Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:09, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ изменения и развития новостного контента в электронных и печатных СМИ.
Задачи работы:
• установить и рассмотреть основные теоретические понятия
• исследовать эволюционный процесс СМИ
• провести содержательный анализ материалов из разных источников СМИ (интернет, пресса, ТВ)
• выявить преимущества и недостатки различных СМИ
• определить значимость и проследить развитие разных видов СМИ в современном обществе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………………..5
1.1 Медиапотребление: обзор научных подходов к анализу, определение, основные характеристики………………………………………………………...5
1.2 Онлайн-медиа: понятие, отличительные характеристики, место в современной медиасистеме……………………………………………………..12
1.3 Эволюция печатных СМИ………..…………………………………………30
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА……………37
2.1 Электронные СМИ и анализ их новостного контента…………………….37
2.2 Анализ новостного контента печатных СМИ……………………………...49
2.3 Сравнение печатных и электронных СМИ…………………………...........59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 142.05 Кб (Скачать файл)
  • мультимедийность, то есть интеграция нескольких информационных типов сообщений: аудио, видео, фото и текста,- в одном;

  • конвергентность, означающая  функциональную интеграцию  различных способов коммуникации в одном устройстве: совмещение выхода в интернет, осуществления телефонного звонка, съемки видео и т.п.

Интересно, что исследователи по-разному расставляют приоритеты в данных характеристиках. Лев Манович, известный своим трудом «Язык новых медиа», выводит их специфику исходя из принципа цифрового кодирования информации. Цифровое кодирование позволяет математически описать объект новых медиа, а следовательно, спрограммировать его, изменять до бесчисленного количества версий и автоматизировать многие операции взаимодействия с ним. Акцент на интерактивность делает медиатеоретик Вин Кросби, утверждая, что благодаря своим интерактивным свойствам новые медиа ознаменуют переход от типа коммуникации «один-многим», свойственного масс-медиа, к типу «многие-многим». Наконец, американский исследователь Рассел Ньюман добавляет к вышеперечисленным признакам увеличение скорости осуществления коммуникации и уменьшение значения географических расстояний посредством использования новых медиа.

Однако с течением времени, когда изменения уже получили развитие и определенную категоризацию, применение термина «новые» представляется некорректным в силу своей относительности. Все новое по прошествии времени устаревает и становится привычным. Как, например, стационарные компьютеры и видеоплееры, в начале 2000-х считавшиеся новыми медиа, сегодня настолько интегрированы в повседневную жизнь человека и уже имеют на своей истории несколько ступеней развития, что определение «новые» вряд ли подходит им по контексту. В связи с этим, на наш взгляд, связано распространение термина «онлайн-медиа» как отражения следующей ступени развития медиа в условиях интернет-коммуникации. «Онлайн» в переводе с английского – «быть в Сети».  «Быть в Сети» есть нечто большее, чем просто потреблять информацию, в ней хранящуюся. Соответственно, интернет стал чем-то большим, чем неограниченным хранилищем цифровой информации, а онлайн-медиа – чем посредник в ее передаче. Подразумевая под сетью пространственную структуру взаимосвязанных элементов, подключение к сети означает возможность участия в ней на равных, то есть построения полноценной коммуникации с другими элементами. Поэтому «онлайн-медиа» как «медиа, которые позволяют всегда быть в Сети» можно образно представить в виде портала для включения индивида в виртуальное пространство сетевой интернет-коммуникации. Это, на наш взгляд, является одним из основополагающих отличий онлайн-медиа от традиционных, которые не погружали человека в какое-либо другое пространство всеобщей равноправной коммуникации.

В связи с этим попробуем обозначить сущностные характеристики онлайн-медиа, обусловленные преобразованием интернета из глобального хранилища цифровой информации во всеобщее пространство взаимодействия с ней. Следует отметить, что нижеследующие характеристики ни в коем случае не отрицают упомянутых выше свойств интернет-коммуникации, выделенных в свое время теорией новых медиа. Они скорее конкретизируют ее, касаясь проблемы на более частном уровне и описывая то, что уже успело произойти с интернетом с начала его распространения в обществе до сегодняшнего дня.

Во-первых, онлайн-медиа обеспечивают не дискретную, как было в условиях традиционных медиа, а постоянную коммуникацию. С развитием мобильных устройств выхода в интернет человек стал практически всегда в Сети, происходит интеграция виртуального пространства в повседневную реальность, и все сложнее становится провести демаркационную линию. Во-вторых, пространство интернета экранно-опосредованно, то есть присутствует в реальной жизни в виде электронных экранов онлайн-устройств и предполагает преимущественно экранные формы коммуникации. Смартфоны и планшеты как экраны даже не требуют наличия физической клавиатуры и позволяют управлять ими через прикосновения (touch-screen). В-третьих, онлайн-медиа предполагают наличие у пользователя технических компетенций по взаимодействию с ними. Каким бы удобством и разнообразием функций интернет не привлекал, для осуществления интернет-коммуникации пользователь должен знать, как обращаться с «подключаемым» устройством и что делать внутри самой Сети. В-четвертых, онлайн-медиа обладают широким набором социальных функций, так как само интернет-пространство крайне социально в силу распространения социальных сетей, мгновенной возможности делиться контентом по Сети, а также интерактивного характера интернет-коммуникации. В-пятых, онлайн-медиа объединяют в одном пространстве несколько типов коммуникаций - межличностную («один-одному»), вещательную («один-многим»), межгрупповую («многие-многим»).

Онлайн-медиа предложили человеку множество новых способов и возможностей потребления медийных продуктов. Смотреть, слушать и читать теперь стало возможно в одном пространстве – в интернете, причем в полной свободе того, что и когда ты хочешь потреблять. В пространстве Сети можно найти любой фильм и пропущенную передачу, прочитать статью  годовой давности либо обсудить с другими читателями свежий номер журнала, скачать музыку любимого исполнителя без надобности бежать в магазин за CD-диском и т.д. Новые возможности совершенно не вписались в рамки традиционного медиапотребления, в котором индустрия определяла выбор пользователя: именно она в лице программной сетки каналов и радиостанций, а так же выходящих с заданной периодичностью изданий прессы решала, что, когда и где ему смотреть, слушать и читать. На фоне очевидных различий между традиционными и «новыми» практиками в медиаотрасли начинают говорить о трансформации медиапотребления в контексте развития онлайн-медиа. В данном параграфе мы попытаемся описать происходящую трансформацию, то есть ответить на вопрос, что же изменилось в медиапотреблении индивидов с появлением интернета, а во второй главе проанализируем произошедшие изменения применительно к российской действительности, чтобы дать ответ на вопрос, как и в каком масштабе произошли вышеописанные изменения.

Прежде чем описывать происходящие изменения, следует посмотреть, как наука подходит к их трактовке. В качестве примечания отметим, что развитие ИКТ, интернета и онлайн-медиа оказало существенное влияние не только на медиапотребление, но и на другие процессы в обществе, заложив основу большей части социальных трансформаций современности. Поэтому научная мысль анализирует трансформационное влияние интернета преимущественно в контексте целого спектра общественных процессов, выделяя те или иные направления его воздействия. Рассмотрим некоторые из существующих концепций, наиболее важные, на наш взгляд, для составления картины происходящих трансформаций.

О возрастающей роли информации и средств коммуникации наука начала размышлять еще до становления интернета и онлайн-медиа – в середине XX века. В данном случае в качестве пра-концепций понимания современной медиасреды и исторических этапов ее трансформации примечательны медиаориентированные исследования представителей Торронсткой школы Г.Инниса и М.Маклюэна, которые заложили основу изучения массовых коммуникаций в контексте общественных процессов. Канадский социолог Гарольд Иннис одним из первых начал изучать влияние средств массовой коммуникации, носителей информации и их трансформации на общественные процессы. Ученый утверждал, что коммуникация в силу своих особенностей способна осуществлять контроль над временем и пространством: устная культура и письменность, по сути, направлены на экономию времени, а электронные коммуникации изменяют пространственные отношения. Идеи Г. Инниса были продолжены в трудах канадского ученого Герберта Маршалла Маклюэна – одного из самых известных теоретиков и историков медиа XX века. Не смотря на то, что фокусом его научного анализа являлось влияние аудиовизуальной телевизионной культуры на общество середины XX века, многие из его идей имеют фундаментальный характер и актуальны по сей день. Во-первых, Маклюэн обосновал зависимость содержания каждой культурной эпохи от доминирующей коммуникационной технологии. Как только меняется главное «средство общения», происходит переход из одной исторической эпохи в другую. Во-вторых,  ученый утверждал, что со сменой «средства общения» меняется не только историческая эпоха, но и тип восприятия мира. Средства коммуникации являются своеобразным продолжением сознания человека и формируют его восприятие реальности. В силу своих технологических особенностей они также формируют характер передаваемой информации, что выразилось в известном постулате «средство и есть сообщение». Меняется средство – меняется характер передаваемой информации и, как следствие, восприятие мира вокруг. В-третьих, выделяя сущностные черты восприятия мира в эпоху электронных средств коммуникации, он говорит о преобразовании мира в «глобальную деревню», в которой существенно сокращаются расстояния и человек оказывается включенным во все происходящее одновременно.

Непосредственно компьютерные коммуникации входят в предмет научных концепций трансформации с возникновением в 70-х г. XX века теории информационного общества, занимающейся анализом общественных трансформаций на фоне развития ИКТ и повсеместного распространения компьютерных сетей. Теория не имеет единой методологии, а скорее является собирательной для ряда научных направлений, каждое из которых рассматривает трансформации в определенных сферах общества и в различном масштабе (в прикладном или в более широком - философском). Однако объединяющим постулатом для всех служит возросшая роль информации и технологий коммуникации как источника трансформаций.

Одной из первых в ряду концепций информационного общества зародилась теория постиндустриального общества, носящая преимущественно футурологический характер и рассматривающая трансформацию с точки зрения экономико-философского подхода. Основателем теории является американский социолог Д. Белл, который в своей книге «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) обосновал переход человечества на новый этап развития – постиндустриальный, когда главная роль в общественном развитии смещается от капиталоемких технологий, машинного труда и природных ресурсов к автоматизированным технологиям, интеллектуальный труду и информации. Такое смещение обусловлено применением технических инноваций второй половины XX века (механизация, автоматизация) в производстве, что впоследствии сказалось и на социальной структуре общества – переходе рабочей силы из сферы производства в сферу услуг и становлению информационного труда в качестве доминирующей формы занятости. [5, с 940]

В 80-х гг. с дальнейшим развитием технологий и информационно-коммуникационных сетей в оборот входит термин «информационное общество», акцентирующий внимание на информационно-коммуникационных технологиях как на главном факторе происходящих трансформаций. Ряд исследователей - Й.Масуда в Японии и С.Нора и К.Минк во Франции – признавая возможность компьютерных технологий замещать либо усиливать умственный труд человека, выступают за повсеместную компьютеризацию в целях улучшения коммуникаций между людьми, повышения автоматизации труда и избавления от рутинных операций. Данные ученые обосновывали повсеместную компьютеризацию преимущественно в масштабе собственных государств, а по-настоящему глобальный анализ распространения компьютерных сетей  в обществе и их применения в деятельности человека представлен в работах современного американского социолога Мануэля Кастельса. Ученый изложил свою концепцию «информационной эры» в одноименном трехтомном труде «Информационная эра: экономика, общество и культура», вышедшем в 1996-1998 годах и состоящем из таких книг, как «Становление общества сетевых структур», «Могущество самобытности» и «Конец тысячелетия». Он так же является наиболее авторитетным теоретиком в исследовании интернета и его взаимодействия с бизнесом и обществом, что нашло отражение в работе «Галактика Интернет», опубликованной в 2001 году.

Концепция «информационной эпохи» констатирует факт образования в 1970-х гг. нового общества, в основе функционирования которого лежит повсеместное распространение информационно-коммуникационных сетей, а приоритетное значение отдается информационным потокам. Именно электронные (компьютерные) сети закладывают тип организационной структуры общества в «информационную эру», «они связывают между собой людей, институты, государства и пронизывают общественную жизнь современного мира в различных направлениях – горизонтально и вертикально, внутри отдельных стран и транснационально, образуя разветвленную сеть коммуникаций». Ядром социальной структуры современного общества является не информация как таковая, а сетевая логика ее базисной структуры, что воплощается в понятии «сетевого общества». Технологической основой сетевой организации современного общества служит интернет как глобальная сеть сетей, он же становится главным средством коммуникации в «информационную эпоху» и ключевой основой для преобразования общественной жизни. «Интернет – это информационная технология и социальная форма, которая воплощает в себе информационную эпоху так же, как электрический двигатель был рычагом социальных и технических изменений индустриальной эпохи».   

Сетевая логика придает информации новые свойства и функции и, как следствие, влечет к трансформации большинства общественных процессов – от глобальных, затрагивающих общество в целом, до рутинных повседневных, касающихся отдельного человека. За счет очевидных преимуществ в использовании - дешевой передачи больших объемов информации на неограниченные расстояния, возможности коррекции и хранения передаваемой информации, дистанционного характера и анонимного общения или общения со многими людьми одновременно и пр.– интернет получил стремительное распространение и буквально «переключил» на себя часть повседневных практик индивида, а так же кардинально изменил его коммуникационные возможности. Обусловленные сетевым характером, интернет-коммуникации существенно индивидуализируют коммуникационный процесс. В данном случае Кастельс называет интернет материальной основой «сетевого индивидуализма», то есть Всемирная Сеть возводит в ранг массовых возможность индивида персонализировать коммуникационные связи, самостоятельно выбирая место, время, форму, а так же конкретных адресатов выстраиваемой коммуникации. Это является одной из самых главных, основополагающих коммуникационных трансформаций, вызванных интернетом и  последствии заложившей основу современной трансформации медиапотребления.

Стараясь охарактеризовать в целом сущность происходящих трансформаций, эксперты отмечают, что происходит не столько кардинальный качественный переход из одного состояния в другое, а дополнение одного состояния качественно новым. Онлайн-медиа обогатили аудиторию качественно новым опытом и впечатлениями, дополнив и разнообразив те возможности, которые были у нее в рамках традиционных медиа. К тому же, одним из существенных аспектов трансформации является трансформация медийных носителей, что обусловлено тесной сопряженностью развития интернета с развитием технических устройств доступа. Поэтому при характеристике основных изменений в телесмотрении, чтении прессы и слушании радио, прежде всего, обратим внимание на новые возможности, которые появились у пользователей с развитием онлайн-медиа и трансформацию носителей данных видов контента в цифровой среде. Так как цель данной главы - прежде всего, описать происходящие изменения, а уже во второй главе представить аналитику и российскую специфику, в этом параграфе мы воспользуемся преимущественно западными практиками, поскольку технологическое отставание России от западных стран не позволяет представить полную картину трансформации, основываясь только на отечественном опыте.

Информация о работе Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента