Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 01:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 18 вопросов по дисциплине "Физическая культура".

Файлы: 1 файл

Физи́ческая культу́ра ШПОРЫ.docx

— 95.92 Кб (Скачать файл)

Большое внимание в режиме учебного дня обращается на проведение физкультурных минут во время  уроков. Они относятся к малым  формам активного отдыха и проводятся с целью снижения утомления и  снятия статического напряжения. Проводит ее учитель, продолжительность 2 – 3 минуты. Время начала физкультурной минуты определяет учитель, исходя из реакции  учеников: ослабление внимания, появление  беспокойства, разговоров.

Комплекс упражнений физкультурных  минут состоит из 3 – 4 несложных  упражнений. Принимая во внимание, что 1 естественная потребность организма  при утомлении – желание потянуться, глубоко подышать, выпрямить спину, развернуть плечи, вначале дается упражнение в потягивании, выполняемое в  медленном темпе, с глубоким дыханием. Затем идут наклоны или повороты туловища в сочетании с движением  рук и ног. Подбираются упражнения с необходимой амплитудой движения, включающие в активную деятельность все основные мышечные группы и функциональные системы. Они должны содействовать  улучшению осанки, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывать  влияние на весь мышечный аппарат. Упражнения ученики выполняют, сидя за партами  или стоя  у парт. До начала физкультурной  минуты обязательно проветривается класс. Физкультурная минута – непременное  условие поддержания здоровья учеников и лучшего усвоения ими учебного материала.

Следующая форма внеурочных физкультурно-оздоровительных мероприятий  – физические упражнения и подвижные  игры на переменах. Задачи данного мероприятия  – восполнить дефицит двигательной деятельности детей, приобщить их к общедоступным физическим упражнениям и восстановить работоспособность. У младших школьников учебная деятельность вызывает быстрое утомление, а двигательная активность сокращается до 50%. Лучшая форма активного отдыха для них – подвижные игры. Однако отсутствие у детей младшего школьного возраста достаточного двигательного опыта и умения самостоятельно организовывать игры создает определенные трудности. Поэтому при организации игр на переменах большая ответственность ложится на руководителя. Учитель и его помощники во время игр должны следить за состоянием детей, давать им необходимые советы, подбадривать их, чтобы появился эмоциональный настрой. Игры по возможности проводить на воздухе, что наряду с повышением двигательной активности будет способствовать закаливанию организма. Нельзя допускать, чтобы играм придавался характер урока физкультуры, с обязательным соблюдением соответствующих нормативных требований, ибо это сковывает инициативу детей, особенно робких и нерешительных.

Исследования ученых позволили  найти оптимальный режим физических нагрузок на перемене. Эти нагрузки должны быть на уровне малой и средней  интенсивности, не вызывать значительной утомляемости детей.

В программе физического  воспитания определены физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме группы продленного  дня. К ним относятся ежедневные физкультурные занятия в объеме одного часа. Час активного отдыха в этих группах проводится воспитателем.

Оздоровительный эффект ежедневных физкультурных занятий в группах  продленного дня во многом зависит  от правильного дозирования нагрузки. Во время занятий следует внимательно  следить за проявлением внешних  признаков утомления детей.

Не следует допускать, чтобы в течение всего времени  физкультурных занятий дети находились в постоянном движении: необходимы короткие перерывы для отдыха. Чем  младше ребенок, тем чаще должны повторяться  паузы. Дополнительно к этим занятиям в группах продленного дня  рекомендуются прогулки, экскурсии.     

  

  1. Принцип наглядности

Принцип наглядности –  одно из основных инвариантных положений общей и предметных дидактик, включая теорию обучения предмету «Физическая культура». Сущность принципа в отечественной дидактике связывают с одним из постулатов материалистической диалектики, объясняющей природу познания человеком явлений и предметов реальной действенности, в частности, с тезисом В.И. Ленина о том, что данный процесс в своем генезисе и диалектике развивается «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

При рассмотрении дидактических  процессов с позиций психофизиологии  были обозначены место зрительного  образа, его значение в формировании представления о технике изучаемого двигательного действия. Реализация принципа наглядности в ходе дидактических  процессов по физической культуре связана  с широким применением наглядности, т.е. средств, обеспечивающих восприятие и осознание различных параметров изучаемого двигательного действия, развиваемых двигательных качеств, инструктивных навыков, умений и  других разновидностей структуры содержания образования.

Выделяют четыре формы  проявления наглядности в обучении двигательным действиям: зрительную, звуковую, словесную и двигательную, которые  представляют прямой и косвенный  виды осуществления данного принципа.

Зрительная наглядность  выражается в передаче учителем учебной  информации, которую учащиеся воспринимают через зрительный анализатор. Это  показ изучаемого двигательного  действия в целом или отдельных  его элементов, а также демонстрация рисунков, схем, кинограмм, кинофильмов  и других материалов с помощью  аудиовизуальных технических средств, включая компьютерную технику.

Звуковая наглядность  выражается в передаче учебной информации посредством звука, о характере  которой учащиеся заранее осведомлены. Это может быть похлопывание в  ладони, постукивание по полу или другим предметам либо использование метронома.

Звуковая наглядность  применяется для освоения учащимися  ритма, темпа движений, например при  разучивании темпа разбега в  опорных прыжках в гимнастике или прыжках с разбега в  длину и высоту в легкой атлетике. Звуком можно обозначить момент наскока  на гимнастический мостик, отталкивания в прыжках с разбега. Звук помогает учащимся соблюдать ритм движения.

Словесная наглядность способствует конкретизации отдельных параметров формирующегося логического образа изучаемого двигательного действия благодаря конкретной словесной  информации, которая должна быть немногословной, адресной и на языке, понятном для  учащихся.

Двигательная наглядность  связана с использованием в процессе обучения двигательным действиям мускульных ощущений, которые помогают формированию у учащихся кинестетичес-кого образа.

При выполнении двигательных действий у учащихся возникают конкретные, поддающиеся прочувствованию мышечные ощущения: понимание (осознание) состава  элементов двигательного действия, осознание правильного распределения  мышечных усилий, момента приложения максимальных усилий. Все это способствует получению информации, что невозможно лишь при зрительном восприятии.

Прямая наглядность обеспечивается путем непосредственного показа изучаемого двигательного действия учителем или одним из наиболее подготовленных учащихся. К показу учителем изучаемого двигательного действия или комбинации, состоящей из нескольких движений (упражнений), предъявляются следующие требования:

1. Показ должен быть  близким к идеальной технике  исполнения изучаемого двигательного  действия, служить эталоном для  воспроизведения его учащимися.  Вместе с тем демонстрация  техники двигательного действия  не должна быть образцовой, чтобы  не отталкивать учащихся своей  сложностью.

2. Следует больше внимания  уделять имитационному показу, который  облегчает восприятие основы  и деталей техники двигательного действия.

3. Показывая технику выполнения  физического упражнения, нужно акцентировать  внимание учащихся на ее конкретных  элементах двух-трех и больше.

4. Одновременно с демонстрацией  эталонной техники выполнения  изучаемого двигательного действия  необходимо обратить внимание  на возможные ошибки, привлекая  к показу одного из учащихся, у кого подобные ошибки наиболее  заметны, или же используя специально  подготовленные рисунки, схемы,  где искажения техники обозначены.

5. При показе техники  исполнения физического упражнения, его элементов или ошибок наблюдающие  должны быть расставлены в  удобных для обзора местах  спортивного зала, площадки, лыжни.

6. Демонстрацию упражнения  учителем или учащимся лучше  сопровождать конкретизирующей  словесной информацией, что повысит  результативность возникновения  логического, зрительного и кинестетического  образов изучаемого двигательного действия.

Косвенная (опосредованная) наглядность – использование  рисунков, схем, кинограмм, аудиовизуальной  техники (телевизора, компьютера) для  передачи зрительной информации. Для  решения этой задачи разрабатываются  средства и способы их использования.

Опосредованная наглядность  помогает восприятию параметров временных, пространствен-ных и динамических характеристик техники физических упражнений. Это световая или звуковая информация, которая сигнализирует  о скорости, частоте, темпе, ритме движений.

В последние годы в практике преподавания предмета «Физическая  культура» широко применяются так  называемые учебные карточки. В них  может содержаться информация о  комплексах физических упражнений для  решения конкретных прикладных задач: формирования осанки, развития различных  групп мускулатуры, быстроты, выносливости, мышечной силы, гибкости, а также  подводящие физические упражнения, облегчающие  усвоение сложных двигательных действий.

 

  1. физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

В физическом воспитании представлены широкие возможности  для решения задач умственного  воспитания. Это обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными  и процессуальными основами.

Существует двусторонняя связь умственного и физического  воспитания.

 С одной стороны,  физическое воспитание создает  лучшие условия для умственной  работоспособности и содействует  развитию интеллекта;

с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность  физического воспитания, создавая условия  более вдумчивого отношения к  нему занимающихся для осознания  или сущности решаемых задач и  творческих поисков их решения.

В содержании умственного  воспитания в процессе физического  воспитания можно различить две  стороны: образовательную и воспитательную.

Образовательная сторона  заключается в передаче специальных  физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое).

Воспроизводящее мышление заключается  в осмысливании занимающимися своих  действий после инструктивных указаний преподавателя (например, при обучении сложному движению). Примерами творческого  мышления является анализ «эталонной»  спортивной техники с целью рационального  применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику).

Воспитательная сторона  умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается  в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.

Исходя из сказанного, основными  задачами умственного воспитания в  процессе физического воспитания являются:

    • обогащение занимающихся специальными знаниями в области физической культуры и формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;
    • развитие умственных способностей (способностей к анализу и обобщению, быстроты мышления и др.), познавательной активности и творческих проявлений в двигательной деятельности;
    • стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.

Эстетическое  воспитание призвано формировать у людей предельно широкие эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой и спортом представляют исключительно широкие возможности для этого.

Речь идет о развитии эстетической активности личности прежде всего в  практической деятельности, жизни.

Взаимосвязь физического  воспитания с эстетическим заключается  в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями.

Перед эстетическим воспитанием  в процессе занятий физическими  упражнениями стоят следующие специфические  задачи:

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"