Шпаргалка по "Социологии журналистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология журналистики"

Файлы: 1 файл

Sotsiologia_zhurnalistiki_-_otvety_na_voprosy.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

СОЦИОЛОГИЯ  ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Вопрос 1: Предметное поле социологии журналистики

 

Социология же данной отрасли сосредотачивается на изучении социальных аспектов функционирования СМИ, задаваясь следующими вопросами:

■       каково место СМИ в системе социальных коммуникаций, в чем специфика ее функций для различных социальных субъектов; каковы результаты воздействия (и есть ли оно) на становление и развитие социальных общностей;

■       как в обществе распределяются информационные ресурсы и каковы социальные отношения по этому поводу;

 

Вопрос 2: СМИ как вид социальных коммуникаций

 

СМИ – часть массовых коммуникаций. Массовые же коммуникации – те, по которым обращается, создается, распространяется и потребляется, массовая информация. Иными словами: массовая коммуникация – это процесс обращения информации в больших, рассеянных в пространстве общностях. Средства массовой коммуникации – это те каналы, по которым осуществляется процесс массовой коммуникации (печать, теле- и радиовещание и др.).

Существуют организации, которые профессионально используют средства массовой коммуникации – телевещание, печать, радиовещание, Интернет. Это и журналистские, и рекламные организации, и организации, действующие в сфере паблик рилейшнз. Однако такие каналы используются не только профессиональными организациями. Слухи и надписи на стенах – это тоже массовые коммуникации.

С появлением Интернета  аудитория получает возможность  освободиться от зависимости от профессиональных производителей информации, обмениваться информацией со многими другими людьми и одновременно, и «напрямую». От этого их общение не перестает быть массовым: основные ресурсы Интернета открыты для всех. Тогда все это – случаи массовой коммуникации, а Интернет ее средство. По крайней мере, в значительной части, ибо,  в этом пространстве есть место разным видам социальных коммуникаций.

В Интернете происходит то же, что и с другими институтами  массового общества: в магазины приходят все, кто хотят; турпутевки покупают все, у кого есть на это деньги. И  голосовать приходят все те, кому уже 18 лет и кто не лишен по суду этого права. В большинстве случаев ограничения – личные пристрастия и платежеспособность.

В нашем случае важно  подчеркнуть вот что: в торговле, как и в любом виде сервиса, действуют специализированные организации, которые подчиняются определенным нормам, регулирующим данный вид деятельности. Эти нормы могут быть юридическими (законы и подзаконные акты) и морально-этическими (уставы, хартии, кодексы). Несанкционированная торговля «с рук», как известно, запрещена. Но есть и некоторая самодеятельность: например, опекаемые местными властями «блошиные рынки».

В производстве и распространении  информации также есть и специализированная деятельность, и самодеятельность, как разрешенная (чаты в Интернете), так и несанкционированная (граффити на стенах). И та, и другая деятельность, как уже говорилось, может относиться к массовым коммуникациям.

Под СМИ как части  массовых коммуникаций, так исторически  сложилось, понимаются специализированные организации, работники которых  заняты профессиональной деятельностью по сбору, обработке и распространению массовой информации.

В это понятие включают и каналы, по которым эта информация распространяется. Специалисты, занятые  в данной сфере – представители  разных журналистских профессий. В американском обществоведении также более других распространена точка зрения, согласно которой СМИ «осуществляют массовую коммуникацию с помощью профессиональных журналистов, которые совершают сбор информации и ее распространение с учетом специфики реципиентов» (людей, получающих сообщения – Авт.)Последнее – учет получателя, потребителя – характерная черта целесообразной производящей любой товар деятельности.

Кроме профессионализма, для выделения СМИ существенна  еще и заданная, обусловленная  договором с читателем (подписка) или просто заявленная периодичность, так как в функции СМИ входит оперативное информирование аудитории. Известный специалист по праву в области деятельности СМИ М.А. Федотов подчеркивает, что результат деятельности СМИ имеет «форму периодического издания, радио-, теле-, видео…или иную форму периодического распространения массовой информации».

Некоторые специалисты  склонны включать в круг СМИ (mass media) такие носители информации как телетекст, рекламные щиты и панели, домашние видеоцентры и др. Однако, это не представляется обоснованным: ведь именно благодаря своей периодичности СМИ могут выполнять те функции, ради которых они существуют. Рекламный же щит, при всем профессионализме его изготовления, никоим образом не рассчитан на периодическое обновление, а его содержание и функции носят весьма ограниченный характер: продвижение товара или услуги.

Точно так же и в  Интернете к СМИ следует относить ресурсы, созданные журналистами, имеющие  определенную периодичность, т.е. заданный создателями режим обновления контента.

Еще более важные признаки, выделяющие СМИ среди других каналов  и носителей информации, связаны  с содержанием распространяемой информации. Назначение СМИ – отражение общества, а не жизни и деятельности «себя любимых». Это позволяет довольно легко отличить их от разнообразных каналов продвижения брендов, товаров, услуг, в том числе презентационных корпоративных сайтов.

Таким образом при  попытке поиска критериев для  выделения СМИ среди сначала  всего круга социальных коммуникаций, а затем – коммуникаций массовых напрашивается вывод, что искомые социальные институты требуют описания по целому ряду критериев.

 

Вопрос 3: Функции социальных коммуникаций в обществе. Универсальная формула Г. Лассуэлла.

 

чтобы описать коммуникацию, нужно ответить на пять вопросов: Кто говорит? (Who says?); Что говорит? (What says?); По какому каналу? (What channel by?); Кому говорит? (Whom says?); С каким эффектом? (What effect with?). Учитывая, что все эти вопросы начинаются с буквы W, модель была названа 'пять дабл ю'.

Согласно Г. Лассуэллу, любая коммуникация состоит из следующих  звеньев:

 

Чтобы получить разностороннее представление о СМИ как виде массовых коммуникаций, ответим на вопросы, введенные в указанную  формулу.

1. Кто говорит? (коммуникатор): в этом случае - институциализированный, т.е. выступающий как зарегистрированная или самоидентифицирующаяся в своем качестве организация (юридическое лицо), имеющая определенные законом права и обязанности, льготы и полномочия. Так, аккредитация при государственных учреждениях или на событиях вытекает из официального статуса коммуникатора.

Это корпоративный производитель  информации. Как правило, его деятельность подразумевает разделение труда, распределение  обязанностей по планированию, сбору, отбору и подготовке информации к распространению.

Здесь коммуникатор профессиональный, его деятельность требует специальной подготовки и тренинга, является для  него основной в системе общественного  разделения труда.

СМИ устроены таким образом, что центр производства контента - в редакции (бюро, агентстве, холдинге, других учреждениях), а не на полюсе аудитории. В процессе развития теории и социологии СМИ многие исследователи пришли к выводу: несмотря на специфику разных стран и политических режимов, общим для них является то, что функционирование этих организаций зависит от коммуникаторов. Это так даже в Интернете, где интерактивные возможности, казалось бы, делают революцию, чуть ли не уничтожают поляризацию ролей в данном виде общения. Однако и интернет- СМИ остаются устроенными по указанному принципу.

2. Что говорит? Передаваемое средствами массовой информации содержание (контент) есть массовая информация. Оно:

- универсально по тематике (даже в специализированных изданиях  много внутритематических рубрик в рамках одной тематической области) и видам (хроника, аналитика и т.п.);

- универсально по интенциям  (намерениям) их целям коммуникаторов: пропаганда, просвещение, инструктирование, развлечение. Это не исключает  специализации отдельных каналов на определенных по своим интенциям сообщениях (научно-познавательные журналы, например);

- общедоступно или  специализировано в расчете на  определенную, но достаточно широкую  по каким-либо параметрам категорию  получателей (например, адресовано  предпринимателям, но из разных сфер деловой активности);

- актуально для широкой  по социальному составу аудитории,  т.е. связано с ее потребностями,  интересами, переживаемыми проблемными  ситуациями;

-посвящено жизни социума  (общества) или какой-либо его  части, но не самой производящей контент организации (в последнем случае мы имеем дело с корпоративными изданиями, презентационными сайтами);

- включает массовую  информацию, порожденную как самой  журналистикой, так и в иных  сферах. Масштабы территориального и социального охвата изначально предопределили использование СМИ в качестве носителей разной по природе информации, условно говоря - собственной и 'чужой', или собственного и несобственного производства. Каналы СМИ оказались необходимыми для распространения официальных документов, рекламы, произведений художественной культуры, ПР-материалов.

3. По какому каналу? Здесь важно учесть не только технические, но и социальные стороны организации коммуникации. СМИ в качестве своей инфраструктуры имеют технические средства фиксирования и распространения информации - промежуточные носители типа диктофонных, письменных, магнито- и видеофонных записей, дисков и дискет, а также средства тиражирования и передачи на расстояние этой информации.

Возможности тиражирования или широкого вещания (broadcasting) делают такие коммуникации рассеянными, не направленными, с одной стороны, и приспособленными для потребления информации множеством реципиентов, причем с 'доставкой на дом' или в иные удобные для потребителя места - с другой. Именно это отличает их от других видов массовой коммуникации (наружная реклама или 'стена В. Цоя').

Среди социальных качеств  каналов, относящихся к СМИ, есть специфические для них. Так, выпуск изданий, теле- и радиопрограмм  построен на регулярной основе, о чем извещается и аудитория (публику-

Разные виды коммуникаций  в Интернете

массовые коммуникации - те, что рассчитаны на численно большие, рассредоточенные анонимные, вероятностные по составу и количеству гетерогенные (образованные из представителей разных групп) аудитории. СМИ являются частью массовых коммуникаций, но имеют свою специфику: институциализированный, корпоративный и профессиональный характер сбора, обработки, распространения информации; периодичность выпуска; универсальность, общезначимость содержания, видов информации и др. Эта часть массовых коммуникаций составляет объект социологии СМИ.

 

Вопрос 4: Новая  информационная реальность конца XX – начала XXI в.

 

Конец XX - начало XXI века знаменует устойчивое увеличение масштабов применения информационных технологий, что сопровождается виртуализацией человеческой деятельности. Основу современного общества, как отмечает М. Кастельс, составляют «сетевые» структуры. Именно через сети происходит становление новых форм различных социальных институтов, структур и сообществ. Известно, что «...каждое техническое достижение было прочно сцеплено с необходимыми психо-социальными трансформациями. Одной из острых проблем современности является противоречие между процессом глобализации мира и стремлением к идентичности локальных культур. Редукция априорной идентичности приводит к накапливанию потенциала для формирования глобального сетевого государства, объединяющего граждан новой социальной формации. Кроме того, возрастают риски социального отчуждения граждан посредством вовлечения в электронную виртуальную реальность. Подобное вовлечение вызвано отчасти необходимостью организации трудовой деятельности граждан, в основном же - «легкой» возможностью ухода от действительности.Генезис электронной социализации затронул такие сферы общественной жизни как экономика, политика, образование и др. Причем переход в виртуальное пространство происходит не только на уровне сетевых технологий, но и в рамках некомпьютерной виртуализации социальных институтов: «Мы живем в эпоху политики образов и образов политики». Политическая власть все больше приобретает статус института имиджа, подкрепленного рейтингами, имиджмейкерами, пресс-секретарями и прочей атрибутикой современной политической жизни. Экономический рынок насыщен образами товаров, продаваемых посредством рекламы, а экономический процесс, то есть производство стоимости, со сборочных конвейеров перемещается в рекламное агентство. Налицо непроясненность проблемы продуцирования и характера корреляции глобальной виртуализации общества: спровоцированная развитием мультимедийных технологий виртуализация провоцирует, в свою очередь, развитие подобных технологий. Современные процессы виртуализации столь стремительны, что с трудом поддаются прогнозированию, а между тем, предметное поле социально-философских исследований данной проблемы только начинает складываться. Поэтому возникает необходимость в выработке методологии исследования виртуальной реальности в аспекте социально-философских, социально-психологических, социологических и других проблем, а также в обосновании концепции виртуальной реальности как социально-философского явления. Для прогнозирования динамики виртуализации требуется выявление механизмов продуцирования виртуальной реальности, ее экзистенциальной природы, определение форм выражения данных процессов, этапов их институализации. Наступление эры электронной цивилизации было предсказано такими исследователями, как Э. Тоффлер, Дж. К. Гэлбрейт, П. Друкер, Д. Белл и др. Между тем, глобальные выводы были сделаны не сразу, например, Д. Белл в своей, ставшей классической, работе «Грядущее постиндустриальное общество» рассматривал электронно-вычислительную технику лишь как одну из наукоемких отраслей и как необходимое средство решения сложных задач с применением системного анализа теории игр. Позднее Д. Белл, исследуя социальные рамки информационного общества, приходит к выводу: «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях». Э. Тоффлер в своей работе «Третья волна» выявляет социально-экономические тенденции, сопровождающие развитие информационных технологий, в частности, он предсказывает повышение интерактивности средств массовой информации за счет внедрения новых сетевых средств компьютерных технологий. Новым этапом в исследовании социально-философского аспекта электронного общества являются работы М. Кастельса. Выделяя информацию как ресурс, наиболее легкий для проникновения через границы времени и пространства, М. Кастельс показывает роль сетевых структур: «Именно сети составляют новую социальную морфологию наших сообществ, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью». Таким образом, «власть структуры оказывается сильнее структуры власти», а принадлежность к той или иной сети, наряду с динамикой развития одних сетей по отношению к другим, выступает, по Кастельсу, в качестве важнейшего источника власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии журналистики"