Устное народное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 17:43, практическая работа

Описание работы

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. В связи с этим вторым своим назначением колыбельные песни могут быть рассматриваемы отчасти и как «рабочие» песни, неразрывно связанные с трудом и отображающие в себе ритмы трудового процесса.

Файлы: 1 файл

Читательский дневник.docx

— 102.91 Кб (Скачать файл)

 Раздел 1.  Устное народное  творчество

  1. Колыбельные песни: повествовательные,  императивные.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. В связи с этим вторым своим назначением колыбельные песни могут быть рассматриваемы отчасти и как «рабочие» песни, неразрывно связанные с трудом и отображающие в себе ритмы трудового процесса.

ТИПЫ:

  1. Императивные песни. По форме они представляют собой монолог, обращенный к ребенку, животным или мифологическим существам. В них содержатся пожелание сна и просьба не мешать спать, не пугать ребенка. Характерной особенностью императивных песен является употребление глаголов в повелительном наклонении.

А) Ходит сон по сеням,

А дрема по терему,

Ищет Валю в пологу,

Нагибком качелю.

Сон говорит:

«Надо Валю усыпить».

А дрема говорит:

«Надо Валю удремить».

Сон да дрема,

Накатитесь на глаза!

Б) Глупый Сон, Сон!

Неразумная Дрема!

Мимо ты ходишь,

Колыбели не находишь.

Тогда Сон и Дрему просили прийти к ребенку:

Сон да Дрема,

Приди к Ване в голова.

Сон да Дрема,

Накатися на глаза.

В) Приходи-ко дед-снотворник,

Дед-снотворник, бабка-дрема,

Сон с собою принеси,

Сладкий сон в корзинке медной,

Дрему в чаше оловянной,

Лентой шелковою мягкой

Повяжи ребенку глазки.

Лентой мягкой, золотою

ты прикрой ребенку веки.

Завяжи ты глазки крохе

Лентой шелковою мягкой,

Ты закрой малютке уши

Золотой своей серьгою.

  1. Повествовательные песни представляют собой самую большую группу колыбельных песен. Они не имеют ярко выраженной эмоциональной окраски и подчиняются функциональным требованиям. «Мать своим врожденным чувством поняла, что для ребенка нужны именно песни, умиротворяющие, светлые и монотонные». В них рассказывается об окружающем ребенка мире, о чувствах, заботах и тревогах матери.

А.Н. Мартынова делит повествовательные песни на следующие разновидности: 1) традиционные; 2) импровизационные; 3) произведения иных жанров, исполняемые как колыбельные; 4) тексты, имеющие литературный источник.

А) Не качай ты, коток,

Чужих деточек

Малолеточек.

Поди к нам ночевать

Да Ванюшу качать.

Кот осердился,

На печку спать ложился,

Онучи в голову клал

И Ванюшу не качал.

Б) Люли, люли, люлиньки,

Сели гули налюлиньку,

Стали гули ворковать,

Чем Ванюшу нам питать?

Чайком, молочком, сахарком,

Залетели в уголок,

Зажигали огонек,

Стали кашку варить,

Стали Ваню кормить.

В) А баю-баю, баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок

Под ракитовый кусток.

Там птички поют,

Тебе спать не дают.

2.Пестушки,  потешки, прибаутки.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. 

А) Потягунюшки, порастунюшки, 
Поперек толстунюшки, 
А в ручки фатюнюшки, 
А в роток говорок, 
А в головку разумок.

Б) Большие ноги 
Шли по дороге: 
Топ, топ, топ, 
Топ, топ, топ. 
Маленькие ножки 
Бежали по дорожке: 
Топ, топ, топ, топ, 
Топ, топ, топ, топ!

В) Водичка, водичка, 
Умой мое личико - 
Чтоб глазки блестели 
Чтоб щечки горели, 
Чтоб смеялся роток, 
Чтоб кусался зубок.

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

А) Сорока-ворона 
Кашу варила, 
Деток кормила: 
Этому дала, 
Этому дала, 
Этому дала, 
А этому не дала.

Б) Ладушки, ладушки! 
Где были? 
У бабушки. 
Что вы ели? 
Кашку. 
Пили? 
Простоквашку. 
Простоквашка вкусненька, 
Кашка сладенька, 
Бабушка добренька! 
Попили, поели, шу-у-у... 
Домой полетели, 
На головку сели, 
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

В) Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке) 
Сорока-ворона, 
Деткам отдала. 
(загибают пальчики) 
Этому дала, 
Этому дала, 
Этому дала, 
Этому дала, 
А этому не дала: 
— Зачем дров не пилил? 
— Зачем воду не носил?

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку.

А) Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому, 
Заиньке усатому, 
Кому в платок, 
Кому в зобок, 
Кому в лапочку.

Б) Петушок, петушок, 
Золотой гребешок, 
Масляна головушка, 
Щелкова бородушка, 
Что ты рано встаешь, 
Голосисто поешь, 
Деткам спать не даешь?

В) Сова, совинька, сова, 
Большая голова, 
На колу сидела, 
В стороны глядела, 
Головой вертела.

3. Скороговорки. 
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорка» поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

А) Ехал грека через реку. 
Видит грека: в реке рак, 
Сунул грека руку в реку - 
Рак за руку грека — цап! 
 
Б) Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа. 
 
В) От топота копыт пыль по полю летит.

4. Считалки: считалки - числовки, заумные считалки, считалки заметки.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды. 
 
А) «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.

Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам.  Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»

Б) «Конь вороной или барабан заводной?

- Бочку с салом или  казака с кинжалом?

- Шар тесать или по  воде плясать?

- Шар катить или воду  лить?

- Коней кормить или  печи топить?

- С неба стрельца или  с земли молодца?

- Дома быть или по  морю плыть?

- Сольвья или воробья?

- Шапки или фуражки?

- Наливное яблочко или  золотое яблочко?

- Сундук денег или золотой  берег?

- Травки – муравки  или золотой булавки?

- Лисицу в цветах или  медведя в штанах?

- Золотую чашечку или  серебряное блюдечко?»

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. 

А) Эна деу рики факи, 
Торба, орба, онба, смаки, 
Деу-деу, косметеу, 
Смаки бакас 
Б) Эники – беники, 
Ели вареники, 
Эники,  беники, 
Ба! 
В) Янзы, дванзы, 
Три каланзы, 
Пята, сота, 
Ты красОта, 
Стебень, дубень, 
Маков крест 

Считалки – числовки, или считалки с числами.  Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. 

А) Раз, два – голова, 
Три, четыре – платье шили, 
Пять, шесть – хлеб – соль есть, 
Семь, восемь – сено косим, 
Девять, десять -  муку весить

Б) Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы собрались поиграть. 
К нам сорока прилетела 
И тебе водить велела 
В) Раз, два – голова. 
Три, четыре – прицепили. 
Пять, шесть -  сено везть, 
Семь, восемь – сено косим. 
Девять, десять – деньги весить. 
Одиннадцать, двенадцать – 
На улице  бранятся, в избе ссорятся 
 
 
5. Прозвища и дразнилки.

Дразнилки — это короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени.

А) Вредина-вредина!

До дырки проедена,

Кое-как одета,

Твоя песня спета!

Б) Ну-ка, зайка, вылезай-ка!

Что ты спрятался в кустах?

Опусти-ка свои уши,

А то будешь в синяках!

В) Жадина-жадина,

Руки напомадены!

Кушай, кушай поскорей,

Но смотри, не растолстей!

Про́звище — это название, данное человеку помимо его имени, обычно указывающее на какую-либо заметную черту его характера, наружности, деятельности.

Фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по повести Железнякова. Один из ярких примеров негативного воздействия прозвища. Оно стало одним из немаловажных факторов отношения к главной героине, 12-летней девочке, которое чуть ли не привело к трагедии. Лена, подобно своему дедушке, придает гораздо большее значение внутреннему содержанию и нравственному здоровью своей личности, чем своему внешнему виду.. Испытывая на себе недоверие, зависть, недоброжелательность, непонимание или даже жесткость со стороны окружающих подростков, предательство мальчика, который вызвал в ней чувство первой любви, Лена показывает всем впечатляющий пример бескорыстия, прямоты, человеческого достоинства. А ведь все ее дразнили Чучело.

6. Поддевки

Поддёвка –  малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

А) Скажи двести.

Двести.

Голова в тесте!

Б) Скажи петух.

Петух.

Ты протух!

7. Садистские стишки.

Садистские стишки — жанр современного русского юмористического фольклора. Стишки представляют собой четверостишия с попарно рифмующимися строчками чаще всего в  дактиле, в которых рассказывается о гибели или получении увечий главным персонажем, причём обычно в результате некоего техногенного воздействия.

А) Маленький мальчик на лифте катался,

маленький тросик вдруг оборвался.

Мама подходит к куче костей:

«Где же кроссовки за 10 рублей?»

Б) Дочка у мамы просила конфетку.

Мама сказала: «Сунь пальчик в розетку».

Быстро обуглились детские кости.

Долго над шуткой смеялись все гости.

В) Маленький мальчик нашел пулемет,

больше в деревне никто не живет...

8. Загадки: загадки-иносказания, загадки-описания,  загадки-задачи, загадки-вопросы.

Загадки – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа.

А) Сорок одежек - все без застежек» - кочан капусты

Б) От чего утка плавает? От берега

В) А и Б сидели на трубе; А упало, Б пропало, что осталось? Буква и

9. Пословицы и поговорки.

Пословица - малая форма народного фольклора, поэтического творчества. Грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, несущее обобщённую мысль, вывод в ритмически организованной форме.

А) Служить бы рад – прислуживаться тошно!

Б) Готовь телегу зимой, сани летом.

В) Горбатого могила исправит.

Поговорка  - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы, лишена обобщающего поучительного смысла.

А) Два сапога – пара.

Б) Не в бровь, а в глаз.

В) Дуракам закон не писан.

 

Раздел 2.  Народные и литературные сказки

Народные сказки: сказки о животных, волшебные сказки, новеллистические  (бытовые)  сказки.

Сказка - это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества (см. статью: Фольклор. Устное народное творчество) и является наиболее известным для самого широкого круга читателей (детского и взрослого возраста). Это эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение авантюрного, волшебного или бытового характера в большинстве своем с установкой на вымысел.

Сказками называют разнообразные виды устной художественной прозы (это могут быть нравоучительные и поучительные рассказы о животных (звери, птицы, рептилии и т.п.), волшебные сказки, бытовые и авантюрные повести, сатирические анекдоты), из этого следуют различия и определенные сложности в определении ее специфических жанровых особенностей. Сказка очень близка следующим видам устной прозы: саге, преданию, легенде, сказу, от которых она отличается тем, что сказочник подает (рассказывает) ее, а слушатели воспринимают рассказ сказочника прежде всего как поэтический вымысел, как игру фантазии, иллюзорное и приукрашенное отражение действительности не имеющее место в реальной жизни, т.е. является плодом воображения сказочника.

Сказки о животных в настоящее время представлены в подавляющей своей массе главным образом для детей, так как в них (сказках о животных) проще объяснять ребенку, что есть хорошо, а чего делать нельзя, какими трагичными могут быть последствия неблаговидных деяний. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, медленно приближаясь к нравоучительной басне (см. басни Крылова). Сказки о животных, несложные по своей композиции, тяготеют к диалогу, который зачастую дается в песенно-стихотворной форме.

Информация о работе Устное народное творчество