Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Физическая подготовка".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ТИМИС.docx

— 2.72 Мб (Скачать файл)

Работа над развитием Г в младшем и среднем школьном возрасте оказывается в 2 раза более эффективной, чем в старшем.

Г в значительном мере определяется генетическими факторами (есть люди с врожденной ограниченностью подвижностью в отдельных суставах, у др лиц, наоборот, наблюдается высокая подвижность в суставах)

На подвижность в суставах существенное влияние оказывает способность человека сочетать сокращение мышц, производящих движения, с расслаблением растягиваемых мышц (за счет расслабления мышц Г ↑ на 12-14%).

Оценка уровня развития Г: показателем уровня развития Г является максимальная амплитуда (размах) движения. Ее измеряют в угловых градусах посредством гониометров или в линейных мерах при помощи сантиметровой линейки. Для контроля за развитием Г используются разнообразные тесты.

Методика развития Г.

Методы: повторный, помощи партнера, применение отягощений и амортизаторов, игровой и соревновательный.

Упражнения на Г дают наибольший эффект, если их выполнять в тренировке дважды: в подготовительной части урока после разогревания и в самом конце тренировки на фоне утомления.

На первых парах упражнений на Г следует давать через день, чтобы мышцы, успевали отдыхать, в дальнейшем – ежедневно.

Средства:   - упражнения на расслабления – дают прирост 12-15%;

- плавные движения по  большой амплитуде;

- повторные пружинные  движения;

- пассивное сохранение  максимальной амплитуды;

- махи с постепенным  увеличением амплитуды.

 

ВОПРОС № 12: Развитие координационных способностей (КС) в избранном виде спорта: виды, факторы, обуславливающие уровень проявления анатомо-физиологические, психологические и др., морфо-функциональная характеристика ловкости. Оценка уровня развития, методика развития.

 Наиболее сложно и  запутано в современной общей  теории обстоит вопрос о координационных  способностях.

Однако в вопросе о видах КС и целесообразности их выделения учебных – теоретиков нет единогласия.

В.П. Платонов и ряд других ученых выделяют 6 видов КС:

1 – способность к оценке  и регуляции динамических и  пространственно-временных параметров  движений;

2 – способность к сохранению  устойчивости позы (равновесия);

3 – чувство ритма;

4 – способность к ориентированию  в пространстве;

5 – способность к произвольному  расслаблению;

6 – координированность движений;

Ю.Ф. Курамшин выделяет 10 видов КС, кроме вышеназванных:

7 - способность к перестраиванию движений;

8 - способность к соединению (комбинированию) движений;

9 - способность приспосабливаться  к изменяющейся ситуации и  к необычной постановке задачи;

10 - способность к управлению  временем двигательных реакций.

В х.г. принято оперировать понятиями «координация и ловкость»

Координация (К) (от лат.- согласование, сочетание, приведение в порядок или в соответствие) – это способность к целесообразной организации мышечной деятельности за счет включения в работу только необходимых мышечных групп с целесообразной скоростью и силой мышечных напряжений.

Ловкость (Л)– это способность быстро осваивать новые движения и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Критерием К являются точность воспроизведения движений по параметрам времени, пространства и мышечных усилий.

Критерии Л – координационная сложно, точность движений и быстрое их выполнение. В основе этих способностей лежат явления экстраполяции (предвидение событий на рефлекторно-инстинктивной основе), хорошая ориентация в вероятностей среде, предвидение возможностей будущей ситуации, быстрая реакция на движущийся объект, высокий уровень лабильности и подвижности нервных процессов, умение легко управлять различными мышцами.

В результате утомления, заболеваний, гипоксии, сильных эмоциональных воздействий при длительном отсутствии систематических тренировок наступает рассогласование, дискоординация между различными функциями организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью отдельных систем, обеспечивающих работу мышц. В конечном счете, все это отражается на качестве управления различными параметрами движений.

Природной основой КС являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма (свойства нервной системы, индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и др отделов ЦНС, уровень отдельных анализаторов, особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата, свойства продуктивности психических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психического состояния и др.).

Оценка. КС измеряется по времени, необходимому для освоения новых движений или для перестройки действий. 

Методика. Методы развития К и Л: повторный, переменный, необычных И.п., зеркального исполнения, игровой, соревновательный.

Средства развития К и Л:

- упражнения на расслабление;

- упражнения на быстроту  реакции;

- упражнения на согласование  движений разными частями тела;

- упражнения на точность  воспроизведения движений по  параметрам времени, пространства  и силы;

- акробатические упражнения;

- подвижные игры с необычными  движениями.

Методические приемы:

- удлинение времени сохранения  неустойчивой позы;

- временное исключение  или ограничение зрительного  самоконтроля;

- уменьшение площади опоры;

- увеличение высоты опорной  поверхности или расстояние от  центра тяжести               тела до опоры;

- введение неустойчивой  опоры;

- включение предварительных  и сопутствующих движений, затрудняющих  сохранение равновесия;

- введение сбивающего  противодействия партнера;

- использование условий  внешней среды, усложняющих поддержание  равновесия при перемещениях.

 

13. Показатели тренированности  в избранном виде спорта, их  использование в системе подготовки, состояния тренированности и  перетренированности.

Высшую степень тренированности на определенном уровне мастерства представляет спортивная форма – это состояние наилучшей готовности к спортивным достижениям. Она предполагает:

1. Высокий уровень функциональной  готовности – отличную работоспособность, что проявляется в способности  качественно выполнять большой  объем тренировочной работы. Гимнастки  быстро врабатываются, легко переключаются  с одного вида работы на  другой, долго не устают и быстро  восстанавливаются. При этом реакции  функциональных систем организма  на нагрузку (ЧСС, АД, тонус мышц, электро-кожное сопротивление, вестибулярная устойчивость и др.) оптимальны.

2. Стабилизацию оптимального  веса, снижение уровня жировой  ткани, повышение эластичности мышц  и подвижности суставов.

3. Высокий уровень специальной физической подготовленности (координации, ловкости, гибкости, силы, быстроты, прыгучести, устойчивости и выносливости).

4. Хорошую технико-тактическую  готовность – надежное исполнение  соревновательных упражнений при  оптимальной амплитуде и выразительности.

5. Положительный психологический  фон – хорошее настроение, уверенность  в своих силах, желание тренироваться  и бороться за достижение поставленных  целей.

6. Высокие спортивные результаты.

Полный цикл развития спортивной формы соответствует большому циклу или макроциклу спортивной тренировки, и по законам физиологии состоит из 3-х фаз: приобретения, стабилизации и временной утраты, а отдельные фазы соответствуют периодам, на которые делится макроцикл – подготовительному, соревновательному и переходному.

Подготовительный период соответствует фазе приобретения спортивной формы и состоит из двух этапов: общеобразовательного и специально-подготовительного. На общеобразовательном этапе выделяют два мезоцикла – втягивающий и базовый. На специально-подготовительном этапе контрольные мезоциклы чередуются со шлифовочными.

Соревновательный период совпадает с фазой стабилизации спортивной формы и на этапы не делится. В нем применяются мезоциклы двух типов – соревновательные и промежуточные.

Переходный период структурной регламентации не имеет. В этот период спортивная форма временно утрачивается.

Физиологическая сущность состояния тренированности – это такой уровень функционального состояния организма, который характеризуется совершенствованием механизмов регуляции, увеличением физиологических резервов и готовностью к мобилизации, что выражается в его повышенной устойчивости к длительным и интенсивным физическим нагрузкам и высокой работоспособности.

Развившееся в процессе тренировки состояние тренированности по своим физиологическим механизмам и морфофункциональной сути соответствует стадии адаптированности организма к физическим нагрузкам.

При адаптации спортсменов к физическим нагрузкам происходит усиление деятельности ряда функциональных систем за счет мобилизации и использования их резервов, а системообразующим фактором при этом должен являться приспособительный полезный результат – выполнение поставленной задачи, т.е. конечный спортивный результат.

В динамике адаптационных изменений у спортсменов выделяют 4 стадии: физиологического напряжения, адаптированности, дизадаптации и реадаптации.

Стадия физиологического напряжения организма характеризуется преобладанием процессов возбуждения в коре головного мозга и распространением их на подкорковые и нижележащие двигательные и вегетативные центры, возрастанием функции коры надпочечников, увеличением показателей вегетативных систем и уровня обмена веществ. На уровне двигательного аппарата характерным для этой стадии является увеличение числа активных моторных единиц, дополнительное включение мышечных волокон, увеличение силы и скорости сокращения мышц, увеличение в мышцах гликогена, АТФ и креатинфосфата. Спортивная работоспособность неустойчива. В стадии напряжения организма основная нагрузка ложится на регуляторные механизмы.

Стадия адаптированности организма в значительной мере тождественна состоянию его тренированности. Физиологическую основу этой стадии составляет вновь установившийся уровень функционирования различных органов и систем для поддержания гомеостаза в конкретных условиях деятельности. Работоспособность стабильна и даже повышается.

Стадия дизадаптации организма развивается в результате перенапряжения адаптационных механизмов и включения компенсаторных реакций вследствие интенсивных тренировочных нагрузок и недостаточного отдыха между ними. Характеризуется еще и тем, что отсутствуют признаки активации нервной и эндокринной систем и имеет место некоторое снижение общей функциональной устойчивости организма. Это состояние может быть отнесено к предболезненному. Снижается умственная и физическая работоспособность. Процесс дизадаптации является результатом того, что биосоциальная плата за адаптацию к интенсивным тренировочным и соревновательным нагрузкам вышла за пределы физиологических резервов организма. Конечный исход дизадаптационных расстройств может протекать с достаточной еще способностью к восстановлению всех функций организма и работоспособности, что чаще всего и наблюдается у спортсменов. В других случаях дизадаптация будет иметь скрытые дефекты, которые выявляются только с течением времени под влиянием или очень высоких нагрузок, или какой-то дополнительной вредности. И, наконец, дизадаптация может закончиться стойкими неблагоприятными изменениями функций организма, снижением или утратой спортивной работоспособности. Стадия дизадаптации по своим патофизиологическим основам в значительной мере соответствует состоянию перетренированности спортсменов.

Стадия реадаптации возникает после длительного перерыва в систематических тренировках или прекращении совсем и характеризуется приобретением некоторых исходных свойств и качеств организма. Физиологический смысл этой стадии – снижение уровня тренированности и возвращение некоторых показателей к исходным величинам.

За систематические чрезмерные физические нагрузки, а затем за их прекращение организм спортсменов в дальнейшем платит определенную биологическую плату, что может проявляться развитием кардиосклероза, ожирением, снижением резистентности клеток и тканей к различным неблагоприятным воздействиям и повышением общего уровня общей заболеваемости. Цена адаптации может проявляться в прямом изнашивании функциональной системы и в явлениях отрицательной перекрестной адаптации (в нарушении у адаптированных к определенной физической нагрузке людей других функциональных систем и адаптационных реакций, не связанных с этой нагрузкой).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"