Торгово-технологическое оборудование магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Однако перечисленные торгово-технологические операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются. В связи с этим в своей курсовой работе я поставила для себя следующие задачи:
Дать правильное понятие розничной торговле, охарактеризовать ее,
Дать правильное понятие оптовой торговле, охарактеризовать ее;
Дать правильное понятие устройству и основе технологических планировок магазина;
Раскрыть классификацию, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли;
Охарактеризовать торгово-технологическое оборудование магазинов;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….............. 4
1. Торговая организация, ее задачи и функции…………………………….6
Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных
отношений………………………………………………………….….... 6
1.2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения…………………………………………………..………7
2. Товарные склады, их устройство и планировка
2.1.Назначение и функции складов, их классификация……………………10
2.2.Технологические и общетехнические требования к устройству
складов………………………………………………………………..… ..14
2.3. Виды складских помещений и их планировка………………………... 16
3. Классификация, функции и принципы размещения предприятия
розничной торговли
3.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий…….... 18
3.2. Специализация и типизация магазинов…………………………… ..… .20
3.3. Основные принципы размещения розничной торговой сети………. .. 25
4. Устройство и основы технологических планировок магазинов
4.1. Требования к устройству магазинов…………………………………… 30
4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина………………………….…33
4.3. Устройство и планировка торгового зала и помещений для приемки,
хранения и подготовки товаров к продаже…………………………… 35
4.4. Санитарно-технические устройства магазина……………..………...... 42
5. Торгово-технологическое оборудование магазинов
5.1.Мебель для торговых залов магазинов………………………..……….. 46
5.2. Торговый инвентарь……………………………………….….…..……. 51
5.3. Торговое холодильное оборудование………………………..………… 54
5.4. Торговое измерительное оборудование…………………….…………. 57
5.5. Контрольно-кассовое оборудование…………………………….………62
5.6. Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов…….…….. 65
6. Торговля, как отрасль понятие функции…………………………..…… .. 68
Заключение……………………………………………………………... ….. .. 69
Список использованной литературы ……………………………….…….. .. 7

Файлы: 1 файл

курсовая по ОКД.docx

— 123.37 Кб (Скачать файл)

Общий вид контрольно-кассовой машины представлен на рисунке 10.

В торговле используют контрольно-кассовые машины, подразделяющиеся на следующие типы:

  • автономные контрольно-кассовые машины;
  • пассивные системные контрольно-кассовые машины;
  • активные системные контрольно-кассовые машины;
  • фискальные регистраторы.

В автономных контрольно-кассовых машинах расширение функциональных возможностей может достигаться только за счет подключения дополнительных устройств ввода-вывода, управляемых контрольно- кассовой машиной по размещенным в ней программам. К этому же типу относятся и портативные контрольно-кассовые машины, имеющие возможность работать без постоянного подключения к электросети.

Пассивная системная контрольно-кассовая машина имеет возможность работать в компьютерно-кассовой системе, но она не имеет возможности управлять работой этой системы. Она же может использоваться и как автономная контрольно-кассовая машина.

Активная системная контрольно-кассовая машина имеет возможность работать в компьютерно-кассовой системе, управляя при этом работой системы. К активным системным контрольно- кассовым машинам относятся также компьютерные кассовые терминалы, созданные на базе IВМ-совместимого компьютера. Они обладают возможностями по вводу-выводу, хранению, обработке и отображению информации. Могут использоваться как пассивные системы или автономные контрольно-кассовые машины.

Фисскальный регистратор представляет собой контрольно-кассовую машину, способную работать только в составе компьютерно-кассовой системы, получая данные через канал связи.

К эксплуатации допускаются  только модели контрольно-кассовых машин, которые включены в Госреестр Российской Федерации.

Для оснащения крупных  магазинов самообслуживания предназначен расчетный узел PYMC-l, состоящий из кабины контролера-кассира, механизма для автоматической выдачи сдачи разменной монетой, конвейера для перемещения товара и других устройств, позволяющих значительно ускорить расчетные операции с покупателями и пропускную способность узла расчета.

Наиболее современными и  перспективными являются компьютерные кассы. Компьютерная касса представляет собой компьютер со специальными интерфейсами для кассового ящика, дисплеем в две-три строки текста для покупателя, ключами ограничения  доступа и специальной фискальной платой, которая фиксирует ежедневную выручку. Компьютерную кассу, подключенную к сети, можно запрограммировать  для учета специфических требований магазина (цвета, размера, артикула товара и т. д.). Она может обрабатывать магнитные и микропроцессорные  карты, а также собственные предоплатно-дисконтные карты магазина и позволяет получить полный контроль над действиями работников. Существенно ускоряется процесс обслуживания покупателей, так как касса считывает штрих-код и только за счет этого скорость обслуживания увеличивается на 5-20%, а товарооборот в час "пик" - на 2-10%. .

Однако внедрение системы  с компьютерными кассами требует  значительных затрат. Поэтому можно  использовать более дешевые аппараты, имеющие связь с компьютером  и благодаря этому способные  выполнять примерно те же функции, что  и компьютерные кассы.

5.6. Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов

При решении вопросов технического оснащения магазинов особое внимание должно быть уделено выбору типов и моделей торгового оборудования и определению его оптимального набора.

  • Выбор типов оборудования и комплектование его набора должны основываться на следующих основных принципах:
  • соответствие оборудования товарному профилю и размерам торгового зала магазина;
  • оснащение магазинов торговым оборудованием должно осуществляться с учетом используемых методов продажи товаров;
  • оборудование должно обеспечивать эффективное использование торговой площади магазина.

Современный интерьер торгового  зала нельзя создать без решения  многих задач технологического и  художественного характера.

Необходимо учитывать  размер, форму и назначение оборудования. Правильно подобранное и расставленное оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобств для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности использования торговых площадей.

Для установления взаимосвязи между различными технологическими зонами магазина важно знать емкость торгового оборудования и количество разновидностей товаров, выкладываемых на одном метре горки островной или пристенной. Эти показатели дают возможность определить не только эффективность использования торгового оборудования, но и установить для магазина оптимальный размер товарных запасов, размещаемых в торговом зале, рассчитать потребность в завозе товаров, в транспорте и т. д.

Емкость оборудования зависит  от его типа, используемых элементов  и приспособлений для выкладки товаров, а также от вида товаров, выкладываемых  на нем. Определяется по формуле:

                                 Со6 = Vо6 Кп.у . jт

где Со6 - емкость оборудования; Vo6 - объем оборудования;

К п.у - коэффициент плотности укладки товаров; jт - объемный вес товара.

Определение набора торговой мебели для конкретного магазина осуществляется в соответствии с действующими нормами технического оснащения магазинов, разработанной для него схемой технологической планировки, которая оформляется в виде чертежа.

Чертеж является основным технологическим документом, по которому можно оценить степень рациональности разработанных технологических  решений и производить весь комплекс работ по техническому оснащению  магазина. Оформление чертежей должно производиться в соответствии с  правилами, изложенными в Государственных  стандартах и Строительных нормах и  правилах. Сначала вычерчивают план здания магазина с обозначением стен и перегородок, оконных и дверных  проемов и т. д. Затем приступают к расстановке на чертеже торгово технологического оборудования, «привязке» ассортимента товаров и составлению спецификации на оборудование. Расстановка торгово-технологического оборудования должна производиться в соответствии с нормативами, изложёнными в Строительных нормах и правилах. Этими нормативами предусмотрена наименьшая ширина проходов между торговым оборудованием и стенами, перегородками или витринами при размещении торгового оборудования параллельно стенам, перегородкам или витринам; между параллельно располагаемыми прилавками или горками; между кабинами контролеров-кассиров и т. д.

На схемах технологических  планировок должны быть обозначены индексы  горок, прилавков, прилавков-витрин, вешал, столов и т. п., а также торцевых щитов для привитринных, островных и пристенных горок.

По схемам отдельных секций определяется количество стоек, ножек, кронштейнов, межстоечных щитов (стенок), полок, подшкафников, кассет и т. п. При этом следует учитывать, что между одинаковыми или различными вариантами пристенных и островных горок остается единая стойка, кронштейн и ножка.

Потребность в других видах  торгово-технологического оборудования определяется на основании примерных  норм технического оснащения магазинов  или расчетным путем.

Так, количество весоизмерительных приборов в торговом зале магазина определяется числом рабочих мест, на которых необходимы весы. Кроме того, нужно иметь резерв для замены весов, вышедших из строя, а также для организации продажи товаров вне магазина. Потребность в весах для фасования определяется числом работников, занятых на этой операции. При определении контрольного количества товарных весов исходят из объема суточного грузооборота магазина, пропускной способности весов.

Контрольно- кассовыми машинами магазины оснащаются из расчета один кассовый аппарат на каждое рабочее  место кассира-контролера. При этом рекомендуется независимо от типа магазина иметь одну резервную контрольно-кассовую машину.

 

 

 

  1. Торговля, как отрасль. Понятие. Функции.

Одной из характерных черт рынка является возникновение и поддержание конкурентной среды. В условиях же конкуренции важнейшие значение приобретает конкурентоспособность товаров как комплекс потребительских свойств, в определенной степени являющихся привлекательными для потребителя.

Однако такой подход не раскрывает полностью многофункциональности  товаров, которая выражается и через  их способность удовлетворять определенные потребности не только индивидуальных потребностей, но и предприятий-изготовителей, продавцов, а также общества в целом. Кроме того, товары являются объектом технологического  процесса  товародвижения.  Товар выступает объектом учета, планирования, управления.

Торговля – вид предпринимательской  деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг  покупателям.

Торговое обслуживание –  деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе  приобретения товара.

Качество торгового обслуживания – совокупность факторов, воздействующих на покупателя в процессе торгового обслуживания.

Скорость торгового обслуживания – среднее время, затрачиваемое  на обслуживание одного покупателя.

Оптовая торговля – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

Розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям  для личного, семейного, домашнего  использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью.

 

 

 

Заключение 

И так, процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров).

По видам и  особенностям, устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины и др.

По формам обслуживания различают магазины самообслуживания, а также предприятия, торгующие через прилавок обслуживания и т. д.

С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

Завершая комплексный  торгово-технологический процесс  товародвижения, магазины выполняют  ряд торговых (коммерческих) и технологических  функций.

Основные торговые функции  магазинов следующие:

  • изучение покупательского спроса на товары;
  • составление заявок на завоз товаров;
  • формирование ассортимента товаров;
  • реклама товаров и услуг;

продажа товаров (предложение  товаров и оказание помощи покупателям  в их выборе, выполнение расчетных операций).

Кроме того, магазины выполняют  функции, связанные с оказанием  покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов  на товары, доставка купленных в  магазине товаров на дом покупателя и т. д.).

На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние  оказывает типизация предприятий  розничной торговли.

Так, в последние годы в городах появились супермаркеты - крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно  продовольственных товаров и  большим объемом товарооборота. Магазины оснащены современной торговой мебелью и торгово-технологическим  оборудованием. В них применяется  прогрессивная технология.

В зарубежной торговле все  более широкое распространение  получают гипермаркеты. В них, как  и в супермаркетах, применяется  самообслуживание и торговля со скидкой. Главное отличие гипермаркетов от других магазинов - очень большие (не менее 2,5 тыс. кв. м) торговые площади и огромные объемы продаж. Кроме того, в них применяется политика низких цен и небольших наценок. Оплата за товары производится в едином узле расчета при выходе. У гипермаркетов устраиваются большие стоянки для автомашин покупателей. Их удобно посещать всей семьей и совершать закупки продуктов на длительное время.

В своей  курсовой работе я ко


Информация о работе Торгово-технологическое оборудование магазинов