Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Физическая подготовка".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ТИМИС.docx

— 2.72 Мб (Скачать файл)

1. Любой метод предполагает  осознанную цель, без чего невозможна  целенаправленная деятельность  субъекта, т.е. он всегда целесообразен  и характеризуется плановостью  и реализацией определенного  способа деятельности. Способ —  это технологическая сторона  метода. В практике засекречивается  не способ действий, а технология  их освоения.

2. Достижение намеченной  цели осуществляется в процессе  деятельности, которая включает  в себя определенную совокупность  действий, порядок и последовательность  которых определяется субъектом  деятельности.

3. Метод имеет свое предметное  содержание. Он включает в себя  инструмент, средство, необходимое  человеку для достижения цели. Эти средства могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (предметные) и др.

4. Всякий метод предназначен  для воздействия на какой-либо  объект, и поэтому для успеха  применяемого метода человеку  надо что-то знать об объекте, о его свойствах, о ходе изменения  его под влиянием действий  над ними. Объектом и субъектом  воздействий при занятиях физическими  упражнениями является личность  учеников, различные ее сферы: эмоции, воля, интеллект, телосложение, физические  качества и пр.

5. В методах проявляются  закономерности обучения, воспитания  и развития личности. Так как  они действуют объективно, независимо  от воли людей, то метод, формируясь  на основе этих познанных законах, выступает как конструктивный  принцип построения определенных  процедур, технологических приемов, способов действий.

6. Применение метода должно  неизбежно и закономерно вести  к: достижению цели, т.е. к намеченному  результату.

Хотелось бы также обратить внимание еще на одну особенность. Метод применяется, как правило, для решения не одной-двух, а определенного типа, класса задач. К примеру, образовательных или воспитательных задач.

Если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие «методов в самом общем виде можно определить следующим образом:

МЕТОД — это разработанная с учетом педагогических закономерностей 
система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

В деятельности учителя физической культуры, тренера по спорту, педагога-организатора по физкультурно-оздоровительной и рекреационной работе, помимо понятия «метод» используется и термин «методический прием».

Под МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИЕМОМ понимают способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации.

Прием — это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы. Поэтому не случайно иногда методы рассматривают как определенное сочетание, совокупность различных приемов. С другой стороны — при одном и том же методе реализация его может осуществляться за счет разных приемов.

Понятие МЕТОДИКА употребляется в теории физической культуры в двух смыслах:

      • в узком, как совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков, метаний, плавания и т.д.);
      • в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий (методики физического воспитания — в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и пр.).

Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:

1. Закономерностями формирования  двигательных навыков и развития  физических способностей и вытекающими  из них методическими принципами.

2. Поставленными целями  и задачами обучения, воспитания  и развития личности занимающихся.

3. Характером содержания  учебного материала, применяемых  средств.

4. Возможностями занимающихся  — их возрастом, состоянием здоровья, полом, уровнем подготовленности, моторной  одаренностью, физическим и умственным  развитием, психофизиологическими  особенностями и др.

5. Возможностями самих  преподавателей — их предшествующим  опытом, уровнем теоретической и  практической подготовленности, способностями  в применении определенных методов, средств, стилем работы и личными  качествами.

6. Временем, которым располагает  преподаватель. Например, беседа требует  больше времени, чем описание.

7. Этапами обучения двигательным  действиям, фазами развития физической  работоспособности (повышение уровня  развития качеств, их стабилизация  или восстановление).

8. Структурой отдельных  занятий и их частей, этапов, периодов, 
циклов тренировки.

9. Особенностями внешних  условий, в которых проводятся  занятия (температура воздуха, влажность, сила ветра, состояние оборудования).

40. Структура процесса  обучения двигательным действиям, характеристика его этапов (на  примере базового вида спорта).

В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, гак и особенностями методики:

• этап начального разучивания;

• этап углубленного разучивания;

• этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Этап начального разучивания. Целью этого этапа является формирование умения выполнять основу техники двигательного действия.

Этап углубленного разучивания Целью данного этапа является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований.

закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель данного этапа - двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностъю его практического применения.

41. Значение, отличительные  особенности, применение в физической  культуре игрового и соревновательного  методов и метода строго регламентированного  упражнения (на примере базового  вида спорта).

Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная в соответствии с образным или условным "сюжетом" (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими способами в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например хоккей, бадминтон, волейбол и т.д. Он может применяться на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Игровой метод является одним из важных методов в процессе подготовки юных спортсменов. Он используется в тренировке спортсменов различного возраста и квалификации во всех периодах тренировки. Это метод комплексного совершенствования физических качеств: развития быстроты, силы, ловкости, выносливости, смелости, находчивости, решительности, инициативы, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Для него характерна взаимная обусловленность поведения занимающихся, эмоциональность, что содействует воспитанию нравственных черт личности: чувства коллективизма, товарищества, дисциплины и т.д.

Недостаток метода: ограниченные возможности дозировки нагрузки, т.к. многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.

Соревновательный метод характеризуется выполнением упражнений с наибольшей интенсивностью при соблюдении правил соревнований. Это один из способов стимулирования интереса и активизации деятельности юных спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования двигательных умений и навыков, а также теоретических способностей. Ценность этого метода состоит в том, что спортсмены, стремясь показать свои лучшие результаты, учатся мобилизовывать свои силы и возможности для борьбы за победу, приобретают тактические навыки.

К нерегламентир упр относятся: методы целостного и расчлененного упражнения, применяемые в основном при разучивании техники движений; равномерный, переменный, интервальный, повторный, комплексный (повторно-прогрессирующий, стандартно-вариативный, круговой и др.), которые применяются с целью совершенствования двигательных навыков, воспитания волевых и нравственных качеств.

42. Применение в  тренировочном процессе по избранному  виду спорта повторного, равномерного, переменного и интервального  методов тренировки. Физиолого-биохимическое  обоснование выбора методов.

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения с определенными интервалами отдыха, в течение которых достаточно полно восстанавливается работоспособность. Тренирующее воздействие на организм обеспечивается только в период выполнения упражнения, а также в результате суммирования утомления от каждого повторения. Повторный метод используется в циклических и ациклических видах спорта. Интенсивность нагрузки в циклических упражнениях равна 90 - 100 %, а в ациклических - 90 % (иногда 100 %) от максимальных возможностей юных спортсменов. Длительность упражнений может быть самой различной. Например, в беге, гребле, плавании применяется работа на коротких, средних и длинных дистанциях.

Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Интервальный метод широко применяется в легкоатлетическом беге, гребле, лыжных гонках, плавании, фигурном катании, спортивных играх и т.д.

Во время многократного выполнения упражнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы ЧСС в конце работы была 160 - 180 уд/мин. Т.к. длительность нагрузки невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение ЧСС, потребление кислорода в течение первых 30 с. Увеличивается и достигает максимума. Одновременно создаются благоприятные условия для повышения ударного объема сердца.

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.п. Примером его может служить изменение скорости бега на дистанции, темпа игры и технических приемов в хоккее в течение каждого периода. Тренирующее воздействие переменного метода на организм обеспечивается в период работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма реализуется за счет изменения режима работы и формы движений.

Переменный метод применяется в циклических и ациклических видах спорта. В циклических видах спорта нагрузки регулируются за счет варьирования скорости передвижения. В ациклических видах спорта (футбол, борьба, бокс и др.) переменный метод реализуется путем выполнения упражнений, изменяющихся как по интенсивности, так и по формам движений.

Равномерный метод характеризуется тем, что юные спортсмены выполняют физическое упражнение непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость. Постоянный темп, ритм, величину усилия, амплитуду движений. В зависимости от решаемых задач, упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью. Тренирующее воздействие равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения либо длительности, либо интенсивности выполнения упражнения. С увеличением интенсивности выполнения работы длительность ее, разумеется, уменьшается, и наоборот. Равномерный метод применяется на всех этапах многолетних занятий юных спортсменов.

43. Реализация в  процессе подготовки в избранном  виде спорта принципов спортивной  тренировки: единство углубленной  специализации и направленности  к высшим достижениям, единство  общей и специальной подготовки  спортсмена.

Принцип единства углубленной специализации и направлен­ности к высшим достижениям. Этот принцип предполагает на основе преимущественного использования специфических средств, применения методов и методических приемов обучения, выделения этапов специализированной подготовки спортсменов с учетом их возраста и подготовленности, постоянное прогрессирование в овладении более высокого разряда.

 

44. Реализация в процессе подготовки в избранном виде спорта принципов спортивной тренировки: непрерывность тренировочного процесса, волнообразность и вариативность динамики нагрузок.

Этот принцип характеризуется следующими основными положениями:

• Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных результатов.

• Воздействие каждого последующего занятия, микроцикла, этапа, как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая функциональные перестройки в организме спортсмена.

• Работа и отдых в спортивной тренировке регламентируются таким образом, чтобы обеспечивать оптимальное развитие двигательных качеств, рост тренированности и спортивного мастерства в избранном виде спорта.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"