Шпаргалка по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по теме "Основы русской журналистики".

Файлы: 1 файл

Основы русской журналисттики.doc

— 591.00 Кб (Скачать файл)

Мнемозина» была создана в 1824 г. как трехмесячный сборник, но последняя  книжка ее запоздала и вышла уже в следующем году. Инициатива издания «Мнемозины» принадлежала К.В. Кюхельбекеру, «Мнемозина» только названием и периодичностью напоминала альманах . В действительности же это был настоящий журнал и по составу и по характеру материалов. В «Мнемозине» имелись отделы: «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения», «Путешествия», «Критика и антикритика», «Смесь». Исторический и одновременно литературный альманах «Русская старина. Карманная книжка для любителей и любительниц отечественного» издавалась декабристом А.О. Корниловичем; вышла всего одна книжка – на 1825 г.

22. Публицистика и журналы 1820-1830 гг. Журнал «Русский вестник» и «Чтение в Беседе любителей русского слова».

«Русское слово»

Самой же распространенной газетой  в России стало «Русское слово» Сытина, перешедшее в 1902г. под редакторство Дорошевича. Король фельетонистов, как называли Дорошевича, поставил издание газеты на европейский лад, серьезно усилил информационную службу, отдел фельетона. Тираж газеты доходил до 100 тысяч экземпляров. Редактор постоянно уклонялся от партийных пристрастий и называл свой печатный орган «газетой здравого смысла».

В начале века приобрела популярность еженедельная газета «Право». Пропагандируя  идеи твердого буржуазного правопорядка и расширения личных прав граждан, она являлась как бы легальным отделением эмигрантского журнала «Освобождение».

В первые годы XX в. появляются научно-образовательные журналы («Вестник знания»), усиливается роль журнала «Образование» как ежемесячника «старого» типа. Ширится земское движение, что получает отражение в печати.

Нерешенность общественно-политических задач, тяжелое положение трудящихся классов стимулировали распространение  радикальной революционной печати. До 1905 г. она по-прежнему формируется  за границей. Социал-демократы, разделившиеся в 1903 г. на две фракции — большевиков и меньшевиков, издают газету «Вперед», журнал «Заря», газеты «Красное знамя», «Социал-демократ»; эсеры — «Революционную Россию», журнал «Вестник русской революции». В России в нескольких провинциальных городах (Нижний Новгород, Тула, Тифлис, Архангельск и др.) возникают местные нелегальные социал-демократические газеты.

«Русский вестник»

Органом либерально-консервативного  направления, прежде всего, оказался журнал М.Н. Каткова «Русский вестник», организованный в 1856 г. Журнал в канун реформ выступил за отмену крепостного права, устранение старой бюрократии, но при сохранении самодержавия и господствующего положения в стране дворян-помещиков.

После проведения крестьянской реформы  Катков все больше поворачивает вправо. Активно выступает против демократов (особенно Герцена и Чернышевского), порицает польское восстание 1863 г., заявляет себя патриотом-государственником. В журнале и газете «Московские ведомости», которую он приобретает в аренду с 1863 г., Катков критикует любые антирусские действия и намерения европейских держав, восстает против внутренней смуты либералов, разоблачает крамолу. «Только по недоразумению думают, что монархия и самодержавие исключают «народную свободу», на самом деле она обеспечивает ее более чем всякий шаблонный конституционализм».

«Мы называем себя верноподданными», — с гордостью утверждал публицист. Такая позиция находила немало сторонников, авторитет Каткова-журналиста был  достаточно высок.

Либеральные позиции заняли «Отечественные записки» Краевского, газеты «Санкт-Петербургские ведомости», «Наше время» и другие.

23. Перемены в жизни страны и журналистики после восстания декабристов. Второй Цензурный устав. Новая система цензуры.

Журналистика декабристов. Период деятельности декабристов, в том числе журналистской, охватывает почти 10 лет. Она начинается с создания “Союза спасения” и является следствием законотворческой бездеятельности царской власти после победы в войне 1812 года, которую выиграл народ ценой многих лишений и жертв. Организационная и пропагандистская работа декабристов строилась первоначально вокруг литературных обществ, в том числе и тайных. Это еще раз доказывает, что литература в России являлась способом реализации не только творческой деятельности, но и политической. Главное из этих обществ - Вольное общество любителей российской словесности. Его членами были Рылеев, братья Бестужевы, Корнилович, Кюхельбекер, Тургенев, Вяземский, Сомов и другие. Они готовили агитационные произведения для тайного распространения среди солдат. Для агитации дворян распространяли рукописные неисправленные цензурой тексты произведений Пушкина и Грибоедова. Однако использовали и легальные пути – подцензурную печать. Писали для журналов критические и исторические статьи, в которых высказывали попутно свои суждения. В 1811 г. цензурный комитет ужесточает правила и проводит “цензурную ревизию” изданных книг и периодических изданий. Ее цель – “обуздание печати”. Запрещается писать о крепостном праве и даже упоминать о нем. В периодике становится почти невозможным обсуждать общественно-политическую жизнь страны. Приходилось говорить намеками, проводить исторические параллели, использовать эзопов язык. С деятельностью декабристов связаны журналы “Сын отечества” (1816-1825), “Соревнователь просвещения и благотворения” (1818-1825), “Невский зритель” (1820-1821) и альманахи “Полярная Звезда” (1823-1825), “Мнемозина” (1824-1825) и “Русская старина” (1825).  
^ Литературная деятельность А.А.Бестужева. Он был одним из активных авторов, писавшим для легальных изданий. Он строил свои статьи как литературно-критические обозрения. Русская журналистская практика показывает большой интерес редакций к обозрению литературных явлений. Несмотря на сложность политической жизни, в первой половине XIX в. журналы довольствуются этим жанром. Он играет роль трибуны для обсуждения важнейших вопросов дня. Герцен писал по этому поводу: “...у народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести”. Литературно-критическая форма не заслоняла острого публицистического разговора о современности, но придавала ему особое звучание эмоциональностью и образностью авторского стиля. Первая статья Бестужева - об историческом развитии русской словесности “Взгляд на старую и новую словесность России”. Он прослеживает развитие словесности от древнерусских летописей до современных произведений. В ней при анализе видно, что одно из главных мест принадлежит выявлению политических причин, влияющих на развитие литературы. Подробно исследует политические “препоны, замедляющие ход просвещения и развитие словесности в России”. Выделяет положительные национальные черты древних славян, которые хотел бы видеть в современниках - мужественность, торжественность и возвышенность. Отмечает ослабление свободолюбивого духа, воодушевлявшего народ в 1812 г., и видит причину в том, что слишком мало университетов, гимназий и пр. учебных заведений “разливает свет наук”. Феодальная “умонаклонность” дворян, считающих зазорным всякий труд, даже литературный, тормозит просвещение и развитие литературы. Декабристы боролись с предрассудками дворянства – их ненавистью к знанию и литературе, постулатами крепостной этики. Истинный смысл литературы видит в ее глубоко общественном, политическом характере, отвергающем романтическую мечтательность. Декабристы стремились подготовить общественное мнение России к социальным переменам, используя литературные журналы, альманахи. Их литературный штаб - Вольное общество любителей российской словесности. Они приобщались к участию в периодических изданиях – “Мнемозина”, “Невский зритель”, “Соревнователь просвещения и благотворения”. Издавали свой альманах – “Полярную звезду”. Восстание декабристов, как известно, провалилось. Главные организаторы – казнены, участники – сосланы. И наступила расплата для всего общества.  
^ Цензура и ее ужесточение после декабрьского восстания. После восстания декабристов был усилен контроль за “направлением умов”, Николай I учредил особую полицию – жандармов (“вооруженная инквизиция” по Герцену). Появилась государственная тайная полиция – Третье отделение. Его возглавил А.Х.Бенкендорф. Усилилась цензура – было предписано, чтобы ни в одной из газет не содержалось “суждения о политических видах его величества”. Допускались лишь некоторые перепечатки политических сообщений из “Санкт-Петербургских ведомостей” и “Санкт-Петербургской газеты”, которая издавалась на французском языке министерством иностранных дел. Новый цензурный устав (1826) вместо прежнего (1804). Была создана сложная система цензуры: Главное управление цензуры при Министерстве народного просвещения, Верховный цензурный комитет, состоящий из трех министров – просвещения, внутренних и иностранных дел; Главный цензурный комитет в Петербурге и три цензурных комитета в крупных городах – Москве, Вильне (ныне Вильнюс, Литва) и Дерпте (ныне Тарту, Эстония). Главная цель – борьба с “вольнодумными сочинениями”. Запрещалось печатать статьи о современной политике и рассуждения, в которых заметны мысли “о происхождении законной власти не от бога” и излагаются взгляды, противные христианской религии. Особый контроль был учрежден за периодическими изданиями. Один из параграфов цензурного устава запрещал печатать “места из сочинений или переводов, имеющие двоякий смысл”. Можно было запретить сочинения лишь “за двоякий смысл” и намеки. Этот устав называли “чугунным” и говорили, что даже “Отче наш” в его свете можно истолковать как опасное политическое сочинение. Недовольство публики привело к принятию нового устава в 1828 г. Он запрещал публично обсуждать дела политические и государственные. Изменилась структура органов цензуры: Главное управление цензуры и цензурные комитеты в Петербурге, Москве, Вильне (ныне Вильнюс, Литва), Риге, Киеве, Одессе Тифлисе. В состав главного цензурного комитета помимо трех министров вошел представитель Третьего отделения. И вся цензура оказалась под началом шефа жандармов – А.Х.Бенкендорфа.  
^ Журналистика периода после восстания декабристов 1825 г. В связи с запретами цензуры русская журналистика развивалась в русле научно-литературных интересов. Нужно было немало изобретательности русским журналистам – Пушкину, Полевому, Белинскому, чтобы обсуждать в печати вопросы политической жизни. Они прибегали к иносказаниям, намекам, “эзопову языку”. Но возникали и новые газеты, которые издавали “благонадежные издатели”.

24. Журналистская деятельность  Пушкина А.С. Журнал «Современник».  Общие черты журналистики и  публицистики 1840-1860 гг.

«Современник» Пушкина

В 1836 г. Пушкин добился права издавать свой собственный журнал под названием «Современник». По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. Пушкину не разрешили издавать общественно-политический журнал, а тем более газету, хотя он стремился к этому. Тем не менее орган печати, организованный поэтом, — примечательное явление. Пушкин повел «Современник» в традициях «Полярной звезды» декабристов, отдавая предпочтение русским авторам.

В журнал был привлечен Н.В. Гоголь как писатель и публицист. Статья Гоголя «О движении журнальной литературы» в первом номере «Современника» является ярким документом журнальной полемики передовой журналистики против журнального триумвирата. Пушкин печатает несколько полемических заметок, отбирает только оригинальные произведения отечественных авторов, широко публикует материалы об Отечественной войне 1812 г.; закладывает основы русского очерка, публикуя главы из «Путешествия в Арзерум»; высоко оценивает факт присоединения Кавказа к России, а не к Турции.

Читатели возлагали большие  надежды на пушкинский «Современник». Положительно отозвался о первом номере журнала Белинский. Пушкин мечтал расширить программу издания, пригласить в журнал Белинского. Однако трагическая смерть Пушкина в 1837 г. помешала осуществлению журнальных планов поэта.

 

25. Политические тенденции 40-50 гг., их влияние на журналистику. Издания «официальных народников».

Журналистика 40-х годов XIX в. ознаменовалась важным шагом вперед, и связано это, прежде всего, с деятельным участием в ней Белинского.

Белинский первым, исходя из реальной обстановки 40-х годов, серьезно двинул вперед принципы журнализма. Он прекрасно изучил и оценил опыт Карамзина, Пушкина и Полевого — наиболее ярких журналистов первой трети XIX в.

В условиях нарастания противоречий крепостного уклада, усиления крестьянских бунтов против помещиков острее, чем при декабристах, встал вопрос о путях дальнейшего прогресса, путях развития России, о выработке правильной революционной теории.

В этих условиях сформировались такие  идеологические течения, как «официальная народность» (М.П. Погодин, С.П. Швырев), «славянофилы» (И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.), «западники» (В.П. Боткин, Т.Н. Грановский). В рядах «западников» очень скоро выделилась группа революционных демократов (Белинский, Герцен).

«Отечественные записки» Краевского

Каждое течение стремилось к  изданию своих печатных органов  ради изложения программных положений. Сторонники «официальной народности»  были консервативны: ничего не хотели менять в жизни, только укреплять  настоящее, т.е. самодержавие и православие. Славянофилы, критикуя многие недостатки русской жизни, пытались искать идеал общественного устройства в отдаленном прошлом, представляемом в идеализированном виде, отстаивая самобытность России. «Западники» видели образец общественного устройства в развитии мирным путем европейских буржуазных отношений. И только революционеры-демократы, желая европеизации России, не останавливались на буржуазном правопорядке, стремились к социализму, к справедливому обществу без эксплуатации и частной собственности. Однако в условиях 40-х годов, когда надо было еще подготовить широкое общественное мнение в пользу отмены крепостного права, просвещения и прогресса, «западники-либералы и революционные демократы могли сотрудничать вместе в таких изданиях, как журнал «Отечественные записки». Журнал «Отечественные записки», издававшийся с 1818 г. как исторический, далекий от злобы дня, обрел новую жизнь с 1838 г. под редакцией А.А. Краевского.

Первоначальный успех журнала  был построен на противопоставлении «Библиотеке для чтения». Все, кто пострадал от бесцеремонности Сенковского и его союзников по триумвирату, объединились вокруг нового журнала и вступили в конкурентную борьбу с полуофициозной и подчас пошлой журналистикой, стоявшей на пути прогресса.

Главная сила популярности «Отечественных записок» связана с именем Белинского, который переехал из Москвы в Петербург и с 1839 г. начал активно сотрудничать в журнале как литературный критик и публицист. При нем энциклопедический журнал Краевского приобрел четкое направление, которое проводилось через все отделы журнала, но прежде всего через отдел критики и библиографии. Отсутствие в России других форм проявления общественной деятельности предопределяло в XIX в. такое значение литературы, литературной критики и библиографии. Вскоре в журнале приняли участие такие выдающиеся русские литераторы и журналисты, как Н.А. Некрасов, А.И. Герцен, И.И. Панаев, Н.П. Огарев. Здесь печатаются М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев и другие писатели.

Постепенно журнал становится рупором борьбы против крепостничества, рутины, застоя, азиатчины. Большую роль здесь сыграла защита гоголевского направления в литературе как направления критического реализма. Не менее важным оказалось критическое отношение к идеализму в области философии. Статьи Герцена по философским вопросам «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы», опубликованные в журнале, были высоко оценены современниками как защита передового, материалистического мировоззрения. Белинский и Герцен истолковывают философию как алгебру революции.

Белинский выступает как активный полемист против всех противников прогресса, а также против апологетов буржуазных отношений, начинается полемика со славянофилами. Памятниками этой борьбы являются статьи Белинского «Педант», «Парижские тайны», «Ответ "Москвитянину"», годичные обзоры литературы и др. Белинский превратил «Отечественные записки» в политическую трибуну борьбы против крепостничества, подготовки общественного сознания к неизбежности отмены крепостного права. Разбирая произведения Лермонтова, Пушкина, Гоголя, он выстроил свою систему ценностей в русской литературе, дал глубокое истолкование их творчества.

Статьи Белинского были проникнуты горячей любовью к родине. Критик-публицист  защищает человеческое достоинство  в людях, просвещение, высокую нравственность; проповедует передовое искусство и литературу. Особенно удачно работает критик в жанре обозрений. Его статьи, по свидетельству современников, читали с жадностью. Были случаи, когда молодые люди перекупали право первому прочитать журнал с материалами Белинского. «Отечественные записки» скоро стали самым популярным журналом. В 1846 г. они имели 4 тысячи подписчиков. В условиях кризиса крепостнического строя публицистика Белинского и Герцена, стихи Некрасова явились важным фактором общественной жизни, борьбы за прогресс, социализм.

Однако политическая осторожность и эксплуататорские склонности Краевского заставили в 1846 г. уйти из журнала  Белинского, Некрасова, Герцена и  других.

«Современник» Некрасова

В 1846 г. Некрасов и Панаев приобретают у П.А. Плетнева журнал «Современник», основанный Пушкиным. Идейным руководителем журнала становится Белинский. 1847—1848 гг. — короткий, но самый замечательный период в журналистской и общественно-политической деятельности Белинского. Понять его можно только в свете знаменитого «Письма к Гоголю» — единственного произведения Белинского, написанного без оглядки на цензуру и известного долгое время только в рукописных списках. В этом произведении публицист выступил в защиту гражданского значения литературы, против крепостников и самодержавной формы правления, против догматов православной церкви. Самыми важными, насущными задачами своей страны он провозгласил уничтожение крепостного права, отмену телесного наказания и введение элементарной законности. Осуществление этих требований обеспечило бы прогресс России. С этих позиций и оценивает Белинский состояние литературы, журналистики, ведет полемику со всеми, кто мешает общественному и социальному прогрессу страны. Его обозрения русской литературы за 1846 и 1847 гг., статьи по поводу последних произведений Гоголя («Выбранные места из переписки с друзьями») стали манифестом передового движения России, хотя многие литераторы не согласились с оценкой Белинского «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя, увидев в этой книге важные религиозно-нравственные искания русского писателя.

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"