Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 20:21, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физкультура"

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 428.75 Кб (Скачать файл)

Специальные зачетные требования и нормативы в избранном виде спорта.

Согласно положению о физической культуре и спорту в высших учебных  заведениях каждый студент обязан посещать занятия по физическому воспитанию. Занятия основной группы проводятся по специализациям. В конце каждого  семестра студенты сдают специальные  зачетные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Нормативы  являются способом оценки физической подготовленности студентов и их активного участия в обучении.

3.Влияние  индивидуальных особенностей, географо-климатических  факторов на содержание производственной  физической культуры.

При организации производственной физической культуры необходимо соблюдать  приведенные выше основные правила. Рассмотрим дополнительно некоторые  из них:

  1. учет индивидуальных особенностей занимающихся. В связи с этим, производственная физическая  культура для женского и мужского контингента должны отличаться по подбору и направленности упражнений. Возможно также в данном случае разделение группы на подгруппы, работающие с разными комплексами упражнений. Необходимо разделить группы занимающихся, не только по возрасту, но и отклонениям в состоянии здоровья, например, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечные нарушения или заболевания опорно-двигательного аппарата и т.д. В таких случаях используются специально подобранные методики с элементами лечебно-профилактической направленности. Такое применение средств физической культуры будет способствовать исключению возникновения производственных травм и возможного брака на производстве, будет обеспечивать плавный переход от выполнения в перерывах физических упражнений к выполнению трудовых операций.

2) проведение производственной  физкультуры должно строиться  с учетом времени суток, недели, периода климатических условий.  С этой целью вносятся коррективы  в подбор средств, учитывающих  изменения состояния организма  в режиме дня, период выполнения  производственного задания (конец  квартала, года, сдача ответственного  объекта и т.п.). Кроме того, принимаются  во внимание температурные условия  проведения занятий, например, в  прохладном помещении возникает  необходимость разогреть организм  работающих. В жаркую погоду следует  применять упражнения с небольшой  нагрузкой, плавными, спокойными  движениями, а также упражнения  на расслабление.

Билет №23

1.Режим  труда и отдыха, сон и профилактика  его нарушений.

Режим труда и отдыха

Одно  из главных требований гигиены –  науки о сохранении и укреплении здоровья – научно обоснованный и  неукоснительно соблюдаемый порядок  труда, отдыха, сна и питания. Соблюдение режима значительно облегчает любую  деятельность, позволяя максимально  использовать все возможности организма  человека. Примером положительного влияния  строгой организованности  на здоровье и работоспособность служит жизнь  замечательного немецкого философа И. Канта, которую называли уникальным гигиеническим экспериментом. Будучи с детства болезненным и слабым ребёнком, он создал для себя в зрелые годы строгий режим дня и соблюдал его практически всю жизнь, подвергаясь  жестким ограничениям. Это помогало ему сохранять высокую работоспособность  и хорошее самочувствие.

Физиологической основой режима дня является выработка  динамического стереотипа. Динамический стереотип – система условных рефлексов. В результате длительного  следования определённому распорядку дня эта система закрепляется, упрочивается. Беспорядочное же чередование  занятий разрушает стереотип  и отрицательно сказывается на состоянии  организма.

Конечно, прежде всего, надо считаться с условиями, продиктованными профессиональной деятельностью. Работа, труд занимают большую часть времени бодрствования  и должны быть организованы рационально, с учётом гигиенических требований (подробнее об этом – в лекциях 4, 5, 11).

Наилучшему  восстановлению сил, полноценному отдыху способствует также регулярное выполнение физических упражнений. Великие люди неоднократно подчёркивали их важность для сохранения и укрепления здоровья, для продления активной творческой жизни. В режиме дня необходимо отвести  постоянное время для утренней зарядки  и регулярных физкультурных упражнений. Их следует планировать в зависимости  от занятости (подробнее о физкультуре  в режиме отдыха – в лекциях 5, 6).

Сон и профилактика его нарушений

Человек проводит треть своей жизни в  состоянии сна, а пятую часть  этого времени у него занимают сны – приятные и, в большей  степени, неприятные. Исследования в  области физиологии и нейрохимии сна показали, что во время сна снижается двигательная активность, мышцы тела расслабляются, уменьшается частота сердечных сокращений, дыхание становится поверхностным, снижаются температура тела, обмен веществ и артериальное давление. Однако работа мозга во сне не прекращается и сопровождается различными активными процессами. Во время сна, по данным измерений биоэлектрической активности мозга,  происходит смена в среднем 4–6 циклов с продолжительностью каждого 1–1,5 ч. При этом фазу, которая сопровождается повышенной биоэлектрической активностью мозга, назвали быстрым, парадоксальным сном (с большим количеством сновидений), а фазу с пониженной биоэлектрической активностью мозга – ортодоксальным, медленным сном (сравнительно меньшее количество сновидений). В период сна происходит чередование парадоксального и ортодоксального сна: в первую половину ночи преобладает ортодоксальный сон, ближе к утру – парадоксальный. Нарушение этого чередования вызывает его расстройство.

Большинство исследователей, работающих в данной области, полагают, что сновидения необходимы головному мозгу, и что  их отсутствие может вызвать различные  психофизиологические расстройства. Считается, что сон со сновидениями – это  разрядка мозга, особенно коры головного  мозга – прореживание той информации, которая накапливается длительное время в период бодрствования, т.е. во сне «проводится очистка» от всего  лишнего и закрепление нужного  и ценного. 

Расстройства  сна бывают трёх видов: затруднённое засыпание, тревожный сон, неспокойный  сон с ранним пробуждением. К расстройствам  сна больше предрасположены люди, отличающиеся повышенной эмоциональной лабильностью, высокой тревожностью и впечатлительностью. Исследования показали, что при расстройстве сна изменяется его структура – нарушается чередование циклов и уменьшается глубина парадоксального и ортодоксального сна.

Какая должна быть минимальная продолжительность  сна, ответить на этот вопрос трудно, потому что фундаментальных исследований в этом направлении не проводилось. То, что сон нужен, отрицать нельзя, об этом свидетельствует не только наш краткий обзор, но и вся  обширная литература по этой проблеме.

Продолжительность сна у каждого индивидуума  определяется наследственными факторами  и личностными особенностями. Из своего опыта каждый человек знает, сколько он должен спать, чтобы на следующий день быть работоспособным. Например, известно, что Наполеон спал в сутки 4 часа. Для некоторых лиц  достаточно 4–5 часов; а для других – 9–10 часов сна. Пожилые люди спят меньше в связи с развитием  у них атеросклеротического синдрома, замедлением метаболических процессов  и уменьшением энергетических ресурсов. Студенты (учитывая высокие требования обучения и особенности развития их организма) должны спать не менее 8 часов в сутки, а в выходные дни – 9–10 часов. Отход ко сну  рекомендуется не позднее 23 часов, а  подъём не ранее 7 часов.

Для того чтобы сохранить нормальный сон, необходимо спать при открытой форточке, всегда ложиться спать в определённое время, перед сном не следует есть, пить кофе, вести волнующие разговоры, ссориться, смотреть кинокартины или  телевизионные передачи, вызывающие эмоциональные переживания, читать детективы.

Ежедневная  мышечная активность способствует быстрому засыпанию и крепкому сну, поэтому  напряженную умственную деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятиями спортом.

2.Мотивы индивидуального выбора студентами конкретного вида спорта.

Согласно программе физического  воспитания высших учебных заведений  спортивная деятельность студентов  может осуществляться по избранным  специализациям соответственно интересам.

Как правило, такой выбор легко  осуществляется, окончившими ДЮСШ, либо занимавшимися в школьных спортивных секциях. Для студентов, не имеющих спортивной подготовки, он бывает  затруднителен, и здесь им на помощь приходят педагоги.

При отборе учитываются результаты тестирования по общефизической подготовке, технической и тактической подготовленности по избранному виду спорта, обучаемость (динамика освоения новых упражнений), перспектива дальнейшего роста.

Для студентов, выбирающих какую-либо спортивную специализацию и не занимавшихся ранее, преподаватель проводит специальное  тестирование правильного выбора вида спорта. Студент должен адекватно  оценить уровень своей подготовленности. На основе результатов тестирования определяются слабые и сильные стороны  подготовленности и намечается конкретная специализация. При этом учитывается,  конечно, и мотивационная сторона этого выбора, то есть желание освоить тот или иной вид спортивной деятельности.

Целями выбора могут быть:

- укрепление здоровья, коррекция  отдельных недостатков физического  развития и телосложения. Многие  студенты имеют слабое развитие  плечевого пояса. Можно им рекомендовать  занятия по индивидуальным планам, либо в секциях тяжелой атлетики. При недостаточной выносливости  также рекомендуются самостоятельные  занятия, либо занятия легкой  атлетикой. Для коррекции осанки  упражнения подбираются тренером  и выполняются сначала под  контролем педагога, а затем, по  мере правильного усвоения, самостоятельно;

- развитие функциональных возможностей  организма для увеличения общей  работоспособности (умственной и  физической);

- психофизическая подготовка к  будущей профессиональной деятельности  и овладение жизненно необходимыми  умениями и навыками. Многочисленными  исследованиями в спортивной  науке доказано, что физическая  культура и спорт являются  прекрасным средством целенаправленного  развития таких важнейших сторон  психики человека, как внимание, быстрота и точность сенсомоторного  реагирования, эмоциональной устойчивости, личностных качеств и т.д. В  то же время, у каждого студента  имеются большие возможности   выбора форм физической культуры, видов спорта для развития  конкретных сторон жизненно необходимых  умений или профессионально-прикладной  подготовки;

- достижение высоких спортивных  результатов. Это возможно при  следующих условиях:

-  высокая мотивация студента  к определенному виду спорта;

-  высокая квалификация и  энтузиазм тренера;

- создание предпосылок для успешной  подготовки, в том числе – спортивной  базы, питания, возможности для  участия в соревнованиях высокого  ранга. 

3.Физиологические  механизмы и закономерности совершенствование  отдельных систем организма под  воздействием направленной физической  подготовки.

Существуют три основные потребности  человека, которые необходимо удовлетворять, чтобы создать полную гармонию организма  и психики: аэробная физическая нагрузка; рациональное питание; эмоциональная  гармония.

Термин «аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий  кислород».

Аэробные упражнения относятся  к таким видам нагрузки, когда  необходимо наличие кислорода в  течение продолжительного времени. Они предъявляют к организму  требования, заставляющие его увеличивать  потребление кислорода, в результате чего происходят благоприятные изменения  в легких, сердце и сосудистой системе.

Максимальное потребление кислорода  во время нагрузки является основной концепцией аэробики, так как оно в конечном счете определяет работоспособность организма.

Основная идея этой системы заключается  в том, что человек, если он хочет  обрести хорошую физическую форму  и добиваться дальнейшего гармоничного самосовершенствования, должен зарабатывать определенное количество очков каждую неделю, выполняя определенный объем  аэробной нагрузки.

А ответ организма на повышение  требований отмечается при многих видах  аэробных упражнений и называется тренировочным  эффектом или позитивными физическими  сдвигами.

Вот некоторые такие сдвиги:

  • общий объем крови возрастает настолько, что организм лучше приспосабливается к транспорту кислорода, и поэтому человек проявляет большую выносливость при напряженной физической нагрузке;
  • объем легких увеличивается, а некоторые исследования связывают возрастание жизненной емкости легких с более высокой продолжительностью жизни;
  • укрепляется сердечная мышца, лучше обеспечивается кровью, с каждым ударом сердце оказывается в состоянии выбрасывать больше крови (т.е. возрастает ударный объем крови);
  • повышается содержание липопротеинов высокой плотности (ЛВП), отношение общего количества холестерина к ЛВП снижается, что уменьшает риск развития атеросклероза и ишемической болезни сердца;
  • укрепляется костная система.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"