Русское народное творчество и дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 15:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить пути влияния русского народного творчества на детей. Изучить хореографию, как один из видов народного творчества и ее педагогическое воздействие на детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
разработать практические рекомендации по организации деятельности коллективов основанной на русских народных традициях;
выявить уровень педагогического воздействия на личность средствами хореографии;

Содержание работы

Введение._______________________________________________3-7
Глава I. Русское народное творчество, как объект социально-педагогического аспекта.___________________________________7-9
I.1. Концепции развития народного творчества в современных условиях.________________________________________________9-13
I.2. Фольклор, как основная составляющая народного творчества, его место в развитии личности.________________________________13-18_
I.3. Хореографическое искусство как средство в воспитании гармонично развитой личности._____________________________18-21
Глава II. Специфика детского народного творчества основанного на народных традициях в условия РДК п. Куйтун. ________________22-23_
II.1.Характеристика хореографического коллектива РДК.___23-24
II.2. Содержание деятельности и занятость детей в хореографическом творчестве РДК__________________________________________24-25
Глава III. Основные механизмы и пути решения проблем развития хореографического творчества в условиях деятельности РДК п. Куйтун_________________________________________________25-26
III.1. Программа социологического исследования._______26-27_
III. 2. Анализ результатов исследования._________________27-33
III.3. Программа развития хореографического творчества основанного на народных традициях_____________________________________34-36
Заключение._____________________________________________37-38
Библиография.___________________________________________39-

Файлы: 1 файл

диплом народное творчество.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Было привычным занятием. Собиратели былин свидетельствуют о том, что у многих сказителей были учителя, от которых они перенимали тексты, и манеру исполнения. Соколов М.Ю. условно говорил, даже о существовании сказительских «школ». Так, например, Сивцев – Поморский создал школу – воспитал ряд молодых сказителей, которые усвоили от него былины, и приемы их исполнения. Профессионализация в фольклоре еще более развивается  в советское время, хотя, конечно, отличается от профессионализации в литературе и в других видах профессионального искусства, но зарождается она в фольклоре. Своеобразное преломление она получает в художественной самодеятельности.

В народно – поэтическом творчестве выработалась своеобразная система выразительных средств, не свойственных литературе или редко в ней употребляемых. Это символика образов (молодец- «сокол ясный», девушка- «павушка» и т.д.), постоянные эпитеты («поле чистое», «луг зеленый» и т.д.).       Языку  фольклорных произведений свойственно широкое употребление слов с уменьшительными ласкательными суффиксами («рученьки», «младешенька»); краткие прилагательные («сине море» и т.д.); повторение предлогов, а так же разнообразные типы повторений слов и словосочетаний. 

      В разработке различных  приемов и средств художественной  формы в фольклоре обнаруживается  высокое мастерство. Форма в фольклорных  произведениях всегда неразрывно связана с их содержанием, обусловлена им. Н.Г. Чернышевский, характеризуя содержание традиционных лирических песен, писал: «Каково ее содержание, такова  и форма ее: простота безыскусственная, благородна, энергична»1

Русские писатели и критики, высоко оценивая художественные качества русского фольклора, видели в устном поэтическом творчестве проявление огромной талантливости русского народа.

Отзывы писателей о различных жанрах русского фольклора полны любви и восхищения. В русском фольклоре наши писатели видели живой родник национальной самобытности, образец и неисчерпаемый источник совершенствования поэтического мастерства. В связи с этим Пушкин говорил: «Изучение старинных песен, сказок и т.п. необходимое для совершенного знания свойств русского языка».2

        Жанры русского фольклора в своей совокупности представляют собой исторически сложившуюся  художественную систему, в которой все типы произведений находятся в сложных и своеобразных взаимоотношениях. Формирование и существование системы жанров является одной из важных закономерностей развития фольклора.

Состав жанров фольклора и их связь между собой обуславливаются также единой для них задачей многостороннего воспроизведения действительности, причем функции жанров  распределяются так, что каждый жанр имеет свою особую задачу- изображение одной из сторон жизни. Произведение одной группы жанров имеют своим предметом  историю народа (былины, исторические песни, предания), другой - труд и быт народа (календарные, обрядовые песни, трудовые песни), третий - личные отношения (любовные семейные песни), моральные воззрения народа и его жизненный опыт (пословицы). Но все вместе взятые жанры широко охватывают быт, труд, историю, общественные и личные отношения людей.

    Для фольклорных жанров  характерна общность принципов народной эстетике – простота, краткость, экономность, сюжетность, поэтизация природы, определенность моральных оценок героев (положительных или отрицательных).

      Жанры устного  народного творчества связаны  между собой так же общей  системой художественных средств фольклора – своеобразием композицией (лейтмотив, единство темы, цепочная связь, заставка -  картина природы, типы повторений, общие места), символикой, особыми типами эпитетов.

      Эта система исторически  развивающаяся, имеет ярко выраженное  национальное своеобразие, обусловленное особенностями языка, быта, истории и культуры народов.

        Жанры русского  фольклора  возникали не одновременно. Наиболее старыми жанрами фольклористы  считают обрядовые песни, заговоры, ,пословицы; несколько более поздними  – исторические песни, очевидно, лирические; самый новый жанр  частушки.

         Исторически сложившаяся система жанров русского фольклора в дальнейшем претерпевает изменения: она может развиваться, совершенствоваться, обогащаться,  может и распадаться.

 

        I.3. Хореографическое искусство, основанное на народных традициях – как средство воспитания личности.

       Социально – политические процессы, происходящие в России в последнее время, существенно актуализировали интерес людей к родной им этнической культуре и ее истокам. Все глубже людьми осознается  необходимость  самоидентификации, нахождения своего «я» в окружающем обществе. Одним из таких способов является  обращение к национальной этнической культуре, к традиционному народному творчеству. Среди приоритетов  здесь вполне может значиться  народный танец – «яркое, красочное  творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением  его многовековой, многообразной  жизни, воплотившее в себе  творческую фантазию народа и глубину народных чувств». 3

Танец, как образчик традиционной этнокультуры, у большинства народов мира является одним из самых распространенных  и наиболее древних видов искусства. Главная особенность танца, проявившаяся с самого его возникновения – это тесная взаимосвязь с жизнедеятельностью человека: его обычаями и традициями, верованиями и бытом.  Изначально танцевальные действа носили во многом прикладной характер, предавая вместе с тем чувства, эмоции и настроение его исполнителей. Впоследствии, с возникновением этнических сообществ, танец той или иной родовой группы начинает обретать специфические характерные черты – то, что в наши дни  определяется термином «национальные особенности».

Во все времена танец, как составная часть этнической культуры, являлся сильнейшим  воспитательным и патриотическим  фактором, оказывающим огромное эмоциональное воздействие.

Танец, связанный с традиционной этнической культурой, можно условно разделить на танец:

  • Фольклорный, воспроизводимый исполнителями в том виде, как он танцуется народом – носителем, с точным сохранением композиционного рисунка, ритма, техники движений и их порядка, всех нюансов и особенностей;
  • Народно-сценический танец - авторские хореографические сочинения, созданные на основе фольклорных этнографических источников, близких по духу и художественным краскам;
  • Характерный танец – авторские работы с заимствованными от народного танца характерными чертами, созданные для воплощения в классическом направлении хореографии.

Воспитывая будущих специалистов народного танца, педагог, прежде всего сам обязан прекрасно разбираться в народном хореографическом искусстве, не допуская смешения стилей и не искажая танец надуманными движениями.

Добиваясь четкости и точности в выполнении движений, педагог помимо этого должен добиваться от учащихся понимания стиля и характера, приучая их уже на учебных занятиях выполнять задания выразительно и эмоционально, с подчеркиванием присущего им национального колорита.

Народный танец, как составляющая часть этнокультуры, тесно взаимосвязан с другими жанрами, в первую очередь - с инструментальной музыкой и песней. Уже поэтому при проведении уроков максимальное внимание нужно уделять музыкальному сопровождению упражнений, этюдов и танцев - основе, помогающей исполнителю ярче раскрыть характер движений, найти правильный образ. Здесь можно упомянуть и о тщательном подборе музыкального репертуара, предельно насыщенно выявляющем национальные особенности музыки, и об удобстве музыкального сопровождения для исполнителей, и о высоком уровне профессионализма музыканта-аккомпаниатора.

Продолжая тему музыкального сопровождения, добавим, что в отечественной школе народно-сценического танца приоритет отдается баяну — инструменту универсальных исполнительских возможностей. Для придания музыкальной палитре большей яркости, может только приветствоваться дополнение к баяну других музыкальных инструментов. С повышением уровня подготовки исполнителей педагог использует музыкальные фонограммы, имеющие, как правило, более насыщенное звучание, но, вместе с тем, ставящие более жесткие условия к уровню исполнения танцевальных номеров. 

 

При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.

Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Это позволяет делать меньше ошибок при приеме. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.

Начало работы над каждым танцем (этюдом) следует предварять знакомством учащихся с историей, традиционной культурой рассматриваемого этноса. Отсутствие такого материала не может положительно повлиять на последующую   постановочную   и   исполнительскую   работу.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Специфика  детского  народного   творчества в условия РДК п. Куйтун.

 

 Районный дом культуры является центром сохранения и преумножения народной традиционной культуры Куйтунского района. Здесь плодотворно работают студии, объединения по интересам. Особое значение в творческой деятельности уделяется народным традициям. Общий количественный состав участников самодеятельности составляет более 200 человек, народным творчеством занимается более 150 человек. Народный хор «Русская песня» количественный состав 25 человек, имеет огромный репертуар, который демонстрирует не только в нашем районе, но и на областном уровне, народный хор  имеет коллектив спутник, в состав которого входят дети младшего школьного возраста и подростки. Детский фольклорный ансамбль «Карусель», радует своим песенным колоритом уже более двух лет. В репертуар данного коллектива  включены песни, игры, сказки местных сторожил, а так же песенный фольклор различных национальностей проживающих на  нашей земле Куйтунской. Хореографический коллектив «Забава» в своем творчестве использует танцы народов нашей родины, стилизованные хореографические постановки. Развивая хореографические способности у детей на основе народного танца, происходит тесная связь с национальной культурой, с традиционным народным творчеством, что является связующим звеном поколений. 

Каждый творческий коллектив работает по определенной программе, которая учитывает возрастную специфику, направление деятельности. Ведется исследовательская работа по выявлению жанровых предпочтений населения  в организации творческой деятельности, по изучению досуговых предпочтений населения. Обработанный материал дает возможность планировать грамотно, с учетом запроса населения, всех видов деятельности РДК.

В частности результатом детского народного творчества являются проведение  фестивалей, участие в народных гуляниях, ярмарках посвященных: «Дню сельского хозяйства», «Рождественские гуляния», «Масленица», «День русской березки», участие в региональных, областных мероприятиях. В перспективе детских творческих коллективах, работающих в народном направлении, участие в программе  «Сказание земли Куйтунской», которая предусматривает большой цикл мероприятий, состоящихся  на базе Районного краеведческого музея, летом 2007 года. Плодотворную деятельность всех творческих коллективов районного дома культуры  можно увидеть на страницах местной печати, телевидении, областной прессы.

 

II.1. Характеристика качественного состава хореографического коллектива «Забава» РДК.

Хореографический коллектив «Забава» создан  в  2002 году.  В состав коллектива вошли дети трех возрастных категорий. Дети дошкольного возраста – 15 человек; дети, возрастная категория которых с 7 до 10 лет    - 15 чел.; а так же дети с 10 лет до 12 лет – 8 чел. На протяжении трехлетней деятельности происходили  незначительные  изменения в количественном составе, в силу различных причин, приходили новые участники.

Показатели количественного состава хореографического коллектива «Забава» за период 2004-2006 г.

 

 

2004

2005

2006

Дети дошкольного возраста

8

12

15

с 7 до 10 лет   

10

13

20

10 лет до 12 лет 

10

10

18

Старше 12 лет

6

6

10


 

Показатели говорят о том, что популяризация народного творчества средствами хореографии, вызывает интерес к данному виду художественной самодеятельности и тем самым привлекает детей в это сложный, интересный, творческий процесс. 

В данный период времени коллектив работает в стабильно, имеет различные грамоты, дипломы за творческую индивидуальность, за вклад в развитие хореографического творчества района, за сохранение и развитие народных традиций. Гастрольное поездки, участие в районных, региональных мероприятиях, отзывы зрителей являются критерием успешной творческой деятельности коллектива.   

Информация о работе Русское народное творчество и дети