Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:54, реферат

Описание работы

Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. А тем самым привлекая детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни. Здоровый ребёнок - это активный, жизнерадостный, любознательный, выносливый, сильный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды. Воспитанием такого ребенка является целью дошкольного учреждения. Чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в нашем детском саду ведется по следующим направлениям:
создание условий физического развития и снижение заболеваемости детей;
комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач совместно с медицинскими работниками;
воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Файлы: 1 файл

Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

                                  

 

Физическая  культура в дошкольном образовательном  учреждении.

 

 

                                                                                               Подготовила : 

педагог-психолог ГБОУ №1041

Алиева Сабина Адалят кызы

 

 

 

                                                              "Я не боюсь еще и еще раз повторить:

                                                               забота о здоровье – это важнейший труд

                                                               воспитателя. От жизнерадостности,

                                                              бодрости детей зависит их духовная

                                                              жизнь, мировоззрение, умственное

                                                   развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

                                                                                                   В.А.Сухомлинский 
 
Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. А тем самым привлекая детей к активному образу жизни, их участие в подвижных играх и спортивных соревнованиях помогает развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни. Здоровый ребёнок - это активный, жизнерадостный, любознательный, выносливый, сильный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды. Воспитанием такого ребенка является целью дошкольного учреждения. Чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в нашем детском саду ведется по следующим направлениям:  

  • создание условий физического развития и снижение заболеваемости детей;
  • комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач совместно с медицинскими работниками;
  • воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Совместно с медицинским  персоналом в течение учебного года проводится медико-педагогические наблюдения за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки на образовательной  деятельности их возрастным и индивидуальным возможностям.  
 
Два раза в год (сентябрь, май) у нас проводится педагогическая диагностика, которая позволяет в определенной мере судить о полноте и целостности развития ребенка. Одной из основных характеристик физического развития выступает развитие двигательной сферы ребенка. В данной характеристике выделяются две стороны. Первая сторона — это владение двигательными навыками. Уровень такого владения чрезвычайно показателен для определения общего физического развития ребенка. Владение определенными действиями, разнообразными движениями (мелкими и крупными), соответствие двигательных умений некоторым минимальным возрастным нормам — важная характеристика развития ребенка. Другая сторона развития - выразительная. Она проявляется в том, что движения ребенка выражают его эмоциональные состояния, переживания по поводу различных событий.  
 
Через организацию двигательного режима детей систематизированы формы работы с детьми по развитию навыков здорового образа жизни. Нами составлена годовая циклограмма примерного двигательного режима, где включены: физкультурно-оздоровительная образовательная деятельность: гимнастика, двигательная разминка во время и между образовательной деятельностью, физкультминутки, упражнения на улице, индивидуальная работа по развитию движений на прогулке, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, образовательная деятельность: по физической культуре, упражнения для устранения плоскостопия, улучшения осанки, самостоятельная двигательная деятельность детей; упражнения на все виды основных движений на развитие выносливости, ловкости, быстроты. Стало традицией ежегодно проводить дни здоровья в детском саду для всех возрастных групп. Для этого дня составляется план Дня Здоровья который включает специально составленное необычное меню (Салат "Здоровье", каша "Богатырская", яблоки "Витаминные" и т.д.), тематические мероприятия "Живые витамины в гостях у дошколят", "Это вредно для ребячьей кожицы", "Здоровье дарит Айболит" и т.д., физкультурно - спортивный праздник "Мама, папа, я – спортивная семья" для детей старшего дошкольного возраста, который включает в себя спортивные игры, театрализованные постановки, эстафеты, игры-соревнования, с активным привлечением родителей воспитанников. Вопросы по воспитанию здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей, так как основы здоровья закладываются, именно в семье. Такие совместные с родителями спортивные мероприятие и дни здоровья способствуют приобщению к здоровому образу жизни всей семьи.  
Также в нашем детском саду проводятся физкультурно-спортивные праздники, театрализованные постановки с эстафетами и игровыми моментами, игры - соревнования между возрастными группами, спартакиады вне детского сада. В феврале 2012г. наши воспитанники приняли участие и заняли первое место в открытом первенстве района «Веселые старты» среди воспитанников детских садов.  
На протяжении двух лет мною организованы и успешно проводится работа по дополнительной образовательной деятельности бесплатный кружок "Топтыжки", направленный на профилактику плоскостопия у детей и бесплатный хореографический кружок "Солнечные лучики", направленный на развитие творческих способностей детей средствами танцевального искусства. Воспитанники кружка "Солнечные лучики" активно принимают участие в мероприятиях детского сада и муниципального уровня - это и фестиваль "Юность Красота. Здоровье", выступление в концертной программе, посвященной Дню защите детей, на открытии спортивного комплекса "Веселые старты".  
В образовательной деятельности по физической культуре решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подбор программного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.  
 
Образовательная деятельность по физической культуре проводятся в разных формах: сюжетно-игровое, тематическое, тренировочное. Вся образовательная деятельность проводится под музыкальное сопровождение, что поднимает настроение детям, активизирует движения, дающие ребенку ощущения «мышечной радости».  
Большая часть образовательной деятельности отводится играм и игровым заданиям, так как игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте.  
Воспитание здорового ребёнка – сложный процесс, в результате которого решается комплекс медико-педагогических и психологических задач. Проделанная нами работа при постоянном медико-педагогическом контроле дала свои положительные результаты. Значительно увеличился процент посещаемости детей, сократилось число часто болеющих, а также длительность заболеваний. Улучшилась двигательная активность детей на прогулке. 

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций  организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре сюда входят и оздоровительно-профилактические действия всех сотрудников детского сада.

Большое внимание с раннего  детства уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного  ориентирования, развитию физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, силы и др., а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.

По данным статистики за последнее время число здоровых детей уменьшилось в пять раз и составляет 10% от общего количества. Дефицит массы тела (явление, обратное акселерации) наблюдается у 20% детей, физиологическая незрелость - у 60%, более чем у 70% детей имеются функциональные отклонения, у 50% - хронические заболевания. Каждый третий ребёнок страдает снижением остроты зрения. Эти данные заставляют педагогов нашего детского сада направить все свои усилия на повышение уровня физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Одним из условий воспитания здоровых детей является организация правильного режима дня, который должен неукоснительно соблюдаться.

Для успешного физического  развития ребёнка необходимы разнообразные  закаливающие мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное закаливание)

активная двигательная деятельность в течение дня, физкультурное оборудование и инвентарь.

Комплексное использование  и стереотипное повторение всех форм физической работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные  и спортивные игры, прогулки, организация  самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные досуги, спортивные праздники) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.

Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в  нашем дошкольном учреждении большинство  детей обладают достаточным запасом движений, с охотой выполняют физические упражнения, поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно-двигательного аппарата.

Коррекционно-оздоровительная  работа дошкольных педагогов (корригирующая гимнастика для рук, ног, позвоночника, точечный массаж, элементы упражнений хатха-йоги) предупреждает искривление позвоночника, развитие уплощённой стопы, сердечно-сосудистые и простудные заболевания.

Овладение детьми правильной координацией обогащает двигательный опыт, необходимый в дальнейшей жизни, а также регулирует деятельность физиологических процессов организма. Организация физического воспитания проводится во всех возрастных группах при постоянном медико- педагогическом контроле.

Содержание образовательной  области «Физическая культура»  направлено на достижение  целей  формирования у детей интереса и  ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное  физическое развитие через решение  следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение  основными движениями);

формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Среди всех разделов физкультурно-оздоровительной  работы в детском саду особое внимание хочется обратить на значение двигательной активности для детей .

Потребность в движении дана человеку природой. Древний человек, чтобы обеспечить своё существование, должен был залезть на дерево и сбить с него плод, догнать добычу, перепрыгнуть препятствие, балансировать на ограниченной площади, ориентироваться в пространстве. Основными движениями, которые активно развивает педагог на занятиях по физической культуре, являются ходьба, бег, ползание, лазание, прыжки, бросание, ловля, метание, строевые упражнения, упражнения на равновесие. Они гармонизируют физическое состояние человека, приводя в тонус различные группы мышц и обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма.

Все процессы внутреннего  мира ребёнка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск и  т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребёнка и определяет его готовность к систематической учёбе в школе, т.к. в его процессе формируется мотивация учебной деятельности: умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение педагога и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.

Если ограничить двигательную активность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведёт к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребёнка ведёт к дефициту познавательной активности

знаний, умений, к возникновению  состояния мышечной пассивности  и снижению работоспособности организма.

Взаимодействие различных  движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребёнка может затруднять его общение с другими людьми. Это должно всегда учитываться педагогами и родителями.

Двигательная культура влияет на нравственную сферу деятельности человека. Медлительность, неловкость в движениях вызывает насмешки сверстников и порождает комплекс неполноценности, неуверенность в своих возможностях, которая переносится на учебную деятельность. Поэтому богатство и бедность движений ребёнка является характеристикой его познавательного развития, творческого воображения.

Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 часа, в неделю 5-6 часов. Такую  активность можно обеспечить следующими мероприятиями :

утренняя гимнастика(6-10 мин);

закаливающие процедуры (5 мин);

3 физкультурных занятия  в неделю (15-30 мин)

физкультурный досуг 2 раза в месяц (15-30 мин);

подвижные игры в течение  дня (20-30 мин);

спортивные игры на прогулках (20-30 мин);

пробежки наперегонки, на время, на расстояние (10-30 мин);

экскурсии (15-30 мин);

использование физкультурного оборудования на участке (15-30 мин);

игры-пантомимы между занятиями: «Зарядка», «Умывание», «Одевание», «Игры  с мячом» и т.д.(10 мин)

творческие подвижные игры, объединённые одной темой;

хозяйственно-бытовой труд, поручения (10-30 мин);

Физкультминутки во время занятий.

 

 

 

 


Информация о работе Физическая культура в дошкольном образовательном учреждении