Торгово-технологическое оборудование магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Однако перечисленные торгово-технологические операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются. В связи с этим в своей курсовой работе я поставила для себя следующие задачи:
Дать правильное понятие розничной торговле, охарактеризовать ее,
Дать правильное понятие оптовой торговле, охарактеризовать ее;
Дать правильное понятие устройству и основе технологических планировок магазина;
Раскрыть классификацию, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли;
Охарактеризовать торгово-технологическое оборудование магазинов;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….............. 4
1. Торговая организация, ее задачи и функции…………………………….6
Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных
отношений………………………………………………………….….... 6
1.2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения…………………………………………………..………7
2. Товарные склады, их устройство и планировка
2.1.Назначение и функции складов, их классификация……………………10
2.2.Технологические и общетехнические требования к устройству
складов………………………………………………………………..… ..14
2.3. Виды складских помещений и их планировка………………………... 16
3. Классификация, функции и принципы размещения предприятия
розничной торговли
3.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий…….... 18
3.2. Специализация и типизация магазинов…………………………… ..… .20
3.3. Основные принципы размещения розничной торговой сети………. .. 25
4. Устройство и основы технологических планировок магазинов
4.1. Требования к устройству магазинов…………………………………… 30
4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина………………………….…33
4.3. Устройство и планировка торгового зала и помещений для приемки,
хранения и подготовки товаров к продаже…………………………… 35
4.4. Санитарно-технические устройства магазина……………..………...... 42
5. Торгово-технологическое оборудование магазинов
5.1.Мебель для торговых залов магазинов………………………..……….. 46
5.2. Торговый инвентарь……………………………………….….…..……. 51
5.3. Торговое холодильное оборудование………………………..………… 54
5.4. Торговое измерительное оборудование…………………….…………. 57
5.5. Контрольно-кассовое оборудование…………………………….………62
5.6. Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов…….…….. 65
6. Торговля, как отрасль понятие функции…………………………..…… .. 68
Заключение……………………………………………………………... ….. .. 69
Список использованной литературы ……………………………….…….. .. 7

Файлы: 1 файл

курсовая по ОКД.docx

— 123.37 Кб (Скачать файл)

Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров).

Их можно классифицировать по следующим основным признакам:

  • виды и особенности устройства;
  • тип предприятия;
  • форма обслуживания покупателей;
  • тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
  • функциональные особенности предприятия.

По видам и  особенностям, устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины и др.

Примерно 90% сети предприятий  розничной торговли приходится на долю магазинов. Они располагают набором  помещений и оборудованием, необходимыми для выполнения разнообразных торгово-технологических операций. Размещены магазины в капитальных стационарных зданиях.

Магазины –  склады осуществляют торговлю строительными материалами и топливом. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для строительных материалов и топлива, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.

Павильоны, палатки, ларьки и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей.

Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы, а внутри каждого типа - на типоразмеры. Так, например, магазины «Универмаг», рекомендованные для нового строительства в потребительской кооперации, могут иметь торговую площадь 650, 850, 1000, 1650, 2150, 3000 и 3500 м2. Магазины «Товары повседневного спроса» - 100, 150 и 250 м2 и т. д.

По формам обслуживания различают магазины самообслуживания, а также предприятия, торгующие через прилавок обслуживания и т. д.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

Завершая комплексный  торгово-технологический процесс  товародвижения, магазины выполняют  ряд торговых (коммерческих) и технологических  функций.

Основные торговые функции  магазинов следующие:

  • изучение покупательского спроса на товары;
  • составление заявок на завоз товаров;
  • формирование ассортимента товаров;
  • реклама товаров и услуг;

продажа товаров (предложение  товаров и оказание помощи покупателям  в их выборе, выполнение расчетных операций).

К основным технологическим  операциям относят:

  • прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
  • обеспечение хранения товаров;
  • выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);
  • внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Кроме того, магазины выполняют  функции, связанные с оказанием  покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов  на товары, доставка купленных в  магазине товаров на дом покупателя и т. д.).

Объем и характер выполняемых  магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной  самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций  выполняет также функции, связанные  с оптовыми закупками товаров  и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговых единиц.

Здесь, как правило, имеется  больше возможностей для оказания широкого круга дополнительных услуг.

 

    1. Специализация и типизация магазинов

Одно из перспективных  направлений совершенствования  розничной торговой сети - ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Специализация магазинов  может осуществляться по товарному профилю (признаку)  формам торгового обслуживания, функциональной роли.

Ведущим направлением специализации является специализaция магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.

Необходимость специализации  розничных торговых предприятий - следствие  постоянного расширения ассортимента товаров, который нуждается в  глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников. Здесь имеется больше возможностей для предложения покупателям широкого ассортимента товаров в пределах одной или нескольких родственных товарных групп, для более эффективного воздействия на производство товаров.

В то же время чрезмерно  узкая специализация магазинов  может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так  как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что, в  свою очередь, вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров. Кроме  того, рассредоточенность товаров по нескольким магазинам усложняет совершение единой комплексной покупки.

С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:

  • узкоспециализированные, ассортимент которых включает товары части какой-либо товарной группы (сыры, колбасы, женская обувь, шелковые ткани и т. д.);
  • специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы (мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, ткани, обувь и т. д.);
  • комбинированные, осуществляющие торговлю товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо - рыба - овощи, трикотаж - галантерея и, т. п.);
  • универсальные, ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарных групп (универмаги и универсамы);
  • смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами. К этой группе относят магазины «Товары повседневного спроса».

Удобна для покупателей  и специализация на основе потребительских  комплексов, так как позволяет  совершить комплексную покупку  в одном магазине. Это могут быть товары для женщин, для детей, для дома и т. д.

Специализация магазинов  по товарному признаку нашла более  широкое распространение в городах, где довольно высокий уровень  концентрации предприятий розничной  торговли.

В потребительской кооперации специализированные магазины создаются, как правило, на основе использования  или реконструкции действующих  торговых предприятий. Рост их численности  сдерживается из-за рассредоточения  магазинов по небольшим населенным пунктам.

Для определения уровня специализации  розничной торговой сети рассчитывают коэффициент специализации (Ксп) по формуле:                                    

                                                  Ксп=

где Qсп - количество специализированных магазинов в населенном пункте (районе);

Qo - общее количество магазинов в населенном пункте.

Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади магазинов (Ксп =) или отношения т. о розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов Ксп = .

Рассчитав этот показатель приведенными тремя способами, можно составить более четкое представление об уровне специализации розничной торговой сети в населенном пункте, районе и т. д.

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли.

Под типизацией понимают систему  мероприятий, направленных на отбор  технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов. Она  позволяет устранить излишнее многообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торговотехнологического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т. д.

к основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади.

При организации сети магазинов  в городах и поселках городского типа пользуются Номенклатурой типов магазинов. Она включает основные и дополнительные типы магазинов.

Основные типы магазинов представляют собой предприятия, на основе которых в перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения. Магазины этой группы создаются за счет нового строительства и реконструкции действующих предприятий с изменением в случае необходимости их ассортиментного профиля.

Дополнительные  типы магазинов предназначены для применения при реконструкции и использовании действующих торговых помещений.

Действующая номенклатура типов  продовольственных и непродовольственных  магазинов предусматривает не только магазины с универсальным ассортиментом  соответствующих товаров (универсамы и универмаги), но и достаточно широкий  перечень специализированных и узкоспециализированных магазинов, подразделяющихся в зависимости от размеров торговой площади на типоразмеры. Так, например, универсамы могут иметь размеры торговой площади 400, 650, 1000, 1500 или 2000 кв. м, универмаги - 3500, 4500, 6500, 8500, 11 000, 15 500 или 22 000 кв. м.

Кроме того, номенклатура предусматривает  соответствующие типоразмеры магазинов  для городов с численностью населения  до 50 тыс. чел., от 50,1 до 100, от 100,1 до 250, от 250,1 до 500 и от 500,1 до 1000 тыс. человек.

Сеть магазинов потребительской  кооперации представлена широкой номенклатурой, включающей основные типы магазинов  для проектирования и нового строительства  и типы магазинов для переспециализации действующих предприятий.

Типы магазинов для  проектирования и нового строительства, в свою очередь, делятся на типоразмеры. К числу ведущих типов здесь следует отнести магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров - «Универмаг»  и магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и отделом непродовольственных товаров повседневного спроса - «Универсам». Наиболее массовый тип предприятия этой группы - магазин по продаже товаров повседневного спроса. В эту же группу включены магазины «Продукты», «Промтовары», торгующие соответственно продовольственными и непродовольственными товарами различных групп, а также специализированные магазины по торговле продовольственными или непродовольственными товарами, комиссионные магазины и магазины-заготпункты различной торговой площади.

Еще более разнообразна номенклатура типов магазинов для переспециализации, которая не предусматривает деление по размерам торговой площади и включает в основном магазины по продаже отдельных продовольственных товаров (молоко и молочные продукты; мясо и мясопродукты и т. д.), а также магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров (обувь, ткани, бытовые электротовары и т. д.).

В отдельные группы розничных  торговых предприятий выделены мелкорозничные предприятия (палатки, ларьки, киоски) и передвижные предприятия торговли (автомагазины, суда-магазины и т. д.).

Типы торговых предприятий  не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных  с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса  и других факторов. Так, в последние  годы в городах появились супермаркеты - крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно  продовольственных товаров и  большим объемом товарооборота. Магазины оснащены современной торговой мебелью и торгово-технологическим  оборудованием. В них применяется  прогрессивная технология.

Информация о работе Торгово-технологическое оборудование магазинов