Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:24, шпаргалка

Описание работы

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены (47)
2. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта
3. Компоненты физической культуры (5)
4. Физ.культура и личность студента (48)
5. принципы целостности организма и его единства с окружающей средой (37)
6 общее представление о строении тела человека (28)
7 строение и функции опорно-двигательного аппарата
8 понятие «здоровье», его содержание и критерии (34)
9 Здоровье в иерархии ценностей и потребностей культурного человека (3)
10 Понятие утомления и восстановления при физ и умственной деятельности (36)
11 работоспособность и влияние на неё различных факторов (41)
12 Простейшие методики оценки работоспособности, усталости и утомления (40)

Файлы: 1 файл

Билеты по физ-ре.docx

— 274.85 Кб (Скачать файл)

Физическое воспитание в высших учебных заведениях осуществляется в следующих формах:

Учебные занятия:

* обязательные занятия  (практические, теоретические, консультации), которые предусматриваются в  учебных планах по всем специальностям  в объёме четырёх часов в  неделю и включаются в учебное  расписание в течение всего  периода обучения сверх установленного  педагогического объёма учебной  нагрузки;

* консультативно-методические  занятия, направленные на создание  для студентов методической и  практической помощи в организации  и проведении самостоятельных  занятий физкультурой;

* индивидуальные занятия  для студентов, имеющих слабую физподготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в период производственной практики;

Внеучебные занятия:

* физические упражнения  в режиме учебного дня (малые  формы самостоятельных занятий  в виде комплексов «минута  бодрости» и подобных);

* занятия в секциях,  неформальных группах и клубах  по физическим интересам;

* массовые оздоровительные,  физкультурные и спортивные мероприятия.

Комплексное использование  всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физкультуры  в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня физической активности

37 Исторические аспекты физической  культуры и Олимпийского движения

1.Возникновение и распространение  физической культуры

Проблема развития содержания физической культуры тесно связана  с вопросом ее возникновения и  распространения. Значительная часть  спортивных историографов рассматривают  содержание и институты физической культуры той или иной эпохи как  нечто данное. Другие же занимаются поисками того единственного места  на земле, откуда все пошло. Действительно, элементы физических упражнений - и  это хорошо заметно в отношении  подвижных игр и различных  видов спортивной борьбы - кочуют точно  так же, как мотивы народных сказок. Они переходят из одной местности  в другую и, обогатившись местным  опытом, превращаются в новые элементы стиля, формы игр.

Ни одна физическая культура не возникает из ничего или путем  простого заимствования. Новые системы  всегда создаются как наследие прошлого. Заимствованные элементы приспосабливаются  к существующим жизнеспособным формам. В процессе развития они освобождаются  от своей прежней социальной роли, а затем, приспособившись к изменившимся потребностям, становятся органической частью складывающегося нового главного содержания. Изменение общественной формы физической культуры лишь в  самых редких случаях происходит скачкообразно и бесконфликтно. Поскольку отдельный человек  овладевает физическими упражнениями и играми только как член более  или менее замкнутого коллектива, наряду с главными тенденциями преобразования могут сохраняться и традиционные обычаи.

В то же время заслуживает  внимания то обстоятельство, что в  области физической культуры - так  же, как и в искусстве, - иногда могут возникать поразительно сходные  элементы и в полностью изолированных  друг от друга районах, если они становятся необходимыми ввиду аналогичных  общественно-экономических условий. В подобных случаях спортивно-игровая  фантазия данных народов создает  в зависимости от географических условий соответствующие достигнутому уровню общественного развития формы  физической культуры, служащие целям  боевой подготовки, здравоохранения, воспитания и развлечения.

В распространении отдельных  видов физической культуры, формировании ее местных особенностей исключительно  устойчивую роль играют традиции. В  Канаде на основе имеющей многовековую традицию индейской игры "рекет" национальной игрой стал "лакросс". Индия и Пакистан, располагающие тысячелетней традицией игры в мяч с палкой, увековечили ее в хоккее на траве, а футбол латиноамериканских народов отражает черты стиля древнего искусства игры в мяч.

Формальная сторона  развития физической культуры весьма изменчива. Время от времени господствующее положение начинают занимать одни системы  движений, виды физической подготовки, состязания, виды спорта, типы занятий  по физическому воспитанию, системы  тренировок, другие же оттесняются  на задний план. Однако опыт, полученный от них, продолжает жить, развиваться  и подчас проявляется в совершенно иных областях. Мало кто знает, что такие понятия, как тренинг, старт, митинг, матч, гандикап, фит, дресс, допинг, классис, кентер и кондиция, заимствованы из конного спорта. Другие формы и элементы (олимпийские игры, обязательное физическое воспитание) были забыты на сотни лет, чтобы затем вновь возродиться на более высоком уровне, при изменившихся условиях. В принципе физическими упражнениями, спортом могут стать самые различные виды человеческой деятельности. История физической культуры наших дней как раз свидетельствует о том, что будущее может создать такие "виды спорта", о которых мы сейчас, и не подозреваем. Однако многообразие экспериментов, форм и методов не исключает осуществление закономерностей развития физической культуры. Формы движения, утрачивающие содержательную ценность или мотивирующую роль, закономерно отмирают со временем.

2. Истоки физической  культуры

Предыстория физической культуры уходит корнями в тот  период, когда вся физическая и  умственная деятельность человека ограничивалась непосредственным обеспечением условий  существования. Вопрос заключается  в том, какие факторы в этих условиях, в непрекращающейся борьбе с природой, побудили наших предков  разработать комплекс физических упражнений, служащих формированию человека.

Некоторые отечественные  позитивистские историки довольствовались утверждением, что "спорт вечен", что спорт "создавался вместе с  человеком". Буржуазные авторы международных  трудов по истории спорта объясняют  сложную проблему происхождения  спорта, исходя из трех гипотез: из теории игры в духе Шиллера; из теории магии, впервые изложенной Рейнаком; из теории излишней энергии, сформулированной Спенсером. Следует учесть, что Шиллер, Рейнак и Спенсер формулировали свои мысли применительно к развитию деятельности, связанной с играми и искусством в узком смысле слова, и их положения в настоящее время уже вышли за рамки этой области.

Н. Пономарев в своей  монографии "Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания" пришел к выводу о том, что человек  стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования  самого человеческого тела, организма  человека как главной производительной силы. В этом развитии ключевую роль играла охота как форма работы. Использование средств труда для целей охоты требовало качественно новых навыков движений, прежде всего увеличения воздействия силы, навыков быстроты, выносливости и активности в работе.

Рассмотрим физическую культуру в различные эпохи развития человечества:

1. В древние времена  для человека главным источником  существования была охота на  крупных животных. Он создал метательное  орудие с костяным наконечником. Удачную охоту на животных  можно было обеспечить только  с помощью заранее изготовленных  и опробованных средств, организованных  совместных действий всех членов  клана. В процессе этого древний  человек научился наиболее рационально  использовать в качестве метательного  оружия разнообразные предметы. Он открыл для себя способ  метания, значительно увеличивающий  дальность полета. В процессе  применения метательного оружия  он, владея своими мышцами, мог  рассчитывать затрачиваемую энергию  в зависимости от отдаленности  цели, координировать собственные  движения. Овладение жизненно необходимыми  навыками движения происходило  путем наблюдения, копирования. Древний  человек все чаще наблюдал  и применял те закономерности  в движениях, с помощью которых  можно было преодолеть водные  препятствия, рыхлый снег, топкие, болотистые места. Применявшийся  при охоте или при спасении  бегством от противника бег  и прыжки через препятствия  начали самостоятельное развитие  в магических действиях. Появились  синтезированные формы бега на  расстояние, прыжков, танцевальных  и метательных движений.

2. В эпоху мезолита  и неолита, главными источниками  существования человека стали  земледелие и животноводство. В  физической культуре народов,  занимавшихся пастушеством, потеряли  свою жизненную важность бег,  прыжки, метание и преследование  дичи. На передний план выдвинулась  верховая езда. Появился интерес  к поднятию тяжестей, танцам, медитациям  типа йоги, основывавшимся на  верованиях, связанных с плодородием.  Обострилась борьба за лучшие  земли и территории. Это вызвало  необходимость усложнения процесса  подготовки юношества к самостоятельной  жизни. Стали проводить схватки  поединков для "пробы сил". Важное значение стала иметь военная подготовка. Возникли постоянные ритуальные центра проведения состязаний: Карнак, Марас, Пампас, Олимпия, Куфферн.

3. В эпоху перехода  от первобытнообщинного строя  к классовому обществу возник  эстетический идеал наделенного  сверхъестественными телесными  и духовными способностями легендарного  героя, который осмеливался вступать  в борьбу с потусторонними  силами. Гильгамес у вавилонян, Озирис у египтян, Геракл, Прометей и Ахиллес у греков - все они были непобедимыми мастерами борьбы. Нет охотников более ловких, лучших, чем они, бегунов, метателей диска, камни или копья. Человечество, у которого проснулось самосознание, возвеличивая себя до героев своей фантазии, начало бросать вызов силам природы. Появился будущий идеал физической культуры нарождавшейся рабовладельческой эпохи - которого еще не сломила социальная несправедливость - сильный, гордый и победоносный титан. Процесс разложения физической культуры первобытнообщинного строя, происходивший с VII тысячелетия до нашей эры и до эпохи расцвета Римской империи, охватывал сравнительно небольшую часть заселенной территории Земли. Ее остатки сохранились вплоть до распространения современной цивилизации на Севере, в тропической и субтропической Африке.

По словам норвежского  путешественника К. Лумхольца, тарахумары способны проводить состязания по бегу на дистанции длиной в несколько сот километров. Эти способности связаны с преследованием дичи и суровыми природными условиями. Восточноафриканские вахумы способны, отталкиваясь босыми ногами от низкой термитной кучи, прыгнуть вверх на высоту свыше двух метров. Условия жизни вынуждают их в первую очередь развивать прыгучесть, что является главным критерием в обряде посвящения в мужчины. Тот, кто во время испытаний не способен прыгнуть выше своего роста, не может попасть в число полноправных мужчин своего племени. Из приведенных выше сведений видно, что первобытная физическая культура сочетала в себе личную физическую подготовку каждого члена племени и воспитание у соплеменников чувства общности.

В развитии физической культуры первобытнообщинного строя дважды происходил качественный скачок. В  ходе первого - охота на крупных животных вызвала к жизни обособившуюся  от процесса труда и постепенно совершенствующуюся систему движений, и ее перенос  на другие области жизни. В рамках возникшей новой сферы деятельности (физическое воспитание) началась дифференциация непосредственно полезных телесных упражнений, танцевальных движений и  игровых элементов. Входе второго скачка - в эпоху разложения первобытнообщинного строя - возникли нормы подготовки и отбора, которые стали средствами общественного подчинения. От основных элементов форм движений, сложившихся в рамках первобытной магии, через противоречивые условия классовых обществ человечество пришло к высокой степени систем движения физической культуры наших дней. В ходе этого процесса материал движений физической культуры постоянно подвергался стилизации, дифференциации и интеграции. Но даже в наиболее развитых видах физкультурной и спортивной деятельности таятся элементы, отражающие стремление человека к покорению природы, которые либо порознь, либо в сочетании друг с другом вросли в сегодняшнюю физическую культуру. Так, например:

а) за играми с мячом, тяжелой атлетикой, толканием ядра и охотой стоят производственные процессы;

б) за конным спортом, бегом, прыжками, автогонками, лыжным и конькобежным спортом, соревнованиями судов - виды деятельности, связанные с передвижением и  преодолением препятствий, и соответственно средства достижения этого;

в) за плаванием и полетами - движения, подмеченные в природе;

г) за лечебной гимнастикой  и массажем - опыт врачевания;

д) за соревнованиями по стрельбе, метанием копья и диска, борьбой и массовыми выступлениями физкультурников проглядываются отдельные боевые действия или их элементы.

Глава 1 Концепция идеи олимпизма Пьера де Кубертена

Олимпийские игры, Олимпиада - крупнейшие международные комплексные  спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в древней Греции, была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские  игры, известные также как Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением  лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские  игры, которые первоначально проводились  в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два  года относительно времени проведения летних игр.

Олимпийская идея и после  запрета античных состязаний не исчезла  насовсем. Например, в Англии в течение XVII века неоднократно проводились «олимпийские» соревнования и состязания. Позже похожие соревнования организовывались во Франции и Греции. Тем не менее, это были небольшие мероприятия, носившие, в лучшем случае, региональный характер. Первыми настоящими предшественниками современных Олимпийских игр являются «Олимпии», которые проводились регулярно в период 1859-1888 годов. Идея возрождения Олимпийских игр в Греции принадлежала поэту Панайотису Суцосу, воплотил её в жизнь общественный деятель Евангелис Заппас.

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"