Шпаргалка по предмету "Теория организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 00:34, реферат

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория организации".

Файлы: 1 файл

Ekzamenatsionnye_bilety_po_TO_12-13.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Билет 1.

1. Понятие организации. Предмет и метод теории организации.

Термин «организация»  не имеет однозначного смыслового решения  и может быть рассмотрен как:

Организация как  процесс – это совокупность действий или процессов, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Она регулируется законами о труде, Процессуальными и Уголовными Кодексами.

Организация как  явление – это:

  1. физическое объединение реальных элементов для выполнения программы или  цели;
  2. объединение людей, совместно реализующих программу или цели и действующие на основе определенных правил и процедур.

Предметом ТО являются организационные отношения между организационными объектами.

Метод ТО – это набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного инструментария для исследования системы организационных отношений.

Важнейшими методами познания являются индукция и дедукция.

2. Основной закон организации.

Основным законом организации  является закон синергии. Он предназначен для создания условий позитивного развития организации.

Закон синергии: для каждой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

Билет 2.

1. Понятие системы и подсистемы. Свойства системы.

Система – это целое, состоящее из элементов (частей), объединенных для целенаправленной деятельности.

Подсистема – это набор элементов представляющих автономную внутри системы область, например, технологическую (производство), экономическую (финансы), организационную (менеджмент) и т.д.

Свойства систем:

1. Свойство связанности, т.е. элементы одного набора могут действовать только вместе друг с другом, в противном случае эффективность их деятельности резко снижается.

2. Свойство эмерджентности, т.е. потенциал системы может быть больше, равным или меньше суммы потенциалов составляющих его элементов.

3. Свойство самосохранения, т.е. система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии возмущающих воздействий, используя для этого все свои возможности.

4. Свойство организационной целостности, т.е. система имеет потребность в организации и управлении.

2. Закон развития и его принципы.

Формулировка закона: каждая материальная система стремится достичь наиболее суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

1 этап – порог чувствительности

2 этап – выход или  внедрение

3 этап – рост

4 этап – зрелость

5 этап – насыщение

6 этап – спад

7 этап – крах

8 этап – ликвидация

Закон опирается на ряд принципов:

1. принцип инертности  или запаздывания – изменение  потенциала системы начинается  спустя некоторое время после  начала функционирования новых  ресурсов компании и продолжается  еще некоторое время после  их выбытия. Внедрение нового  ресурса должно начинаться спустя некоторое время после его создания или приобретения, а устаревший ресурс должен изыматься из использования через некоторое время после внедрения нового.

2. принцип эластичности  – для обеспечения устойчивости  к внешним и внутренним воздействиям организация должна обладать значительной эластичностью, т.е. быстро реагировать на возмущающие воздействия.

3. принцип непрерывности  – процесс изменения в организации  идет непрерывно, меняется лишь  скорость и знак изменений.

4. принцип стабилизации -  компания стремится к стабилизации эффективности этапов жизненного цикла – зрелость и насыщенность. Она может проявляться в выпуске новой  продукции на каждом этапе деятельности компании. При этом каждое новое изделие будет иметь свой жизненный цикл.

5. принцип самозависимости  – на ход развития компании  влияет потенциал самой компании. Компания, имеющая мощный общий  потенциал быстрее реагирует  на интересы общества.

 

Билет 3.

1. Классификация систем.

Социальные, биологические, технические подсистемы могут быть:

  • искусственными и естественными,
  • открытыми и закрытыми,
  • полностью предсказуемыми и частично предсказуемыми,
  • жесткими и мягкими,

В свете социальных систем:

Искусственная система – это система, созданная по желанию человека или общества для реализации намеченных целей, программ (семья, конструкторское бюро, предвыборные объединения и др.)

Естественные  системы создаются природой или обществом (система землепользования, система мироздания, система мировой экономики).

Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее (СМИ, органы власти).

Закрытые системы характеризуются внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения интересов и потребностей преимущественно своего персонала или учредителей компании (политические партии, профсоюзы).

Полностью предсказуемые  системы функционируют по заранее заданным правилам с заранее определенным результатом (система обучения студентов в институте).

Частично предсказуемые (вероятностные) системы характеризуются тем, что выходные воздействия могут отличаться от ожидаемых, а результаты деятельности не всегда совпадают с запланированными.

Это обусловлено:

  1. события в организации происходят помимо воли персонала (форс-мажорные        обстоятельства);
  2. недостатком профессионализма персонала;
  3. сложностью задания или новизны информации.

Жесткие системы основаны на высоком профессионализме небольшой группы руководителей и отлаженной технологии производства и управления. Они обладают большой устойчивостью к внешним и внутренним возмущающим воздействиям и медленно реагируют на слабые воздействия.

Мягкие системы имеют высокую чувствительность к внешним и внутренним возмущающим воздействиям и поэтому слабую устойчивость.

2. Действия руководителя на стадиях создания и роста организации.

На стадии создания организации (1 и 2 этап) руководитель должен:

1.тщательно изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;

2.собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличными ресурсами и стратегиями своей компании;

3. взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала компании и внесение соответствующих коррективов в ее стратегию;

4. принять необходимые  меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;

5. рационально организовывать  управленческий процесс, включая  расстановку кадров, создание системы  ответственности, надежный механизм  принятия решений и т.д.

На стадии роста организации  – 3 этап – на первый план деятельности руководителя выступают:

1.решение социальных  проблем коллектива, позволяющая  закреплять и развивать интересы  работников;

2. обеспечение баланса  между текущей и инновационной  перспективной деятельностью, между  повышением качества выпускаемой продукции и поиском новых сфер приложения капитала;

3. оптимизация соотношения  между централизацией и децентрализацией  в управлении компанией;

4. внедрение прогрессивных  структур управления, информационных  технологий и т.д.

Билет 4.

  1. Основные элементы организации.

Организационная культура – это совокупность норм, правил поведения, традиций, отличающих одну организацию от другой и позволяющих сдерживать влияние факторов внешней среды, разрушающих организацию.

Субкультура – это организационная культура отдельной группы людей в организации.

Управленческая  культура – это организационная культура управленческого звена компании. Она складывается из знания научных теоретических основ управления, которые включают приемы методы, способы, технологии управления и искусство управления, в основе которого лежит опыт, интуиция, прирожденные данные руководителя.

Каждая организация  имеет свой технологический базис, т.е. совокупность используемых технологий в производственных процессах.

Организационная структура – это общая сумма методов, которыми организация разделяет свой трудовой процесс на отдельные звенья, а затем добивается координации между этими звеньями.

Формализация – это степень спецификации правил и регулирующих положений, которые управляют рабочим поведением членов организации, а также степень распространения формальных письменных способов коммуникации, которые проходят через иерархическую цепь команд.

  1. Действия руководителя на стадиях зрелости и упадка организации.

На стадии зрелости – 4 и 5 этап руководитель должен:

1. систематически и  в первоочередном порядке следить  за поведением конкурентов и  в необходимых случаях вносить  изменения в перспективные планы  организации;

2. проанализировать необходимость  и возможности технического перевооружения  производства, повышение уровня технологической и конструкторской подготовки производства;

3. совместно с потребителями  определить производственную и  научно-техническую политику организации;

4. создавать необходимые  условия для поддержания и  укрепления интеллектуального потенциала организации;

5. эффективная работа  целевых команд и т.д.

На стадии упадка руководитель должен:

1. рассматривать возможность  экономии всех видов ресурсов  и сосредоточение деятельности  компании на направлении, которое  сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;

2. изучение возможности  слияния с другими компаниями;

3. сужение номенклатуры  производимой продукции;

4. осуществление изменений  в организации и методах управления  предприятием;

4. установление связей  с новыми рынками и поставщиками.

Билет 5.

1. Понятие организационной культуры.

Организационная культура – это совокупность норм, правил поведения, традиций, отличающих одну организацию от другой и позволяющих сдерживать влияние факторов внешней среды, разрушающих организацию.

2. Закон информированности-упорядоченности.

Данный закон требует  от руководителей создание и разделение источников информации, организацию  и повышение квалификации своих  сотрудников и внедрение передовых  информационных технологий.

Следствие закона:

Информированность работников после движения его верхнего критического уровня постепенно переходит в его компетентность. Самое важное приложение закона информированности-упорядоченности – рекламная деятельность.

Билет 6.

1. Понятие  организационной структуры.

Организационная структура – это общая сумма методов, которыми организация разделяет свой трудовой процесс на отдельные звенья, а затем добивается координации между этими звеньями.

2. Управление информационным процессом, связанным со слухами.

Для работы со слухами существует 2 метода:

1. воспитание лояльных сотрудников и установление моральных и материальных стимулов и ответственности за распространение несанкционированной бытовой информации;

2. информирование работников об  интересующих вопросах в СМИ,  личных беседах.

Управление информационным процессом  существенно улучшает микроклимат  в коллективах и в компании в целом.

Билет 7.

1. Понятие «социальная организация». Особенности социальных организаций.

Социальная  организация – это система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний.

Социальная организация – это сложная, открытая, управляемая, динамическая система с целенаправленным действием.

Особенности социальных организаций:

  1. реализация потенциальных возможностей и способностей человека,
  2. формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов является системообразующим фактором.
  3. сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

2. Понятие «управленческая информация», классы, характеристики.

Управленческая информация – это  данные, несущие в себе новизну  и полезность для принятия специалистами  обоснованных управленческих решений.

Информация делится на 2 класса:

1. объективная, т.е. информация  овеществленная в товаре;

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория организации"