Шпаргалка по "Организации торговли"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 13:42, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность понятия НТП в торговле
2. Правовое обеспечение НТП, договора на создание и передачу НТП
3. Развитие торг. отрасли, субъекты и объекты
4. Цели, задачи торг. отрасли, ее виды
...
65. Торговое обслуживание покупателей

Файлы: 1 файл

1.doc

— 363.50 Кб (Скачать файл)

19.

С учетом особенностей торг. обслуживания населения рознич. торговая сеть делится на стационарную, передвижную, посылочную. Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стацион. сети, к которой относятся магазины и мелкорознич. сеть. Через магазины реал-ся осн. часть товаров. Они имеют наибольший удельный вес в общем кол-ве рознич. торг. сети. Такое положение обусловлено рядом преимуществ: в них концентрируется более широкий ассорт-т товаров, расширяется возможность предоставления дополн. услуг, внедрения соврем. технологии и механизации торг. процессов, улучшения условий труда, повышения культуры обслуживания населения. К мелкорознич. торговой сети относятся павильоны, палатки, киоски, а также торг. автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торг. залов и сооружены из легких конструкций. Мелкорознич. торг. сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к населению, не требует больших затрат при сооружении и эксплуатации. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками. Недостатками мелкорознич. торг. сети являются узость ассорт-та, отсутствие удобств для покуп-лей при выборе товара, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и для торг. персонала. Передвижная торговая сеть имеет важное значение при обслуживании сельских тружеников. Она подразделяется на развозную (автомагазины, судолавки) и разносную. Используется она для обслуживания малых сел и деревень, не имеющих стационарной торг. сети (Автомагазины). Для обслуживания рыбаков во время пути, экспедиций, речников исп-ют судолавки, небольшие суда, приспособленные для торговли. Их ассорт-т состоит из продовол. и непродовол. товаров первой необх-ти. Розничная посылочная торговля осущ-ся пред-тиями-изг-лями, опт. базами, оптово-торг. фирмами через почту. Это удобная для населения форма продажи товаров, и в перспективе она д. получить широкое развитие. Выбор товаров при такой форме их продажи осущ-ся по спец. каталогам, выполн.реклам. роль и имеющим всю необх. инф-цию. Удовл-ние индивид. заказа населения д. осущ-ся в достаточно короткие сроки, точно в соотв-вии с требованиями заказчика, наложенным платежом.

 

 

21.

Основой спец-ции является сложность и разнообразие ассорт-та товаров, систематич. его расширение, что требует дифференцир. распределения товар. массы между магазинами. Преимущества. Она способствует росту производит-ти труда, улучшению изучения требований покуп-лей к товару, повышению эфф-ти исп-ния торг. площадей и оборудования, обеспечивает возможность предоставления покуп-лю широкого выбора товаров в пределах одной товар. группы или ее части. Отриц. стороны: уменьшается число пред-тий, торгующих отд. товарами, соот-нно они территор. удаляются от покуп-ля. Это приводит к увеличению затрат времени на совершение покупки, ограничению возможности комплек. обслуживания населения. По признаку товар. спец-ции магазины подразделяются на след. группы: универс., торгующие широким ассорт-том многих товар. групп с предоставлением широкого выбора услуг (универмаги, универсамы); специализ. магазины, включающие в ассорт-нт одну группу товаров («Мебель», «Книги»); узкоспециализ. магазины, ассорт-т которых сформирован из подгрупп или отд. вида товаров («Мужские сорочки», «Женская обувь», «Галстуки»); неспециализ. магазины, небольшие по площади, торгующие отд. группами продовол. (непродовол.) товаров («Промтовары», «Продукты»), а также товарами повседневного спроса («Мини-маркет»). По потребит. комплексам («Детский мир», «Техника в быту», «Товары для дома»). Типизация представляет собой систему мероприятий, направл. на отбор технически совершенных и экономически эфф-ных типов магазинов для массового распространения. На основе типизации соверш-ся упр-ние торг. сетью, обеспеч. возможность широкого исп-ния типовых решений по форм-нию торг. ассорт-та, что способствует стандартизации оборудования, опр-нию численности работников для магазина, упорядочению товароснабжения, орг-ции труда, внедрению прогрессив. технологий. Х-ка осн. типов. Универмаг - крупное рознич. пред-тие торг. площадью более 600 м2 с универс. ассорт-том промыш. товаров, имеющее специализ. секции (отделы), оказывающее дополн. услуги населению, работающее на полном или внутр. хозрасчете. Супермаркет – рознич. торг. пред-тие торг. площадью более 250 м2 с универс. ассорт-том продоволь. товаров и огранич. ассорт-том промыш. товаров (30%) преимущ. повседневного спроса. Мини-маркет - небольшое рознич. пред-тие торг. площадью 30-150 м2 с ассорт-том продовол. и непродовол. товаров повседнев. спроса. Продтовары – рознич. пред-тие по реал-ции продуктов питания торг. площадью 70-200м2. Специализ. магазины по продаже отд. групп продовол. товаров - небольшие рознич. пред-тия торг. площадью 30-100м2. Промтовары – рознич. предприятия торговой площадью 100-400 м2^ по продаже промыш. товаров преимущ. массового спроса. Специализ. магазины по продаже отд. групп непродовол. товаров. Включает пред-тия: крупные, торг. площадью 150-400 м2, реал. хоз. товары, мебель, бытовую технику, строит. товары, товары для фермерских и приусадебных хозяйств, товары для дома; мелкие, имеющие торг. площадь до 150 м2, реал. книги, обувь, одежду, головные уборы, галантерею, парфюмерию, подарки, посуду. Дом торговли – комплек. пред-тие торг. площадью более 1000 м2, состоящее, как правило, из неск. обособл. магазинов, с единой дирекцией, размещ. в одном здании и работающих на полном хоз. расчете. Отлич. особенностью данного типа пред-тия является более широкий, чем в обычных магазинах, спектр комм. функций. Фирм. магазин - небольшое рознич. пред-тие торг. площадью до 150 м2 с огранич. ассорт-том промыш. или продовол. товаров, находящееся в подчинении того пред-тия, чьими товарами торгует. Удобный (дискаунтный) магазин — небольшое рознич. пред-тие торг. площадью до 100 м2 с ассорт-том продовол. и непродовол. товаров преимущ. повседнев. спроса. Отличит. особенностью пред-тия является создание в нем дополн. удобств или преимуществ для покуп-лей по сравнению с др. пред-тиями: удлиненный или круглосут. режим работы; более низкие цены.

55.

В основу орг-ции технолог. процессов положены товар. потоки, в отличие от логистики, которая, кроме того, оптимизирует финанс. и информ. потоки и затрагивает неск. звеньев процесса товародвижения. Технолог. процесс включает такие операции, как разгрузка, приемка товаров по кол-ву и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торг. зале магазина и др. Он осущ-ся персоналом магазина без участия покуп-лей. Рационализация технолог. процесса и постоянное его совершен-ние являются главной задачей. Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс знаний, техн. средств, оборудования и способов реал-ции товаров и услуг из имеющихся ресурсов. Грамотно организ. технолог. процесс преследует след. важные цели: обеспечение взаимосвязанного и четкого функц-ния всех элементов и частей технолог. процесса; сохранение потреб. свойств товаров и их доведение до покуп-лей с наименьшими совокупными затратами; высокая культура обслуживания. Осн. задачами совершен-ния технолог. процесса магазина в соврем. условиях являются: внедрение соврем. форм орг-ции торговли и методов продажи товаров; механизация и автоматизация технолог. процесса и процессов упр-ния ими; исп-ние оптим. решения технолог. процесса; внедрение передового опыта работы пред-тий рознич. торговли. Можно выделить след. осн. принципы орг-ции технолог. процесса магазина: обеспечение комплек. подхода к его построению; создание максимальных удобств для покуп-лей; достижение наиболее рацион. использования помещений и торгово-технолог. оборудования магазина; создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспеч. высокую культуру и производит-ть труда; обеспечение необх. эконом. эфф-ти работы магазина.

13.

При осущ-нии оптим. схемы размещения рознич. торг. сети необх. решить след. задачи: разместить рознич. торг. сеть так, чтобы затраты времени на покупку товаров были минимальными; обеспечить покуп-лям максимально широкий выбор товаров, не распыляя товары сложного ассорт-та по излишне большому кол-ву магазинов, и максимально приблизить к ним товары повседнев. спроса; обеспечить каждому магазину необх. объем товарооборота, условия рентабельной работы; эфф-но исп-ть матер., финанс., трудовые ресурсы. Обязательным условием рацион. размещения торг. сети является разработка перспективных планов ее развития в тесной увязке со схемами районных планировок и генеральными планами застройки сельских населенных пунктов. Для потреб. кооперации в рамках администр. районов рекомендуется ступенчатая (концентрическая) система построения рознич. торг. сети. Она предполагает дифференцированное размещение торг. объектов по след. осн. типам центров торг. обслуживания: районным центрам, межхоз. и внутрихоз. центрам, рядовым селам. Концентрическое построение торг. сети в сельском районе обеспечивает максимальное приближение к населению товаров повседнев. спроса и концентрацию торговли товарами сложного ассорт-та, укрупнение магазинов, повышение эфф-ти исп-ния капитальных вложений и экономию времени населения в процессе приобретения покупки. При размещении рознич. торг. сети в конкр. населенных пунктах рекомендуется исп-ние равномерного и группового размещения. Равномерное размещение целесообразно для магазинов, торгующих товарами повседнев. спроса, с тем чтобы сократить радиус пешеходной доступности. Групповое расположение магазинов предполагает их концентрацию (территор. и емкостную), что обеспечивает возможность совершения комплек. покупок. Такой подход целесообразен при размещении магазинов, торгующих товарами, близкими по потреб. назначению, сложного ассорт-та.

 

54. 1.

По месту расположения магазины делятся на отдельно стоящие, отдельно стоящие совмещенного типа, встроенные, встроенно-пристроенные. Наиболее эфф-ыми являются отдельно стоящие торг. здания. Их располагают в местах, удобных для населения, на специально отведенных площадках, на площадях, перекрестках дорог, у трансп. остановок. Еще большими преимуществами обладают отдельно стоящие здания совмещенного типа, так называемые торг. центры. Они более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации. Встроенные магазины располагаются на первых этажах жилых зданий. Их достоинство заключается в том, что они вводятся, как правило, вместе с заселением жилого дома, максимально приближены к покуп-лю. Встроенно-пристроенные помещения магазинов бывают двух типов: пристроенные с фасада и с торца жилого дома. Этот вид зданий больше х-рен для городов и крупных населенных пунктов. Во встроенно-пристроенных магазинах торг. зал вынесен за пределы жилого дома, что дает возможность спроектировать торг. зал нужной конфигурации с более широким шагом колонн. По капитальности торг. здания бывают капитальные и облегченного типа. В зданиях капитального типа располагаются магазины. При их сооружении объем строит. работ достаточно большой, расходуется значит. кол-во строит. материалов, денежных средств, требуются более длительные сроки строительства. Сооружения облегченного типа предназначены для мелкорознич. торг. сети: ларьков, палаток, киосков, павильонов. Они требуют меньше матер. и денежных затрат, сроки их строительства небольшие. В зависимости от материала стен и конструктивных элементов торг. здания делятся на кирпичные, блочные, крупнопанельные, железобетонные, деревянные. По этажности торг. здания м. б. одно- и многоэтажные (двух- и более). По функциональному назначению и конструктивным особенностям торг. здания подразделяются на универс. и спец. В торг. зданиях универс. назначения имеются условия для орг-ции торговли различ. товар. группами. Спец. торг. здания необх. для торговли особыми видами товаров (магазины-салоны для торговли мебелью, бытовой техникой, магазины-склады, магазины-заготпункты).

 

60

Для обеспечения сохранности  товарно-материальных ценностей необходимо обеспечить строгое соблюдение условий и режима хранения товаров; четкий учет и контроль за поступлением, реализацией и остатками товаров в магазине; квалифицированную приемку товаров, аккуратное обращение с ними, своевременность инвентаризаций, обеспечить товары более прочной тарой,  При рацион. орг-ции технолог. процесса потери товаров в магазинах м. свести к минимуму.

 

 

 

 

 

 

 

 

56.

Осн. операциями являются продажа товаров и обслуживание покупателей (орг-ция покупат. потоков в торг. зале; размещение и выкладка товаров на оборудовании; орг-ция расчетов за отобранные покуп-лями товары; упаковка товаров; оказание дополн. услуг, сервис). Вспомогательные же процессы обеспечивают пост. возобновление осн. (разгрузка товаров с трансп. средств; распаковка и приемка товаров по кол-ву и качеству; доставка в кладовые, хранение и перемещение к местам подготовки товаров к продаже; подготовка товаров к продаже; доставка товаров в торг. зал; орг-ция хранения и сдачи тары.). Весь технолог. процесс также условно разделяют на три осн. этапа: 1 этап операции с товарами до предложения их покупа-лям (разгрузка трансп. средств; доставка товаров в зону приемки; приемка товаров по кол-ву и качеству; доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или в торг. зал; хранение товаров; подготовка товаров к продаже; перемещение товаров в торг. зал; выкладка товаров на торг. оборудовании), II этап операции непосредс. обслуживания покуп-лей (встреча покуп-ля; предложение товаров; отбор товара покуп-лями; расчет за отобранные товары; оказание дополн. услуг.), III этап дополн. операции по обслуживанию покуп-лей (прием предварит. заказов; комплектование подарочных наборов; доставка товаров на дом; раскрой тканей; подгонка швейных изделий по фигуре).Структура: Поставщик – подача транспорта под выгрузку – выгрузка товаров – из автомашин (в таре-оборудовании, поштучно) – из котейнеров – Приемка товаров и распределение в зав-ти от готовности к продаже и др. факторов – для продажи – для доработки и хранения (Произв. доработка, подготовка к продаже) – Выкладка товаров для отпуска покуп-лям – отпуск через прилавок – отбор товаров покуп-лями – Расчет – Дополн. услуги, сервис – Поток товаров.

 

 

57.

Приемка товаров в  магазине является важной составной частью технолог. процесса. Она осущ-ся материально ответств. лицами в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по кол-ву и качеству. При централиз. доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка произв-ся сразу же в момент доставки товаров в магазин. По массе нетто и кол-ву товар. единиц в каждом месте товары принимаются одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24 ч по скоропорт. товарам и 10 дней - по нескоропор. с момента поступления товаров. Приемка товаров по кол-ву произв-ся путем сопоставления данных сопровод. и трансп. документов с фактическим наличием товаров. Если сопровод. документы отсутствуют, то товары принимаются по фактич. наличию на основе составл. акта, в котором указ-ся отсутствующие документы. При поступлении товаров, которые нельзя перевесить без тары, необх. в момент получения принять их по массе брутто, а после продажи товаров проверить массу тары. В случае расхождения фактич. массы тары с трафаретными данными результаты проверки оформляются актом. Приемка по качеству осущ-ся в соотв-вии с требованиями стандартов, ТУ, договоров, а также по сопровод. документам, удостовер. качество. При обнаружении несоотв-вия качества требованиям нормат. и сопровод. документов магазин обязан приемку приостановить, обеспечить условия хранения, предотвр. ухудшение качества. При обнаружении в процессе приемки недостачи магазин д. дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине матер. ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении недостачи составляется акт за подписями лиц, приним. товар. Магазин обязан по скоропорт. товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным не позднее 24 ч направить поставщику по средству срочной связи вызов-уведомление. В нем указ-ся наим-ние товара, номер товарно-трансп. накладной, х-тер недостачи, состояние пломб, а также кол-во недост. товара. Поставщик по скоропор. товарам обязан явиться в течение 4 ч после получения вызова, по остальным товарам - не позднее чем на след. день. Иногородний поставщик является не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова-уведомления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58.

Принятые по кол-ву и качеству товары перемещают в зоны хранения для создания необх. размера товар. запасов. Задачами торг. работников  по орг-ции процесса хранения являются: обеспечение колич. и качеств. сохранности товаров с наименьшими потерями; создание оптим. условий для быстрого и четкого выполнения торгово-технолог. процессов; эфф. исп-ние площади хранения и емкости торгово-технолог. оборудования. Ответственность за правильное хранение товаров несут материально ответственные лица, которыми являются заведующие складскими помещениями и продавцы. Принципы хранения товаров: соблюдение правил товар. соседства; соблюдение предельных и гарантийных сроков хранения; создание необх. режима хранения; исп-ние эфф-ных способов хранения; закрепление за товар. группами пост. мест хранения. Процесс хранения товаров в магазинах состоит из четырех осн. операций: размещение на хранение - укладка в местах хранения – создание оптим. условий хранения – текущ. уход в процессе хранения. Товары, поступ. от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолж. время, размещают в этой же таре-оборудовании. Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промыш. таре - на стеллажах и подтоварниках. Принятые товары помещают в специально приспособленные для хранения помещения: охлаждаемые, не охлаждаемые, утепленные, отапливаемые, для хранения огнеопасных товаров и др. Товары группируются по признаку однородности режима хранения, определ. физико-химич. и биологич. свойствами товаров. Внутри таких групп товары следует размещать по ассорт. признаку. Технология хранения предполагает исп-ние оптим. способов укладки товаров с позиций эфф. исп-ния отведенных площадей и торгово-технолог. оборудования, создания удобств в работе с товарами и контроля за их состоянием и перемещением, предохранения от повреждений. При опр-нии способа укладки учитывают свойства и форма товара; упаковка и вид тары; количество товаров, подлежащих хранению.

 

59.

Товар. потери делятся на нормируемые (естеств. убыль; бой, лом товаров вследствие их хрупкости; бой порожней стеклянной посуды; технолог. отходы при подготовке отд. видов товаров к продаже; порча товаров или повреждение потреб. тары, что вызывает потерю потреб. свойств товара ) и ненормируемые (порча и недостача товаров сверх установл. норм; недостача товаров, по которым нормы потерь не установлены). Естеств. убыль представляет собой потери товара (уменьшение его массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химич. свойств товара, воздействия метеоролог. факторов и несовершенства применяемых в данное время средств защиты продукции от потерь при транспортировании, хранении и реализации. Товарные потери от боя, лома, порчи товара и повреждения потреб. тары в опр. степени также являются следствием ряда объективных причин: внедрением экономичной, но непрочной трансп. тары; недостаточно высоким уровнем механизации погруз-разгруз. работ; состоянием автомоб. дорог и др. Нормируемыми технолог. отходами и потерями в торговле являются: отходы, образующиеся при подготовке к рознич. продаже колбас и мясокопченостей чистой массой; отходы и потери мяса, мясопродуктов, др. товаров при машинной нарезке в магазинах; потери от зачистки монолита сливочного масла; потери сухого льда и расход углекислого газа, обусловл. технологией реал-ции отд. видов товаров, и др. Товар. потери от боя, лома, порчи товаров или повреждения потреб. тары в орг-циях торговли при хранении и реал-ции товаров оформляются актами типовой формы по мере их выявления. После утверждения акта о наличии потерь товаров бой уничтожается специально созданной для этого комиссией.

Информация о работе Шпаргалка по "Организации торговли"