Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.

Содержание работы

Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.

Файлы: 1 файл

шпоры по организации и технологии торговли.docx

— 195.48 Кб (Скачать файл)
  1. Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
  2. Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
  3. Основные направления НТП для повышения эффективности  торговли.

 

Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.

НТП - это  прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.

К числу основных направлений этой перестройки относятся:

■ ограничение  роли государства. Оно планирует  и организует разработку и освоение только ограниченного числа крупнейших нововведений на основе долгосрочных комплексных программ, ориентированных на крупные структурные сдвиги; организацию инновационного цикла «производство - сбыт - обслуживание» осуществляют товаропроизводители (предприятия) по своей инициативе и за свой счет;

■ замена централизованного  планирования государственно-общественным регулированием НТП с помощью законодательных органов, исполнительной власти и научно-технической общественности;

■ усиление роли рыночного механизма в обеспечении  динамичного соответствия спроса и  предложения на нововведения, установление договорных цен;

■ стимулирование конкуренции субъектов хозяйствования различных форм собственности в получении права на разработку технических проектов, предлагаемых на рынке;

■ внедрение  таких инструментов регулирования  рынка нововведений, как государственные  заказы, целевые субсидии (субвенции), гранты (контракты на конкурсной основе), льготные кредиты, налоговые и ценовые льготы, ускоренная амортизация.

Проблема  развития научно-технического прогресса  в торговле имеет комплексный характер и включает следующее:

■ развитие прогрессивной технологии торговых процессов на всех этапах товародвижения;

■ ускорение  механизации и автоматизации  трудоемких операций торгово-технологического процесса;

■ прогресс в области развития материально-технической базы;

■ совершенствование  организации труда и управления технологическими процессами и людьми;

■ создание кадрового потенциала.

Можно выделить ряд общих закономерностей и  современных направлений НТП в торговле товарами народного потребления:

■ индустриализация основных торговых процессов, в том  числе информационных (коммерческих, управленческих), материально-вещественных, связанных с упаковкой и подготовкой товаров к продаже и потреблению, товародвижением;

■ создание системы взаимосвязанных машин  и оборудования для выполнения совокупности торгово-техноло-гических процессов, в том числе автоматизированных складских комплексов;

■ развитие и создание новых научных технологий торговых процессов на основе их электронизации и автоматизации;

■ развитие прогрессивных способов продажи  товаров на основе внедрения новой  техники и активизации роли покупателей  в процессах торговли;

■ создание материально-технической базы, каналов  товаропроводящей сети, обеспечивающей экономичность товародвижения ;

■ формирование эффективных организационных структур управления торговлей на принципах горизонтальной интеграции, обеспечивающей максимальное использование достижений научно-технического прогресса;

■ интеграция функций производственного и  торгового характера, развитие прямых хозяйственных связей между производством и потребителями;

■ централизация  управления научно-техническим прогрессом и развитием материально-технической базы торговли.

Нужна трудосберегающая технология процессов товародвижения на основе сквозных технологических таро-транспортных систем перемещения товаров от производителя до магазина, основанная на применении тары-оборудования, пакетировании и контейнеризации перевозок.

Внедрение достижений НТП в торговлю предполагает интенсивное развитие прогрессивных  технологий, форм и методов торгового  обслуживания населения.

Перспективными  являются методы продажи по образцам и каталогам, самообслуживание; формы продажи товаров в кредит, по предварительным заказам, комиссионная, посылочная торговля.

Широкое развитие получает фирменная торговля, а также система фирменных  секций на действующих предприятиях как наиболее перспективная форма кооперации торговли и промышленности в сфере розничной торговли.

Основой всех прогрессивных современных  технологий торговли является компьютеризация, выступающая одним из катализаторов научно-технического прогресса в отрасли.

Важным  направлением НТП является создание современного складского хозяйства на индустриальной основе.

Целесообразен процесс укрупнения складов, увеличения их площади и высоты (до 40 м), а также обеспеченности складскими площадями в расчете на 1000 жителей.

Увеличение  высоты складов создает условия  для использования межстеллажных высотных манипуляционных машин в автоматическом режиме.

Перспективно  и уже получило в республике развитие создание небольших мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания с преимущественно наличным расчетом за товары для нужд малого и среднего предпринимательства.

Создание  таких складов позволит решить задачу сочетания преимуществ крупного современного складского хозяйства с использованием его в интересах малых и средних торговых структур, обеспечением мелкопартионного спроса.

 

  1. Признаки и совершенствование организационного построения торговли. Оптовая и розничная торговля и их роль в сфере товарного обращения. Основные направления реформирования торговли.

 

Признаки организационного построения торговой отрасли

Торговля  как отрасль народного хозяйства  имеет сложное организационное построение. Оно характеризуется, с одной стороны, многообразием форм управления торговыми предприятиями и организациями, а с другой - различием организационных структур управления торговлей отдельных торговых систем.

В основу организационного построения торговли положены четыре признака: административно-территориальный, товарно-отраслевой, ведомственный, форма организации.

Применение административно-территориального признака при построении отрасли позволяет успешно сочетать хозяйственное управление со стороны органов руководства министерств и ведомств с общим руководством торговлей со стороны исполнительных комитетов органов местного управления. Следовательно, организационно-хозяйственные звенья торговли имеют двойное подчинение.

Товарно-отраслевой признак характеризует товарный профиль торговых организаций. По товарной специализации различают следующие виды торговых организаций:

■ универсальные, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами;

■ продовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные;

■ непродовольственные: универсальные, специализированные, неспециализированные.

В продовольственной  торговле наметилась тенденция к  универсализации, а в торговле непродовольственными товарами - создание специализированных предприятий (организаций).

Особенностью  торговли как отрасли народного  хозяйства является ее многоведомстпвенность. Она проявляется в том, что торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства: Министерство торговли, Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз), отделы рабочего снабжения (ОРСы) ряда министерств и транспорта, непромышленные министерства и государственные комитеты, промышленные министерства, предприятия которых выпускают товары народного потребления.

По форме организации торговля подразделяется на следующие виды:

■ оптовая  торговля;

■ розничная  торговля;

■ общественное питание (торгово-производственная деятельность).

В Республике Беларусь правовую основу осуществления торговой деятельности, а также ее государственного регулирования определяет Закон Республики Беларусь «О торговле» № 231 от 28 июня 2003 г.

В соответствии с указанным Законом под торговлей  понимается предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

 

  1. Структура торговли по форме собственности, видам торговых организаций. Взаимосвязь организационных форм  торговли. Отраслевая инфраструктура торговли: Совет Министров Республики Беларусь, Министерство торговли, региональные органы управления торговли.

 

Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Организационно-хозяйственными звеньями розничной торговли являются торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатка, автомагазин и др.), торговые организации и торговые системы.

Торговые системы - это совокупность организаций розничной и оптовой торговли с учетом форм собственности, специфики продажи отдельных товаров и контингента обслуживаемого населения.

Государственную розничную торговлю осуществляют торговые организации Министерства торговли, исполнительных комитетов органов местного управления; органов рабочего снабжения отдельных отраслей промышленности и транспорта; торговые организации и предприятия непромышленных министерств и ведомств; фирменная сеть промышленных министерств и ведомств.

Основной  торговой системой государственной  торговли является Министерство торговли Республики Беларусь. Для него характерны значительная концентрация и специализация торговой сети, высокий уровень технического оснащения. Доля государственной торговли в розничном товарообороте республики в 2004 г. составляла 18,4 %.

Министерство  торговли Республики Беларусь осуществляет руководство государственными торговыми организациями непосредственно республиканского и местного подчинения.

Руководство розничной торговлей на местах осуществляют областные и Минское городское управления потребительского рынка и услуг. В их подчинении находятся торговые организации и организации коммунальной собственности.

Большая роль в организации снабжения и обслуживания рабочих и служащих важнейших отраслей промышленности, транспорта, крупных новостроек отводится системе органов рабочего снабжения (ОРС). ОРС как торговая организация действует на правах отдела промышленного или транспортного предприятия, объединения, треста. В оперативном отношении он подчиняется руководителю промышленного предприятия, в хозяйственно-финансовом - вышестоящему органу - Управлению рабочего снабжения (УРС).

ОРСы наряду с розничной торговлей могут осуществлять производственную деятельность, обеспечивать общественное питание работников, их бытовое обслуживание и т. п.

На территории республики действуют ДОРОРС Белорусской железной дор'оги, УРС Министерства транспорта, ОРС «Беларусьнефти», ОРС треста «Белэнергострой» и др

Определенное  место в государственной розничной торговле занимают предприятия и организации непромышленных министерств и ведомств, которые наряду с выполнением своих основных функций реализуют населению определенные группы, виды товаров или обслуживают определенный контингент населения. К ним относятся:

■ Министерство здравоохранения, организующее продажу лекарств, оптики, предметов санитарии и гигиены на своих предприятиях (аптеки, аптечные магазины и магазины оптики);

■ министерства связи, информации и культуры, занимающиеся розничной торговлей печатной и книжной продукцией;

■ Министерство жилищно-коммунального хозяйства, имеющее  розничную торговую сеть по реализации цветов и ритуальных принадлежностей.

Розничная сеть промышленных предприятий представлена фирменной торговлей, которая получает существенное развитие в современных условиях.

В результате осуществления программы разгосударствления и приватизации в республике были созданы новые виды торговых организаций различных организационно-правовых форм, как правило, основанных на частной форме собственности: арендные предприятия, акционерные общества, малые и совместные предприятия, торговые и торгово-производственные фирмы, ассоциации.

Арендные предприятия образуются путем передачи во временное пользование и за определенную плату имущества государственного торгового предприятия коллективу арендаторов. Они создаются по решению Совета трудового коллектива или коллектива арендаторов и оформляются соответствующим договором аренды. Передача имущества магазина в аренду не влечет за собой передачу права собственности на него, в то время как товары и доходы являются собственностью арендатора. Последний может выкупить за счет своих доходов все имущество, взятое в аренду.

Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"