Торгово-технологическое оборудование магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Однако перечисленные торгово-технологические операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются. В связи с этим в своей курсовой работе я поставила для себя следующие задачи:
Дать правильное понятие розничной торговле, охарактеризовать ее,
Дать правильное понятие оптовой торговле, охарактеризовать ее;
Дать правильное понятие устройству и основе технологических планировок магазина;
Раскрыть классификацию, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли;
Охарактеризовать торгово-технологическое оборудование магазинов;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….............. 4
1. Торговая организация, ее задачи и функции…………………………….6
Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных
отношений………………………………………………………….….... 6
1.2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения…………………………………………………..………7
2. Товарные склады, их устройство и планировка
2.1.Назначение и функции складов, их классификация……………………10
2.2.Технологические и общетехнические требования к устройству
складов………………………………………………………………..… ..14
2.3. Виды складских помещений и их планировка………………………... 16
3. Классификация, функции и принципы размещения предприятия
розничной торговли
3.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий…….... 18
3.2. Специализация и типизация магазинов…………………………… ..… .20
3.3. Основные принципы размещения розничной торговой сети………. .. 25
4. Устройство и основы технологических планировок магазинов
4.1. Требования к устройству магазинов…………………………………… 30
4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина………………………….…33
4.3. Устройство и планировка торгового зала и помещений для приемки,
хранения и подготовки товаров к продаже…………………………… 35
4.4. Санитарно-технические устройства магазина……………..………...... 42
5. Торгово-технологическое оборудование магазинов
5.1.Мебель для торговых залов магазинов………………………..……….. 46
5.2. Торговый инвентарь……………………………………….….…..……. 51
5.3. Торговое холодильное оборудование………………………..………… 54
5.4. Торговое измерительное оборудование…………………….…………. 57
5.5. Контрольно-кассовое оборудование…………………………….………62
5.6. Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов…….…….. 65
6. Торговля, как отрасль понятие функции…………………………..…… .. 68
Заключение……………………………………………………………... ….. .. 69
Список использованной литературы ……………………………….…….. .. 7

Файлы: 1 файл

курсовая по ОКД.docx

— 123.37 Кб (Скачать файл)

При разработке схемы технологической  планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового  зала и т. д. Технологическая схема  должна отвечать следующим основным требованиям:

  • создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок;
  • обеспечивать применение самообслуживания при продаже большинства товаров;
  • оптимально использовать торговые площади;
  • создавать необходимые условия работникам магазина для рациональной организации торгово-технологического процесса.

Важную роль в организации  бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения  для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры  этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера  выполняемых технологических операций.

Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места. В крупных магазинах для этих целей устраиваются рампы или дебаркадеры.

Помещение (зоны) для приемки  товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магазине может быть также выделена специальная зона для товаров, прибывших  во внерабочее время. Зона для приемки  товаров должна быть связана с  помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров должны иметь по возможности кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал.

Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Размер площади этих помещений, их состав (для охлаждаемых и неохлаждаемых товаров) зависят от ассортимента реализуемых товаров и устанавливаются по Строительным нормам и правилам. Охлаждаемые камеры должны устраиваться в виде единого блока. Зоны хранения товаров могут размещаться в подвальных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних этажах здания). Помещения для хранения оснащаются соответствующим технологическим оборудованием - стеллажами, подтоварниками и т. д.

Размеры помещений для  подготовки товаров к продаже  также устанавливаются в соответствии со Строительными нормами и правилами. Эти помещения должны иметь хорошую связь как с зоной приемки и хранения товаров, так и с торговым залом. Помещения для подготовки товаров к продаже должны оснащаться приспособлениями для фасовки, нарезки, этикетирования товаров, а также другими устройствами в зависимости от характера подготовительных операций.

 

4.4. Санитарно-технические устройства магазина

В качестве источников теплоснабжения зданий магазинов могут быть использованы городские теплофикационные сети от ТЭЦ или районных котельных, пар низкого или среднего давления, местные котельные или квартальные сети. Теплофикационная вода обычно принимается с параметрами 150-700С, горячая вода для систем горячего водоснабжения - с температурой 650С.

В зданиях магазинов могут  применяться различные системы отопления: водяное; воздушное, совмещенное с приточной . вентиляцией; электрическое; комбинированное - водяное и воздушное; паровое низкого давления.

Не допускается применение систем с инфракрасными и высокотемпературными газовыми или электрическими излучателями.

По действующим Строительным нормам и правилам принимаются расчетные  внутренние температуры и кратность  обмена воздуха в помещениях магазина.

В магазинах, размещаемых  в жилых или общественных зданиях, системы отопления рекомендуется  присоединять в виде отдельных ветвей. Для того чтобы обеспечить отключение системы отопления торговых залов  в период максимальных тепловыделений, их также рекомендуется выделять на отдельные ветви.

Для магазинов с общей  площадью от 40 до 250 кв. м могут применяться  системы электрического отопления  с использованием нагревательных приборов в виде электрорадиаторов.

В случае устройства в здании магазина воздушного отопления, совмещенного с приточной вентиляцией, необходимо предусматривать специальное отопление  в нерабочее время, рассчитанное на поддержание температуры в  торговых залах на уровне 100 С.

В мелких магазинах в исключительных случаях может быть использовано печное отопление.

В магазинах может применяться  естественная и механическая вентиляция.

Естественная вентиляция предусматривается в магазинах  с торговой площадью не более 150 кв. м. Она обеспечивает воздухообмен в  помещениях в результате действия ветрового  и теплового напоров, получаемых вследствие разной плотности воздуха  снаружи и внутри помещений.

Механическая вентиляция осуществляется с помощью вентиляторов или эжекторов. Она может быть приточной, вытяжной и приточно-вытяжной.

Различают общеобменную (для всего помещения) и местную (для отдельных рабочих мест) вентиляцию.

При размещении магазинов  в первых этажах жилых домов или  общественных зданий системы вентиляции магазинов должны устраиваться раздельно  от вентиляции зданий, а приточные  камеры, как правило, необходимо размещать  в помещениях, находящихся ниже магазина или на одном уровне с ним.

С помощью специальных  технических средств в помещениях может осуществляться кондиционирование воздуха, которое является наиболее совершенным видом вентиляции и отопления помещений. Кондиционеры служат для приготовления, перемещения, распределения воздуха и автоматического регулирования его параметров. Их подразделяют на местные (для отдельных помещений) и центральные (для всех помещений магазина).

При расчете воздухообмена  необходимо учитывать, что источниками  тепловыделения являются покупатели (75 ккал/час от одного покупателя) и  работающие (100 ккал/час). Кроме того, в среднем один покупатель выделяет 23 литра в час углекислоты, один продавец - 30 л/час. Допустимое содержание углекислоты - 2 л/м3.

В охлаждаемых камерах  для хранения овощей и фруктов  должна быть предусмотрена автономная, не связанная с другими помещениями, приточно-вытяжная вентиляция.

Не допускается присоединять к общим вентиляционным системам помещения складов сгораемых  материалов и изделий из несгораемых  материалов в сгораемой упаковке.

Все приточные системы  вентиляции должны быть автоматизированы. В случае возникновения пожара в  зданиях магазинов должно сработать  централизованное отключение систем механической вентиляции, кондиционирования и воздушного отопления.

Водоснабжение магазина должно обеспечивать его потребность в воде для хозяйственно-гигиенических и противопожарных целей, а также в питьевой воде, удовлетворяющей требованиям действующего стандарта.

В магазинах с объемом  здания 5000 м3 и более обязательно должен быть внутренний противопожарный водопровод.

На одного работника магазина принимается норма водопотребления 25 л в смену при коэффициенте часовой неравномерности потребления - 2,5.

Согласно Санитарным правилам и нормам все магазины должны иметь  канализационные сооружения, предназначенные  для отвода сточных вод. Канализационная  сеть бывает внутренняя и наружная. Внутренняя канализация устраивается в виде трубопровода, идущего от санитарных приемников и других мест приема сточных вод до наружных каналов или коллекторов.

Объединение канализации магазинов с общедомовыми канализационными сетями не допускается. Нельзя прокладывать трубы канализации под потолками торговых помещений и помещений для приема, хранения и подготовки продовольственных и ценных непродовольственных товаров к продаже. Не допускается также установка санитарных приборов в подвальных помещениях, сообщающихся со складскими помещениями для хранения этих же товаров.

Магазины должны быть также  оснащены противопожарными устройствами. К ним относят противопожарные  водопроводы или специальные  резервуары для воды, пожарные лестницы и спуски для перемещения грузов в многоэтажных зданиях, а также  средства противопожарной автоматики и сигнализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Торгово-технологическое оборудование магазинов.

 

5.1.Мебель для торговых залов магазинов

Мебель для торговых предприятий  играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине. Она широко применяется при выполнении различных  операций, связанных с приемкой, хранением и продажей товаров.

Мебель для торговых предприятий  принято классифицировать по следующим  наиболее важным признакам: месту применения; назначению; товарному профилю; конструкции.

По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкорозничных предприятий.

По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды:

  • для приемки товаров по качеству (столы для бракеража);
  • подготовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров);
  • показа товаров (витрины);
  • выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала); транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование);
  • расчетов с покупателями (кассовые кабины);
  • для обслуживания покупателей (примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, корзины и тележки для отборки товаров).

По товарному  профилю различают универсальную и специализированную торговую мебель.

По конструкции торговую мебель изготовляют неразборную и сборно-разборную. Магазины оснащаются преимущественно сборно-разборной торговой мебелью, что позволяет быстро и без дополнительных затрат изменять планировку магазина или отдельных его секций.

Размеры и конструкция  торговой мебели должны быть тесно  увязаны с параметрами помещений  магазинов, чему в значительной степени  способствуют ее типизация, унификация и стандартизация.

Мебель для торговых предприятий  делится на следующие основные типы:

  • пристенные и островные горки;
  • секции замкнутых зон внутри торгового зала;
  • прочие товароносители;
  • прилавки;
  • немеханические кассовые кабины для магазинов самообслуживания; механические кассовые кабины для магазинов самообслуживания;
  • корзины для покупок;
  • тележки для покупок;
  • вешала для одежды.

Для оснащения магазинов  также применяются: примерочные  кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, столы для выписки чеков и упаковки товаров, столы для тканей и крупногабаритных товаров, столы передвижные для телевизоров, подиумы, столы-подиумы и т. д.

Наиболее распространенными  типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут  устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом (рис. 1 а,б,в,г,д,е,ж).

Различают универсальные, предназначенные  для выкладки и продажи различных  продовольственных и непродовольственных  товаров, и специализированные (для обуви, головных уборов и т. д.) горки. Устанавливают пристенные горки вдоль стен, островные - в средней части торгового зала.

Выложенные на привитринных горках товары можно осматривать как со стороны торгового зала, так и с улицы. Размещают их вдоль оконных витрин.

Прилавки используют для  отпуска различных товаров, размещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров  (рис.2).

Прилавки - витрины, в отличие от прилавков, имеют частично или полностью застекленную верхнюю часть.

Вешала служат для показа и продажи готового платья. Они бывают одно- и двухъярусные, стационарные и передвижные (рис.3).

Кассовые кабины являются рабочим местом контролера - кассира. Они оснащаются вращающимся стулом с подъемным сиденьем и проволочной корзиной для мелких товаров.

Для оснащения подсобных  помещений применяют стеллажи, подтоварники, поддоны, вешала для одежды, лари для  хранения сыпучих товаров, а также  оборудование для бракеража и  подготовки товаров к продаже.

Унификация - приведение к единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производится сборка торговой мебели. В процессе унификации сокращается многообразие деталей, имеющих одинаковое функциональное назначение.

Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко  монтируется как в виде отдельных  секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов.

Стандартизация торговой мебели предусматривает установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приемки, маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.

Мебель для торговых помещений  должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров  и создавать максимум удобств при отборке товаров покупателями.

Она должна отвечать эксплуатационно-техническим, экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Информация о работе Торгово-технологическое оборудование магазинов