Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Физическая подготовка".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ТИМИС.docx

— 2.72 Мб (Скачать файл)

- контрольные упражнения  или показатели, свидетельствующие  о правильности развития спортивной  формы и др.

Вместо программного материала и план-графиков, применяемых в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных, для старших гимнасток предлагаются примерные план-схемы недельных микроциклов для соответствующих этапов и периодов тренировки. В план-схемах отражается содержание подготовительной, основной и заключительной частей урока, а также даются рекомендации по объему и интенсивности тренировочных нагрузок.

 

16. Спортивный отбор  и спортивная ориентация в  избранном виде спорта: критерии (педагогические, анатомо-физиологические, психологические ) этапы, организация, прогнозирование спортивных результатов. Учет генетических факторов при проведении отбора.

Очевидно, что высокие спортивные достижения доступны далеко не каждому желающему заниматься спортом. Необходимо, чтобы желание сочеталось с определенными задатками и способностями в избр- ной специализации.

Предметом спортивной ориентации и отбора является выявление признаков, по которым из массы желающих заниматься спортом или уже занимающихся, можно отличить более способных – талантливых . Спортивный отбор и ориентация –понятия не неоднозначные.

Спортивный отбор- направлен на поиск наиболее одаренных и талантливых людей, способных достичь наивысшего мастерства.

Спортивная ориентация- предлагает изучение задатков и способностей человека вообще, в соответствии с которыми ему рекомендуется заниматься тем или иным видом спорта.

Т.обр. спортивная ориентация исходит из интересов личности, а спортивный отбор – из интересов вида спорта.

Сущность отбора заключается в установлении соотношения между специфическими требованиями данного вида спорта и способностями претенденток.

Способности – это синтез анатомо- функциональных и индивидуально- психических особенностей личности, предопределяющих спортивные достижения. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, они предопределяют быстроту, легкость и поток их формирования.

Выявление спортивного таланта в Х.Г. – это длительный, сложный и трудоемкий процесс, так как все больше возрастают требования к морфотипу, двигательным способностям, техническому совершенству, выразительности и артистизму гимнасток высшего звена.

Отбор является составной частью всей системы подготовки гимнасток. Он имеет место на всех этапов многолетней подготовки, выполняя по каждому из них специфические  функции  и решая специфические задачи.

 

                                                                                          ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТА

НАЧАЛЬНЫЙ ОТБОР

                                                                                         ОСНОВНОЙ ЭТАП

В содержании НАЧАЛЬНОГО отбора в Х,Г. Входят следующие компоненты.

1. оценка состояния здоровья  и функциональных возможностей  претенденток.

2. Оценка внешних данных  гимнасток и их перспективы.

3. Оценка физических способностей  – их уровня, темпов прироста  и перспективы   развития.

4. Оценка технических перспектив  – скорости и качества освоения  технических умений и навыков.

5. Мотивационно- волевые особенности – стремление к высоким достижениям, к самосовершенствованию, настойчивость, терпеливость.

Оценку состояния здоровья дает вначале врач по месту жительства, затем врач спортивного диспансера, а в последующем медицинская комиссия.

Внешние данные на этапе начального отбора оценивает тренер, отвечающий за набор, на этапе специализированного отбора – педагогический совет школы.ю а в последующем – тренер сборной команды.

Точных критериев в этом вопросе нет, но некоторые рекомендации возможны.

1. Предпочтение должно  отдаваться девочкам мускульно-астенического  типа, с узким тазом, тонкой костью, длинными конечностями и шеей, удлиненной формой мышц, без излишних  жировых отложений.

2. Хорошо, если у ребенка  пропорциональная фигура и привлекательное  лицо, но следует учитывать, что  пропорции фигуры у ребенка  не такие, как у взрослых и  гадкий утенок может превратиться  в лебедя, а куколка – разочаровать.

Физические и технические перспективы гимнасток на этапе начального отбора опытный тренер определяет путем простого визуального наблюдения, молодой тренер может воспользоваться тестами.

 

                                                                                                      ЕСТЕСТВЕННЫЙ 

                                                                                                              ОТСЕВ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ОТБОР

                                                                                                       ИСКУССТВЕННЫЙ 

                                                                                                                  ОТСЕВ        

На этапе специализированного отбора необходимо комплексный педагогический контроль, включающий оценку:

1. Морфологических (внешних ) данных в которые входят (длина  тела, вес тела по индексу Брока вес- (рост – 100), пропорциональность(соотношение вертикальных размеров), стройность, осанка, ноги)

2. Физической подготовленности.

3. хореографической подготовленности..

4.технической подготовленности.

5. Содержания и композиции  соревновательных программ.

6. Функциональной подготовленности.

7. Мотивационно- волевых особенностей.

Проводить комплексные обследования можно на всех уровнях, начиная с учебно-тренировочной группы, далее на уровне школы, города, края, страны, делегируя лутших на все более высокий уровень.

Кроме того, целесообразно собрать о перспективных гмнастках следующую информацию:

- состояние зд. и уровень физ.-го развития.

- свойства нервной системы,

- способности  к освоению  спортивной техники и тактики,

- способности к перенесению  тренировочных и соревновательных  нагрузок,

- соревновательный опыт,

- способность самореализоваться в экстремальных условиях крупных соревнований.

 

                                                                                  

                                                 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОР-НИЯ

ОТБОР В СБОРНЫЕ

       КОМАНДЫ                          

                                                                                     ГРУППОВЫЕ УПР-НИ

В число критериев отбора гимнасток в сборной команды целесообразно включить следующие показатели:

- спортивные результаты  последних соревнований,

- соответствие содержания  соревно-ных программ современным требованиям,

- состояние зд. ,

- уровень функциональной  готовности,

- соревновательную надежность,

- личностные особенности  взаимоотношений,

- тактику спортивной перспективы.

 Современный уровень  развития спорта характеризуется  более ранним вовлечение детей в интенсивную тренировочную и соревновательную деятельность. В связи с этим, возникает необходимость в более совершенной системе прогнозирования физического развития детей, их способностей и результатов в спортивной деятельности.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ- вид познавательной деятельности человека направленной на формирование прогнозов развития на основе анализа тенденций его развития.

Прогнозирование имеет три стадии: ретроспективу, диагноз и проспекцию.

На стадии ретроспекции решаются следующие основные задачи: формирование описание объекта прогноза в прошлом; окончательное формирование и уточнение задачи прогнозирования.

На стадии диагноза- разработка модели прогноза; выбор метода прогнозирования. Стадия проспекции предполагает на основании всех предыдущих этапов решения задачи получение результатов прогноза. По времени утверждения прогнозируемого события выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Исходя из исследований Филина(1987), Плахтенко, Мельника (1979) ,можно предположить следующие временные диапазоны прогноза в спорте- оперативный –от 1 недели, до 2 месяцев, краткосрочные – 2 -12 месяцев, среднесрочные 1-4 года, долгосрочные -4-8 лет.

В процессе развития организм претерпевает ряд закономерных морфологических, биохимических и функциональных (физиолог.) изменений. В науке об индивидуальном развития называется АУКСОЛОГИЯ- узловыми понятиями являются рост и развитие. Под ростом обычно понимают количественное приобретение организмом активной массы тела как результат приобретения процессов созидания над распадом. Развитие – процесс качественный преобразующий, который подготавливается количественными изменениями. Ауксология исходит из ряда фундаментальных положений:

1. рост и развитие запрограммированы  генетически, но влияние наследственности  определяет лишь план развития. Окончательно реализация генетической  программы существенно зависит  от влияний внешней среды.

Методы прогнозирования.

- антропометрические измерения

- педагогические методы

- медико-биологические методы

- психологические методы.

Формула для прогнозирования конечностей длины тела девочек по показателям роста их родителей.(Сирис,Рачев,Гайдарска,1982)

Рост дев.(±3,38 (рост отца *1,044) +рост матери)      Рост дев.( ±3,57(р.о*1,055)+р.м.

 

17. Построение спортивной  тренировки женщин в избранном  виде спорта с учетом физиологических, анатомо-морфологических, психологических  особенностей женского организма

Особенности строения и функционирования женского организма определяют его отличия в умственной и физической работоспособности. в общебиологическом аспекте женщины по сравнению с мужчинами характеризуются лучшей приспособляемостью к изменениям внешней среды (температурные сдвиги, голод, кровопотери, некоторые болезни), меньшей детской смертностью и большей продолжительностью жизни.

ИНГ. Для организма женщин характерны специфические особенности деятельности мозга. Доминирующая роль левого полушария у них проявляется в меньшей степени, чем у мужчин. Эго связано с достаточно выраженным представительством речевой функции не только в левом, но и в правом полушарии.

Женщин отличает высокая способность к переработке речевой информации, овладению родным и иностранным языком, синхронному переводу, а также словесно-аналитическая стратегия решений и высокая степень речевой регуляции движений. В то же время цифровая память и скорость переработки информации у женщин ниже, чем у мужчин. Женщинам присуща более высокая эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость и тревожность по сравнению с мужчинами.

Высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательной и вестибулярной сенсорных систем, тонкие дифференцировки мышечного чувства способствуют развитию хорошей координации движений, их плавности и четкости. Женщины обладают острым зрением, высокой способностью различать цвета и хорошим глубинным зрением. Поле зрения у них шире, чем у мужчин. Зрительные сигналы быстрее достигают коры больших полушарий и вызывают более выраженную реакцию.

Вегетативные функции. Дыхание женщин характеризуется меньшими величинами объемов и емкостей легких, более высокими частотными показателями. ЖЕЛ у женщин меньше, чем у мужчин примерно на 1000 мл. Глубина дыхания в покое, так и во время работы меньше, а частота выше. Это определяет более низкую эффективность дыхательной функции у женщин. Минутный объем дыхания (МОД) у женщин в покое около 3-5 л*мин-1, а при работе он достигает 100 л*мин-1 и более, составляя примерно 80 % от МОД у мужчин. Мужчины превосходят женщин по абсолютной и по относительной (в расчете на 1 кг веса тела) величине максимальной легочной вентиляции (МЛВ). В процессе индивидуального развития уже с 7-8 лет у девочек начинается переход от брюшного типа дыхания к грудному, который вполне формируется к 18 годам.

В системе крови у женщин отмечена более высокая кроветворная функция, что обеспечивает хорошую переносимость больших потерь крови и является одной из защитных функций женского организма. При одинаковом у лиц обоего пола числе лейкоцитов и тромбоцитов женский организм характеризуется сниженным количеством эритроцитов, гемоглобина и миоглобина. Меньше у женщин и объем циркулирующей крови на 1 кг веса тела. Более низкая (на 10-15 %) концентрация в крови гемоглобина обуславливает меньшую кислородную емкость крови. Каждые 100 мл артериальной крови связывает у женщин в среднем 16,8 мл. кислорода, а у мужчин - 19,5. В связи с этим во время предельных аэробных нагрузок у спортсменок из артериальной крови в мышцы поступает меньше кислорода, чем у спортсменов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"