Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:55, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие организации
Организация – это единство стабильной структуры, которая обеспечивает преемственность деятельности и управленческих процессов, таких как принятие решений, контроль, планирование, мотивация, которые адаптируют организацию к изменениям, происходящим во внешнем окружении.
Организация – это, прежде всего, целевая структура и кроме того это структура с высокой степенью формализации.

Файлы: 1 файл

теория организации-ответы.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие организации

Организация – это  единство стабильной структуры, которая  обеспечивает преемственность деятельности и управленческих процессов, таких  как принятие решений, контроль, планирование, мотивация, которые адаптируют организацию  к изменениям, происходящим во внешнем окружении.

Организация – это, прежде всего, целевая структура и кроме  того это структура с высокой  степенью формализации.

2. Развитие  теории организации

Развитие теории организации  включает шесть этапов:

Сбор факторов, явлений, прогнозов, исторических сведений и т.д.

Систематизация их и  составление типологии, например, по времени существования тех или  иных организаций или по их эффективности.

Создание понятийного  аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы.

Нахождение зависимостей между изменяемыми параметрами, формулирование законов и закономерностей, например, зависимость между профессионализмом  работников и производительностью  труда, закон развития организации.

Привлечение знаний сопутствующих  наук для расширения понимания своих собственных проблем.

Обобщение отрывочных сведений о теоретических  разработках и практическом применении отдельных положений  теории организации.

3. Характеристика социальной системы

Организация социальная — в широком смысле — любая организация в обществе; в узком смысле — социальная подсистема организации.

Социальные системы, которые  реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями.

Их особенности:

реализация потенциальных возможностей и способностей человека;

формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и  интересов служит системообразующим  фактором;

сложность, динамизм и  высокий уровень неопределенности.

Социальные организации могут быть:

правительственные и  неправительственные;

коммерческие и некоммерческие;

бюджетные и небюджетные;

общественные и хозяйственные;

формальные и неформальные.

Кроме того, различают  социальные организации по:

отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);

самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).

Статус правительственной  социальной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса. 

Коммерческие социальные организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.

Бюджетные социальные организации  строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Небюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, та и небюджетные средства.

Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные – для  удовлетворения потребностей и интересов  человека и общества во внешней для организации среде.

Формальные социальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают  как юридические и неюридические  лица. Неформальные социальные организации  – это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным социальным организациям относятся объединения людей, связанных личными  интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.

5. Свойства  энтропии

Энтропия – это  мера отклонения основных параметров деятельности какого-либо подразделения  либо организации в целом от идеального состояния, от эталона, которая снижает уровень организации, эффективность функционирования, темпы развития и координацию между подразделениями.

Основной причиной энтропии является дефицит информации (риски, неопределенность во внешнем окружении). Таким образом, коммуникации разного рода позволяют снизить уровень энтропии.

6. Организация  как процесс

Раньше это  была цепочка: ресурсы (на входе) – функции - продукт (на выходе). Теперь это называется рефлексивной петлей, т.к. продукт снова замыкается на ресурсах, а внутри этого – внешнее окружение.

- проектирование  организационных процессов  

- закономерности  организационных процессов  

Организация – это  открытая система взаимодействующих  и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

  1. финансовые ресурсы;
  2. материальные ресурсы (оборудование и т.п.);
  3. людские ресурсы;
  4. информационные ресурсы;
  5. временные ресурсы.

Управление – это  процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

7. Требования  к социальным организациям

      Каждый  конкретный человек – это часть  организации,  проводящий  в  ней

значительное время. Организация  составляет основу мира менеджеров, она  является  причиной, обуславливающей  существование менеджмента.

      Некая   группа   должна   соответствовать   нескольким    обязательным  требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

1.    Наличие по  крайней мере двух людей, которые  считают себя  частью  этой  группы

2.     Наличие   по  крайней  мере  одной   цели  (т.е.  желаемого   конечного  состояния или результата), которую   принимают как общую все  члены  данной группы.

3.    Наличие  членов  группы,  которые  намеренно   работают  вместе,  чтобы достичь  значимой для всех цели.

      Соединив в одну  эти существенные характеристики,  мы  получаем  важное определение:

Организация  -  это   группа  людей,   деятельность   которых   сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Приведенное выше определение справедливо не просто для организации,  а для формальной организации. Существуют также неформальные  организации,  группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие  друг  с другом достаточно регулярно. Неформальные  организации  существуют  во  всех формальных организациях, за исключением,  быть  может,  очень  маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны. Таким образом, когда употребляется слово организация, имеется в виду формальная организация.

    Из определения  следует,  что организация всегда  имеет   хотя  бы  одну общую  цель,  разделяемую  и  признаваемую  таковой  всеми  ее  членами.  Но формальное управление редко имеет  дело  с  организациями,  имеющими  только одну  цель.  Менеджмент  - это  управление  сложными  организациями.  Сложные организации имеют набор  взаимосвязанных целей.

8. Классификация  систем.

Система  -  это  совокупность  взаимосвязанных  элементов,   образующих целостное  образование.  Ее  иногда  называют  средством  достижения   целей определенной фирмы или предприятия.

Системы бывают сложными и простыми, закрытыми и открытыми,  внутренними и внешними, статическими и динамическими,  естественными  и  искусственными. Признаки, по которым классифицируются системы - различны.  Это  может  быть количество составляющих систему  элементов  (простые  и  сложные),  связь  с окружающей средой (закрытые и открытые), объективные и субъективные  факторы (естественные и искусственные),  степень  изменяемости  (статические  и динамические), природа (физические, химические, биологические, социальные  и др. системы), пластичность (жесткие  и  гибкие),  предсказуемость  поведения (детерминированные и стохастические)

9. Характеристика  детерминированной системы

При данной системе цель функционирования организации задается извне.  Наиболее  эффективными  организационными системами являются  детерминированные системы  с  возможностью   изменения функций и структуры системы в зависимости от условий  внешних  и  внутренних факторов.

10.  Характеристика  стохастической системы

При данной системе организация  действует стихийно (посредством  митингов, собраний) и функционирует сама по себе.

11. Характеристика  естественных и искусственных  систем

Система - это некоторая  целостность, состоящая из взаимозависимых  частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Естественные системы: создаются природой или обществом.

Искусственные системы  создаются для реализации целей  людей.

12. Характеристика  открытых и закрытых систем

      Закрытая  система – существует независимо  от окружающей среды; она является  автономной, обособленной от внешнего  мира, т. е. существует на своей собственной внутренней основе и не нуждается в потреблении внешних ресурсов.

      Открытая  система – активно взаимодействует  с окружающей средой в целях  своего выживания; она как сама  потребляет внешние ресурсы, так  и поставляет их за пределы организации.

13. Характеристика  административного управления

Основой классической теории организации является принцип узаконения власти за некоторым центральным  источником власти; при этом начальник  имеет право отдавать кому-то приказания, а подчиненный обязан повиноваться приказу. Власть - это способность заставить исполнять свои решения подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации. Природа административной власти существенно отличается от природы власти вождя, которая основана на его личных качествах и таланте.

Такой взгляд на административную власть способствовал решению многих вопросов традиционной теории организации. Рассмотренное положение является основой для узаконивания организационной иерархии и системы управления, а также для установления многих других принципов, таких, как “объем контроля” или взаимоотношения начальства и подчиненных.

Власть служит средством  интеграции деятельности отдельных  элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Она дает основу для проведения централизованного  управления и контроля за результатами деятельности организации.

Но рассматривать власть только в этом аспекте было бы не верно потому, что формальная власть важна конечно для того, чтобы  обеспечить удовлетворение минимальных  требований к работоспособности  сложной организации, но недостаточна для высокой эффективности ее действий. Она требует подчинения приказам и дисциплине, но не поощряет подчиненных прикладывать максимум усилий, порождает у них нежелание брать на себя ответственность и проявлять инициативу.

Узкая сфера формальной власти понуждает руководство в интересах эффективности деятельности организации, а также в собственных интересах стремиться к расширению своего влияния на подчиненных за пределами своих формальных полномочий по контролю, которые установлены юридическим контрактом или формальными санкциями.

Традиционное представление  об административной власти по-прежнему занимает значительное место в специальной  литературе по проблемам управления. Однако применение этих взглядов ограничивается другими концепциями. Примером является принцип признания авторитета, который гласит, что степень распространения власти определяется готовностью подчиненного признать директивы и приказания руководителя. (Авторитет- это характер связи в формальной организации, благодаря которому то или иное лицо или член организации может влиять на те действия в организации, в которых он заинтересован). Этот принцип признания авторитета стал важным элементом модели “человеческих отношений”.

14. Управляющая  и управляемая системы организации

Для систем любой природы  понятие «управление» можно определить следующим образом: управление — это воздействие на объект, выбранное на основании имеющейся для этого информации из множества возможных воздействий, улучшающее его функционирование или развитие. У управляемых систем всегда существует некоторое множество возможных изменений, из которого производится выбор предпочтительного изменения. Если у системы нет выбора, то не может быть и речи об управлении. Есть существенная разница между работой дачника, орудующего лопатой, и манипуляциями регулировщика движения на перекрестке улиц. Первый оказывает на орудие силовое воздействие, второй — управляет движением автомобилей. Управление — это вызов изменений в системе или перевод системы из одного состояния в другое в соответствии с объективно существующей или выбранной целью.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"