Шпаргалка по "Организации торговли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность понятия НТП в торговле
2. Правовое обеспечение НТП, договора на создание и передачу НТП
3. Развитие торг. отрасли, субъекты и объекты
4. Цели, задачи торг. отрасли, ее виды
...
65. Торговое обслуживание покупателей

Файлы: 1 файл

1.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)

1.

Сущность понятия НТП  в торговле

(НТП) — это взаимосвяз. поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершен-ния орудий и средств труда, технологии и орг-ции произв-ва, повышения его технич. уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний. Основные направления измененмя в системе управления: 1. ограничение роли гос-ва. Оно планирует и организует разработку и освоение только огранич. числа крупнейших нововведений на основе долгосрочных комплексных программ, ориентир. на крупные структур. сдвиги; орг-цию инновационного цикла «произв-во - сбыт - обслуживание» осущ-ют товаропроизводители по своей инициативе и за свой счет; 2. замена централиз. план-ния гос.-обществ. регулированием НТП с помощью законодат. органов, исполнит. власти и научно-технич. общественности; 3. усиление роли рыноч. механизма в обеспечении динамичного соответствия С и П на нововведения, уст-ние договорных цен; 4. стимулирование конкуренции су\хо различных форм собственности в получении права на разработку технич. проектов, предлагаемых на рынке; 5. внедрение таких инструментов регулирования рынка нововведений, как гос. заказы, целевые субсидии (субвенции), гранты (контракты на конкурсной основе), льготные кредиты, налоговые и ценовые льготы, ускоренная амортизация. Современная научно-техническая революция означает переход к новому этапу развития человеч. цивилизации, на котором: 1) создается единая техниче. база с многозвенными технолог. комплексами; 2) основной формой обществ. богатства становятся знания, умения и навыки; 3) занятость работников в сфере услуг (инф-ных, финан., торговых) становится выше, чем в матер. произв-ве; 4) произв-во ориентируется на изг-ние все более широкого и часто обновляемого ассорт-та изделий по конкретным заказам потр-ля; 5) увелич-ся доля занятых на рабочих местах принципиально нового типа, открывающих перспективу полного исп-ния и всестороннего развития способностей человека. НТП стимулирует развитие товарооборота, повышение рент-ти торговли, соверш-ние технологии и матер.-технич. базы, системы упр-ния в отрасли; вносит сущест. изменения в содержание и характер труда торг. работников, их професс. состав и уровень подготовки, способствует углублению разделения труда. Проблема развития НТП в торговле имеет комплексный характер и включает: 1. развитие прогрессив. технологий торговых процессов на всех этапах товародвижения; 2. ускорение механизации и автоматизации трудоемких операций торгово-технолог. процесса; 3. прогресс в области развития матер.-техниче. базы; 4.соверш-ние орг-ции труда и управления технол. процессами и людьми; 5. создание кадрового потенциала. Можно выделить ряд общих закономерностей и соврем. направлений НТО в торговле товарами народного потребления: - индустриализация основных торговых процессов, в том числе инф-ных (комм., управл.), материально-веществ., связанных с упаковкой и подготовкой товаров к продаже и потр-нию, товародвижением; - создание системы взаимосвяз. машин и оборудования для выполнения совокупности торгово-технол. процессов, в том числе автоматизир. складских комплексов; - развитие и создание новых научных технологий торговых процессов на основе их электронизации и автоматизации; - развитие прогрессив. способов продажи товаров на основе внедрения новой техники и активизации роли покуп-лей в процессах торговли; - создание матер.-технич. базы, каналов товаропроводящей сети, обеспеч. экономичность товародвижения; - форм-ние эффект. организац. структур упр-ния торговлей на принципах горизонт. интеграции, обеспеч. макси исп-ние достижений НТП; - интеграция функций производ. и торгового характера, развитие прямых хоз. связей между произв-вом и потр-лями; - централизация упр-ния НТП и развитием матер.-технич. базы торговли.

 

 

4.

Цели, задачи торг. отрасли, ее виды

Главная цель состоит в соверш-нии ее дея-ти, обеспечении платежеспособного С различ. категорий населения высококачеств. товарами и услугами в широком ассорт-те, активном продвижении отечеств. товаров на внутр. рынок. Задач: 1. реформирование упр-ния и отношений собственности, форм-ние эфф-ой системы гос. регулирования дея-ти торговых орг-ций через инвестиц., финан.-креди. политику, упр-ние гос. долей собственности; 2. форм-ние нормативно-правовой базы развития торговли; 3. развитие инфраструктуры торговли и товарных рынков; 4. форм-ние современ. технически оснащенного оптового звена, поддержка малого и среднего бизнеса; 5. развитие конкуренции; 6. создание благоприят. условий для импорта на монополиз. товарные рынки и защиты внутр. рынка при наличии на нем достат. конкуренции между отечеств. произв-лями; 7. снижение общего уровня издержек и цен в процессе товародвижения; 8. развитие системы защиты прав потр-лей, ужесточение механизма сертификации и стандартизации товаров, защита рынка от недоброкачест. импорта. По товарной специализации различают след. виды торг. орг-ций: - универс., торгующие продов. и непрод. товарами; - продовол. и непродовол.: универс., специализ., неспециализ. По форме орг-ции торговля подразделяется на след. виды: оптовая торговля; розничная торговля; общественное питание (торгово-произв. дея-ть).

 

 

 

2.

Правовое обеспечение  НТП, договора на создание и передачу НТП

Правовое обеспечение НТП - это система норм и отношений в области науки и техники, санкционируемых и охраняемых гос-вом. Оно является комплексным, так как включает нормы граждан., труд., администрат. и др. областей права. К числу гос. документов и нормативных актов правового обеспечения НТП относятся: - Закон РБ «Об основах гос. научно-технической политики»; - Закон РБ «О патентах на изобретения, полезные модели, промышл. образцы»; - «Правила проведения патентной экспертизы заявки на выдачу патента на изобретение»; - соотв-щие ГОСТы, постановления, методики, рекомендации, инструкции, типовые положения, принятые и утвержденные правительством РБ. Правовое обеспечение НТП опр-ет систему гос. руководства: - научными иссл-ями; - изобретат. и рационализат. дея-тью; - внедрением достижений НТП во все области общест. жизни; - уст-ет права и обязанности руковод. работников и специалистов в области НТП, авторов открытий, изобретений, рационализат. предложений, промыш. образцов и др. научно-техн. новшеств; - регулирует исп-ние научно-техн. достижений в народном хозяйстве и др. сферах, передачу их за границу; - санкционирует правовые основы междунар. сотрудничества в области НТП. Важной частью правового обеспечения НТП являются изобретат. и патентное право, правовой режим научно-техн. достижений как совокупность прав и обязанностей, предусм. закон-вом в связи с созданием и исп-нием в народном хозяйстве открытий, изобретений, рационализат. предложений, промыш. образцов. Договор является основным документом, регламентир. отношения разработчика с заказчиком научно-техн. продукции. Договоры заключаются на выполнение научно-иссл-ких, проектных, конструкт. и технолог. работ: - по созданию новых объектов техники, технологии и материалов; - на изг-ние, испытание и поставку опытных образцов или партий изделий (продукции), освоение их в произв-ве; - на оказание научно-техн. услуг; - осущ-ние др. работ. Предметом договора м. б. и созданная ранее научно-техн. продукция. Договор может заключаться: на выполнение отд. этапов; на выполнение всего комплекса работ от иссл-ния до внедрения в произв-во научно-техн. продукции; по дальнейшему обслуживанию. В договоре на создание и передачу научно-техн. продукции д. б. указаны: 1. наим-ние сторон по договору, их почтовые, телеграфные и банковские реквизиты; 2. наим-ние научно-техн. продукции; 3. научные, техн., соц., эконом. и др. требования к научно-техн. продукции; 4. срок действия договора; 5. срок и порядок сдачи и приемки научно-техн. продукции; 6. договорная цена; 7. порядок расчетов; 8. права сторон по исп-нию и распоряжению научно-техн. продукцией, созданной по данному договору; 8. условия соблюдения конфиденциальности; 9. ответственность сторон за нарушение принятых обязательств. В соотв-вии с таким договором заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя проведение опр. объема и содержания работ, согласов. сторонами в программе, прилагаемой к договору. Работа выполняется в соотв-вии с согласов. техн. заданием, техн., научными, эконом. и др. требованиями. Срок выполнения отд. этапов работы опр-ся календарным планом. Расходы по освоению результатов иссл-ния оплачивает заказчик. Исполнитель несет расходы только по авторскому надзору за освоением и включает их в сметную стоимость работы. В договоре предусм-ся стоимость работы согласно сметным расчетам, прилагаемым к договору, и порядок расчетов.

 

 

3.

Развитие торг. отрасли, субъекты и объекты

Торговля является одной  из важнейших сфер деятельности, в которой пересекаются интересы многих отраслей, пред-тий и населения. Процессы хоз. дея-ти, основанные на разделении и кооперации труда, в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в торговле, нуждаются в опр. орг-ции. Сущность орг-ции состоит в упорядочении взаимодействий различ. сторон и аспектов матер. дея-ти людей, направл. на достижение опр. целей. В соврем. условиях требования к орг-ции торговли возрастают в связи с расширением ассорт-та, усложнением хоз. связей с др. отраслями народного хозяйства, широким внедрением в торговлю достижений НТП, расширением географии произв-ва, развитием и соверш-нием матер.-техн. базы торговли. Субъектами торговли являются торговые орг-ции и индивид. предприниматели, осущ-щие торговлю на территории РБ. Объектами торговли являются товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Организ. структуры  рознич. торговли

Розничная торговля - вид торговли товарами, предназнач. для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного исп-ния, не связанного с предприним. дея-тью. Гос. рознич. торговлю осущ-ют торговые орг-ции Министерства торговли, исполнит. комитетов органов местного упр-ния; органов рабочего снабжения отд. отраслей промышленности и транспорта; торговые орг-ции и пред-тия непромыш. министерств и ведомств; фирменная сеть промыш. министерств и ведомств. Опр. место в гос. рознич. торговле занимают пред-тия и орг-ции непромыш. министерств и ведомств, которые наряду с выполнением своих осн. функций реализуют населению опр. группы, виды товаров или обслуживают опр. контингент населения. К ним относятся: Министерство здравоохранения, организ. продажу лекарств, оптики, предметов санитарии и гигиены на своих пред-тиях (аптеки, аптечные магазины и магазины оптики); министерства связи, инф-ции и культуры, заним. рознич. торговлей печатной и книжной продукцией; Министерство жилищно-коммунального хозяйства, имеющее рознич. торговую сеть по реализации цветов и ритуальных принадлежностей. В результате осущ-ния программы разгосударствления и приватизации в республике были созданы новые виды торговых орг-ций различ. организац.-правовых форм, как правило, основанных на частной форме собственности: арендные предприятия, акционерные общества, малые и совместные предприятия, торговые и торгово-производ. фирмы, ассоциации.

 

 

 

6.

Орган. построение опт. торговли

Оптовая торговля - вид торговли, осущ-мой в целях последующего исп-ния товаров в предприн. дея-ти или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потр-нием и иным подобным исп-нием. Торговые орг-ции и индивид. предприн-ли, осущ-щие опт. торговлю, могут иметь товарные склады, орг-ть хранение и переработку товаров, форм-ть их запасы в объеме и ассорт-те, необх. для бесперебойной торговли, оказывать информ. и иные услуги, связанные с торговлей. Опт. торговлю товарами народного потр-ния непосредственно орг-ют и осущ-ют опт. орг-ции ряда министерств и ведомств. Ведущую роль играют опт. орг-ции системы Министерства торговли. Опт. торговлю в областях осущ-ют, как правило, специализ. орг-ции по торговле продоволь. и непродоволь. товарами с гос. коммунальной собственностью (унитарные, оптово-розничные пред-тия, ОАО). В системе потребит. кооперации опт. торговлю осущ-ют ведомственные опт. орг-ции (72 единицы). Опт. торговлю некот. товарами народного потр-ния, специфическими с точки зрения произв-ва и реализации, осущ-ют орг-ции и пред-тия отд. министерств и ведомств; Министерство здравоохранения и концерн «Белбиофарм» (лекарств. препараты, предметы санитарии и гигиены), концерн «Белнефтехим» (резиновые изделия), Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

 

 

8.

Принципы, задачи, факторы товародвижения

Процесс перемещения  товаров в сфере обращения, связанный с доведением их от производ. пред-тий до потр-лей - товародвижением. В него входит не только физич. перемещение реального веществен. потока из мест произв-ва в места потр-ния, но и процессы хранения, подсортировки товаров как в пути следования, так и на промежуточных базах и складах, в рознич. торговой сети в ожидании их реализации. К соц.-эконом. факторам относятся: система расселения населения по территории РБ; уровень денежных доходов населения; розничный товарооборот на 1 км2 территории. Чем выше плотность населения, тем больше объем денежных доходов региона, выше товарооборот, больше требуется завозить товаров, укрупняются партии завоза. К производ. факторам относятся: размер промыш. пред-тий и их размещение по отношению к пунктам потр-ния, специализация и сезонность произв-ва отд. товаров. К транспорт. факторам относятся: минимальные нормы отгрузки, состояние трансп. путей, связыв. места произв-ва и пункты потр-ния, наличие трансп. средств, их грузоподъемность, наличие контейнерных площадок. Здесь большое значение имеет правильный выбор видов транспорта, опр-ние потр-ти подвижного состава, эффективное его исп-ние, возможность широкого применения прогрессивных технологий при перевозках товаров. К торговым факторам относятся: подготовленность оптовых и розничных торговых орг-ций к исп-нию соврем. систем товародвижения; объем партий товаров, которые могут принять торговые орг-ции; размеры минимальных норм отгрузки; физико-химич. свойства товаров; сложность ассорт-та товаров; размеры и размещение торговых орг-ций; уровень организ.-хоз. и комм. работы. Товародвижение базируется на следующих основных принципах: оптимальная звенность товародвижения; выбор кратчайших путей; унификация технологических решений на всем пути движения товара; эффективное использование транспортных средств, торгово-технологического оборудования; минимизация количества операций с товаром; рациональное распределение функций между участниками процесса товародвижения.

 

 

 

9.

Роль и значение процесса товародвижения

Любой обществ. процесс произв-ва представляет собой движение обществ. продукта, включ. произв-во, распределение, обмен и потр-ние. Произв-во является началом движения продукта, а потр-ние - его конечной фазой. В этой фазе продукт находит обществ. признание, а процесс произв-ва - свое конечное завершение. Обмен выступает как связующее звено между произв-вом и потр-нием, а формой его проявления в обществе, где сущ-ет товарное произв-во, является товарное обращение. Обмен продуктами труда между различ. регионами республики, отраслями народного хозяйства, отд. пред-тиями и орг-циями, а также различ. собственниками продукции при наличии товарно-денежных отношений осущ-ся в форме товар. обращения. Созданные блага становятся товаром тогда, когда они поступают на рынок и удовл-ют опр. потр-ть. Изгот. в процессе произв-ва товары не сразу поступают в сферу потр-ния, так как в условиях обществ. разделения труда произв-во и потр-ние отделены друг от друга как в пространстве, так и во времени. Произв-во продукции на промыш. пред-тии бессмысленно, если товар не м. б. доставлен к месту потр-ния, где в процессе его продажи возмещаются все затраты путем превращения товара в деньги (Д-Т-Д'). Отсюда возникает необ-ть перемещения продуктов труда из сферы произв-ва в сферу потр-ния. Товар в месте своего произв-ва располагает потенц. потреб. стоимостью. Чтобы она превратилась в реальную, товар д. б. доставлен непосредственным потр-лям. Следовательно, обществ. процесс произв-ва еще не закончен, и требуется доставка продукта к месту потр-ния, где будет реализована его стоимость. Эту функцию в сфере обращения выполняет транспорт. Передвижение товаров в пространстве сводится к их транспортировке. Трансп. отрасль является самост-ной, достаточно капиталоемкой и обеспечивает процесс обращения. Доставка продукта потр-лю способствует реализации его стоимости. По окончании процесса произв-ва затраты матер. и труд. ресурсов, а также стоимость прибавочного продукта оказываются воплощенными в товаре. Связующим звеном между произв-вом и потр-нием является торговля. Она выполняет осн. задачу по наиболее полному удовл-нию постоянно растущих личных потр-тей населения. Осущ-ние всех функций торговли возможно только посредством перемещения продуктов труда из сферы произв-ва в сферу потр-ния. Процесс перемещения товаров в сфере обращения, связанный с доведением их от производ. пред-тий до потр-лей, называется товародвижением.

 

 

10.

Факторы и их х-ка, влияющ. на товародвижение

К соц.-эконом. факторам относятся: система расселения населения по территории РБ; уровень денежных доходов населения; рознич. товарооборот на 1 км2 территории. Чем выше плотность населения, тем больше объем денеж. доходов региона, выше товарооборот, больше требуется завозить товаров, укрупняются партии завоза. К производ. факторам относятся: размер промыш. пред-тий и их размещение по отношению к пунктам потр-ния, специализация и сезонность произв-ва отд. товаров. Промыш. пред-тия, как правило, приближены к источникам сырья, стремятся максимально исп-ть местные ресурсы, что опр-ет необх-ть перемещения в места потр-ния произвед. ими продукции. При разработке схем товародвижения следует учитывать сезонность производства и потребления отдельных товаров. К трансп. факторам относятся: минимальные нормы отгрузки, состояние трансп. путей, связыв. места произв-ва и пункты потр-ния, наличие трансп. средств, их грузоподъемность, наличие контейнерных площадок. Здесь большое значение имеет правильный выбор видов транспорта, опр-ние потр-ти подвижного состава, эфф-ное его использование, возможность широкого применения прогрессив. технологий при перевозках товаров. К торговым факторам относятся: подготовленность опт. и рознич. торг. орг-ций к исп-нию соврем. систем товародвижения; объем партий товаров, которые могут принять торговые орг-ции; размеры минимальных норм отгрузки; физико-химич. свойства товаров; сложность ассорт-та товаров; размеры и размещение торг. орг-ций; уровень организ.-хоз. и комм. работы. Для соверш-ния процесса товародвижения важное значение имеет рациональное размещение пред-тий, производящих товары, изыскание дополн. ресурсов в местах потр-ния, вовлечение их в товарооборот. Важным фактором, влияющим на товародвижение, является количество звеньев, через которые проходит товар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

Единая технолог. цепь товародвижения

Технолог. процесс товародвижения представляет собой матер.-веществ. поток товаров от произв-ва до потр-ля, включ. товарную, грузовую и спец. обработки. Комплек. технолог. процесс товародвижения включает неск. последоват. этапов: 1. движение товаров от прифабричных складов на склады опт. торговли; 2. внутрискладские операции с товаром; 3. товароснабжение рознич. торг. сети; 4. внутримагаз. операции с товаром и операции по его доведению до покуп-ля. Осн. предпосылками создания единой непрерыв. технолог. цепи товародвижения являются: централизация фасовки, упаковки, маркировки и рекламного оформления товара; унификация торгово-технолог. оборудования, тары, трансп. средств; пакетирование и контейнеризация; применение высокоэффект. машин, оборудования; унификация схем погруз.-разгруз. работ на различ. видах транспорта, опт. и рознич. пред-тиях. Участники процесса товародвижения: 1.Оптовые посредники: Брокеры (функция - найти покуп-ля и продавца, свести их, помочь им договориться об условиях купли-продажи, поставки), Торговые агенты (Они привлекаются на более долговремен. основе, зачастую находятся в штате пред-тия.): агенты произв-лей (Их задача - на основе широкого контакта с покуп-лями обеспечить продажу товаров. Они могут быть наняты мелкими пред-тиями, которые не в состоянии содержать свой штат, а могут быть в штате), Полномочные агенты по сбыту (На договорной основе с произв-лем выполняют функции по сбыту всей выпуск. произв-лем продукции), Агенты по закупкам (На основе долговрем. соглашений с покуп-лями продукции закупают для них эту продукцию, проверяют качество, накапливают, хранят, доставляют ее в нужное место), Агенты-комиссионеры 9Закупают продукцию, вступают во владение этой продукцией и далее самост-но заключают сделки на ее продажу) 2. По мере форм-ния рыноч. отношений товары на рынок будут поступать от множества различ. пред-тий-изг-лей. Появление большого кол-ва произв-лей товаров способствует форм-нию конкурентной среды, заставляющей пред-тия искать пути повышения эфф-ти работы. 3. Рознич. торговля выполняет след. функции: форм-ет торг. ассорт-т, собирая товары от большого кол-ва поставщиков; обеспечивает рекламу товаров; осущ-ет необх. операции с товаром; продает товары конечным потр-лям; оказывает необх. услуги; участвует в продвижении товара на рынок и транспорт. Рознич. торговля м. осущ-ся через магазины различ. типов, мелкорознич. сеть, передвижную, посылочную торговлю.

Информация о работе Шпаргалка по "Организации торговли"