Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 01:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Физическая культура".

Файлы: 1 файл

Физи́ческая культу́ра ШПОРЫ.docx

— 95.92 Кб (Скачать файл)

1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой  совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой  деятельности.

В отечественной системе  физического воспитания мировоззренческие  установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам  деятельности.

2. Теоретико-методические  основы. Система физического воспитания  опирается на достижения многих  наук. Ее теоретико-методической  основой служат научные положения  естественных (анатомия, физиология, биохимия  и др.), общественных (философия, социология  и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе  которых дисциплина «Теория и  методика физического воспитания»  разрабатывает и обосновывает  наиболее общие закономерности физического воспитания.

3. Программно-нормативные  основы. Физическое воспитание осуществляется  на основе обязательных государственных  программ по физической культуре  и спорту (программы для дошкольных  учреждений, общеобразовательной школы,  средних и высших учебных заведений,  армии и т.д.). Эти программы  содержат научно обоснованные  задачи и средства физического  воспитания, комплексы двигательных  умений и навыков, подлежащих  усвоению, перечень конкретных норм  и требований.

Программно-нормативные  основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к  особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние  здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное направление  представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно  обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый  в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому  уровень разностороннего развития физических способностей.

Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование  в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости  от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

Эти два основных направления  обеспечивают возможность последовательного  овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и  волевых качеств, спортивного совершенствования человека.

4. Организационные основы. Организационную структуру системы  физического воспитания составляют  государственные и общественно-самодеятельные  формы организации, руководства и управления.

По государственной линии  предусматриваются систематические  обязательные занятия физическими  упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным  графиком под руководством штатных  специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического  воспитания по государственной линии  обеспечивают Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной  Думы по туризму и спорту, городские  комитеты по физической культуре и  спорту, а также соответствующие  отделы Министерства образования РФ.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит  во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального  наличия свободного времени.

 

  1. Средства физического воспитания

 Средства физического  воспитания многообразны. Соблюдение общего режима дня, двигательной активности, режима сна и питания, а также личная и общественная гигиена (чистота воздуха, мест занятий, тела) – все это относится к гигиеническим факторам, которые содействуют укреплению здоровья человека, повышают развитие адаптивных свойств организма. При несоблюдении гигиенических требований (средства физического воспитания) происходит снижение положительного эффекта от занятий физическими упражнениями. Надо сказать, цель гигиены физического воспитания и спорта – это профилактика разного рода заболеваний, так или иначе связанных с воздействием факторов физкультуры и спорта у лиц, выполняющих физические упражнения, повышение оздоровительной эффективности этих упражнений, организации и дальнейшего содержания занятий физкультурой и спортом.

 Предметом гигиены  физического воспитания и спорта  как науки можно назвать изучения  самого процесса взаимодействия  человеческого организма с разными  факторами физкультуры и спорта. Физические упражнение – это  двигательные действия, направленные  непосредственно на реализацию  задач, касающихся физического  воспитания. Эти средства физического  воспитания были сформированы  и в дальнейшем организованы  по его законам. Слово физическое  в данном случае отражает характер  совершаемой работы. Внешне эта  работа проявляется в виде  перемещения человеческого тела  и его частей, как в пространстве, так и во времени. А вот  слово упражнение означает направленную  повторность действия, цель которого  заключается в воздействии на  психические и физические свойства  человека, а также совершенствование  способа выполнения данного действия. С одной стороны, физические  упражнения можно рассматривать  как конкретное двигательное  действие, а с другой – в  качестве процесса многократного  его повторения. Эффект от занятия  физическими упражнениями определяется, прежде всего, их содержанием.  А само содержание представляет  собой не иначе, как совокупность  всех биохимических, психологических  и физиологических процессов,  которые происходят в человеческом  организме при их выполнении. Стоит отметить, что содержание  физических упражнений обуславливается  именно их оздоровительным значением,  влиянием на личность, образовательной  ролью. В чем заключается оздоровительное  значение? Дело в том, что при  выполнении физических упражнений  происходят функциональные и  приспособительные морфологические  перестройки в организме. Все  это позволяет улучшать показатели  здоровья. В системе физического  воспитания игра, спорт, гимнастика  и туризм (средства физического  воспитания) дают возможность:

-Обеспечивать всестороннее физическое воспитание

-Удовлетворить все запросы  и интересы индивидуального характера в сфере физического воспитания

-Охватить физкультурными  занятиями людей на протяжении  практически всей их жизни,  начиная от элементарных подвижных  игр для детей и заканчивая  упражнениями из лечебной физкультуры для людей пожилого возраста.

 На людей, занимающихся  физическими упражнениями, существенное  влияние оказывают и оздоровительные  силы природы (тоже средства  физического воспитания). К примеру,  изменения метеорологических условий  (изменение атмосферного давления  на высоте или на уровне  моря, ионизация и движение воздуха)  могут вызвать определенные биохимические  изменения в человеческом организме,  которые в итоге приводят изменению  работоспособности и состояния  его здоровья. Естественные силы  природы в процессе физвоспитания  используют по двум направлениям:

1)В качестве сопутствующих  факторов, которые создают наиболее  благоприятные условия для осуществления  процесса физического воспитания. Они призваны дополнять собой  эффект воздействия от выполняемых  физических упражнений. Повысить  работоспособность организма, а  также замедлить процесс утомления  позволяют занятия в лесу или  на берегу водоема. Они же  способствуют активизации биологических процессов.

2)В качестве относительно  самостоятельных средств, предназначенных  для оздоровления и закаливания  организма. К ним можно отнести  водные процедуры, воздушные и солнечные ванны.

 При оптимальном воздействии  эти средства физического воспитания  способны стать некой формой  активного отдыха, заметно повысить  эффект восстановления. Одним из  основных требований, предъявляемых  к использованию так называемых  оздоровительных сил природы,  считается комплексное и системное  их применение в сочетании  с различными физическими упражнениями.

 

  1. Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие  от умственной), внешне проявляемой  в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторностъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа  исполнения этого действия.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.

Физические упражнения это  основное средство физического воспитания, т.к.:

Физическое упражнение выражает мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности.

Физическое упражнение это  один из способов передачи общественно-исторического  опыта в области физического  воспитания.

Физическое упражнение воздействует не только на функциональное состояние  человека, но и на его личность.

Среди всех видов педагогической деятельности, только в физическом воспитании предметом обучения является физическое упражнение.

Физическое упражнение удовлетворяет  природную потребность человека в движении.

При неправильном применении, физические упражнения могут принести не пользу, а вред. Чтобы этого  избежать необходимо, при подборе  упражнений, учитывать следующие  факторы:

Педагогически правильное руководство  занятия.

Учитывать индивидуальные особенности  занимающихся (пол, возраст, состояние  здоровья и др.).

Учитывать особенности самих  упражнений (новизна, сложность, нагрузка, эмоциональность).

Особенности внешних условий (погода, состояние мест занятий, качество инвентаря).

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием.

Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических  процессов, происходящих в организме  человека при выполнении данного  упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное  значение, образовательную роль, влияние  на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические  и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей  здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую  методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его  физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится  на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность  длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через  физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и  собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет  осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом  двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается  к условиям окружающей среды и  тем легче он осваивает новые формы движений.

В процессе занятий физическими  упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются  и углубляются ранее приобретенные.

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"