Шпаргалка по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:55, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие организации
Организация – это единство стабильной структуры, которая обеспечивает преемственность деятельности и управленческих процессов, таких как принятие решений, контроль, планирование, мотивация, которые адаптируют организацию к изменениям, происходящим во внешнем окружении.
Организация – это, прежде всего, целевая структура и кроме того это структура с высокой степенью формализации.

Файлы: 1 файл

теория организации-ответы.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Для мтричной структуры  характерны создание системы связи  между ключевыми специалистами, задачи,независим. От формальной позиции  сотрудника ор-ции.

Плюсы:1. Активизация  деятельности руководителя 2 Гибкая и эфективное использование кадрового персонала ор-ции

Минусы: 1. Сложность структуры.2. Сложность управления орг-ции в  результате нарушения принципа единоначалия.3.Частные  случаи матричных структур явл.трёхмерные или теизернные структуры упр-я, сформировавшиеся по принцепу профункция-регион-функция, к проблемам данной структуры относятся конфликты по поводу власти, размывание ответственности.

Вывод по структурам: Т.О. в наст.время осуществляет переход  от функц. Способа построения орг.структур к проектному или целевому, актуальными становятся такие формы как ассоциации, т.е. это относится свободные орг-ции,филиалы, холдинги и группы компаний.

48. Основные функции управления

Рассмотрим, из каких  элементов состоит процесс управления. Очевидно, что процесс воздействия субъекта на объект не однороден, а имеет некоторые составляющие. В теории организации и управления для описания этих составляющих используют термин элементы управления, компоненты управленческой деятельности или составляющие управленческую деятельность. Будем использовать все эти термины, как синонимы.

Е. М. Бабосов выделяет восемь компонентов управленческой деятельности [Бабосов-2001, с. 49-52]:

  1. Определение цели (целей).
  2. Формирование корпоративной культуры.
  3. Мотивация персонала.
  4. Формирование организационного порядка.
  5. Разработка технологии изменений.
  6. Определение диагностики управления.
  7. Реализация управленческого решения.
  8. Разработка системы контроля.

На мой взгляд необходимыми элементами управления являются: целеполагание, организация, мотивации коммуникация, принятие решений и контроль.

49. Типология  организаций

Наиболее простейшей типологией организаций является разделение на коммерческие и некоммерческие. Чуть сложнее классификация организаций по критерию их принадлежности к сектору общества – образовательные, сельскохозяйственные, здравоохранения и т.д. Эти типологии ненаучны и не связаны между собой систематическим образом, кроме того, они просто не работают в прикладных исследованиях.

Достаточно наглядную и относительно простую типологию предложил Т. Парсонс. Его классификация основана на типе функций или целей, которым служит организация. Он различает 4 типа организаций по тому, какой вклад они вносят в общество [Холл-2001, с. 78].

К первому типу относятся производственные организации, которые производят вещи, потребляемые обществом. Второй тип организации ориентирован на политические цели; такие организации стремятся обеспечить обществу достижение высоких целей и формирует и назначает власть внутри общества. К третьему типу относятся интегративные организации, чьи цели – улаживание конфликтов, направленное мотивирование в сторону выполнения учрежденных ожиданий и гарантия согласованности работы отдельных общественных групп. Последняя группа – это организации стремящиеся сохранять традиции, они обеспечивают социальную преемственность через образование, культуру и искусство.

В. Р. Скотт и П. М. Блау предлагают собственную типологию  на основании критерия адресата получения  прибыли.  Соответственно субъектам  деятельности организации выделят авторы и типы организаций:

  1. взаимовыгодные организации;
  2. коммерческие организации;
  3. обслуживающие организации;

организации общего блага. Собственную типологию предлагает Г. Минцберг. В качестве критерия разделения автор предлагает рассматривать способ, которым организация осуществляет противодействие возникающим обстоятельствам. Им выделены следующие пять типов:

  1. организация с одним собственником-руководителем. Контроль прямой. Организации данного типа обычно небольшие и осуществляют хозяйственную деятельность в динамичной среде. Технологии управления максимально упрощены.
  2. организация с механической бюрократией. Работа в организации максимально стандартизирована. Размер организации – большой. Окружающая среда стабильна. Контроль осуществляется со стороны внешнего органа относительно организации.
  3. организация с профессиональной бюрократией. Работа стандартизирована с помощью профессионалов или инструкторов, окружающая среда стабильна, внешний контроль отсутствует. Организация существует только до тех пор, пока ее работниками являются квалифицированные профессионалы.
  4. корпоративная организация. Организация состоит из нескольких относительно самостоятельных подструктур. Контроль осуществляется со стороны одной из внутренних структур. Работа существенно различается в структурах. Внешняя среда стабильна. Данный тип может содержать в себе предыдущие подтипы.

адхократическая организация, т.е. организация, созданная под конкретные цели. Окружающая среда динамична  и неизвестна. Структура подвержена быстрым изменениям в зависимости от изменений во внешней среде.

50 .Формальные и неформальные  организации

Это формы отношений  внутри коллектива. Первая означает систему  отношений, зафиксированную должностными инструкциями, приказами и т. д.; вторая основана на личных отношениях работников.

Формальные группы 
Формальные группы – это «узаконенные» группы обычно выделяются как  
структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного  
руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций  
внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.  
В обиходной речи слово «формальный» имеет негативный оттенок,  
означающий не заинтересованность в результатах, равнодушное отношение к  
выполнению должностных обязанностей. И действительно, злоупотребление  
формальностями ведет к различного рода бюрократическим извращениям. Однако  
формальное имеет ряд достоинств: 
– делает общим достоянием полученные знания и, основывающиеся на них,  
передовые технологии и приемы работ; 
– устанавливает единые нормы и правила для всех, чем исключает произвол  
и способствует объективизации деятельности; 
– обеспечивает «прозрачность» постановки дела для контроля и гласность  
для взаимодействия с общественностью, что, безусловно, важно для  
демократизации управления. 
Таким образом, формальная группа имеет следующие особенности: 
1. Она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности,  
сознательного движения к известной цели; 
2. Она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми  
устанавливаются по составленной программе. 
В формальной группе предусмотрены только служебные связи между  
индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям. К формальным  
группам относятся: 
1. Вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд органов и  
подразделений таким образом, что каждое из них находиться между двумя  
другими – вышестоящими и нижестоящими, а руководство каждым из  
органов и подразделений сосредоточено в одном лице; 
2. Функциональная организация, в соответствии с которой, руководство  
распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении  
определенных функций и работ; 
3. Штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников,  
экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной  
организации.  
Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной  
функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения  
определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо  
проекта. 
1.2. Неформальные группы 
Неформальные группы возникают в следствии принципиальной неполноты  
формальных групп, поскольку должностными инструкциями все возможные  
ситуации, какие могут случится, предусмотреть попросту невозможно, а  
формализовать все субъективные представления в качестве норм для регуляции  
общественных отношений возможно только при тоталитарных политических  
режимах. 
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и  
формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их  
взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями  
привычками и т.п. Данные группы существуют во всех организациях, хотя они не  
представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру. 
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы  
поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В  
неформальных группах складывается определенное распределение ролей и  
позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во  
многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние  
равное или даже большее, чем формальные структуры. 
Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно)  
сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом  
более или менее длительного межличностного общения.  
Неформальная группа проявляется в двух разновидностях: 
1. Представляет собой вне формальную организацию, в которой  
неформализованные служебные отношения несут функциональное  
(производственное) содержание, и существуют параллельно с формальной  
организацией. Например, оптимальная система деловых связей, стихийно  
складывающейся между работниками, некоторые формы рационализации  
и изобретательства, способы принятия решения и т.д. 
2. Представляет социально-психологическую организацию, выступающую в  
виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса  
индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е.  
непосредственная, стихийно возникающая общность людей, основанная на  
личном выборе связей и ассоциаций между ними, например, товарищеские  
отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства,  
симпатий и т.д. 
Картина неформальной группы чрезвычайно пестра и изменчива по  
направленности интересов, характеру деятельности, по возрастному и социальному  
составу. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля  
поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам: 
1. Просоциальные, т.е. социально-положительные группы. Это общественно- 
политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных  
инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников  
культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как  
правило, позитивную направленность; 
2. Асоциальные, т.е. группы, стоящие в стороне от социальных проблем; 
3. Антисоциальные. Эти группы – самая неблагополучная часть общества,  
вызывающая у него тревогу. С одной стороны, нравственная глухота,  
неспособность понять других, иную точку зрения, с другой – часто  
собственные боль и страдания, выпавшие на долю этой категории людей,  
способствуют выработке крайних взглядов у отдельных ее  
представителей. 
2. Синтез формального и неформального в организации 
Всякая реально существующая организация как социальная система всегда  
является соединением формальных и неформальных элементов, она как бы состоит  
из двух «половинок», соотношение между которыми очень подвижно и зависит от  
степени формализации или правовой регламентации в окружающей среде, возраста  
самой организации, ее культуры и стиля делового поведения, которого  
придерживается ее руководство.


Информация о работе Шпаргалка по "Теории организации"