Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 16:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Физическая подготовка".

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ТИМИС.docx

— 2.72 Мб (Скачать файл)

1. Факторы, определяющие  результативность соревновательной  деятельности в избранном виде  спорта, методы и способы регистрации  показателей.

 

Предметом особого внимания специалистов является трудность соревновательных комбинаций. И это не случайно. Легко сравнивать гимнасток, выступающих с одинаковыми упражнениями: побеждает та из них, которая выполнит упражнение с меньшим количеством ошибок Гораздо труднее решить вопрос, когда гимнастки выступают с разными упражнениями. Ведь известно, что простое упражнение выполнить без ошибок гораздо легче, чем сложное. Поэтому, чтобы гимнастки были примерно в равных условиях, правила соревнований особенно строги в отношении трудности элементов и соединений, входящих в состав комбинаций. Для определения трудности вместе с правилами соревнований издается специальная таблица, в которой элементы и соединения распределяются по десяти группам: А - 0,1 балла; В - 0,2 балла; С - 0,3 балла; D - 0,4 балла; Е - 0,5 балла; F - 0,6 балла; G - 0,7 балла; Н - 0,8 балла; 1 - 0,9 балла; J - 1,0 балл. Элементы и соединения, не предусмотренные таблицей, относят путем сравнения к соответствующей группе. Другим важнейшим фактором, характеризующим содержание соревновательных комбинаций, является разнообразие элементов и соединений. Соревновательные комбинации должны демонстрировать разностороннюю физическую подготовку гимнасток, выявлять у них все основные двигательные качества. Кроме того, они должны быть разнообразными в техническом отношении, включать разные элементы из всех структурных групп телодвижений гимнасток. В настоящее время 4 структурные группы признаны основными (фундаментальными): прыжки, равновесия, повороты и наклоны. Эти группы должны быть представлены в комбинациях тремя разными элементами. Остальные структурные группы: волны и взмахи, 6er и подскоки, танцевальные элементы и акробатические движения отнесены к важным (другим) и тоже должны входить в программу. Требования, предъявляемые к разнообразию элементов и соединений, находятся в тесной связи с требованием к их специфичности. В упражнениях с предметами должны быть представлены все специфичные для каждого вида структурные группы манипуляций, а именно:

- в комбинациях со скакалкой - прыжки через развернутую скакалку, подпрыгивания или подскоки, в  также круги, вращения, восьмерки  и броски различных типов;

- в комбинациях с обручем - перекаты и вращения, а также  махи, покачивания, восьмерки, броски  и вход в обруч;

- в комбинациях с мячом - броски, активные отбивы и свободные  перекаты, а также круги, выкруты, восьмерки и баланс;

- в комбинациях с булавами - мельницы, малые круги и малое  жонглирование, а также броски, махи, средние и большие круги, постукивания, скольжения и перекаты, асимметричные движения;

- в комбинациях с лентой - махи и круги, змейки, спирали, а  также восьмерки, передачи и переброски, возврат за противоположный конец ленты.

По аналогии с телодвижениями, часть предметных манипуляций отнесены к основным, фундаментальным, которые должны быть представлены не менее чем тремя вариантами, остальные относятся к важным (другим) и должны быть представлены хотя бы одним элементом. Особое место в спортивных программах занимают рискованные элементы. Рискованность предполагает наличие объективной угрозы невыполнения элемента при малейшей неточности. Такие элементы свидетельствуют о совершенстве подготовленности гимнасток, тонкости их технического мастерства, смелости и уверенности в себе. В последние годы заметно возросла роль оригинальности элементов и соединений в соревновательных комбинациях мастеров художественной гимнастики. Оригинальность (новизна, отличие от общеизвестных) с 1989 по 2000 п. поощрялась надбавками к базовой оценке в 9,5 балла: 0,1 - за наличие нового и трудного элемента и еще 0,1 балла за наличие оригинальною соединения из нескольких известных элементов.

 

2. Общие основы техники двигательных действий в избранном виде спорта: элементы, фазы, периоды. Современные технологии, используемые для контроля и совершенствования техники двигательных действий.

Процесс обучения новым двигательным действиям проходит в 3 этапа:

1. Этап начального разучивания. На этом этапе формируется  двига­тельное умение. Цель этого этапа — сформировать основы техники дви­гательного действия добиться его выполнения в общих чертах.

2. Этап углубленного изучения. Цель — сформировать планомерное  двигательное умение.

3. Этап закрепления и  совершенствования. Цель — двигательное  умение привести в навык, применяемый  в спортивных соревнованиях или  в практической деятельности.

Развитие физических качеств

Физическими качествами принято называть врожденные (генетичес­ки унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря кото­рым возможна физическая (материально выраженная) активность чело­века, получающая свое полное проявление в целесообразной двигатель­ной деятельности. К основным физическим качествам относят мышеч­ную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость (КС).

Основной принцип построения техники двигательных действий – принцип полноценного и целесообразного использования активных и пассивных движущих сил при одновременном уменьшении действия тормозящих сил.

Правила техничного выполнения двигательных действий опираются на основные законы механики с учетом биологических закономерностей человеческого организма.

1. Направление действия  мышечных сил должно стремиться  к направлению намеченного движения.

2. Оптимальное увеличение  скорости движения.

3. Непрерывность и последовательность  применения развиваемых сил

 

3. Методика обучения  технике в избранном виде спорта  с учетом формирования двигательного  навыка. Физиологические и биомеханические  механизмы формирования двигательного  навыка.

Любая деятельность (профессиональная, военная, спортивная и др.) может быть успешно осуществлена лишь тогда, когда человек владеет не только специальными знаниями, но и двигательными умениями и навыками.

В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рассматривать как приобретенную возможность выполнять двигательное действие. Она возникает на основе:

      • знаний о способе (технике) выполнения физических упражнений, т.е. когда имеется психический (идеальный) образ — модель будущего действия;
      • наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта и определенного уровня физической подготовленности;
      • многократных повторений изучаемых действий.

С точки зрения управления движениями двигательные умения и навыки характеризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием. Это крайние характеристики способности осуществлять двигательное действие, между ними лежит определенный диапазон переходных возможностей.

Двигательное умение—это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК—это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыка:

      • Автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от подробного контроля над каждым движением. Однако автоматизация процесса выполнения движений не означает неосознанности действий. Сознание ученика направлено в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на творческое решение двигательной задачи.
      • Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое.
      • Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.
      • Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.).
      • Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах.

Порядок возбуждения в доминирующих нервных центрах закрепляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов и сопровождающих их вегетативных реакций, образуя двигательный динамический стереотип. Каждый предшествующий акт в этой системе запускает следующий. Это облегчает выполнение целостного упражнения и освобождает сознание человека от мелочного контроля за каждым элементам.

Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение, вторым — двигательный навык. Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача — научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность. На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка.

На первом этапе формирования двигательного навыка вознакает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий. Они формируют общий план осуществления движения.

На втором этапе обучения начинается непосредственное выполнение разучиваемого упражнения. При этом отмечаются 3 стадии формирования двигательного навыка:

      1. Стадия генерализации (иррадиации возбуждения). Созданная модель становится основой для перевода внешнего образа во внутренние процессы формирования программы собственных действий. В создании моторных программ принимают участие многие нейроны коры, мозжечка, таламуса, подкорковых ядер и ствола мозга. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером периферических реакций - их генерализацией.
      2. Стадия концентрации. Происходит концентрация возбуждения в необходимых для осуществления двигательного действия корковых зонах. Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непрочен и нарушается при любых новых раздражениях.
      3. Стадия стабилизации и автоматизации. В результате многократного повторения навыка в разнообразных условиях помехоустойчивость рабочей доминанты повышается, появляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами.

 

4. Общие и специальные  упражнения, обоснование подбора  специальных упражнений в избранном  виде спорта.

Физическое упражнение – это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающихся.

В зависимости от значимости ФУ имеют различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Общеподготовительные – это упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие средствами общей подготовки спортсмена. К таким средствам относят: ходьба, бег, плавание, кросс, спортивные и подвижные игры, ОРУ. ОРУ бывают без предмета и с предметами и могут выполняться различными методами: по показу, рассказу, совмещенным методом, по разделениям, поточно.

Общеподготовительные упражнения направлены на:

  • Укрепление здоровья
  • Разностороннее развитие занимающихся
  • Повышение работоспособности
  • Развитие качеств без учета специфики избранного вида спорта

Специальноподготовительные упражнения – это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с  соревновательным действием, как по форме, так и по характеру проявления способностей. В худ.гимн. к ним относят элементы соревновательных комбинаций: прыжки, равновесия, повороты, элементы на гибкость, а также акробатические элементы, элементы классического тренажа, и специальные упражнения:

  • На гибкость (пружинные движения, растягивание, махи, фиксация поз, расслабление)
  • На ловкость (игры, эстафеты, сложнокоординационные движения, с предметами)
  • На силу (сгибания и разгибания, отведения и приведения, круговые движения, бег, прыжки, приседы…)
  • На быстроту (на скорость реакции, скорость и частоту движения)
  • На прыгучесть (развитие силы, скорости и высоты отталкивания, прыжковая выносливость)
  • На равновесие (после динамических упражнений, после раздражения вестибулярного анализатора, с выключенным зрением, на уменьшенной и повышенной опоре)
  • На выносливость (на фоне утомления)

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Физическая подготовка"