Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:09, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ изменения и развития новостного контента в электронных и печатных СМИ.
Задачи работы:
• установить и рассмотреть основные теоретические понятия
• исследовать эволюционный процесс СМИ
• провести содержательный анализ материалов из разных источников СМИ (интернет, пресса, ТВ)
• выявить преимущества и недостатки различных СМИ
• определить значимость и проследить развитие разных видов СМИ в современном обществе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………………..5
1.1 Медиапотребление: обзор научных подходов к анализу, определение, основные характеристики………………………………………………………...5
1.2 Онлайн-медиа: понятие, отличительные характеристики, место в современной медиасистеме……………………………………………………..12
1.3 Эволюция печатных СМИ………..…………………………………………30
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА……………37
2.1 Электронные СМИ и анализ их новостного контента…………………….37
2.2 Анализ новостного контента печатных СМИ……………………………...49
2.3 Сравнение печатных и электронных СМИ…………………………...........59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 142.05 Кб (Скачать файл)

По данным Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA), больше половины взрослого населения планеты ежедневно читает газеты, при этом в бумажном формате это делает 2,5 млрд. человек, а в цифровом — более 600 млн. человек. [37]

Сейчас печатные СМИ постепенно теряют аудиторию, чего нельзя сказать о нишевых изданиях, которые демонстрируют рост тиражей. При этом сокращения незначительные. Но современные условия требуют от бумажных СМИ оперативной реакции на изменения, происходящие на рынке.

Будущее печатных СМИ выглядит следующим образом:

  • Стремительное развитие новых технологий затормозит дальнейший рост печатных СМИ.
  • Появление новых технологий будут в большей степени удовлетворять растущие запросы потребителей.
  • Развитие сегмента цифровых СМИ и качественное изменение контента уже присутствующих на рынке изданий продолжатся.
  • За счет пользователей Интернета аудитория традиционных газет будет снижаться.
  • От издателей потребуется разработка новых продуктов, ориентируясь на новые модели поведения аудитории.
  • Общее снижение спроса со стороны потребителей.
  • Значительная часть издательств попытаются остаться на плаву с помощью перехода в интернет.
  • Внедрение платного доступа к материалам, размещенным в Интернете. Сегодня не имея в своём ассортименте предложений с использованием современных электронных продуктов, печатные СМИ рискуют остаться без рекламодателей, поскольку рекламодатели заинтересованы тратить свои средства на интернет, а не на газеты.
  • Диверсификация бизнеса. Для этого есть немало путей — например, можно предлагать B2B-услуги, поменять способы распространения своей продукции, например, переход к массовому распространению контента. Издатели будут постепенно переходить к бесплатному распространению печатных версий с целью увеличения охвата аудитории и роста тиражей. При этом контент на сайтах этих изданий также останется бесплатными.

При анализе аудиторий газет в Москве нетрудно заметить, что более-менее значительную положительную динамику показывают только издания с бесплатным распространением — «Metro» и «Вечерняя Москва», аудитория же остальных изданий либо показывает отрицательную динамику, либо совершенно незначительные колебания.

Говоря о печатных СМИ, имеется в виду как газетный, так и журнальный рынок. Можно выделить следующие тенденции развития газетной и журнальной индустрии:

  • Газеты должны восприниматься, как в бумажном, традиционном формате, так и различных цифровых форматах, таких как он-лайн, мобильных версиях и др.
  • Массовый выход на газетный рынок бесплатных изданий.
  • Развитие направленных на узкую, определенную аудиторию и сокращение тиражей универсальных, массовых газет.
  • Разработка ниши «бесплатных» журналов различной тематики.
  • Распространение журнального контента с помощью платформы мобильных телефонов и планшетов.

Можно выделить и негативные тенденции на рынке распространения печатных СМИ:

  • Специализированные объекты прессы на территории России будут сокращаться.
  • Сокращение площадей под периодику в сетях FMCG, уменьшение ассортимента наименований журналов и газет.
  • Сокращение ассортимента товаров в специализированных киосках, павильонах, мини-маркетах и магазинах прессы.
  • Сокращение реализуемых тиражей на одну торговую точку.

Поэтому можно сделать вывод, что бумажная пресса как будет существовать долго, при этом адаптируясь к наступающей бурной цифровой эпохе. Издатели уже тестируют появляющиеся повсеместно технологии и новинки. Важно выпускать не конкретные виды издания, а следовать мировым тенденциям и распространять свою продукцию на различных платформах.

При этом остаются издатели утверждающие, что совершенно неважно в каком формате они будут выпускать свои издания — бумажном или цифровом.

Что бы следовать всем тенденциям любое СМИ сегодня должно отвечать требованиям мобильности и интерактивности.

Большой нишей на рынке остаются газеты, распространяемые бесплатно, которые живут за счет рекламы и имеют значительную аудиторию, сравнимую с аудиторией платных газет. Аудитория цифровых носителей тоже увеличивается, так как имеет большую популярность. Однако читатели утверждают, что электронные версии — не самый удобный способ для чтения. При этом в сравнении с компьютерами мобильные устройства побеждают, а распространение мобильных телефонов и планшетов растет.

По данным Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, 53 % пользователей предпочитают использовать планшеты каждый день, 30 % пользуются планшетами чаще, чем изданиями, напечатанными на бумаге.

Люди используют интернет, как источник информации, но не замещают им традиционные медиа. [32]

Сейчас нет данных о количестве и качестве подписки на электронные версии российских газет. Именно в связи с этим у экспертов и у участников рынка есть сомнения в правильности политики замещения печатных изданий в нашей стране их платными цифровыми копиями. Это вполне обосновано. За редким исключением онлайн-проекты в России, как и в других развивающихся странах, можно рассматривать только как вспомогательный ресурс.

Главными задачами в сложившейся ситуации являются:

  • сохранение киосковых сетей на территории всей страны;
  • необходимость добиваться расширения в торговых объектах прессы ассортимента;
  • необходимо консолидированное воздействие медиа сообщества на власть в целях укрепления экономики данного вида деятельности, прежде всего в области снижения налогообложения и снятия запретов на рекламу в журналах и газетах.

Печатным изданиям не обязательно отходить от печатного формата, можно просто дополнять его новыми инструментами и необходимо разработать бизнес-модели, которые позволят печатной прессе успешно функционировать в цифровую эру и идти в ногу со временем.

Поэтому, пока преждевременно говорить о «смерти» печатных газет, из-за развития Интернет, российская пресса настойчиво борется за свою нишу в современном информационном пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  НОВОСТНОГО КОНТЕНТА

 

2.1 Электронные СМИ и анализ их новостного контента

Оценивая место онлайн-медиа в современной медиасистеме общества, следует сказать, что сегодня интернетом пользуется более трети населения Земли, хотя на отдельных рынках его проникновение существенно выше – в США интернет-аудитория составляет 78% населения, в Европе - 63%, причем в странах Евросоюза показатель поднимается до 73%, в Японии – 80%, в России – 44%. Проникновение смартфонов по развитым рыкам оценивается в 36%, планшетов – на уровне 5%, но опять-таки в отдельных странах показатели достигают 20-25% (США, Австралия, Франция).  Имея широкие возможности доступа, пользователи активно включили интернет и онлайн-устройства в своей ежедневный «медиарацион». Например, по данным американской компании InMobi за февраль 2012 года, средний пользователь в мире тратит на медиа более 7 часов, из них 114 минут идет на компьютер, 117 минут – на мобильный телефон, 98 минут – на  телевизор. [33] Temkin Group в своем недавнем исследовании показала, что средний американец тратит на интернет около 3.8 часов в день (не для рабочих целей), что вполне сравнимо с 3.9 часами, что он тратит на просмотр телевидения. Около 2 часов он тратит на радио и около часа – на печатную прессу. За последние десять лет в интернете образовалась полноценная инфраструктура электронных СМИ: телеканалы обзавелись сайтами с возможностью просмотра прямого эфира и отдельных передач в записи, радиостанции запустили интернет-вещание, газеты и журналы выпускают электронные версии. Появились различные сервисы онлайн-просмотра. Любой из этих видов контента доступен как в полноценном интернете, так и на мольных устройствах. Кроме того, в интернет направляют деньги не только СМИ, но и рекламодатели, что доказывает становление онлайн-медиа как эффективного средства коммуникации, обладающего массовым охватом аудитории. По данным Zenithoptimedia, интернет уже обогнал наружную рекламу, радио и журналы, практически сравнялся с газетами и уступает только телевидению по размеру привлекаемых рекламных бюджетов в мире. В 2012 году на онлайн-рекламу приходился практически каждый пятый рекламный доллар.

Таким образом, онлайн-медиа подразумевают под собой все технические устройства выхода в интернет и осуществления коммуникации в Сети, а так же формы доставки онлайн-контента до аудитории. Долгое время доминирующим средством выхода во Всемирную Сеть был персональный компьютер, но технический прогресс и развитие систем связи расширили спектр онлайн-медиа до целого ряда наименований, включая смартфоны, планшеты, «подключаемые» телевизоры и т.д. Все они отвечают специфичным признакам интернет-коммуникации: цифровой формат, возможность формировать сетевое пространство, интерактивность, мультимедийность, конвергентность. Возможность формировать сетевое пространство является основополагающей для онлайн-медиа, так как обуславливает становление интернета как всеобщего виртуального пространства коммуникации, а онлайн-медиа - как «порталов» для входа в  него. Онлайн-медиа так же характеризуются постоянством (а не дискретностью) осуществляемой коммуникации, экранной опосредованностью, предельной социальностью, комплексностью возможных типов коммуникаций, наличием у пользователя технических средств и компетенций для осуществления взаимодействия. Обеспечивая индивида мгновенным доступом в интернет как во всеобщее пространство коммуникации и потребления онлайн-контента, они занимают одно из главных мест в современной медиасистеме, обогнав большинство традиционных медиа по охвату аудитории и времени потребления и составляя существенную конкуренцию телевидению.

Далее посмотрим, как отразилось появление онлайн-медиа на индустрии печатной прессы и ее читателях. Здесь трансформационное влияние интернета усугубил всемирный экономический кризис 2008-2009 гг., когда в отсутствии денег рекламодателей и резком падении продаж  печатные издания накрыла череда банкротств. Кризисная волна началась с США, где банкротом в 2008 году себя объявили сразу несколько изданий - Chicago Tribune, Boston Globe, Philadelphia Daily News и др.  Однако вскоре падение начало ощущаться и на других рынках: если оборот газет в США, по данным Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD), за период 2004-2009 гг. сократился на 30%, то в Великобритании падение произошло на 21%, в Италии – на 18%, в Японии – на 15%. В итоге в 2010 году OECD в своем докладе «The Evolution of News and The Internet» уже на международном уровне констатировала кризис в печатной отрасли. Пресса лишалась не только рекламодателей, но и аудитории - развитие интернета предоставило их читателям массу возможностей получения новостного и развлекательного контента в онлайн-пространстве, причем без необходимости платить за него. В результате чего печатные издания стали постепенно перемещаться в интернет, осваивая его возможности для построения бизнеса в новых цифровых условиях. Со временем некоторые издания начали прекращать выпуск печатных версий и полностью ушли в интернет – например, американский журнал Newsweek с конца 2012 года существует только в интернете.

Цифровая конвергентная среда полностью перевернула устройство газеты (журнала), трансформировав ее из статичного комплекта печатных статей, упакованных по периодическим выпускам, в мультимедийное пространство информации, состоящее из текста, видео и ссылок на связанные статьи, с возможностью внесения изменений и обратной связи в реальном времени. Такие изменения, естественно, сказались, и на практиках чтения у аудитории. Пользователь теперь смог не только читать, но и «смотреть» газеты (журналы). Меняется модель потребления информации: в интернете пропадает концепт «периодичности» в понимании потребления информации за определенный период, служивший основой функционирования печатных изданий. Мгновенная скорость распространения информации и возможность ее изменения в реальном времени позволяют узнавать новости и другую информацию в интернете здесь и сейчас. Происходит переход от потребления единовременного объема информации в рамках печатного издания к постоянно обновляемому информационному массиву, доступному в хронологии развития событий, дополненному комментариями других и собственной возможностью обратной связи.

На фоне вышеописанных преимуществ потребления контента онлайн у читателей оставалась одна проблема – портативность носителя. Бумажные газеты и журналы легко взять с собой – они мало весят и обладают удобными для транспортировки размерами. Компьютер, до появления мобильных устройств являвшийся единственным носителем онлайн-информации, не мог соревноваться с бумажными носителями в портативности, и даже ноутбуки и нетбуки, обладающие возможностью переноса и беспроводного подключения к Сети, все равно не могли предоставить читателю то самое удобство бумажного чтения. Поэтому следующим звеном в трансформации потребления печатных медиа явилось появление удобных устройств для электронного чтения. В индустрии этот момент связывают с моментом появления планшета – в 2010 году на рынок выходит Ipad от Apple, который за три года завоевывает всеобщую популярность и на сегодня является номером один на мировом рынке планшетных устройств по объемам поставок, занимая долю в 39%. В индустрии прессы планшеты называют «электронной бумагой» - их размеры сравнимы с журнальными, что позволяет носить устройства с собой, сенсорный экран и ручное управление контентом воссоздают опыт бумажного чтения. К тому же, созданная в мобильном интернете инфраструктура организации и распространения онлайн-контента в виде приложений, доступных для скачивания в виртуальных магазинах, предоставила печатным медиа возможности монетизации, по своим технологическим принципам сравнимые с монетизацией в печатной сфере.

Как видно, изменения в потреблении контента печатных СМИ вполне сравнимы с изменениями в телепотреблении: увеличение свободы выбора, освобождение от временной зависимости, интерактивность и социальность практик. Однако по сравнению с телевидением печатная пресса как индустрия испытала намного более сильное трансформационное влияние онлайн-медиа, что на наш взгляд, объясняется намного более существенной трансформацией носителя и различным характером сравниваемых практик. Интернет не сумел побороть магию голубого экрана в гостиной: как говорят эксперты, не смотря на предложенную свободу выбора и управления контентом в рамках онлайн-устройств, «диван и пульт до сих пор являются главными средствами телепросмотра. Телепросмотр сам по себе привязан к месту и является неотъемлемым элементом домашней атмосферы, кроме того, он обладает интегрирующей функцией – все одновременно смотрят и потом обсуждают какое-то событие. Поэтому уйти от запрограммированного всеобщего вещания через телеэкран к свободе выбора на индивидуальных «подключаемых» устройствах с точки зрения потребления телеконтента достаточно тяжело – зритель просто сам не хочет этого.  Чтение прессы, в отличие от телепросмотра, не так привязано к дому и атмосфере – мы читаем по пути, в дороге или на отдыхе. Поэтому, как только на рынке стали появляться мобильные устройства, позволяющие осуществлять электронное чтение в хорошем качестве, бумага как носитель окончательно начала сдавать свои позиции.

Информация о работе Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента