Русское народное творчество и дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 15:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить пути влияния русского народного творчества на детей. Изучить хореографию, как один из видов народного творчества и ее педагогическое воздействие на детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
разработать практические рекомендации по организации деятельности коллективов основанной на русских народных традициях;
выявить уровень педагогического воздействия на личность средствами хореографии;

Содержание работы

Введение._______________________________________________3-7
Глава I. Русское народное творчество, как объект социально-педагогического аспекта.___________________________________7-9
I.1. Концепции развития народного творчества в современных условиях.________________________________________________9-13
I.2. Фольклор, как основная составляющая народного творчества, его место в развитии личности.________________________________13-18_
I.3. Хореографическое искусство как средство в воспитании гармонично развитой личности._____________________________18-21
Глава II. Специфика детского народного творчества основанного на народных традициях в условия РДК п. Куйтун. ________________22-23_
II.1.Характеристика хореографического коллектива РДК.___23-24
II.2. Содержание деятельности и занятость детей в хореографическом творчестве РДК__________________________________________24-25
Глава III. Основные механизмы и пути решения проблем развития хореографического творчества в условиях деятельности РДК п. Куйтун_________________________________________________25-26
III.1. Программа социологического исследования._______26-27_
III. 2. Анализ результатов исследования._________________27-33
III.3. Программа развития хореографического творчества основанного на народных традициях_____________________________________34-36
Заключение._____________________________________________37-38
Библиография.___________________________________________39-

Файлы: 1 файл

диплом народное творчество.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

мальчики

девочки

 

Недостаточно мероприятий

Плохая реклама

Нет недостатков

Недостаточно мероприятий

Плохая реклама

Нет недостатков

Дети дошкольного возраста

3

 

1

13

1

0

Дети с 7-10

8

1

1

12

2

3

С 10-12 лет

4

1

1

14

5

3

Старше 12 лет

5

0

0

15

3

10


 

 

 

 

 

10.Участником хореографического  коллектива «Забава» желают стать:

 

 

Пол ребенка

Муж.

В %  соотношении

Жен.

В %  соотношении

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

Дети дошкольного возраста

4

0

3.8

0

13

1

12.3

0.9

Дети с 7-10

8

2

7.5

1.9

15

2

14.2

1.9

С 10-12 лет

3

3

2.8

2.8

16

6

15.1

5.7

Старше 12 лет

1

4

0.9

3.8

13

15

12.3

14.1


 

Анализ ответов респондентов по заданным вопросам показал, что гипотеза, выдвигаемая в ходе исследования подтвердилась полностью- отдельные дети и подростки имеют  единое мнение о реализации своей социально-культурной активности, самоорганизации в развитии  народной традиционной культуры. И  желают стать участниками хореографического коллектива и других кружков, занимающихся народной традиционной культурой.

 

 

III.3. Программа развития хореографического творчества основанного на народных традициях

   Сила русской хореографической школы в том, что она всегда умела не только свято хранить верность традициям классического танца, но и живо откликалась на требования современной жизни. Сохраняя накопленный педагогический опыт известных хореографов, мы ищем новые пути совершенствования методики преподавания классического танца. Программа рассчитана на тесное  сотрудничество с другими хореографическими коллективами. Результат социологического исследования показал, дети и подростки имеют  единое мнение о реализации своей социально-культурной активности, самоорганизации в развитии  народной традиционной культуры. И  желают стать участниками хореографического коллектива и других кружков, занимающихся народной традиционной культурой.

Цели:

  1. Повышение творческой  активности детей младшего школьного возраста;
  2. Формирование нравственных качеств.
  3. Популяризация  хореографического творчества

Задачи:

  1. Создание условий для развития творческих способностей детей;
  2. Вовлечение детей  младшего школьного возраста  в творческую деятельность;
  3. Усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций детьми.

Ожидаемый результат:

Вовлечение детей  в творческую деятельность  средствами хореографии, предоставление им возможности самостоятельного выбора развития творческих способностей, воспитание   нравственных  качеств,  приобщение к народной традиционной культуре.

Эффект проекта:

Воспитание патриотизма, открытие новых талантов.

Программа находиться в работе, срок реализации 2 года.

Программа разработана по следующим этапам деятельности:

Разделы Программы:

  1. Развитие художественного творчества детей.
  2. Поддержка талантливой детей.
  3. Воспитание гражданственности и патриотизма
  4. Воспитание нравственности и норм поведения.
  5. Организация мероприятий согласно действия народного календаря .

        

 

Наименование этапа

цель

1

Организация деятельности руководителей хореографического коллектива «Забава» по собору местного танцевального фольклора

Организация встреч, формирование уважительного отношения к старшему поколению, приобщение к народным традициям

2

Организация концертных программ  просвещенных дням района - «Сказание земли Куйтунской» совместно с краеведческим музеем, на базе музея

Развитие творческих способностей, популяризация народного творчества.

3

Участие в фестивале дней Русской духовности и культуры Иркутской области «Сияние России».

Обмен и передачи

   опыта.

 

Проведение календарных мероприятий:

Праздники, обряды, традиции: «Рождественские посиделки»;

  • «День святого Валентина»;
  • Масленица»
  • Праздник русской березки;
  • Иванов день;
  • Ярмарки;
  • Фестивали народного творчества (межпоселенческие)

Сохранение и передача народных традиций из поколения в поколение, сплочение населения, выявление новых талантов, воспитание нравственности, формирование ценностей народной  традиционной культуры


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

       Изучение проблемы   предпочтение жанров народного творчества подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами:  падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений. Однако хореография , как вид самодеятельного творчества остается популярной.

Интересен и разнообразен танцевальный фольклор нашей страны. Множество самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов сохраняют фольклорные образцы и развивают дальше народное танцевальное искусство.

Искусство танца не стоит на месте, оно постоянно развивается, обновляясь все более сложными формами. На сцену театров приходят новые молодые танцовщики, которые своим искусством приносят радость людям.

Существует точка зрения, согласно которой в педагогическом процессе воспитывающая и обучающая деятельность детей, организуемая педагогами, отличается  от любой другой деятельности.  Творческая деятельность детей   организуется, прежде всего,  ради обеспечения возможности их личностного и  индивидуального развития, которому способствует их активное, деятельное овладение опытом взаимодействия  с окружающим миром.

       Актуальным  сейчас является позиция, при  которой, хореография - это средство к развитию и воспитанию детей. Это подтверждают материалы диагностики потребности детей, родителей, а также приоритетные ценные ориентиры, актуальные в современном обществе: это удовлетворение потребностей ребёнка в хореографическом искусстве, раскрытие его творческого потенциала средствами хореографии, приобщение к духовно-нравственным ценностям общества через занятия хореографией.

      Будущее нашего  общества во многом зависит  от того, как будет воспитано  молодое поколение. Ускоренное развитие  детей и современной молодежи, диспропорция духовного и физического развития, делают проблему нравственного воспитания  особенно актуальной. Именно поэтому, клубным учреждениям, необходимо уделять большое внимание работе с детьми и подростками по развитию народно- традиционной культуры. которая обогащает, делает привлекательней каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Библиография.

 

 

    1. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры // Рассуждения о судьбах народной песни. – М.: Сов. композитор, 1988. – 368 с.
    2. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов-на-Дону. Феникс. 2000.
    3. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1987.
    4. Барышникова Т. Азбука хореографии. СПб.,1996
    5. Бабанский Ю.К.  Избранные педагогические труды. «Педагогика».М. 1989.
    6. Березина В.А. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт. // Внешкольник. – 2002. – №3 – С. 22–23.
    7. Виноградов Г.С. Детский фольклор // русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособ. для филол. спец. пед. ин-тов / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Высш. шк., 1986.
    8. Возрастная и педагогическая психология . под ред. А.В.Петровского М., «Просвещение», 1979.
    9. Воловик В.И. Данков В.В. Ерхов Г.П. и др.; рук. авт. кол.Орлик М.А.; Сост.: Довбуш. М.Д. Закович Н.М.-М.: профиздат, 1986.-336 с.
    10. Волькенштейн В.  Драматургия. М 6 Сов.писатель, 1960.
    11. Выгодский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
    12. Генкин Д.М. Сценарное мастерство культпросвет работника. М.: Сов. Россия, 1984.-136с..Б-ка « В помощь клубному работнику»№ 11.
    13. Генкин Д.М. Организация и методика художественно-массовой работы, М.: Просвещение, 1987.
    14. Гусев В.Е. Комплексное изучение фольклора // Проблема музыкального фольклора СССР. – М., 1973. – 217 с.
    15. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979.
    16. Демина С.С. теория и методика народно-сценического танца. Улан-Удэ, 2002.
    17. Есаулов И.Г. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера. Ижевск., 2000.
    18. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М., НГИК, 1994.
    19. Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. Учебное пособие. Орел. 2004.
    20. Зуева Т.В. Кирдан Б.П. Русский фольклор.М., «Филинта», 1998.
    21. Каргин А.С. Народное творчество. Научно-популярный журнал. Вып.3 1998, вып. 4-6 2000, вып. 1-5 2002.
    22. Климов А.А. Русский народный танец. М., 1996.
    23. Кон И.С. Психология ранней юности. М., «Просвещение», 1991.
    24. Культура духовных запросов личности. – Киев: Высшая школа, 1986-203с.
    25. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.М., 1977.
    26. Методика работы с детским коллективом: учеб. пособие Уколова Л.И., Самарин В.А. М., 1999.
    27. Мурашкина Г.С. «Чудо в поселковом клубе» информационно методический сборник  « Народная культура Приангарья» Иркутск, вып. 3-4 2001.
    28. Мир русской культуры энциклопедический справочник М., «Вече», 1997.
    29. Младенчество. Детство. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. М., 1991.
    30. Народная культура Приангарья информационно-методический сборник вып., 1-2 2000., вып. 3-4 2003. Иркутск.
    31. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. М., «Бэта-Сервис», 1998.
    32. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987.
    33. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. 
    34. Покровский Е.А.Детские игры. М., 1985.
    35. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. М., «Владос». 2003.
    36. Смирнова Т.И. беседа «Интерпретация» из серии «Воспитание искусством или искусство воспитания». – М., 2001.
    37. Сорокина Т.В. Воспитание школьников. М., «Просвещение»1980.
    38. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским коллективом. -М., 2002.
    39. Пушкина С.И. Мы играем и поем. М.,  «Школьная пресса». 2001.
    40. Рисунки, разводки, переходы. Танцы Иркутской Области. Методическое пособие  для руководителей хореографических коллективов.  Иркутск., 2004.
    41. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. Составитель Круглов Ю.Г. М., «Высшая школа», 1986.
    42. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М.:Сов.Россия,1990 .-176.
    43. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды., под ред. А.Г. Кифишина.-М.: Сов. Россия , 1990.-80 с.- (Б-ка «В помощь клубному работнику»; № 12. русская мифология; вып.3.)
    44. Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб.науч.тр./ НИИ культуры. – М., 1987.-144с.
    45. Устинова Т.А. Избранные народные танцы.М., «Искусство», 1996.
    46. Шварцман К.А. Проблемы нравственного воспитания. М. Знание 1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

Воспитание - навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Воздействие на социальную сферу - комплекс мероприятий, направленных на улучшение социальной микросреды.

         Интерпретация - реализация смысла некоторого синтаксически законченного текста, представленного на конкретном языке.

        Конкурс - (от латинского concursus, буквально - стечение, столкновение, встреча),   соревнование,   имеющее  целью  выявить лучших  из числа участников.

         Концерт   -   публичное   выступление   артистов   по   определённой,   заранее составленной программе.

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.

         Легенда -  поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии; вымысел, нечто невероятное.

Личность - человек в качестве социального индивида, индивида как члена общества; в психологии - общественный индивид как субъект психической деятельности.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

          Нигилизм - полное отрицание всего.

         Обряд   -   совокупность   установленных   обычаем   действий,   в   которых воплощаются   какие-нибудь   религиозные   представления   илибытовые традиции.

      Обычай  -  общепринятый  порядок,  традиционно  установившиеся       правила общественного поведения.

 

Танец - искусство пластических и ритмичных движений тела.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

          Творчество - это преобразовательная деятельность, разрушающая старое во  имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое.    Новизна,    оригинальность,    общественная    значимость творчества - и процесс, и результат.

           Предание - переходящий от поколения к поколению, рассказ о былом.

         Прогрессивный -  усиливающийся, возрастающий.

         Психогенный   фактор  - фактор   обусловленный   психологическими    и            возрастными особенностями.                                                              

Информация о работе Русское народное творчество и дети