Торгово-технологическое оборудование магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Однако перечисленные торгово-технологические операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются. В связи с этим в своей курсовой работе я поставила для себя следующие задачи:
Дать правильное понятие розничной торговле, охарактеризовать ее,
Дать правильное понятие оптовой торговле, охарактеризовать ее;
Дать правильное понятие устройству и основе технологических планировок магазина;
Раскрыть классификацию, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли;
Охарактеризовать торгово-технологическое оборудование магазинов;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….............. 4
1. Торговая организация, ее задачи и функции…………………………….6
Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных
отношений………………………………………………………….….... 6
1.2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения…………………………………………………..………7
2. Товарные склады, их устройство и планировка
2.1.Назначение и функции складов, их классификация……………………10
2.2.Технологические и общетехнические требования к устройству
складов………………………………………………………………..… ..14
2.3. Виды складских помещений и их планировка………………………... 16
3. Классификация, функции и принципы размещения предприятия
розничной торговли
3.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий…….... 18
3.2. Специализация и типизация магазинов…………………………… ..… .20
3.3. Основные принципы размещения розничной торговой сети………. .. 25
4. Устройство и основы технологических планировок магазинов
4.1. Требования к устройству магазинов…………………………………… 30
4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина………………………….…33
4.3. Устройство и планировка торгового зала и помещений для приемки,
хранения и подготовки товаров к продаже…………………………… 35
4.4. Санитарно-технические устройства магазина……………..………...... 42
5. Торгово-технологическое оборудование магазинов
5.1.Мебель для торговых залов магазинов………………………..……….. 46
5.2. Торговый инвентарь……………………………………….….…..……. 51
5.3. Торговое холодильное оборудование………………………..………… 54
5.4. Торговое измерительное оборудование…………………….…………. 57
5.5. Контрольно-кассовое оборудование…………………………….………62
5.6. Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов…….…….. 65
6. Торговля, как отрасль понятие функции…………………………..…… .. 68
Заключение……………………………………………………………... ….. .. 69
Список использованной литературы ……………………………….…….. .. 7

Файлы: 1 файл

курсовая по ОКД.docx

— 123.37 Кб (Скачать файл)

Для подъезда автомашин с  товарами, их маневрирования, а также  для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона. Как  правило, от основной зоны она отделяется линией озеленения или тротуаром. Не рекомендуется устройство дворов и  надворных построек. В хозяйственной  зоне могут размещаться и технические  сооружения (пожарные резервуары и  т. п.).

 

4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина

Магазин должен располагать  комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Совокупность помещений  магазина в соответствующей их взаимосвязи  составляет его технологическую  планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие  группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические.

Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.).

Все эти помещения несут  основную функциональную нагрузку в  магазине. Площади, формы и пропорции  торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень  обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.

К помещениям  для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные.

К администативно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т. п.

Технические помещения - вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения  рациональной взаимосвязи между  ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:

торговые помещения должны быть непосредственно связаны с  помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно  было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки  товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при  поступлении в магазин товаров  в таре-оборудовании;

помещения для хранения товаров  должны быть непроходными, с максимально  приближенными к ним помещениями  для приемки и подготовки товаров  к продаже;

помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных  материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у  приемочной или разгрузочной рампы;

пункт приема посуды от населения  должен иметь отдельный вход и  быть соединен с разгрузочной платформой для перегрузки стеклопосуды из кладовой на автотранспорт;

административно-бытовые  помещения должны быть связаны с  торговыми помещениями, а также  с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями  этой группы должна быть обеспечена должная  взаимосвязь. Например, необходимо планировочное  объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны  со всеми группами помещений магазина.

Размещение помещений  и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

 

4.3. Устройство и планировка торгового зала и помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

Основным, торговым, помещением, является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориентации покупателей.

Рациональное планировочное  решение торгового зала легче  всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном, шаге колонн. Торговый зал должен иметь по возможности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.

Торговый зал можно  разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла.

Установочная площадь - это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров (пианино, холодильников, стиральных машин и т. д.), размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30% площади торгового зала.

Степень эффективности использования  площади торгового зала можно  определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:

                                        K

где Ку - коэффициент установочной площади;

Sy - установочная площадь, м2; Sт. з - площадь торгового зала, м2.

Однако эффективность  использования площади торгового  зала определяется не только степенью использования ее под установку  оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

Площадь выкладки (демонстрационная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования (полок, корзин, кассет, перфорированных щитов, панелей), на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

Для островных и пристенных универсальных горок демонстрационная площадь определяется путем суммирования площади всех полок оборудования;

 перфорированных щитов  с кронштейнами - как произведение  длины кронштейна на его условную  ширину и на их общее количество;

вешал - как произведение длины кронштейна на высоту;

подиумов, лотков, столов - как  произведение длины на ширину;

контейнеров - путем умножения  площади их основания на количество полок;

для корзин или других товароносителей, имеющих круглое сечение, демонстрационная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.

Показателем, характеризующим  степень использования площади  торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:

                                            Квыкл

где Квыкл - коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров;

Sвыкл - площадь выкладки товаров, м2;

Sт.з - площадь торгового зала, м2.

Этот показатель не может  беспредельно увеличиваться, так как  от его завышения может пострадать рациональная организация технологических  процессов, ухудшиться обозримость  товаров. Считается, что наиболее приемлемыми  отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового  зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75, или 70-75%.

Значение этого показателя зависит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов  и других элементов, используемых для  демонстрации товаров.

Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается Строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т. е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 кв. м торговой площади на покупателя.

Проходы для покупателей  подразделяют на магистральные (основные) и боковые. Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих  мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования.

Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют формулу:                

                                        К

где К - количество рабочих мест контролеров-кассиров;

П - площадь торгового зала, м2; в - среднее время расчета с одним покупателем;

п - площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2; 3600 - количество секунд в 1 ч; и коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром.

Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и  конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов  их продажи.

Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте. При линейной планировке создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников магазина. В свою очередь, линейная планировка может быть трех вариантов:

продольная, поперечная и смешанная.

При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета. Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной покупке покупатель вынужден обращаться в различные отделы и производить оплату за отобранные товары в нескольких узлах расчета. Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специального выбора (грампластинок, драгоценностей и т.п).

Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торгом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих  традиционные формы обслуживания покупателей, зависит от ассортимента реализуемых  товаров, типа предприятия. Например, в  магазинах по торговле продовольственными товарами ширина фронта рабочего места  продавца должна быть не менее 2 м, а  в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, - не менее 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м.

Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости  от ширины прилавка и пристенного оборудования.

Размещают рабочие места  продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.

Планировка узла расчета  должна обеспечивать беспрепятственное  направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться  таким образом, чтобы поток покупателей  проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать  применение совмещенной системы  «вход - выход». Помимо кассовых кабин, для устройства узлов расчета  используют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей.

Информация о работе Торгово-технологическое оборудование магазинов