Русское народное творчество и дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 15:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить пути влияния русского народного творчества на детей. Изучить хореографию, как один из видов народного творчества и ее педагогическое воздействие на детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
разработать практические рекомендации по организации деятельности коллективов основанной на русских народных традициях;
выявить уровень педагогического воздействия на личность средствами хореографии;

Содержание работы

Введение._______________________________________________3-7
Глава I. Русское народное творчество, как объект социально-педагогического аспекта.___________________________________7-9
I.1. Концепции развития народного творчества в современных условиях.________________________________________________9-13
I.2. Фольклор, как основная составляющая народного творчества, его место в развитии личности.________________________________13-18_
I.3. Хореографическое искусство как средство в воспитании гармонично развитой личности._____________________________18-21
Глава II. Специфика детского народного творчества основанного на народных традициях в условия РДК п. Куйтун. ________________22-23_
II.1.Характеристика хореографического коллектива РДК.___23-24
II.2. Содержание деятельности и занятость детей в хореографическом творчестве РДК__________________________________________24-25
Глава III. Основные механизмы и пути решения проблем развития хореографического творчества в условиях деятельности РДК п. Куйтун_________________________________________________25-26
III.1. Программа социологического исследования._______26-27_
III. 2. Анализ результатов исследования._________________27-33
III.3. Программа развития хореографического творчества основанного на народных традициях_____________________________________34-36
Заключение._____________________________________________37-38
Библиография.___________________________________________39-

Файлы: 1 файл

диплом народное творчество.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

 

II.2. Содержание деятельности детского хореографического коллектива   «Забава».

       Хореографический коллектив «Забава» ориентирован в своей деятельности  на сохранение и передачу народных традиций. В репертуарный план  входят такие постановки:

«Танец с трещотками»;

«По бережку»

«На полянке»;

«Хоровод с платками»;

«Лебеда»;

«Плясовая»;

«Сибирские троечки»

       Эти постановки  прививают любовь к  русским  народным танцам, культуре. Помогают  развить творческие способности  ребенка. Учат сопереживанию, состраданию.

     Хореографический коллектив использует  в своей  деятельности игровые тренинги, актерское мастерство,  изучает искусство сценической речи, пластику, элементы классического танца, современного, историко-бытового танца, но основная деятельность ведется в народном направлении.  Фольклор, традиции наших предков отражаются  в хореографических композициях  отражающих историю  быта наших предков.

 Основные задачи, стоящие перед руководителем коллектива:

    • дать детям первоначальную хореографическую подготовку;
    • развить общую музыкальность, чувство ритма
    • сформировать основные двигательные качества и навыки, необходимые для занятий классическим, народно-сценическим, историко-бытовым танцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Основные механизмы и пути решения проблем развития хореографического творчества в условиях  деятельности РДК п. Куйтун.

III.1. Программа социологического исследования «Сохранение и развитие ценностей традиционной культуры и фольклора средствами хореографии».

 

Актуальность проблемы. Проблемы сохранения и развития ценностей традиционной  культуры и фольклора средствами хореографии различных социальных категорий населения посёлка Куйтун, недостаточно изучены.

В современных условиях рыночной экономике население района можно разделить на две основные категории (если рассматривать по отношению к народному творчеству) на активную категорию (посещающую мероприятия) и пассивную (не посещающую мероприятия). Вопросы социально культурных связей и взаимоотношений между этими категориями предельно актуальны. Изучив эти связи, можно выявить тенденции развития ценностей  традиционной культуры  и фольклора средствами хореографии.

 

 Цель исследования: определить, социально-культурную активность, инициативу  и творческую самоорганизацию детей в сфере развития ценностей традиционной культуры и фольклора средствами хореографии.

 

Задачи исследования:

  • Изучить и проанализировать мнение различных возрастных категорий детей и подростков о работе РДК в сфере развития жанров и направлений народного творчества;
  • Разработать новые пути популяризации ценностей народной традиционной культуры и фольклора средствами хореографии.

 

Объект исследования: участник хореографического коллектива «Забава», дети и подростки, посетившие районы фестиваль хореографического творчества «Радуга».

Предмет исследования: Отношение детей и подростков  к социально-культурной активности и творческой  самореализации в сфере сохранения и развития традиционной культуры и фольклора.

 

Основная гипотеза: отдельные дети и подростки имеют  единое мнение о реализации своей социально-культурной активности, самоорганизации в развитии  народной традиционной культуры. И  желают стать участниками хореографического коллектива и других кружков, занимающихся народной традиционной культурой.

  Социологическое исследование проводилось  в перерыве между первым и вторым отделением концертной программы фестиваля хореографического творчества «Радуга», проходившем в РДК в июле месяце 2006 года. Хореографическая зарисовка «Как у наших у ворот», исполнявшаяся хореографическим коллективом «Забава», послужила визитной карточкой для всех присутствующих в зале. В финальной сцене участники коллектива разбегаются по залу, вручая анкеты – визитки. Из центрального входа,  в зал спешит сказочный персонаж «Карандаш» и вручает всем у кого листочки, маленькие карандашики. Зазывалы - огромные куклы,   со сцены объясняют правила заполнения анкет. Дети  с помощью взрослых и самостоятельно, ответили и передали анкеты в огромные коробки – лотки «раешникам».

 

 

III. 2. Анализ результатов исследования.

 

В опросе приняли участие 106 человек. Данные  по каждому вопросу отражены  в таблицах и гистограммах.

  1. Кто ты есть, наш гость почтенный

Интересно очень знать?

Девочка


ты или

Мальчик,


Нужно, нужно отмечать.

      Возраст твой  такой прекрасный, просим  рядом  указать,

      Ведь о зрителе  своем мы должны все, все узнать.

 

 

 

Пол ребенка

Муж.

В %  соотношении

Жен.

В %  соотношении

Дети дошкольного возраста

4

З.8

14

13.2

Дети с 7-10

10

9.4

17

16.0

С 10-12 лет

6

5.7

22

20.8

Старше 12 лет

5

4.7

28

26.4


 

 

 

 

Результат говорит о том, что наиболее активны были девочки, причем старше 12 лет.

 Ответы на второй вопрос, третий, четвертый и пятый распределились  следующим образом:

  1. Ты часто к нам приходишь в гости,

      3.    Концерты, любишь посещать?

    4.   Иль первый раз  зашел, случайно,

    5.  а вновь придешь  ты  к нам опять?

 

Частыми посетителями являются :

мальчики

девочки

Муж.

В %  соотношении

Жен.

В %  соотношении

Дети дошкольного возраста

4

3.8

13

12.3

Дети с 7-10

8

7.5

17

16

С 10-12 лет

6

5.7

22

20.8

Старше 12 лет

4

3.8

28

26.4

Случайно зашедшие на мероприятие

 
 

Дети дошкольного возраста

   

1

0.9

Дети с 7-10

2

1.9

   

С 10-12 лет

       

Старше 12 лет

1

0.9

   
         

Вновь придет на мероприятие:

Дети дошкольного возраста

3

 

14

 

Дети с 7-10

8

 

17

 

С 10-12 лет

6

 

22

 

Старше 12 лет

5

 

28

 

 

 

Результат ответов на эти вопросы говорит о том, что детей интересует  народное творчество, значит, деятельность учреждения культуру выполняет свою функцию по пропаганде народной традиционной культуре.

6.Что такое народно традиционная  культура? Все респонденты имеют  представление и выбрали вариант ответа а, б.

 

 

 

мальчики

девочки

Муж.

В %  соотношении

Жен.

В %  соотношении

Дети дошкольного возраста

4

З.8

14

13.2

Дети с 7-10

10

9.4

17

16

С 10-12 лет

6

5.7

22

20.8

Старше 12 лет

5

4.7

28

26.4


 

 Деятельность дома культуры имеет разработанную программу по активизации населения в деле приобщения к народным традициям, а именно  через песенный фольклор, хореографию.

7.  Какое тебе творчество больше  нравиться эстрадное  или народное?

      Выбрать  соответствующий  вариант ответа - дело благородное:

Респонденты ответили следующим образом:

За народное творчество( % по отношению к общему числу респондентов)

 

 

 

мальчики

девочки

Муж.

В %  соотношении

Жен.

В %  соотношении

Народ.

эстрадное

Народ.

Эстрад.

Дети дошкольного возраста

3

1

2.8

0.9

10

4

9.4

3.8

Дети с 7-10

5

5

4.7

4.7

10

7

9.4

6.6

С 10-12 лет

4

2

3.8

1.9

12

10

11.3

9.4

Старше 12 лет

1

4

0.9

3.8

14

14

13.2

13.2


 

 

 

 

Нами сделан вывод, что среди детей отдают предпочтение народному творчеству почти все возрастные категории, лишь мальчики  старше 12 лет увлекаются современными жанрами сценического искусства.

 

Восьмой вопрос  дает возможность определить уровень увлеченности детей жанрами самодеятельного творчества. И определяет слабые стороны популяризации определенного жанра самодеятельного творчества.

 

Дети дошкольного возраста

мальчики

девочки

хореография

хор

фольклор

Эстрадный вокал

Театральный кружок

хореография

хор

фольклор

Эстрадный вокал

Театральный кружок

Дети дошкольного возраста

2

0

1

1

0

5

2

1

4

2

Дети с 7-10

2

1

1

5

1

6

1

1

7

2

С 10-12 лет

1

1

1

2

1

8

0

2

10

2

Старше 12 лет

1

0

0

4

0

10

0

1

14

3


 

         

 

 

 

9. Недостаток деятельности РДК в просвещении жанров народного творчества, опрашиваемые указали на недостаточное проведения мероприятий данного направлении. Однако мероприятия по сохранению и приумножению народно-традиционной культуры проводятся согласно годовому перспективному плану и достаточно часто. Необходимо сделать вывод, что респонденты не всегда посещают   мероприятия.

Информация о работе Русское народное творчество и дети