Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 20:21, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физкультура"

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 428.75 Кб (Скачать файл)

Дыханием  называется процесс потребления  кислорода и выделения углекислого  газа тканями живого организма. Его  осуществляют две системы организма: дыхательная и кровеносная.

Различают внешнее (легочное) и внутриклеточное (тканевое) дыхание. Внешним дыханием называется обмен воздухом между  окружающей средой и легкими, внутриклеточным  – обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела (при этом кислород переходит  из крови в клетки, а углекислый газ, как один из продуктов обмена веществ, переходит из клеток в кровь).

Показателями  работоспособности органов дыхания  являются: дыхательный объем, частота  дыхания, жизненная емкость легких, легочная вентиляция, кислородный запрос, потребление кислорода, кислородный  долг и др.

Дыхательный объем – количество воздуха, проходящее через легкие при одном дыхательном  цикле (вдох, выдох, дыхательная пауза). Величина дыхательного объема находится  в прямой зависимости от степени  тренированности к физическим нагрузкам  и колеблется в состояния покоя  от 350 до 800 мл. В покое у нетренированных  людей дыхательный объем находятся  на уровне

350–500 мл, у тренированных – 800 мл и  более.

При интенсивной  физической работе дыхательный объем  может увеличиваться до 2500 мл.

 Частота дыхания – количество дыхательных циклов в 1 мин. Средняя частота дыхания у нетренированных людей в покое – 16–20 циклов в 1мин, у тренированных за счет увеличения дыхательного объема частота дыхания снижается до 8–12 циклов в 1 мин. У женщин частота дыхания на 1–2 цикла больше.

 При  спортивной деятельности частота  дыхания у лыжников и бегунов  увеличивается до 20–28 циклов в  1 мин., у пловцов – 36–45; наблюдались  случаи увеличения частоты дыхания  до 75 циклов в 1 мин.

Жизненная емкость легких – максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть  человек после полного вдоха (измеряется методом спирометрии). Средние величины жизненной емкости легких: у нетренированных  мужчин – 3500 мл, у женщин – 3000; у тренированных  мужчин – 4700 мл, у женщин – 3500. При  занятиях циклическими видами спорта на выносливость (гребля, плавание, лыжные гонки и т.п.) жизненная кость  легких может достигать у мужчин 7000 мл и более, у женщин – 5000 мл и  более.

Легочная  вентиляция – объем воздуха, который  проходит через легкие за 1 мин. Легочная вентиляция определяется путем умножения  величины дыхательного объема на частоту  дыхания. Легочная вентиляция в покое  находится на уровне 5000–9000 мл (5–9 л). При физической работе этот объем  достигает 50 л.

 В  состоянии покоя человек потребляет 250–300 мл кислорода в 1 мин. При  мышечной работе эта величина  возрастает.

Наибольшее  количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при  определенноинтенсивной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК), МПК зависит от состояния сердечнососудистой и дыхательной систем, кислородной емкости крови, активности протекания процессов обмена веществ и других факторов. Для каждого человека существует индивидуальный предел МПК, выше которого потребление кислорода невозможно. У людей, не занимающихся спортом, МПК равно

2,0–3,5 л/мин,  у спортсменовмужчин может достигать 6 л/мин и более, у женщин – 4 л/мин и более.

 Величина  МПК характеризует функциональное  состояние дыхательной и сердечнососудистой  систем, степень тренированности  организма к длительным физическим  нагрузкам

Билет №20

1.Формирование  психических качеств, черт, свойств  личности в процессе физического  воспитания.

В процессе физической (спортивной) тренировки на занимающихся оказывается значительное воздействие по формированию нравственных, волевых и психических качеств, которые становятся постоянными чертами личности. Это позволяет занимающимся проявлять их в учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности, а также в быту и в семье. К таким качествам относятся трудолюбие, дисциплинированность, чувство ответственности за результаты своего труда, смелость и решительность, целеустремленность, настойчивость, выдержка и самообладание.

 Физическая  культура предоставляет неограниченные  возможности для эстетического  воспитания личности. Она воспитывает  умение воспринимать и понимать  прекрасное в движениях человеческого  тела, в совершенстве его линий  и форм, развитии физических, нравственных, волевых и психических качеств.

 Особое значение приобретает формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно- эмоционального напряжения, стресса; использование физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактика нервно- эмоционального и психофизического утомления; повышение эффективности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессионального труда.

 Составной  частью процесса физического  и духовного развития человека  является самовоспитание – творческая  активная деятельность человека, имеющая целью совершенствование  физических, интеллектуальных и  духовных качеств, борьбу против  собственных отрицательных сторон  характера и других недостатков.

 В  основе самовоспитания лежит  внутренняя потребность в самосовершенствовании,  в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании,  совершенствовании форм тела, в  различных проявлениях социальной  активности.

2.Обьективные  и субъективные показатели самоконтроля.

Все показатели самоконтроля можно разделить условно  на две группы: субъективные и объективные. К субъективным показателям относятся:

самочувствие;

сон;

аппетит;

умственная  и физическая работоспособность;

положительные и отрицательные эмоции.

Самочувствие  после закаливающих процедур должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта  следует прекратить занятия и  обратиться за консультацией к специалистам. Важно помнить, что применяемые  нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту человека.

Сон при  систематическом и грамотном  закаливании, как правило, хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.

Аппетит после правильно подобранной  нагрузки также должен быть хорошим. Есть сразу после процедуры не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

При ухудшении  самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных  нарушениях – обратиться к врачу.

Наиболее  удобной формой самоконтроля можно  считать ведение специального дневника.

Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельного выполнения закаливающих процедур, а  также для регистрации изменений, показателей, проб и контроля выполнения недельного режима занятий. Регулярное ведение дневника дает возможность  определить эффективность процедур, а также оптимально спланировать величину и интенсивность нагрузок. В дневнике следует отмечать случаи нарушения режима и то, как они  отражаются на занятиях и общей работоспособности.

К объективным  показателям самоконтроля относятся  наблюдения за:

частотой  сердечных сокращений;

артериальным  давлением;

дыханием;

жизненной емкостью легких;

весом;

достигнутыми  результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем  тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на ту или иную нагрузку можно провести методом сопоставления  данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т. е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают  за 100%, разницу в частоте до и  после нагрузки – за X. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после – 20 ударам. После нехитрых вычислений видно, что пульс участился на 67%.

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и  после процедуры. Как правило, в  самом начале нагрузки максимальное давление повышается, потом стабилизируется  на определенном уровне. После окончания  нагрузки в первые 10-15 минут снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при легкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при значительной – немного повышается.

Не менее  важно и произвести оценку функций  органов дыхания. Нужно помнить, что при физической нагрузке резко  возрастает потребление кислорода  работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин – 2,5-4 литра.

3.Система  пищеварения и выделения

Пищеварением  называется процесс физической и  химической переработки пищи, в результате которого становится возможным всасывание питательных веществ из пищеварительного тракта, поступление их в кровь  или в лимфу и усвоение организмом благодаря моторной, секреторной  и всасывающей функциям пищеварительного аппарата. Кроме того, органы пищеварительной системы выполняют и экскреторную функцию, выводя из организма остатки непереваренной пищи и некоторые продукты обмена веществ. Процесс пищеварения начинается в ротовой полости, где в течение 15–18 с осуществляется физическая и химическая обработка пищи: перемешивание, измельчение, смачивание слюной, воздействие слюнных ферментов. Затем через пищевод пища поступает в желудок и в течение 6–8 ч подвергается дальнейшей физической и химической обработке. За счет работы гладкой мускулатуры желудка пища перетирается, перемешивается, на нее воздействует желудочный сок, дальнейшая химическая обработка отдельных порций пищевой массы продолжается в двенадцатиперстной кишке, куда поступает сок поджелудочной железы и желчь, вырабатываемая печенью. Пищеварительные соки двенадцатиперстной кишки продолжают расщеплять питательные вещества в тонком кишечнике, где в основном заканчивается пищеварение пищи и всасывание питательных веществ в кровь. Дополнительное частичное расщепление невсосавщихся продуктов переваривания пищи зависит от того, насколько оптимально количество выделяемых пищеварительных соков и какова активность перистальтических, продвигающих движений мышц желудка и кишечника.

Систематически  выполняемые физические нагрузки повышают обмен веществ и энергии, увеличивают  потребность организма в питательных  веществах, стимулируют выделение  пищеварительных соков, активизируют перистальтику кишечника, повышают эффективность процессов пищеварения. Однако при напряженной мышечной деятельности могут развиваться  тормозные процессы в пищеварительных  центрах, уменьшающие кровоснабжение различных отделов желудочно-кишечного  тракта и пищеварительных желез  в связи с тем, что необходимо обеспечить кровью усиленно работающие мышцы. В то же время сам процесс  активного переваривания обильной пищи в течение 2–3 ч после ее приема снижает эффективность мышечной деятельности, так как органы пищеварения  в этой ситуации оказываются как  бы более нуждающимися в усиленном  кровоснабжении. Кроме того, наполненный  желудок приподнимает диафрагму, тем  самым затрудняя деятельность органов  дыхания и кровообращения. Вот  почему физиологическая закономерность требует принимать пищу за 2,5–3,5 ч до начала тренировки и через 30–60 мин. после нее.

Выделение. Основной физиологической функцией выделительных процессов является освобождение организма от конечных продуктов обмена веществ, избытка  воды, органических и неорганических соединений, т.е. сохранение постоянства  внутренней среды организма. При  мышечной деятельности роль органов  выделения возрастает, так как  они оперативно вынуждены выполнять  все ту же функцию сохранения внутренней среды организма, связанную с  увеличением обмена веществ и  энергии. Выделительные функции  у человека осуществляются многими  органами и системами организма. Так, желудочнокишечный тракт выводит остатки непереваренной пищи, слизи, желчных пигментов, бактерий; через легкие удаляются газообразные продукты обмена веществ (например, углекислота); сальные железы, выделяя кожное сало, образуют защитный, смягчающий слой на поверхности тела; слезные железы обеспечивают влагу, смачивающую слизистую глазного яблока.

Однако  основная роль в освобождении организма  от конечных продуктов обмена веществ принадлежит почкам, потовым железам и легким. За счет функции почек поддерживается в организме необходимая концентрация воды, солей и ряда других веществ, регулируется кислотно-щелочное равновесие и осмотическое давление в тканях; выводятся конечные продукты белкового обмена; продуцируется гормон ренин, влияющий на тонус кровеносных сосудов. При больших физических нагрузках потовые железы и легкие существенно помогают почкам осуществлять свои функции, В состоянии покоя через потовые железы выделяется 20–40 мл пота в 1 ч, а в движении со скоростью 5 км/ч, с грузом 10 кг, выделение пота может возрастать до 1700 мл/ч. В зависимости от окружающей температуры и интенсивности двигательной деятельности отделение пота может колебаться от 0,5 до 3 л в сутки, а, к примеру, у рабочих в горячих цехах в течение дня объем выделяемого пота может достигать 10 л. Естественно, что при этом существенно меняется и качественный состав пота (при напряженной мышечной работе с потом выделяется молочная кислота, конечные продукты белкового обмена). Процессы теплообмена играют большую роль при различных видах мышечной деятельности. Постоянную температуру тела человека поддерживает специальная система тепло-продукции, состоящая из физических механизмов тепло-проведения, тепло-излучения и испарения. Наблюдаемый при мышечной работе подъем температуры тела на 1–1,5 °С способствует более эффективному протеканию в тканях окислительно-восстановительных процессов и повышению работоспособности организма спортсмена. Однако следует помнить, что даже у тренированного человека подъем температуры тела до 38–38,5 °С может привести к тепловому удару.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"