Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

Научно-технический прогресс (НТП) — это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, процесс непрерывного совершенствования орудий и средств труда, технологии и организации производства, повышения его технического уровня на основе создания, освоения и распространения новых знаний.
НТП - это прогресс научных знаний, результатом которых являются нововведения, т. е. прогрессивные изменения техники, технологии, продукта, организации производства.

Содержание работы

Торговля как отрасль экономики. Состояние, направления развития торговли в условиях формирования рыночной экономики.
Правовое регулирование торговой деятельности в Республике Беларусь.
Основные направления НТП для повышения эффективности торговли.

Файлы: 1 файл

шпоры по организации и технологии торговли.docx

— 195.48 Кб (Скачать файл)

Перевозка товаров осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и гужевым транспортом. Наибольшую долю в грузообороте страны занимает железнодорожный транспорт, используемый для транспортирования  грузов на значительные расстояния. Поэтому  средняя себестоимость железнодорожных  перевозок значительно ниже, чем  на автомобильном транспорте.

Скоропортящиеся товары перевозят  железнодорожным холодильным транспортом. Для этих целей используют вагоны-ледники, вагоны-рефрижераторы, 5- и 12-вагонные секции рефрижераторов, 21- и 23-вагонные поезда-рефрижераторы, а также специальные изотермические вагоны для перевозки молока, виноградных  вин и живой рыбы. Вагоны-ледники  оборудованы охлаждающими устройствами, наполняемыми льдом. Поезда и вагоны-рефрижераторы  имеют машинные охлаждающие устройства, позволяющие поддерживать отрицательные  температуры. Поэтому они служат для перевозки как охлажденных, так и замороженных продуктов. Автомобильный  транспорт используют для перевозки  грузов преимущественно на короткие расстояния. Для этих целей служат автомобили, автомобили-тягачи, прицепы  и полуприцепы. Для выполнения нетранспортных работ применяют специальный  подвижной состав (автокраны и  др.). Различают транспортный подвижной  состав общего назначения и специализированный. Подвижной состав общего назначения наиболее распространен и включает автомобили и прицепы с универсальными открытыми кузовами и откидывающимися  бортами. Ко второй группе относятся  автомобили, прицепы и полуприцепы  с кузовами, приспособленными для  перевозки специальных грузов. По грузоподъемности все виды автотранспортных средств подразделяются на следующие  пять классов, 

Особо малой грузоподъемности ........ До 1 Малой грузоподъемности .......1-3..... Средней грузоподъемности ...3-5........ Большой грузоподъемности ..5-8........ Особо большой грузоподъемности ..свыше 8...... Для доставки товаров чаще всего используют автомобили первых четырех классов. По типу кузова автомобили подразделяют на автомобили с бортовой платформой, фургоны, рефрижераторы, цистерны и самосвалы. Перевозка товаров осуществляется также речным и морским. Сравнительно небольшую долю в общем грузообороте занимает воздушный транспорт, используемый для транспортировки срочных грузов,

 

  1. Транспортно-экспедиционное обслуживание торговых организаций. Контейнерные и пакетные перевозки различными видами транспорта, их эффективность и перспективы развития.

 

Контейнерные перевозки  и их преимущества.

Контейнеризация представляет собой способ переработки грузов, спакетированных в различные виды контейнеров. Контейнеры являются специализированными транспортными средствами, различающимися вместимостью и способом погрузки и перемещения. По грузоподьемности универсальные контейнеры делятся на три группы: малотоннажные – масса брутто 0,625, 1,25, среднетоннажные 3 и 5 тонн, крупнотонажные 10, 20, 30, 40, 60 тонн.

Контейнеры, которые имеют грузоподъемность свыше 2,5 т, называются транспортными. Минимальный объем контейнера - 1 м3. Используется он многократно. Контейнеры можно транспортировать различными средствами и перегружать из одного вида транспорта на другой без промежуточной модификации груза. Они оборудованы специальными приспособлениями для перемещения. Развитие международных связей привело к необходимости унификации размеров и конструкций основных типов контейнеров. Сфера применения системы контейнеризации зависит от особенностей товаров и условий их транспортирования. Выбор контейнеров в качестве средства пакетирования должен быть экономически обоснованным.

Преимущества контейнерных перевозок:

• сокращаются  расходы на тару и упаковку товаров;

• повышается уровень механизации и автоматизации  погрузочных операций;

. • снижается себестоимость перевозок и обработки грузов;

• улучшаются условия труда грузчиков, повышается производительность;

• экономятся трудовые ресурсы (перевозки в контейнерах   1млн. тонн грузов высвобождает около 1500 грузчиков);

• сокращаются  затраты на сооружение складов для  хранения грузов;

• ускоряется доставка грузов потребителям;

• сокращаются  потери при транспортировке;

• уменьшается  простой транспорта под погрузочными и  разгрузочными операциями;

• достигается  максимальный экономический эффект за счет  укрепления транспортной единицы груза и комплексной  механизации работ на всех этапах технологического процесса товародвижения.

 

 

  1. Содержание торгового технологического процесса: приемка товаров, хранение, подготовка к продаже, доставка в торговый зал, размещение и выкладка. Содержание торгового процесса: продажа и обслуживание покупателей, расчетные операции.

 

В практике деятельности магазинов весь технологический процесс можно разделить на основные и вспомогательные операции.

Основными операциями являются продажа товаров и обслуживание покупателей. Встмогателъные процессы обеспечивают постоянное возобновление основных.

Основные                            1                   Вспомогательные

операции технологического процесса магазина

• организация покупательских потоков в торговом зале;

• разгрузка товаров с транспортных средств;

• размещение и выкладка товаров на оборудовании;

• распаковка и приемка товаров  по количеству и качеству;

• организация расчетов  за отобранные покупателями товары;

• доставка в кладовые, хранение и перемещение к местам подготовки товаров к продаже;

• упаковка товаров;

• подготовка товаров к продаже;

• оказание дополнительных услуг,

• доставка товаров в торговый зал;

сервис.

 
 

• организация хранения и сдачи тары.


 

Технологический процесс с товарами до предложения  их покупателям включает операции по обработке товарных потоков, начиная с разгрузки товаров в магазинах и кончая полной подготовкой их к продаже. Эти операции оказывают существенное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Варианты  технологического процесса в магазинах  в зависимости от степени подготовленности товаров к продаже

 

Первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству и продажу. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже и поступающих в таре-оборудовании и поддонах.

Вторая схема технологического процесса предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал. В этом случае необходимо специальное помещение для хранения товаров.

Третья схема является наиболее сложной и предполагает предварительную подготовку товаров к продаже (фасовка, утюжка, чистка и т. д.). Эта схема требует наличия помещений для подготовки товаров к продаже.

В большинстве  магазинов одновременно действуют  все три схемы.

Главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса, является метод продажи. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения помещений магазина, потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании. Поэтому очень важно, насколько коммерчески точно просчитан выбор метода(ов) розничной продажи для конкретного магазина.

Технология приемки товаров  в магазине

Приемка товаров  в магазине является важной составной  частью технологического процесса. Она  осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Правила приемки товаров, установленные этим документом, применяются во всех случаях, когда иной порядок не предусмотрен нормативно-технической документацией, договором или другими обязательными нормативными актами.

Товары в  магазине принимаются по количеству и качеству.

В зависимости  от способа доставки и упаковки товара определяется технология приемки по количеству.

При централизованной доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу же в момент доставки товаров в магазин.

Если товар  доставлен в исправной таре, кроме  проверки массы брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, магазин вправе потребовать вскрытия тары и проверки массы нетто и количества единиц в каждом месте.

По массе  нетто и количеству товарных единиц в каждом месте товары принимаются одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24 ч по скоропортящимся товарам и 10 дней - по нескоропортящимся с момента поступления товаров.

Приемка товаров  по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных и транспортных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют, то товары принимаются по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указываются отсутствующие документы.

При поступлении  товаров, которые нельзя перевесить без тары (сельдь, масло растительное и др.), необходимо в момент получения  принять их по массе брутто, а  после продажи товаров проверить  массу тары. В случае расхождения фактической массы тары с трафаретными данными результаты проверки оформляются актом.

Акт о массе  тары из-под влажных товаров должен быть составлен немедленно после  ее освобождения.

Проверка  массы тары в остальных случаях  производится одновременно с проверкой массы нетто товара.

При обнаружении  в процессе приемки недостачи  магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении недостачи составляется акт за подписями лиц, принимавших товар. Магазин обязан по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным не позднее 24 ч направить поставщику по средству срочной связи вызов-уведомление. В нем указываются наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.

Одногородний поставщик по скоропортящимся товарам обязан явиться в течение 4 ч после получения вызова, по остальным товарам - не позднее чем на следующий день.

Иногородний поставщик является не позднее чем  в трехдневный срок после получения  вызова-уведомления, не считая времени  на дорогу, только в том случае, если это предусмотрено договором  поставки.

У явившегося представителя поставщика должно быть удостоверение на право участия  в приемке товаров в данном магазине.

При неявке представителя поставщика, а также  в случае, если явка его необязательна, создается для приемки товаров по количеству комиссия с участием компетентного представителя иного юридического лица или государственного контролирующего органа.

При их отсутствии или отказе выделить представителя  проверка производится с участием представителя  местного органа управления или самоуправления.

В случае его  неявки или отказе товар принимается  с участием представителя общественности торговой организации из числа лиц, утвержденных решением местного комитета.

Отказы вышеуказанных  организаций от участия в приемке должны быть оформлены письменно.

На право  участия в приемке выдается разовое  удостоверение.

С согласия поставщика приемка товаров может  быть осуществлена работниками магазина в одностороннем порядке. На выявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты.

Если в  процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте.

Акт подписывают  все лица, участвующие в приемке  товаров по количеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения.

К акту приемки  товаров по количеству, которым удостоверяются расхождения, должны быть приложены следующие документы:

■ копии  сопроводительных документов;

■ упаковочные  ярлыки, кипные карты, пломбы;

■ подлинный  транспортный документ;

■ удостоверение  представителя, выделенного для  участия в приемке;

■ первичный  акт о приостановлении приемки, составленный в магазине при обнаружении недостачи, и др.

Акт приемки  товаров должен быть утвержден руководителем (заместителем) торговой организации получателя не позднее чем на следующий день после его составления.

Одновременно  с приемкой товаров по количеству товар принимается также и  по качеству. В тех случаях, когда  товар в магазин поступает непосредственно от предприятий-изготовителей, он является единственным звеном, где проверяется качество этого товара перед продажей его покупателю.

Товары, поступившие  в исправной таре, принимаются  по качеству и комплектности: при  иногородней поставке -не позднее 20 дней, при одногородней поставке - не позднее 10 дней, а по скоропортящимся товарам - не позднее 24 ч после их поступления в магазин.

Скрытые производственные дефекты, обнаруженные позже, актируются. Акт о скрытых недостатках  составляется в течение гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товара, гарантийный срок на который исчисляется с момента его продажи через розничную торговлю, может быть составлен и в период хранения до его продажи.

Приемка по качеству осуществляется в соответствии с требованиями стандартов, технических  условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификаты соответствия, удостоверения о качестве, ветеринарные свидетельства и т. д.). Не подлежат приемке товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации); товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке. При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов магазин обязан приемку приостановить, обеспечить условия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Необходимо изолировать поступивший товар от имеющихся в магазине однородных товаров. Магазин должен уведомить поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения. Одногородний поставщик обязан явиться не позднее чем на следующий день, а по скоропортящимся товарам - не позднее 4 ч после получения вызова, если в договоре не указан иной срок явки. Представитель иногороднего поставщика обязан явиться, если это предусмотрено договором, не позднее чем в трехдневный срок после получения уведомления, не считая времени, необходимого на дорогу. Представитель поставщика должен иметь удостоверение на приемку конкретных товаров в данном магазине.

Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли в РБ"