Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:09, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ изменения и развития новостного контента в электронных и печатных СМИ.
Задачи работы:
• установить и рассмотреть основные теоретические понятия
• исследовать эволюционный процесс СМИ
• провести содержательный анализ материалов из разных источников СМИ (интернет, пресса, ТВ)
• выявить преимущества и недостатки различных СМИ
• определить значимость и проследить развитие разных видов СМИ в современном обществе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………………..5
1.1 Медиапотребление: обзор научных подходов к анализу, определение, основные характеристики………………………………………………………...5
1.2 Онлайн-медиа: понятие, отличительные характеристики, место в современной медиасистеме……………………………………………………..12
1.3 Эволюция печатных СМИ………..…………………………………………30
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА……………37
2.1 Электронные СМИ и анализ их новостного контента…………………….37
2.2 Анализ новостного контента печатных СМИ……………………………...49
2.3 Сравнение печатных и электронных СМИ…………………………...........59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 142.05 Кб (Скачать файл)

2.2 Анализ новостного контента  печатных СМИ

Печатные СМИ в последнее время заметно уступают электронным порталам. Например, газета «Аргументы и факты» по данным на апрель 2015 года отпечатала более 1,5 млн экземпляров своего издания, но продала всего 1,3 млн. В 2012 году эти цифры были почти в 2 раза больше (2,9 млн экземпляров отпечатано, продано – 2,79 млн). Количество подписчиков издания также сократилось (2012 – 800 тыс, апрель 2015 – 550 тыс). За этот же период количество ежедневных посетителей сайта газеты возросло с 1,5 млн до 4,3 млн).

Основная аудитория людей, предпочитающих печатные периодические издания электронным это люди в возрасте от 25 лет и старше. В этом сегменте можно выделить отдельные подгруппы. Например, молодые люди предпочитают издания, которые распространяются бесплатно, не несут важной смысловой нагрузки и содержат рекламный контент («Резонанс», «Метро»). Такие издания как «Экспресс газета», «Speed Info» и прочие выбирают люди без рода деятельности т.к. основной задачей такого рода газет является развлечение, по сути такие издания это «желтая пресса». Специалисты от 30 лет и старше, желая улучшить профессиональные навыки, выбирают газеты, соответствующие роду деятельности («Главбух», Коммерсант»). Люди старшего поколения выбирают «укоренившиеся» издания такие как «Комсомольская правда», «Вечерний Барнаул», «Свободный курс». Жители сел и деревень выбирают еще и издания местного значения, с актуальными для них новостями и информацией.

Проведем анализ новостного контента на примере газет «Наше слово», «Комсомольская правда», «Вечерний Барнаул».

В связи с тем, что основным событием 2015 года является празднование юбилея Дня Победы в ВОВ, основные статьи в печатных изданиях посвящены этому событию. Интервью ветеранов, освещение праздничных мероприятий и публикация материалов о том, как правительство поощряет участников войны не потеряет актуальности за несколько дней верстки и будет пользоваться популярностью у читателей. Далее по популярности следуют новости, связанные с правительством. Поправки и принятие новых законов, обсуждение правительственных актов – все это вызывает интерес у аудитории любого возраста и социального статуса, так как затрагивает жизнь практически каждого гражданина.

Новостной контент периодических печатных изданий обусловлен рядом факторов. Прежде всего – новость не должна терять актуальность с момента её происшествия до подачи читателю. Если же в газете освещаются уже происшедшие события, то чаще всего это аналитика и рассуждения автора. Например, в одном из номеров газета «Комсомольская правда» публикует материал, посвященный крушению самолета «Airbus A 320» авиакомпании «Lufthansa». На момент выхода материала не были обнаружены черные ящики и не установлена официальная причина крушения самолета. Автор статьи, опираясь на имеющиеся данные и показания свидетелей строит догадки о причинах происшествия и анализирует ситуацию.

Газета ограничена количеством страниц (ведь доставлять и носить слишком тяжелое издание крайне неудобно), поэтому редакторы стараются «отсеивать» все лишнее из предлагаемого журналистами материала и вместить в номер как можно большее число публикаций на различные тематики.

Однако не всегда удается уместить весь желаемый контент в формат печатного издания. Рассмотрим газету Топчихинского района «Наше слово». Издание районного значения, объём не превышает 10 листов формата А2. Разумеется, издание полностью посвящено проблемам и важным событиям, касающихся непосредственно жителей села. Также присутствует детская страничка, раздел развлечений, форма для поздравлений и рекламный блок. Примерно 40% жителей района – люди пенсионного возраста, не имеющие возможность оформить дополнительную подписку на периодические издания федерального значения. Таким людям приходится «довольствоваться» лишь новостями местного уровня. Посмотреть телевизор и узнать, что происходит в стране и мире для жителей села тоже весьма проблематично – стандартный набор вещания в селе включает 4 канала, из которых 2 – федерального значения и еще 2 исключительно развлекательного характера. Об интернете и говорить не приходится. В связи с этим возникает вопрос – как людям узнавать, что за события происходят за пределами района. Газете не хватает новостного контента, направленного на обзор событий мировой арены.

Пример другого регионального издания, но уже краевого, а не районного значения – «Вечерний Барнаул». Газета существует на информационном рынке края более 20 лет. Еженедельный тираж издания составляет 40 тысяч экземпляров, включая пятничный номер - «толстушку». Распространяется газета преимущественно по подписке в Барнауле среди бюджетных организаций и коммерческих структур, а также среди населения (примерно 90% читателей – подписчики). «Вечерка» рассказывает горожанам о разных аспектах жизни Алтайского края и его столицы, публикует новости из сфер политики, экономики, общественной жизни, культуры и спорта, хроники происшествий.  Информационные и аналитические материалы затрагивают самые разные темы и злободневные, волнующие читателей проблемы. Освещая деятельность администраций края и города по социально-экономическому развитию территории, издание делает это компетентно и взвешенно, привлекает широкое экспертное и читательское сообщество. Но редакция газеты нередко публикует и новости федерального значения, стремясь тем самым удовлетворить интерес читателей к различным сферам жизни страны. Газета характеризует себя как информационно-аналитическое издание. И действительно,  более 80% от общего объема газеты составляют новостные полосы. Остальная часть газеты посвящена рекламным блокам, афише предстоящих мероприятий, информации о проводящихся редакцией конкурсах и акциях. Проведя анализ одного из номеров, можно судить о направленности газеты. «Вечерний Барнаул» рассказывает о событиях мероприятий празднования Дня Победы, сопровождает материал фоторепортажами, публикует постановления краевого правительства. Информационный блок занимает 85% от общего объема издания. Газета выходит 4 раза в неделю, успевая донести до читателей события недавнего времени, имеющие актуальность на момент выпуска.

Рассмотрим также местное издание федеральной газеты «Комсомольская правда». Система рубрик  газеты  «Комсомольская правда» включает такие названия:  «Главное», «Деньги и бизнес», «Социум», «Общество», «Мегаполис»,  «Мастерская», «Здоровье», «Медицина», «Спорт», «Мастерская»,  «Дача» и др.  Такое тематическое направление определяет набор новостей,  их актуальность и интерес для читателей.      Что касается газеты «КП на Алтае», то здесь, практически,  аналогичные рубрики, однако,  тематическое пространство гораздо шире, чем у обычной  городской газеты. Прежде всего, тем, что эта газета, помимо региональных новостей,  обращается к общесоюзным и мировым событиям.  Кроме того, будучи газетой областного правительства, очень широко освещает деятельность губернатора А.Б. Карлина и не только в позитивном ключе. Названия некоторых  рубрик перекликаются с названиями «Московского комсомольца»: «Губерния», «Власть и политика», «Общество», «Страна и мир»,  «Мы. Страна. Мир», «Экономика и бизнес», «Рынки. Финансы», «Культура», «Спорт», «Разное».

 

Новость с точки зрения предмета информационных жанров синонимична и тесно связана с понятием «информация», т.к. по отношению к субъекту информации или читателю, является информацией обо всём новом.  Именно в этом ключе и будет рассматриваться новость, её место, роль и функции в региональных изданиях, в данной работе. Новость как тип текста делится на виды по различным факторам и признакам. На первой полосе  в правой колонке «Комсомольской правды», как правило, размещается анонс из 2-3 главных событий, значимых для всего края.

Говоря о способах подачи новостей в «Комсомольской правде» следует добавить немаловажный факт. Новостная картина номера формируется не только за счет работы собственных корреспондентов, но и формируется из других источников – официальных, пресс-служб и лент информационных агентств. Здесь же  одним потоком идут новости рекламы.  Было замечено, что многие новости попадают в газету с отставанием до недели.

Наряду с вербальной формой  подачи информации, в газете «КП»  широко практикуется  визуальная  новость. Под рубрикой «Фотофакт» часто помещается информация, подаваемая  фотожурналистами. Любой жанр отличается, прежде всего, гносеологической избирательностью, т.е. определенным «участком» познания действительности. С этой точки зрения фотозаметка представляет собой форму отображения фактов общественной жизни. В газетах нередко публикации этого жанра имеют обозначение «фотофакт». Тем самым отмечается их сущностный признак, точно указывается на предназначение фотозаметки. Не случайно многие фотозаметки начинаются словами «вчера» и даже «сегодня» или публикуются под рубрикой типа «Снимок в номер», «Фото номера» или размещаются в новостных подборках вместе с текстовыми заметками. Фотозаметка - жанр оперативной информации об актуальных фактах современной действительности. Этот жанр используется в периодической печати для отображения как положительных сторон общественной жизни, так и негативных. Фотозаметку, вскрывающую недостатки в социальной сфере, нередко называют фотообвинением. Фотокорреспонденты «КП»  ищут и находят такие факты, которые были бы  не только достоверны и правдивы, но и свидетельствовали  об активность его жизненной позиции, которая находит выражение в отборе фактов.  Так,  в фотозаметке «Катастрофа под носом»  читателям рассказывается и показывается о «катастрофе» областного масштаба – состоянии дорог Барнаула.

 Л.Г. Свитич считает, что  «нашей журналистике с трудом приживаются западные концепции безоценочности, потому что мы другая цивилизация».  «В нашей традиции – обзорный, аналитический, следовательно, оценочный взгляд, а журналист не только сообщатель новостей, но и их осмысливатель и выразитель своей (общественной) точки зрения на явление, процесс, ситуацию». Повторяя тезис Л.Г. Свитич о миссии современной  журналистики, которая теряет свои родовые черты и попадает под влияние западной новостной прессы («новостной рипотинг как служба, которая укоренилась в западной, особенно американской журналистике»), следует отметить следующее. В региональной журналистике эти процессы не протекают столь активно. Степень информирования общественности о текущих и актуальных событиях в жизни региона, страны в целом  является актуальной  исследовательской задачей. [26, 108 с]

В газетах  можно встретить основные способы подачи новостей:

  • По характеру отображаемой ситуации бывают два самых распространенных типа заметок – «жесткая» и «мягкая» новость;
  • По форме организации новостей – календарные; прямые или горячие новости (рубрика «срочно в номер»);  организованные новости;
  • По характеру работы с предметом отображения - событийная новость (событие, происшествие, мероприятие, планирование);  аналитическая новость (итоги деятельности, планирование);  новость-образ.

Такие способы подачи информации принимают  самые разнообразные формы теста. Например, рассказ о событиях (происшествие, действие, мероприятие, акция). Такой контент наиболее востребован у читателей городских газет. Кроме этого, здесь же публикуются материалы о конкретных решениях местных властей, например, новости о намерениях, планах или программах. К информационному контенту относятся и всевозможные подведения итогов деятельности в форме сводок, отчетных докладов, или  презентаций. «Вечерний Барнаул», имеющий меньшее количество полос, не могут соперничать с «Комсомольской Правдой» по охвату новостей. Однако наиболее важные события города и области можно встретить  одновременно в двух изданиях.

Если обратиться к практике газеты «Вечерний Барнаул», то можно обнаружить разные варианты подачи новостей. Это может быть подборка хроникальных заметок, под которую отводится специальная рубрика («новости»). Время выхода издания во многом диктует форму подачи заметки. При «жестком» варианте акценты делаются на итогах события, при «мягком» - на подробностях или деталях. Причем эта подборка может располагаться на любой тематической  полосе. Исходя из принципа исчерпывающей краткости, строится большинство новостей. Можно привести несколько примеров, доказывающих наличие одного факта:

1.ОСТАТЬСЯ НА НАСИЖЕННОМ  МЕСТЕ. Россия. Премьер-министр РФ  Дмитрий Медведев считает перспективной  идею предоставлять земельные  участки из-под сносимых домов  жителям этих зданий для строительства  нового жилья. Об этом он заявил  в ходе Всероссийского форума  «ЖКХ -  новое качество». Сейчас  после сноса домов их жильцы  вынуждены переезжать на окраины  городов, что приводит к многочисленным конфликтам.

2.ВЫСЕЛИЛИ ЗА НЕУПЛАТУ. Барнаул. Из квартиры жилого дома на ул. Ядринцева г. Барнаул по решению суда выселили супружескую пару. В течение двух лет семья не могла платить ипотечный кредит на сумму более 3 миллионов рублей кредитной организации ООО «КИТ Финанс Капитал». Представители компании обратились в суд Центрального района, который принял решение о выселении.

 

3.Водолазы нашли дайвера, пропавшего на Оби у пос. Фоминское. Вечером 8 июня на левом берегу Оби у пос. Фоминское водолазы вели поиски пропавшего дайвера. Очевидцы указали место, где последний раз видели на поверхности пузырьки от выдыхаемого воздуха. Это место находилось на расстоянии 150 м от нижней границы городского пляжа. В результате поисков погибшего обнаружили на расстоянии 30 м от берега на глубине 7 метров. Причины трагедии устанавливают сотрудники полиции, сообщает Поисково-спасательная служба Алтайского края.

В приведенных примерах можно отметить профессиональную работу журналиста – кратко и понятно изложена тема. Лиды состоят из одного предложения. В первом случае журналист применяет заход «Кто?», во втором – «Что?», в третьем – «Где?». Однако даже в самом лаконичном тексте требуются  уточнения (поясняются имена, звания, научные термины, географические названия, статистические данные и т. д). Излишняя  краткость порою лишает текст ясности и смысла, как журналистского произведения. Формы подачи «жесткой» новости зависят и от информационного повода. Чрезвычайное, экстренное событие, опубликованное в газете, не может соперничать по оперативности с электронными СМИ, поэтому даже если она дается в краткой форме, включает в себя дополнительные факты, как в данном примере.

Выбор захода и построение лида зависит не только от самих фактов, которые превращаются в медиа-событие, но и от цели журналиста – привлечь внимание к новости и сделать ее достоянием общественности. Если это сенсационная  новость, то  на первый план выходит сам предмет. Обычно это относится к спортивной информации, т.к. спортивные победы  ожидаемые,  и хорошо принимаются читателями, особенно если это касается достижений местных спортсменов.

В региональной прессе начальное положение лида «где?» позволяет показать близость события к аудитории, подчеркнуть значение, сделать акцент на «местном» его значении, приблизить событие. Это черта характерна, в первую очередь, для «Вечернего Барнаула», которая в каждом номере отслеживает главные события в области. Анализ газеты показал, что заход «где?» один из самых характерных для этого издания, тем более необходимо учитывать обширную географию края:

Информация о работе Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента