Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Физическая подготовка".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ТИМИС.docx

— 2.72 Мб (Скачать файл)

Время работы с максимальной скоростью всего лишь 8-10 с., что связанно с небольшими исходными запасами креатинфосфата в мышцах.Главными преимуществами креатинфосфатного пути образования АТФ являются очень малое время развертывания и высокая мощность, что имеет крайне важное значение для скоростно – силовых видов спорта (х. гимнастика). Главным недостатком этого способа синтеза АТФ, существенно ограничивающим его возможности, является короткое время его функционирования. Время поддержания максимальной скорости всего 8-10 с., к концу 30-й с. его скорость снижается вдвое. Анаэробная реакция окажется главным источником энергии для обеспечения кратковременных упражнений максимальной мощности, таких как прыжки, броски и т.д. в худ. гимнастике. Креатинфосфатная  реакция может неоднократно включаться во время выполнения физ.нагрузок , что делает возможным быстрое повышение мощности выполняемой работы, развития ускорения во время выполнения соревновательных упражнений.

 

24. Понятие об  адаптации, виды и индивидуальные  типы адаптации. Физиологические  механизмы и стадии адаптации. «Цена адаптации». Адаптация к  мышечной работе. Физиолого-биохимические  особенности срочной и долговременной  адаптации к физическим нагрузкам. Тренировочный эффект (на примере  избр. вида спорта).

Физиологическая адаптация – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направления на сохранение относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза.

Значение проблемы адаптации в спорте определяется необходимостью приспособления организма спортсмена  к нагрузкам в относительно короткое время. Выделяют 2 группы приспособительных изменений в здоровом организме:

      1. Физиологические реакции (изменения в привычной зоне колебаний факторов среды).
      2. Адаптационные сдвиги  (использование физиологических резервов с перестройкой функциональных систем ).

Физиологическую основу этой стадии составляет вновь установившийся уровень функционирования различных органов и систем для поддержания гомеостаза в конкретных условиях деятельности.

Следует иметь в виду, что возникшие в процессе длительных и интенсивных физических нагрузок структурные изменения в миокарде и скелетных мышцах, нарушенный уровень обмена веществ, гормональные и ферментативные перестройки, своеобразно закрепленные механизмы регуляции к исходным значениям, как правило, не возвращаются. За систематические чрезмерные физические нагрузки, а затем за их прекращение организм спортсменов в дальнейшем платит определенную  биологическую цену, что может проявляться развитием кардеосклероза, ожирением, снижением резистентности клеток и тканей к различным неблагоприятным воздействиям и повышением уровнем общей заболеваемости.

При адаптации к чрезмерным для данного организма физическим нагрузкам в полной мере реализуется общебиологическая закономерность, которая состоит в том, что все приспособительные реакции организма к необычным факторам среды обладают лишь относительной целесообразностью.

Цена адаптации может проявляться в двух различных формах: 1)в прямом изнашивании функциональной системе, на которую при адаптации падает главная нагрузка, 2)в явлениях отрицательной перекрестной адаптации, т.е. в нарушении у адаптированных к определенной физической нагрузке людей других функциональных реакций, не связанных с этой нагрузкой.

Цена адаптации в значительной мере зависит от вида физических нагрузок, к которым происходит приспособление.

Адаптация организма к физическим нагрузкам заключается в мобилизации и использовании функциональных резервов организма, в совершенствовании имеющихся физиологических механизмов регуляции.

В основе адаптации к физическим нагрузкам лежат нервно-гуморальные механизмы, включающиеся в деятельность и совершенствующиеся при работе двигательных единиц (мышц и мышечных групп). При адаптации спортсменов происходит усиление деятельности ряда функциональных систем за счет мобилизации и использования их резервов, а системообразующим фактором при этом должен являться приспособительный полезный результат- выполнение поставленной задачи, т.е.конечный спортивный результат.

Адаптация к мышечной деятельности представляет собой системный ответ организма, направленный на достижение состояния высокой тренированности и минимизацию физиологической цены за это.

Существует 2 вида адаптации: срочная, но не совершенная, и долговременная, совершенная.

Срочная адаптация возникает непосредственно после начала действия раздражителя и может реализоваться на основе готовых, ранее сформировавшихся физиологических механизмов и программ. Отличительной чертой срочной адаптации является то, что деятельность организма протекает на пределе его возможностей при почти полной мобилизации физиологических резервов, но далеко не всегда обеспечивает необходимый адаптационный эффект.

Долговременная адаптация возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов среды. Принципиальной особенностью такой адаптации является то, что она возникает не на основе готовых физиологических механизмов, а на базе вновь сформированных программ регулирования. Долговременная адаптация по существу, развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенно количественного накопления каких-то изменений организм приобретает новое качество в определенном виде деятельности - из неадаптированного превращается в адаптированный.

Долговременная адаптация обязательно сопровождается следующими физиологическими процессами: а)перестройкой регуляторных механизмов, б)мобилизацией и использованием резервных возможностей организма, в)формированием специальной функциональной системы адаптации к конкретной трудовой (спортивной) деятельности человека.

В процессе адаптации организма обмен перестраивается в направлении более экономного расходования энергии в состоянии покоя и повышенной мощности метаболизма в условиях физического напряжения. Адаптационные сдвиги энергетического обмена заключается в переключении с углеводного типа на жировой.

В целом, функциональная система, ответственная за адаптацию к физическим нагрузкам, включает в себя три звена: афферентное, центральное регуляторное и эффективное.

 

25. Особенности проведения занятий  по избранному виду спорта  с детьми дошкольного и младшего  школьного возраста с учетом  анатомо-морфологических, физиологических  и психологических особенностей  организма детей.

Дошкольный возраст до 6-7лет, младший школьный до 9-10 лет

На протяжении первых 7-9 лет жизни ребенок проходит огромный путь физического и духовного развития. Недостаточная физическая активность у детей дошкольного и младшего возраста приводит к нарушению развития детей, отрицательно влияет на их умственную сферу. В осуществлении всестороннего гармоничного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста велика роль семьи, также направленное воздействие физической культуры осуществляется в дошкольных учреждениях (детских садах) и детских спортивных школах.

У детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности.

Дошкольный и младший школьный возраст по морфо-функциональным особенностям отличается активным ростом и развитием всех функций и систем организма (за 1-й год жизни рост ребенка увеличивается на 50%, а к 7-ми годам почти втрое). Данный возраст характеризуется незрелостью опорно-двигательного аппарата, быстрым ростом и утолщением стенок костей; преобладание органических веществ над минеральными делает кости детей мягкими и эластичными; к 6-7годам отчетливо намечаются физиологические кривизны позвоночника, поэтому большое внимание следует уделять упражнениям на формирование правильной осанки, профилактики плоскостопия. Мышечно-связочный аппарат ребенка эластичен и  недостаточно прочен, характеризуется слабым развитием сухожилий связок и фасций, поэтому этот период является синзитивным для целенаправленного развития гибкости.  В 6-7лет мышечная масса увеличивается втрое по сравнению с новорожденным, нарастание происходит за счет увеличения длины и толщины мышечных волокон. Крупные мышцы развиты хуже, чем мелкие, поэтому статические и силовые нагрузки вызывают быстрое утомление, дети этого возраста приспособлены к выполнению динамических скоростно-силовых упражнений. Дыхательная система развивается неравномерно, грудная клетка имеет конусообразную форму, величина дыхательного объема небольшая, ЖЕЛ постепенно увеличивается. В 3-4года 400см куб, 5-6-900. С возрастом МОД увеличивается, ЧД - уменьшается. Объем сердца с ростом увеличивается, к 6-7годам достигает 300куб см., 90г к концу дошкольного возраста совершенствуется иннервационный аппарат сердца, Чсс снижается на протяжении всего периода 3-5лет-110уд, 7л-70уд/мин, СО и МОК возрастают, АД увеличивается, у детей АД может достигать до 200уд/мин.

У детей данного возраста нервные центры характеризуются высокой возбудимостью, слабым развитием процессов торможения, недостаточным развитием произвольного внимания. Постепенно развивается 2сигнальная система: в 5лет ребенок пытается осмыслить слова, к 6-7- оперировать абстрактными понятиями. Условные рефлексы образуются  быстро, вестибулярная сенсорная система регулирует мышечный тонус, равновесие, координацию положения тела в пространстве, к концу дошкольного периода рецепторы всех крупных суставов достигают достаточной зрелости.

 Дети этого возраста  отличаются быстрым врабатыванием, восстановлением и развитием  утомления из-за несогласованности  регуляторных механизмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Также для детей тяжело переносима монотонная деятельность, статические анаэробные нагрузки, большая адаптированность  к нагрузкам аэробного характера.

Этот возраст благоприятен для развития гибкости, координации и ловкости, быстроты.

Серьезное обучение технике следует начинать с 4-х летнего возраста, поскольку этот возраст характерен большой пластичностью головного мозга, легко образуются неустойчивые нервные связи.

Недостаточная функциональность левого полушария головного мозга у детей и преобладания у них правого полушария требует применения преимущественно наглядных методов обучения, с идеальным показом, а высокая эмоциональность и любознательность детей требует широкого применения различных игровых средств на занятиях. Дети этого возраста неустойчивы в своих настроениях, легко возбудимы.

Психологические особенности: в возрасте 4-7 лет происходит переход от непроизвольной к сознательной регуляции психических процессов. Познавательные, эмоциональные и волевые процессы проходят значительный путь развития, формируется характер. Двигательная память ускоренно совершенствуется, к 6-7года развивается к логическому мышлению, расширяется пространственная ориентация, происходит переход к способности самостоятельно принимать решения. В 6-7лет девочки успешно решают новые разнообразные задачи, раскрывают свои творческие возможности, артистичность. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются  волевые качества, при занятиях спортом, постепенно формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Дети начинают проявлять целеустремлённость, смелость, дисциплинированность, решительность, настойчивость, выдержку. Развитие воли чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии. Но большая подвижность и эмоциональность в этом возрасте, отрицательно влияют на  волю и в частности на выдержку.

Для художественной гимнастики дошкольный возраст 4-5 лет считается самым благоприятный для начала регулярных занятий. Этап начальной подготовки охватывает дошкольный и младший шк возраст (4-8лет). Целью начальной подготовки гимнасток является создание прочной основы для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения. Цель первого этапа многолетней подготовки в х/г - выявить способных детей и заложить прочный фундамент для дальнейшего освоения элементов гимнастики.

Основные задачи начальной подготовки гимнасток: укрепление и гармоничное развитие всех органов и систем, формирование правильной осанки и гимнастической школы, разносторонняя общая и специальная физическая подготовка, освоение базовых навыков хореографических, подготовительных, подводящих элементов с предметами и б/п. Важно учесть, что антропометрические размеры детей на 1/3 меньше взрослых, поэтому предметы необходимо применять пропорционально уменьшенных размеров. Развитие специфических качеств: танцевальности, музыкальности, выразительности и творческой активности; участие в показательных выступлениях, контрольных уроках, детских соревнованиях.

Основные средства начальной подготовки: упражнения в ходьбе, беге, партерная разминка с элементами общей и специальной подготовки, подводящих элементов б/п, разминки у гимн стенки, обучающие уроки с предметами: скакалкой, мячом; танцевальные комбинации, подвижные и музыкальные игры, соревнования по офп и сфп. При обучении использовать целостный метод обучения

Занятия по художественной гимнастике для детей дошкольного(4-6лет) и младшего школьного возраста проводятся(7-8лет) обычно 2-3 раза в неделю по 1-2 часа небольшого объема, интенсивности и различны по содержанию. А также должны быть интересными эмоциональными, количество замечаний ограничено, полезны поощрения, показ идеальный.

Младший школьный возраст (8-9лет) входит в этап специализированный подготовки гимнасток, который заключается в том, чтобы создать надежную базу двигательных умений и навыков. Количество и время тренировочных занятий увеличивается (4-6раз в неделю по 3-4часа). Основной формой занятий остается обучающий, но появляются элементы тренировочного типа.

 

26. Особенности проведения занятий  в избранном виде спорта с  детьми среднего школьного возраста  с учетом анатомо-морфологических, физиологических и психологических  особенностей занимающихся.

Средний школьный возраст резко отличается от младшего школьного возраста по морфофункциональным и психофизиологическим характеристикам -  это дети 9-10-ти 13-14лет. Данный возраст входит в два этапа подготовок гимнасток: специализированный (9-10лет) и углубленный (11-13лет)

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"