Шпаргалка по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по теме "Основы русской журналистики".

Файлы: 1 файл

Основы русской журналисттики.doc

— 591.00 Кб (Скачать файл)

8. Сатирические журналы 1769-1774 гг.

Новая полоса в истории русской  журналистики совпадает с началом  царствования Екатерины 2. К этому  времени культурный, идейно-политический уровень русского общества значительно повысился. В конце 1760-х гг. начался новый, интенсивный и очень значительный подъём русской журналистики. Он происходил уже в иных условиях: петровские преобразования укрепились, Россия приобрела большое политическое влияние в Европе, усилилось самодержавие. Перед вторым поколением прогрессивных русских писателей 18 в. встала задача борьбы с наиболее дикими формами самодержавия и крепостничества. Особенно большое влияние на рост общественного самосознания того времени оказал роспуск Комиссии для сочинения проекта Нового уложения. Комиссия эта не оправдала надежд Екатерины, т.к. между депутатами возникло множество споров, особенно по поводу положения крепостных крестьян. В работах комиссии принимали участие многие писатели различных политических убеждений и социальной принадлежности, а потому прекращение работы комиссии вызвало чересчур оживлённые толки. Чтобы успокоить общественное мнение, разъяснить причины роспуска Комиссии и попутно изложить основные принципы правительственной политики, Екатерина решает выпустить сатирический журнал под названием «Всякая всячина» (с 1769 г.). Выход этого журнала способствовал резкому увеличению количества периодических изданий. Вслед за ним появляются «И то, и сио», затем «Ни того, ни сего», «Поденьшина», «Смесь», «Трутень», «Приятное с полезным» и, наконец, «Адская почта». В них уже нет схематичности и абстрактности, сатирическая журналистика этих лет полна движения, борьбы, резкостей, столкновений, нападок, дерзких намёков. Журналы целили в определённые личности, и даваемые ими условные имена превращались в условленные обозначения определённых лиц. Такая сатира на «лица» не могла не возмутить Екатерину, и начинается длительная и ожесточённая полемика по вопросу о допустимом характере сатиры между ней и неким Правдулюбовым (по мнению Беркова, за этим псевдонимом скрывался издатель «Трутня» Новиков. А.С.). Этот спор постепенно превращался в борьбу за свободное общественное мнение, за право писателей быть рупором интересов народа, а затем незаметно, но неизбежно перешёл в борьбу с самодержавием, точнее, с Екатериной как с нарушительницей идеала истинно добродетельного государя. Кроме того, Новиков и его соратники поставили вопрос о положении крепостных крестьян. Они настаивали на прекращении злоупотребления владельческими правами. Однако их позиция была половинчатой, непоследовательной. В этом споре «Всякая всячина» занимала правый фланг, колеблющаяся и компромиссная «Адская почта» - центр и решительные «Смесь», «Трутень» и «Живописец» - левый фланг. Кроме этого, освещались такие темы, как борьба с бюрократией и с галломанией (подражанием французам) и отношения издателей между собой. Итак, уже появилось стремление бороться с отрицательными явлениями тогдашней действительности с помощью сатиры, хотя и приходилось изображать отрицательные явления современности в обобщённом виде. И здесь выделяются 2 стиля, которые можно назвать классическим (характерен, например, для Новикова) и реалистическим (А.Н. Радищев). Классический стиль, как бы не доверяя способности читателя анализировать литературный материал и делать из него выводы, проделывал весь этот процесс за него: герой получал «говорящее» имя, которое и определяло внутреннее содержание этого персонажа (например, Безрассуд, Надмен, Забылчесть и др.). Принцип обобщения в классическом стиле проявлялся в выделении какой-нибудь черты характера героя и в обозначении этой черты «говорящим» именем. Принципиально иной подход к обобщению находим мы у сатириков-реалистов. Их герои называются Григорий Сидорович, Трифон Панкратьевич, Акулина Сидоровна или – по признаку социальному – старший крестьянин, барин, приказчик. Здесь мы имеем дело не с простым обобщением, а с типизацией. И Трифон Панкратьевич, и Григорий Сидорович – помещики, жестоко эксплуатирующие своих крепостных; однако читатель никогда не спутает одного с другим. В их сатирической характеристике, помимо общих черт помещика-тирана, есть ещё глубоко индивидуальные черты, делающие каждого из них в полном смысле художественным образом.

Но уже к 1770 г. интерес к сатирическим журналам резко падает. Это произошло потому, что наступление реакции сузило круг разрешённых тем. Сатиры на дурных стихотворцев и подражателей французам не могли уже так занять публику, как обличение дурных судей, помещиков и т.д. Самым значительным из сатирических журналов, вышедших в свет после 1769 г., был новиковский «Живописец» (1772 – 1773). Наконец, в 1774 г. выходил последний из журналов данного жанра, также принадлежащий Новикову, - «Кошелёк». Конечно, время было уже не то, и практически единственной темой, освещавшейся в этом журнале, была борьба с галломанией. Вскоре журнал закрыли (возможно, по требованию французского посла), и сатирическая журналистика прекратилась. Причин этому было две. Первая и важнейшая заключалась в том, что неосторожный опыт Екатерины со «Всякой всячиной» показал всю опасность свободы слова для уже столь просвещённой передовой части русского общества, которая решительно пошла на борьбу с самодержавием и крепостничеством. Второй причиной были внутренние события в России 1773–1774 гг., а именно пугачёвский бунт. Журналы Н.И. Новикова, И.А. Крылова и Н.М. Карамзина. Эти издания продолжают и развивают уже сложившуюся традицию создания русских сатирических и литературных журналов XVIII в.

Журналы Н.И. Новикова представляют собой особое явление в российской журналистике. Они были среди первых изданий, где начали писать о политике и экономике, обсуждать проблемы крепостного права, и другие острые вопросы. Журналы Новикова стали заметной вехой развития русской журналистики и способствовали продвижению отечественной литературы к реализму. Их можно разделить на две группы: 1) сатирические: «Трутень» (1769-1770); «Пустомеля» (1770); «Живописец» (1772); «Кошелек» (1774); 2) тематические: «Древняя российская вивлиофика» (1774); «Санкт-Петербургские ученые ведомости» (1777); «Утренний свет» (1777); «Модное ежемесячное издание или Библиотека для дамского туалета» (1779); «Московское ежемесячное издание» (1781); «Вечерняя заря» (1782); «Городская и деревенская библиотека» (1782-1786); «Покоящийся трудолюбец» (1784).

9. Журналистская деятельность  русского просветителя Н.И. Новикова. Особенности русского просветительства  и гуманизма (на примере текстов).

Особое место в истории русской  журналистики занимает Николай Иванович Новиков. Он не имел знатного происхождения - сын мелкого помещика, первоначальное образование получил у деревенского дьячка, из гимназии при Московском университете был исключен за леность и нехождение в классы, языкам не обучен, а все знания, которые помогли ему занять достойное место в истории русской культуры, приобрел лишь на военной службе.

Получив чин унтер-офицера в  награду за поддержку Екатерины II во время переворота, он был послан в числе прочих гвардейцев для  работ "по письменной части" в  Комиссию Депутатов для составления проекта нового уложения. Н.И.Новиков вел журналы как заседаний отделения, так и общих собраний депутатов. Во время докладов императрице он же и зачитывал выдержки из них. Тогда-то он и познакомился с Екатериной II лично. А через год, получив чин прапорщика Измайловского полка, решил оставить службу ради издательской деятельности.

Быть может, в этом решении немалую  роль сыграло и то, что императрица  под псевдонимом взялась за издание  журнала "Всякая всячина", чтобы  воздействовать на нравы общества. Послужить своему Отечеству пером просветителя решил и Н.И.Новиков. Общая некультурность, французомания, казнокрадство, ложь и государственная несправедливость почти не находили отклика во "Всякой всячине".

С этим оказался не согласен "Трутень". Журнал, который стал издавать Н.И.Новиков, сразу же внес дух боевой полемики в русскую журналистику той поры. Бездельник, изображенный во "Всякой всячине", по мнению Н.И.Новикова, - настоящий трутень. А настоящий гражданин Отечества должен быть полезным обществу. "Трутень" спорил с "бабушкой" русской журналистики - "Всякой всячиной" по всем вопросам. Он даже упрекал автора журнала в плохом знании русского языка, делая вид, что не знает, с кем переписывается и спорит. Дерзость эта не имела еще себе равной. Тем более, что другие журналы того времени, сделав вид, что тоже не знают, кто скрывается под псевдонимом, поддержали Н.И.Новикова, заявив: "бабушка" выжила из ума.

И "Трутень" закрылся. Но Н.И.Новиков  почти тут же выпускает книжку нового журнала "Пустомеля". Второй номер "Пустомели" стал последним. Немного переждав, Н.И.Новиков приступает к изданию еженедельного сатирического журнала "Живописец". Восхищаясь анонимным драматургом, он приписывал ему борьбу с пороками общества злоупотреблениями власти и развратными поступками. Анонимным автором разбираемых пьес была Екатерина II, вовсе и не помышлявшая о борьбе с общественными недостатками. Но нельзя же ей было во всеуслышанье заявить, что Н.И.Новиков не верно ее понял, что ее совершенно не волнуют нравы россиян. На втором году издания "Живописец" заметно сник, - издателю дали понять, что осторожность ему не помешает, - и вскоре совсем прекратил свое существование.

Но то, что они сделали - "Трутень" и "Живописец" - для развития журналистики, с первого раза даже трудно понять. Во-первых, публицистика превращается в оружие против власти. Вряд ли Петр I, создавший первую русскую газету для поднятия авторитета самодержавия, предполагал, что созданное им оружие обернется против его потомства. Во-вторых, в литературу введены факты быта, реалистические подробности, которые придают достоверность изображаемому. В-третьих, в журналах Н.И.Новикова - чрезвычайное разнообразие жанров: от миниатюрной повести до пародий на газетную рекламу. Этого еще никогда никто не использовал в журналистике до него.

Но для того, чтобы до конца  понять позицию Н.И.Новикова, мало знать  только о социально-политических его  воззрениях. Дело в том, что в это  время в России обозначилось новое  явление: пришедшее с Запада увлечение  Вольтером, Жан-Жаком Руссо и другими энциклопедистами, обратило освободительную философию в "вольнодумство". Русское общество этого времени в религиозных вопросах переживало острый момент самоопределения.

С одной стороны, освободительная  философия несла с собой освобождение личности, пробуждала ее требованием прав человека и гражданина, а с другой, - разрушала религию обряда и ничего не давала в замен жаждущим религии души. Н.И.Новиков в этих условиях стремится отыскать иные пути быть полезным своему Отечеству.

Время исканий объединяло людей в своеобразные кружки, построенные по образцу западных масонских лож. Масонство требовало нравственного совершенствования, предлагало равенство и братство вне зависимости от положений и состояний и диктовало систему обрядов, - словом, пыталось совместить в себе все запросы русского интеллигента того времени.

В журнале "Утренний свет", который  Н.И.Новиков выпускал с 1777 по 1780 годы, он пытался хотя бы пробудить интерес  к вопросам величия человеческой личности, изящества и благородства души, противодействия модным философам; здесь еще яснее определилось его стремление найти правду человеческих отношений, освободить религиозное чувство от ложных заблуждений, пролить свет на природу личности. Все это являлось главной целью московского масонства, активным членом которого стал и Н.И.Новиков.

Он создал кружок, в который вошли  близкие ему по духу братья-масоны. Главной "работой" этого кружка, по мысли Н.И.Новикова, должна была стать  издательская деятельность. Так появился масонский журнал "Утренний свет", пропагандировавший то материализм, то идеализм, то делая попытки примирить душу и тело. Так и не найдя ответов на мучавшие его вопросы, журнал прекратил свое существование. Но читатели настолько полюбили его, что в дальнейшем потребовалось даже второе издание.

К 1778 году относятся и первые попытки  сближения русских тамплиеров с  западными. Книга Клода де Сен-Мартена "О заблуждениях и истине", получившая распространение в России в это  время, пыталась ответить на те вопросы, которые ставил "Утренний свет". Увлекшись мартинизмом, Н.И.Новиков задумал арендовать на десять лет типографию Московского университета. Он видел "путь добра" только в просвещении, а потому печатает учебники, ученые сочинения и книги религиозно-нравственного содержания. В этом ему охотно способствовал один из членов его кружка М.М.Херасков, ставший куратором Московского университета в 1778 году. Отражение идей Сен-Мартена можно найти и на страницах нового новиковского журнала "Московское издание", которое начало выходить в свет с 1781 года. Издатель предуведомлял, что, по его мнению, вера и разум одинаково имеют право на свое существование и в соединении их не должно быть никакого противоречия: разум лишь доказывает бытие Бога.

В это время Н.И.Новиков активно  борется за чистоту нравов, скупая вредные по его мнению сочинения и уничтожая их. А открытое в том же году "Собрание университетских питомцев" призвано было способствовать образованию ума и вкуса начинающих литераторов и упражнение их в человеколюбивых подвигах.

Развитие этих идей нашло выход в издании журнала "Покоящийся трудолюбец", на страницах которого Н.И.Новиков высказывался по крестьянскому вопросу, писал статьи против рабства и войны, осмеивал казнокрадство, модников и вольнодумцев. Два года (1784 и 1785) выходил этот журнал.

А вместе с ним Н.И.Новиков издавал "Добавления к Московским ведомостям", печатавшие статьи по вопросам воспитания, написанные в духе истинного христианства. Здесь в первую очередь проводилась  мысль, что вере учат не так, как надо, что живой Христос заменен Христом из золота и драгоценных каменьев. Это не могло не навлечь беды на издателя. И в августе 1784 года Н.И.Новикова взяли под неусыпный надзор.

После долголетнего следствия, учиненного правительством, в 1792 году его осудили  на пятнадцатилетнее заключение в одиночной камере Шлиссельбургской крепости. Единственная книга, которую Н.И.Новикову разрешили взять с собой, была Библия.

Прошло четыре года. В ноябре 1796 года умирает Екатерина II. Вступивший на престол Павел I освобождает Н.И.Новикова, и тот - дряхл, стар, согбен, одетый в разодранный тулуп, возвращается в родовое имение - Тихвинское-Авдотьино. Последние годы жизни Н.И.Новиков доживает в нужде, отягощенный долгами, страдающий тяжкими болезнями. И все же его письма того времени наполнены верой в то, что семена просвещения еще дадут плодотворные всходы.

10. И.А. Крылов как  создатель журналов.

В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. В повести "Каиб" аллегорически представлен произвол и лживый либерализм тоталитарного режима, в котором читатель без труда узнавал современную ему Россию. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

11. Роль Карамзина в  истории русской журналистики и культуры.

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"