Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:09, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ изменения и развития новостного контента в электронных и печатных СМИ.
Задачи работы:
• установить и рассмотреть основные теоретические понятия
• исследовать эволюционный процесс СМИ
• провести содержательный анализ материалов из разных источников СМИ (интернет, пресса, ТВ)
• выявить преимущества и недостатки различных СМИ
• определить значимость и проследить развитие разных видов СМИ в современном обществе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………………..5
1.1 Медиапотребление: обзор научных подходов к анализу, определение, основные характеристики………………………………………………………...5
1.2 Онлайн-медиа: понятие, отличительные характеристики, место в современной медиасистеме……………………………………………………..12
1.3 Эволюция печатных СМИ………..…………………………………………30
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА……………37
2.1 Электронные СМИ и анализ их новостного контента…………………….37
2.2 Анализ новостного контента печатных СМИ……………………………...49
2.3 Сравнение печатных и электронных СМИ…………………………...........59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 142.05 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет массовых коммуникаций, филологии и политологии

Кафедра теории и практики журналистики

 

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА

(выпускная квалификационная  работа бакалавра)

 

 

 

 

 

Выполнил студент

4 курса 1511гр.

Третьяков Евгений Олегович

 

____________________

                                                                                              (подпись)

 

Научный руководитель

к.истор.н., доц.

Плахин Владимир Тимофеевич

 

_______________________

                                                                                               (подпись)

 

Допустить к защите                    ВКР защищена

Зав. кафедрой,                _______________2015 г.

д. филол.н., профессор                                 Оценка___________________

Лукашевич Елена Васильевна   Председатель ГЭК

(подпись)________________________  Ершов Юрий Михайлович, 

                                                                               д.филол.н., доцент                              

___________________2015 г.     

                                                                                    ________________(подпись)

 

 

Барнаул 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………………..5

1.1 Медиапотребление: обзор  научных подходов к анализу, определение, основные характеристики………………………………………………………...5

1.2 Онлайн-медиа: понятие, отличительные  характеристики, место в современной  медиасистеме……………………………………………………..12

1.3 Эволюция печатных СМИ………..…………………………………………30

2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА……………37

2.1 Электронные СМИ и  анализ их новостного контента…………………….37

2.2 Анализ новостного контента  печатных СМИ……………………………...49

2.3 Сравнение печатных  и электронных СМИ…………………………...........59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..72

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Аудитория СМИ в сети растет с каждым годом в противовес  традиционным медиа, которые постепенно сдают свои позиции.  Все большее количество людей предпочитает узнавать новости из интернета, поскольку именно электронные источники информации дают возможность выбрать из массива предлагаемого контента именно то, что нужно конкретному человеку, а также обсудить новость с другими людьми и «поделиться» ей с друзьями. Кроме того наличие таких гаджетов, как смартфоны и планшеты, позволяет потребителям узнавать новости в любое время и в любом месте, где есть мобильная связь или беспроводной интернет WI-FI. Поскольку за последние 15 лет количество информации, потребляемое аудиторией, значительно выросло, а время, которое она готова тратить на ее потребление осталось прежним, в электронных медиа появились тенденции к интерактивности, визуализации информации, которая позволяет сделать ее более доступной.

Актуальность темы продиктована бурным преобразованием сферы СМИ в связи с технологическими переменами в жизни общества. Мы живем в эпоху развивающихся технологий. Каждый день люди придумывают и внедряют новые разработки в разных сферах жизни. Средства массовой информации не стали исключением и на данный момент отрасль переживает большие перемены. Новостной контент электронных и традиционных изданий также вынужден динамично подстраиваться под потребности получателей информации для наилучшего удовлетворения их запросов. Рассмотрение изменений как новостного контента, так и способов донесения информации до пользователя является значимой темой, что и обусловило ее выбор в качестве исследования.

Значимость исследования обуславливается высоким темпом роста интернет-изданий и снижением читательской активности в отношении печатных СМИ. Для достижения оптимально высоких и стабильных результатов необходимо определить потребительский спрос на различные виды контента и выявить недостатки, которые необходимо устранить.

Степень разработанности темы можно оценить как крайне высокую. Достаточно взглянуть на количество статей, блогов и научных трудов, посвящённых сравнению электронных и классических СМИ. Все это еще раз подчеркивает высокую значимость и актуальность выбранной темы.

Целью работы является анализ изменения и развития новостного контента в электронных и печатных СМИ.

Задачи работы:

    • установить и рассмотреть основные теоретические понятия

    • исследовать эволюционный процесс СМИ

    • провести содержательный анализ материалов из разных источников СМИ (интернет, пресса, ТВ)

    • выявить преимущества и недостатки различных СМИ

    • определить значимость и проследить развите разных видов  СМИ в современном обществе

Предмет исследования:

    • Медиа-потребление на территории Российской Федерации.

Объект исследования:

    • Динамика движения совокупности мультимедийного новостного контента в разных видах СМИ в рамках медиа-потребления Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы методы анализа, статистики, сравнения, интервьюирования.

Эмпирической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области масс-медиа, архивные данные газет и журналов, данные специализированных справочников и энциклопедий.

Выпускная работа состоит из введения, теоретической части, практического исследования, заключения, списка использованной литературы.

  1. ПОНЯТИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

 

1.1 Медиапотребление: обзор  научных подходов к анализу, определение, основные характеристики.

Медиапотребление как понятие активно используется в медиаисследованиях  и с научной точки зрения входит в предметную область медиасоциологии – отрасли социологической науки, изучающей поведение людей в современной медийной среде. Термин, подразумевающий под собой различные практики потребления медиа, имеет преимущественно практическое применение, что обусловлено характером его исторического развития. Предпосылкой возникновения данного понятия послужило усложнение медийной структуры общества, увеличение количества медиаканалов и коммерциализация СМИ, произошедшие в середине XX века на фоне развития электронных коммуникаций. В итоге в загруженном медийном пространстве до человека становилось все сложнее достучаться, и в обществе складывалась объективная необходимость в появлении некого интегрального понятия, отражающего эффективность коммуникаций в разрезе основных медиа. В частности, увеличившаяся конкуренция на рынке СМИ формировала у медиакомпаний потребность в актуальных знаниях о своей аудитории, ее привычках и поведении в качестве обоснования рекламной эффективности для рекламодателя. К тому же, государство, активно используя масс-медиа в середине XX века в качестве средства пропаганды, так же было заинтересовано в знаниях о различных медийных возможностях воздействия на индивида и измерениях их эффективности. Поэтому именно общество в лице его различных агентов сформировало спрос на исследования аудитории и практик ее медиапотребления, затем уже подхваченный наукой.

Первые исследования аудитории средств массовой информации датируются 1930-1940 гг. и относятся к направлению эмпирической социологии. Связаны они с именем американского социолога П.Лазерсфельда. Сферу его научных интересов составляло изучение воздействия масс-медиа на общество, в контексте которых Лазерсфельд активно выступал за включение эмпирических методов исследования в социологическую теорию. Он утверждал, что любые теоретические выводы и эффекты требуется подтверждать эмпирическими данными. С точки зрения практической работы он известен изучением аудитории радио в рамках соответствующего проекта на базе Принстонского, а затем Колумбийского Университета США. Проект предполагал исследование предпочтений радиослушателей в зависимости от их уровня дохода и образования, а сама постановка проблемы была вызвана возможным изменением характера радиовещания из-за постоянного расширения аудитории слушателей за счет представителей низших слов общества.

Однако наука не согласилась с исключительно эмпирическим подходом к изучению медиапотребления в виду его чрезмерной практичности и невозможности объяснить социальный дискурс этого феномена, его место в системе общественных процессов. В связи с этим получает развитие трактовка медиапотребления в рамках научного направления социологии коммуникаций, рассматривающая его в контексте коммуникационной среды общества и многообразия социальных активностей индивида. В данном случае можно выделить ряд школ, чьи научные интересы так или иначе пересекаются с проблемами медиапотребления. 

Если рассматривать потребление медиа с точки зрения детерминированности техническими устройствами, то следует обратить внимание на кибернетический подход к исследованию коммуникаций в работах Н.Виннера, а так же представителей Торронтской школы – Г.Инниса и М.Маклюэна, заложивших своими трудами основы теории массовой коммуникации. [19, с 464] Футурологическая концепция Виннера исходит из построения нового общества на основе свободной циркуляции информации и бесстрастной власти машин, так как только машины могут упорядочить «энтропию» (беспорядочное движение) в обществе. Иннис и Маклюэн, уделяют внимание влиянию медиа и современных устройств коммуникации на общественные процессы. Иннис приходит к выводу, что средства коммуникации есть средство реализации власти в обществе, [13, с 215] а Маклюэн – что средство коммуникации определяет передаваемое сообщение и характер его восприятия адресатом. [18, с 496]

Однако в нашем случае намного целесообразней будет посмотреть на медиапотребление не с точки зрения технической обусловленности, а с точки зрения встроенности данного процесса в повседневную жизнь человека и общества. Трактуя его как на одну из наиболее привычных и частых форм человеческой деятельности, мы приходим к социологической теории практик, которую и будем использовать в качестве основной для теоретического осмысления данного понятия. Теория практик рассматривает человеческую деятельность в категориях социальных практик, то есть принятых в культуре (традиционных) способов деятельности и привычных навыков обращения с различными предметами – людьми, вещами, символами, своим телом, языком, временем и пространством.  Социальные практики наполняют «повседневность» человека - сферу социальной реальности, изо дня в день воспроизводящуюся для каждого человека здесь и сейчас. Кроме привычных образов действий, практики фиксируют смысл или отношение человека к объектам взаимодействия, а так же согласовывают эти смыслы. А. Радкевич в своем диссертационном исследовании выделяет следующие критерии понятия «социальная практика», которые, на мой взгляд, хорошо описывают его структуру:

  • конкретность действий - практика переживается реальными людьми в реальном времени и пространстве, потому ее можно отследить и наблюдать;

  • рутинность действий, то есть их опривыченность и повторяемость;

  • наличие фона или контекста, в рамках которого практика совершается, то есть совокупность других практик, реализуемых  параллельно этой;

  • анализ внешних условий на предмет приемлемости в них той или иной практики;

  • единение действия с принятой нормой, которое обуславливает коллективный характер практики и ее понятность для других индивидов;

  • специализированные навыки и умения, полученные специально для решения повседневной задачи, а так же наличие инструмента (как собственное тело человека, так и  неодушевленные предметы, выступающие его продолжением) для ее решения.

Подводя итог историческому обзору научных подходов к исследованию медиапотребления, воспользуемся социологической теорией практик для его определения: медиапотребление есть совокупность различных социальных практик использования коммуникационных средств (медиа) для получения и освоения символического содержания медийных продуктов, а так же осуществления социальных связей и взаимодействий. Объектом медиапотребления как деятельности выступает символический материал, заключенный в медийный продукт, а средствами такой деятельности - способы обращения с техническими устройствами, которые доносят медийные продукты до аудитории. [25, 82 с]

С учетом приведенных выше структурных характеристик понятия «социальная практика» попробуем вывести некоторые характеристики медиапотребления как практики. Во-первых, практики медиапотребления практически всегда обусловлены техническим устройством для их осуществления, что в свою очередь требует технических и культурных компетенций от индивида – умения обеспечить надлежащую работу медианосителя и навыков декодирования сообщений, заложенных  в нем. Таким образом, медиапотребление есть технически обусловленный и квалифицированный процесс. Во-вторых, так как практики медиапотребления предполагают декодирование сообщений пользователем, то сам процесс можно охарактеризовать как активный и интерпретационный. Иными словами, для освоения смысла медийного продукта не достаточно просто пассивно его приобрести/включить, нужно приложить определенную долю внимания, чтобы понять закодированный в нем смысл. Активность практик определяется предпочтениями аудитории к содержанию медиасообщения и форме его подачи. В-третьих, медиапотребление рутинизировано, то есть привычно, упорядоченно в осуществлении и встроено в повседневную жизнь человека. В связи с этим изучение медиапотребления напрямую коррелирует с изучением образа жизни человека, бюджета времени на различные медиа, насыщенности окружающей медиасреды как пространства социального функционирования коммуникационных технологий и пр. И наконец, в-четвертых, медиапотребление ситуативно, то есть обусловлено определенным социально-историческими контекстом осуществления. Структура и объем медиапотребления индивидов часто зависят от доступности ресурсов, распределения власти и полномочий в социальном окружении, наличия правил и норм поведения и т.д.

Информация о работе Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента