Шпаргалка по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по теме "Основы русской журналистики".

Файлы: 1 файл

Основы русской журналисттики.doc

— 591.00 Кб (Скачать файл)

Подводя итог развития журналистики этого периода, надо отметить, что  некоторые черты остались не изменны. Как и в 18, в этом веке журналистика не признаётся профессией, потому нет  гонораров. Несмотря на это, намечается бурное развитие критики одновременно с общественной жизнью. По-прежнему ведущий тип издания — журнал, хотя журналистика началась именно с газеты. Однако, если в 18 веке было всего 3 газеты, то уже в самом начале 19-ого появляются новые и не просто общественно-политические, а отраслевые.

18. Журнальная и газетная  периодика.

Газетная периодика: главная особенность – отсутствие общественно-политических газет. Кроме того, издание газет было делом убыточным. Подписчиков было мало. Поэтому большинство газет стремилось официально и полуофициально выходить при каких-нибудь ведомствах и на их средства. Издание частных газет было рискованным делом. И лишь немногим приносило доходы. Например “Северная пчела” была доходной, но как показала история, ее издатели тесно сотрудничали с Третьим отделением и получали от него деньги за “верную службу”.

Государственная и арендная газетная периодика:  
“Санкт-Петербургские ведомости”. Продолжалось издание, начатое в предыдущем веке.  
“Московские ведомости”. Это тоже была не новая газета.  
“Сенатские ведомости”;  
“^ Северная почта” (1809) или “Санкт-Петербургская газета”. Это газета почтового ведомства. Выходила два раза в неделю по почтовым дням. Новшеством в оформлении газеты было то, что текст располагался в два столбца. Писала о придворной жизни, о производстве в чины и назначения по службе, о развитии промышленности и отдельных ее отраслей. После войны 1812 г. в газете увеличилось количество публикаций на экономические темы из-за необходимости восстанавливать хозяйство. В 1811 г. “Северная почта” сливается с “Санкт-Петербургскими коммерческими ведомостями”. Это позволяло давать читателям обширную торговую информацию. Той же цели служило приложение к газете “Санкт-Петербургский прейскурант”, где публиковались цены на товары, вексельный курс и другие коммерческие известия. Адресовалась крупным помещикам и торгово-промышленным деятелям. Многие информации некоммерческого характера заимствовались в иностранных газетах.  
“^ Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции” (1939). Редактировал Межевич. Иногда полемизировал с “Северной пчелой”. Публиковал литературные произведения и критические статьи. Газета выходила без предварительной цензуры.  
Частная газетная периодика:  
“Санкт-Петербургские коммерческие ведомости” (1802-1810);  
“Гений времен. Исторический и политический журнал” (1808-1809). Издатели Ф.А. Шредер, И. Делакруа и Н.И. Греч. Это первый опыт издания общественно-политической газеты в России. Это типичная газета по форме и содержанию – короткие информационные заметки об истории, экономике, политике и военных делах зарубежных стран. Выходила два раза в неделю.  
“^ Московские ученые ведомости” (1805-1807). Издавалась профессором Московского университета И.Ф.Буле.  
“Сын Отечества” (1812) – патриотическое издание, возникшее в годы Отечественной войны 1812 г. (подробнее ниже).  
“^ Русский инвалид” (1813). Газеты обсуждала итоги французской кампании и писала о судьбах участников войны, и прежде всего тех, кто стал инвалидом.  
“Утренняя почта Европы” (1817-1818). 

“Рецензент” (1821).

Частная провинциальная газетная периодика:

“Казанские известия. Газета политико-учено-литературная” (1811-1820). Это первая провинциальная газета. Издавалась преподавателем Казанского университета И.Запольским и содержателем казанской губернской типографии Д.Зиновьевым. Затем она была передана университету. Рассказывала читателям о развитии промышленности и торговли, писала о проблемах просвещения в губернии, печатали литературные произведения и статьи о них.  
Восточные известия” (Астрахань, 1813)

Журнальная периодика: журналы, как правило, издавались частными лицами. В начале XIX в. возникло много новых изданий – около 70. Тиражи их были невелики – от 600 до 1000 экземпляров. Нередко они перекупались или сдавались в аренду. Это объясняется особенностями российского законодательства, запрещавшего после восстания декабристов создавать новые периодические издания. Вот и приходилось энтузиастам журналистики искать хиреющие издания, находящиеся под угрозой прекращения выхода, и приобретать право на их издание у бывших владельцев. Но этот процесс характерен для 30-50 гг. Наиболее уважаемым и авторитетным изданием начала века был журнал “Вестник Европы”.

Вестник Европы” (1802-1830). Этот журнал сыграл значительную роль в развитии отечественной журналистики. Это тоже европейский тип издания – профессионально сделанный журнал. Его первый издатель И.Попов пригласил Н.М.Карамзина на должность редактора. И впервые в истории журналистики редактор стал получать регулярное высокое жалование – 3 тысячи рублей. Это переломный момент превращения журналистики из любительского занятия в профессию. Карамзин уже имел опыт издания “Московского журнала”, где материал четко делился по отделам и отличался значительным разнообразием. Новое издание он стал строить по тому же принципу. В нем были отделы “Литература и смесь”, “Политика”. Он во многом был построен по газетному принципу, в нем печатались сообщения о событиях, информации и т.д. Здесь же печатали и переводы, и художественные произведения русских писателей и поэтов – Г.Державина, М.Хераскова, И.Дмитриева, В.Пушкина, В.Жуковского. Публиковал Карамзин и свои сочинения. В целом же журнал пропагандировал и защищал сентиментализм. Первоначальный тираж в 600 экземпляров пришлось увеличить вдвое – популярность его была весьма велика. В 1804 г. Карамзин оставляет пост редактора, т.к. назначается придворным историографом. С этого времени к руководству журналом приходят сначала П.Сумароков, а с 1805 г. В.Жуковский и М.Каченовский. С 1811 г. редактором стал М.Каченовский. Журнал потерял свою оригинальность и стройность, лишился направленности, стал сухим научно-литературным изданием, стоящим на позициях классицизма. Тем не менее в “Вестнике Европы” дебютировали молодые поэты Пушкин, Грибоедов, Пущин, Дельвиг и другие.  
19. «Вестник Европы» (1802-1830).

«Вестник Европы» (Вѣстникъ Европы) — двухнедельный журнал, издававшийся в Москве в 1802—1830 годах. В разные годы тираж колебался от 580 до 1200 экземпляров. Идея создания журнала принадлежит арендатору типографии Московского университета И. Попову. Он предложил Карамзину стать редактором за определенную плату (3000 руб. в год). Наряду с литературой и искусством освещал вопросы внешней и внутренней политики России, истории и политической жизни зарубежных стран. В 1814 году «Вестник Европы» опубликовал первое стихотворение А. С. Пушкина «К другу стихотворцу». С 1815 года журнал приобрёл консервативное направление. «Вестник Европы» давал высокую оценку всем реформам 60-х годов и считал необходимой дальнейшую реформаторскую деятельность для обеспечения благополучия страны.

Благосостояние страны «не в  застое, не в отчуждении от других народов», а, наоборот, в следовании за другими  народами «по их пути развития и  рациональной свободы», — утверждал  журнал на рубеже 80-х годов. Многие сотрудники признавали трудное положение крестьян в пореформенный период, видели недостаток в отсутствии рабочего законодательства, ограничивающего эксплуатацию, тяжелое финансовое положение страны, недостаток образования, слабость местного самоуправления. Но одновременно журнал отрицал революционный путь преобразований. Все проблемы надеялся решить с помощью реформ сверху и дарованием конституции.

Наряду с «Русской мыслью», «Русским богатством» «Вестник Европы» был  одним из популярных среди широких  слоев интеллигенции изданием. Тираж его в лучшие годы доходил до 14 тысяч экземпляров.

20. Отечественная война  1812 года и журналистика.

Главная идея – идея патриотизма. В официальных изданиях в одной  плоскости – «Московские ведомости», «Санкт-петербургские ведомости», «Северная почта». Официальная трактовка патриотизма. Здесь же «Вестник Европы». Появляется пресса для инвалидов – 1813. «Русский инвалид» Санкт-Петербург, благотворительная цель. 1812 – «Сын отечества» Н.И. Греч. Различные жанры информации о военных действиях.

«Русский вестник» - много о войне, война как защита престола, помещичьего  земледелия, церкви. Журнал Глинки. Граф Ростопчин – постоянный автор. Писал  афиши, характер обращения к солдату. И отдельные листки и в журналах. Основной прием – стилизация. Многие говорили, что это грубая подделка под народный язык. Настроения шовинистические и националистические.

«Сын отечества» СПб, октябрь 1812 –  другие взгляды. По 1852 год Греч –  преподаватель русской словесности  и секретарь цензурного комитета Стал выпускать журнал после того, как царь дал 1000 р на расходы. На титульном листе подзаголовок «Исторический и политический журнал». Литературного отдела не было, появился только в 1814. Но художественные произведения все равно публиковались, носили политический характер. Басни Крылова «Волк на псарне», «Обоз». Вопросы современности. Еженедельный, каждый четверг. 40-50 стр в номере. Война как война за национальную независимость. Статья «Послание к русским» №5. Автор – Куницын, профессор политических и нравственных наук Царскосельского лицея. Рассматривает поход Наполеона как личную авантюру, наполеон – тиран. Война справедливая, за сохранение национальной независимости. Куницын уверен, что французы не могут победить, потому что за тирана, а русские могут, потому что за свободу. Война не пафосная, а будничная. Заметки, зарисовки, многие традиции военной литературы. Солдат остроумен, задорен. Специальный отдел для показа простых солдат «Смесь». Печатались солдатские, народные песни, которые впоследствии становились фольклором. Новшество: иллюстрации. Наметки были у Новикова. Содержание подчинялось материалам, основной жанр иллюстраций – политическая карикатура. Художники Венецианов, Теребенев. Пример: №7 «Французский суп». Басня Крылова «Ворона и Курица» в №8. Первый тираж 600 экз, все номера перепечатаны 2 и 3 изданием. С конца апреля 1813 бесплатное прибавление несколько раз в неделю военно-патриотического характера. В 1814 структура журнала меняется, появляется литературный отдел (не только пр-ния, но и критика и библиография). 1815 – жанр годового обозрения литературы. Потом он использовался у декабристов, в «Московском телеграфе». После войны журнал бледнеет, лит-ра вытесняет политику. Походные типографии для нужд армии.

21. Журналистика декабристов.

Декабристы были революционерами по своей программе и тактике: выдвинув два требования – отмену крепостного права и уничтожение самодержавия, они рассчитывали добиться этого через вооруженное восстание. 14 декабря 1825 г. В России с 1816 г. создаются тайные политические организации: Союз спасения (1816–1817), Союз благоденствия (1818–1821), Южное общество (1821 – начало 1826), Северное общество (1821–1825), Общество соединенных славян (1823–1825). Одновременно декабристы усиливают свое участие в легальных литературных организациях, стремясь придать им желаемое направление. Прежде всего в сферу влияния декабристов попало литературное общество «Арзамас», куда в 1817 г. вошли три видные деятеля движения – Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов и H.M. Муравьев. В 1818 г. в Петербурге возникает тайная литературная организация «Зеленая лампа», которой руководит Союз благоденствия; членами «Зеленой лампы» были декабристы Ф.Н. Глинка, С.П. Трубецкой, Я.Н. Толстой и другие, входили в нее также Пушкин, Гнедич, Дельвиг. Из всех литературных организаций наибольшее значение имело Вольное общество любителей российской словесности, существовавшее в 1816–1825 гг. Общество было периферийной декабристской организацией и руководилось сначала Союзом благоденствия, а позже Северным обществом. Членами Общества были К. Рылеев, А. и Н. Бестужевы, А. Корнилович, В. Кюхельбекер, Н. Тургенев, а также О. Сомов, П. Вяземский и другие передовые литераторы и критики. Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли среди солдатВ 1818 г. строжайше запрещаются какие бы то ни было упоминания о крепостном праве; цензорам предписывается зорко следить за тем, чтобы в печать не проникало «никаких мыслей и правил, нетерпимых нынче правительством». В том же году Голицын ограничил выдачу разрешений на издание журналов: издателем мог выступить только человек, вполне благонамеренный и имеющий известность в ученых кругах, причем вопрос о новом периодическом издании решал сам министр С декабристами были связаны журналы: «Сын отечества» (1816–1825), «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825), «Невский зритель» (1820–1821) и альманахи: «Полярная звезда» (1823–1825), «Мнемозина» (1824–1825) и «Русская старина» (1825). Журнал Н.И. Греча «Сын отечества» в 1816–1825 гг. по составу сотрудников, качеству материалов и строгой периодичности (выходил регулярно раз в неделю) занимал одно из первых мест среди русских изданий. От других журналов этой поры «Сына отечества» отличало и то, что в 1813–1818 гг. при нем существовало два еженедельных приложения, посвященных политическим новостям Европы.

«Сын отечества» был историческим, политическим и литературным журналом. Каждый номер его открывался серьезной  научной статьей (чаще всего на историческую или экономическую тему), обозрением европейских политических событий или обстоятельным критическим разбором нового сочинения, преимущественно литературно-художественного. Далее помещались три-четыре стихотворения. В отделе «Современная русская библиография» печатались известия о всех выходящих в России книгах, зачастую без каких-либо аннотаций и оценок, т.е. «Сын отечества» ввел в русскую журналистику учетно-регистрационную библиографию. Кроме того, в журнале были отделы: «Путешествия», «Смесь» и «Благотворение» (кто на что и сколько пожертвовал).

Как и в 1812 г., в «Сыне отечества» 1816–1825 гг. участвовали две группы сотрудников: умеренно-либеральные во главе с Гречем, а также декабристы и их союзники. Участие в журнале декабристов Ф. Глинки, Н. Тургенева, Н. Муравьева, Н. Кутузова, А. Мартоса, К. Рылеева, А. Бестужева, В. Кюхельбекера и близких к ним писателей: Пушкина, Грибоедова, Куницына, Вяземского, Сомова – вновь сделало журнал Греча прогрессивным органом печати.

Декабристская линия в журнале  прежде всего была представлена научно-публицистическими  статьями. Примером их может послужить «Рассуждение о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Ф. Глинки. Сочувствие «Сына отечества» крепостному крестьянину проявилось также в полемике с петербургским изданием «Дух журналов». После восстания декабристов «Сын отечества» переходит в лагерь реакционной журналистики. Уже в 1825 г. Греч приглашает в качестве соредактора Булгарина, а в 1829 г. «Сын отечества» сливается с журналом Булгарина «Северный архив. 1818 г. они начали издавать свой собственный ежемесячный журнал «Соревнователь просвещения и благотворения».

Цели журнала определены в его  названии«Соревнователь» был создан как научно-литературный журнал с  четырьмя постоянными отделами: «Науки и художества», «Изящная проза», «Стихотворения», «Смесь». Центральное место занимали научные статьи по русской и зарубежной истории, философии и эстетике, географии и этнографии, истории и теории литературы, по русскому народному творчеству. Отдел политики отсутствовал, экономических и публицистических статей печаталось немного, зато более широко был представлен художественный материал. Кроме «Соревнователя просвещения и благотворения», с Вольным обществом любителей российской словесности был связан еще один петербургский журнал – «Невский зритель». Он издавался ежемесячно с января 1820 по июнь 1821 г. магистром этико-политических наук И. М. Сниткиным. По своему типу «Невский зритель» являлся журналом научно-литературным, точнее – научно-публицистическим, с заметным интересом к политической истории, экономике, вопросам воспитания. В журнале были постоянные отделы: «История и политика», «Государственное хозяйство», «Воспитание», «Нравы», «Литература», «Критика», «Изящные искусства» (музыка, живопись, архитектура), «Смесь». Петербургский альманах «Полярная звезда» – одно из самых интересных периодических изданий первой четверти XIX в. Его выпускали А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев; вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг«Полярная звезда» – это не столько литературно-художественный, сколько общественно-политический альманах. К сотрудничеству в «Полярной звезде» издатели привлекли лучшие литературные силы – Пушкина, Грибоедова, Ф. Глинку, Кюхельбекера, Д. Давыдова, Вяземского, Сомова

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"