница (Р. Г. Лотце, 1817—1881) и Канта (неокантианцы) во 2-й пол. XIX в. разворачивается  философское исследование ценностей, аксиология превращается в особую философскую  дисциплину. Глава Баденской школы  неокантианства В. Виндельбанд трактует философию как учение об общезначимых ценностях. Он выявляет ценностный характер культуры, усматривает смысл исторического  движения в прогрессирующем воплощении ценностей. Важную роль в аксиологии играет введенное Виндельбандом  различие между ценностями-идеалами (чистыми целями) и ценностями-благами, существующими в реальности и  необходимыми для культуры. К первым относится, например, истина, ко вторым — наука, воплощающая идеалы истины. Блага остаются ценностями, поскольку  их сохранение и развитие выступает  как цель.

 Значительный вклад  в аксиологию вносят учения  немецких философов Г. Риккерта (1863-1936), М. Шелера (1874-1928), русского  философа И.О. Лосского (1870—1965).

Этика – философская наука  о нравственности. Однако наукой пожалуй  ее назвать нельзя, поскольку здесь  идет обычное изучение основ нравственности при минимуме каких либо исследований. Этика занимается изучением того, что есть живые человеческие нравы  и как они могут соотноситься с представлениями о должном  поведении. Этика ставит вопрос, откуда могут браться убеждения, что  нам следует быть добрыми, а не злыми, о долге, совести, ответственности.

 Изучение этических  основ может помочь человеку, более определеннее разобраться  в самом себе и прояснить  все поучения, которые нам приходиться  слышать еще с детства.

 Как правило, о нравственности  начитают вести речь в момент  какой либо жизненной трагедии  когда следует принимать решение  и оценивать на этой основе  самого себя и других в совокупности.

 Эстетика – это  есть теория прекрасного. Это  направление философии призвано  анализировать все прекрасное, что  есть в жизни и в искусстве  и при этом задается вопросом  о месте, где существует красота  в мире как таковом или в  нашем внутреннем сознании и  воображении, стремится выявить  внутренние законы эстетической  направленности.

 С философией связаны  многие гуманитарные науки. Однако  это сближение и переплетение  может происходить только там,  где все эти дисциплины возвышаются  над непосредственным подлежащим  изучению материалом с тем,  чтобы приводить к высоким  по силе силы обобщениям, которые  должны охватывать человека как  абстрактную категорию и также  весь мир во взаимодействии  и взаимопроникновении.

2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Для русской и советской  художественной традиции в высшей степени  характерна высокая оценка возможностей эстетического воспитания для развития творческих задатков и духовной отзывчивости личности, для приобщения ее к богатейшему культурному наследию, которым располагает наш народ.

У советской художественной педагогики были выдающиеся предшественники, заложившие основы сегодняшнего понимания  целей и смысла эстетического  воспитания, среди которых можно  назвать В.Ф. Одоевского в Л.Н. Толстого, И.М. Гревса и А.В. Бакушинского, Н.И. Романова и Ф.И. Шмидта.

    В широком смысле  под эстетическим воспитанием  понимают целенаправленное формирование  в человеке его эстетического  отношения к действительности.  Это специфический  вид   общественно   значимой   деятельности,   осуществляемой субъектом (общество  и  его  специализированные  институты)  по  отношению  к  объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с  целью   выработки у  последнего  системы   ориентации  в  мире  эстетических  и  художественных ценностей  в  соответствии  со  сложившимися  в  данном  конкретном  обществе  представлениями  о  их  характере   и  назначении. 

Эстетическое воспитание, целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В социалистическом обществе Эстетическое воспитание ведется в интересах всего народа, строится на единых научно-методологических основах. В капиталистических странах эстетические ценности в полной мере являются достоянием элиты. Эстетические потребности широких слоев народа удовлетворяются главным образом «массовой культурой», направленной на подчинение сознания масс интересам буржуазии.  

      Прекрасное в жизни — и средство и результат Эстетическое воспитание Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система Эстетическое воспитание в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.  

 Важнейшей частью Эстетического  воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др. 

 Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка — одна из важнейших задач Эстетическое воспитание В социалистическом обществе создаются необходимые условия для ее решения, т. к. здесь успешно идут процессы обогащения искусства знанием жизни и дальнейшего приобщения трудящихся к ценностям культуры.

  Эстетическое воспитание народа  активно содействует деятельность союзов творческой интеллигенции — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, а также домов работников искусств, литераторов, журналистов и других, оказывающих постоянную помощь в развитии народного творчества, организации художественной самодеятельности трудящихся, студентов и учащихся. Этому же содействуют театральные общества, хоровые общества, общества охраны памятников истории и культуры, охраны природы общества, различные творческие клубы. Организационно-методическими и творческими центрами художественной самодеятельности являются дома народного творчества, дома художественной самодеятельности. 

 Эстетическое воспитание в  стране ведут многочисленные  культурно-просветительные учреждения — дворцы и дома культуры (среди них — дома культуры учащихся профессионально-технических учебных заведений), клубные учреждения, народные университеты, библиотеки. Развитие народного творчества, художественной самодеятельности, формирование эстетического вкуса читателей — важнейшая часть их культурно-просветительной работы.

Эстетическое воспитание народа осуществляют театры, концертные объединения, музеи, картинные галереи, выставки, кино. Массовыми средствами Эстетическое воспитание стали телевидение, радио, печать, знакомящие с высокохудожественными произведениями литературы и искусства, а также с литературоведением и искусствознанием. Литературная и искусствоведческая критика содействует углублению эстетических понятий и восприятия прекрасного. 

 Задачам Эстетическое воспитание  служат также физическая культура и спорт, направленные на формирование эстетики движений, красоты тела, готовности к труду и обороне. Туризм предоставляет широкие возможности ознакомления с шедеврами искусства, памятниками истории и культуры, расширяет эстетическое восприятие природы, героики труда и боевой славы народа. 

 Профессиональная подготовка творческих кадров для различных областей искусства ведется в специальных учебных заведениях (Архитектурное образование, Музыкальное образование, Театральное образование, Художественное образование, Искусств институты, Консерватория, Кинематографии институт, Ленинградское хореографическое училище академическое им. А. Я. Вагановой, Московское академическое хореографическое училище). Клубные работники, библиотекари, руководители художественной самодеятельности готовятся институтами культуры (Культуры институты, Культурно-просветительное образование).

Эстетическое и художественное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по единой программе. В общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях Эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, в общеобразовательных школах также на уроках изобразительного искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки (1-й — 7-й классы), во внеучебное время, входит в деятельность пионерской и комсомольской организаций. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы Эстетическое воспитание детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами АПН СССР и министерств просвещения (народного образования) союзных республик В составе АПН СССР имеется специальный Научно-исследовательский институт художественного воспитания.

   В   процессе   воспитания происходит приобщение  индивидов  к  ценностям,  перевод  их  во  внутреннее духовное содержание путем  интериоризации.  На  этой  основе  формируется  и развивается способность человека к эстетическому восприятию  и  переживанию, его эстетический вкус и  представление  об  идеале.  Воспитание  красотой  и через красоту формирует не только эстетико-ценностную  ориентацию  личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию  эстетических  ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении  и,  конечно, в искусстве.

    Эстетическое  воспитание  гармонизирует  и   развивает   все   духовные

способности человека,  необходимые  в  различных  областях  творчества.  Оно тесно  связано  с  нравственным  воспитанием,  так  как  красота   выступает своеобразным регулятором  человеческих  взаимоотношений.  Благодаря  красоте человек часто  интуитивно тянется и к  добру.  По-видимому,  в  той  мере,  в  какой красота совпадает с  добром,  можно  говорить  о  морально-нравственной функции эстетического  воспитания.

    Полагаясь   на  сложившуюся  практику  воспитательной   работы,   обычно

выделяют  следующие   структурные   компоненты   эстетического   воспитания:

- эстетическое образование,  закладывающее теоретические   и  ценностные  основы

- эстетической культуры  личности;

- художественное  воспитание   в   его   образовательно-теоретическом   и

художественно-практическом выражении,  формирующее  художественную  культуру личности  в  единстве  навыков,  знаний,  ценностных   ориентации,   вкусов;

- эстетическое   самообразование   и   самовоспитание,   ориентированные    на самосовершенствование личности;

- воспитание творческих  потребностей  и  способностей.  Среди  последних

особую  значимость  имеют   так   называемые   конструктивные   способности: индивидуальная экспрессия,  интуитивное  мышление,  творческое  воображение, видение проблем, преодоление  стереотипов и др.

    Эстетическое  воспитание  осуществляется  на  всех  этапах   возрастного

развития  личности.  Чем  раньше  она  попадает  в  сферу  целенаправленного эстетического  воздействия,  тем   больше   оснований   надеяться   на   его результативность. 

Первые «кирпичики»   в   фундамент   эстетической   культуры    будущей    личности закладываются именно в  семье,  в  самые  ранние  этапы  становления,  когда умственное  развитие  ребенка  идет  особенно  бурно.  А  потому  так  важна  педагогическая грамотность родителей,  характер  их  эстетических  запросов, культурный климат в семье.

    Существенное  значение  в   эстетическом   воспитании   ребенка   играет

организация детского быта — чистоты, порядка,  удобства,  красоты,  где  все

соразмерно, согласовано  по цвету,  форме,  величине  и  т.п.  Уже  с  2-3  –

летнего возраста, детей  следует приобщать  к  созданию  мира  красоты  через наведения  порядка в комнате, опрятность одежды, так  самым  утверждая  их  в  понимании того, что красота –  дела рук человеческих.

     Практически  разрушена  сеть культурно-просветительских  учреждений,  в  плачевном  состоянии   находится большинство библиотек, музеев, парков, киностудий и др. 

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"