Шпаргалка по "Организации и технологии торговли "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 14:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Организация и технологии торговли".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 75.17 Кб (Скачать файл)

 «ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ»

  1. Понятие и сущность торгово-технологических процессов

Торгово-технологический  процесс - последовательность операций, обеспечивающая процесс купли-продажи  товаров и товародвижения. ТТП - - комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их кач-ва, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания. Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части: 1. операции с товарами до предложения их покупателям; 2. операции непосредственного обслуживания покупателей; 3. дополнительные операции по обслуживанию покупателей. На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят: разгрузку транспортных средств; доставку товаров в зону приемки; приемку товаров по количеству и качеству; доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже); хранение товаров; подготовку товаров к продаже; перемещение товаров в торговый зал;выкладку товаров на торговом оборудовании. Для того, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания. Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:  предложение товаров; отбор товаров покупателями; расчет за отобранные товары; оказание покупателям дополнительных услуг.Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.). Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов: обеспечение комплексного подхода к его построению; создание максимальных удобств для покупателей; достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина; создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда; обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

 

  1. Организация и технология приемки товаров

Положение по приемке товаров по кол-ву и кач-ву – основной документ, регулирующий отношения при приемке  товаров поставляемых по договорам  купли-продажи. Приемка товаров проводится покупателем самостоятельно либо с участием представителей: продавца; торгово-промышленной палаты; республиканского органа государственного управления и иной государственной организации. При выявлении недостачи, несоответствии качества, маркировки товара, тары или упаковки установленным требованиям в случае необходимости составления двустороннего акта вызов представителя продавца является обязательным. Вызов представителя продавца осуществляется посредством направления последнему уведомления не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящегося товара - безотлагательно после обнаружения несоответствия, если иные сроки не установлены договором. Уведомление направляется по телеграфной, телетайпной, факсимильной либо иному средству срочной связи. Лица, участвующие в приемке товаров, должны быть ознакомлены с условиями договора, а также всеми иными сопутствующими документами и сведениями, в которых имеется информация о количестве и (или) качестве проверяемых товаров. Приемка товаров по количеству и качеству проводится с использованием средств измерений, находящихся в исправном состоянии и прошедших в установленном законодательством порядке проверку. При приемке товаров по количеству и качеству должны быть приняты меры по обеспечению сохранности товаров, предотвращению их утери и хищения, а также смешения с другими товарами. Товар в исправной закрытой таре по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом грузовом месте принимается покупателем одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящемуся товару - не позднее 24 часов с момента доставки груза продавцом либо при вывозе груза самим покупателем со склада продавца.Приемка товара по качеству на складе покупателя производится в следующие сроки:при поступлении товара из другого населенного пункта - не позднее 20 дней, а скоропортящегося товара - не позднее 24 часов после его получения от перевозчика или поступления на склад покупателя;при поступлении товара из данного населенного пункта - не позднее 10 дней, а скоропортящегося товара - не позднее 24 часов после его получения от перевозчика или поступления на склад покупателя. Приемка товаров по количеству осуществляется на соответствие количества фактически полученного товара данным, указанным в договоре, транспортных, сопроводительных и иных документах (спецификациях, описях, упаковочных листах или ярлыках, кипных картах, маркировке на таре и упаковке).Приемка товаров по количеству товарных единиц проводится путем сплошного подсчета с полной выкладкой товара из тары, его промера, взвешивания и (или) иного измерения количества в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким измерениям техническими нормативными правовыми актами. Выборочная проверка количества товара при приемке товаров по количеству товарных единиц допускается только в случаях, когда это предусмотрено договором или актами законодательства.  Организация приемки товаров по количеству должна обеспечивать его сохранность. В случае обнаружения в ходе приемки недостачи товара, несоответствия отдельных грузовых мест массе брутто, указанной в транспортных или сопроводительных документах, покупатель обязан:приостановить приемку;принять меры по обеспечению сохранности товара и предотвращению его смешения с иным товаром;вызвать для участия в приемке товара представителя продавца или иного представителя, указанного в Положении; оформить факт выявленной недостачи актом, подписанным лицами, производившими приемку товара.

Приемка товаров по качеству предусматривает их проверку на соответствие требованиям в отношении качества товаров, установленным договором, техническими нормативными правовыми актами, в том числе соответствие образцам (эталонам). Приемка товаров по качеству осуществляется в случаях, когда договором и (или) актами законодательства установлены требования к качеству и (или) безопасности товаров либо такая приемка предусмотрена договором.Кроме того, приемка товаров по качеству должна проводиться при получении товаров с нарушением контрольного обеспечения их сохранности и (или) при наличии признаков их порчи или повреждения (течь, бой и другие).Приемка товаров по качеству может не проводиться в отношении товаров, которые предназначены для их последующей продажи (поставки) покупателем и продаются в оригинальной упаковке изготовителя (либо в соответствующих случаях - таре или упаковке продавца), имеющей исправное состояние и ненарушенное контрольное обеспечение сохранности, если иное не предусмотрено законодательством.В процессе приемки товаров по качеству также проверяется их комплектность.В случае обнаружения несоответствия качества, маркировки поступившего товара, тары или упаковки требованиям технических нормативных правовых актов, образцам (эталонам), договору покупатель обязан:приостановить дальнейшую приемку товара;принять меры по обеспечению сохранности товара и предотвращению дальнейшего ухудшения его качества и смешения с иным товаром;вызвать для участия в приемке товара представителя продавца или иного представителя, указанного в части второй пункта 6 настоящего Положения;оформить факт выявленного несоответствия актом, подписанным лицами, производившими приемку товара.Покупатель обязан приостановить приемку товара с истекшим сроком годности (реализации), указанным в маркировке, или если этот срок в нарушение требований законодательства не указан.Выявленные скрытые недостатки отражаются в акте, который составляется покупателем в течение 24 часов с момента их обнаружения.Акт о скрытых недостатках предъявляется в сроки, установленные законодательством или договором для выявления покупателем скрытых недостатков товаров.Если договором или законодательством для определения качества товара предусмотрен отбор образцов (проб), такой отбор производится в соответствии с предусмотренными требованиями.Результаты проверки (испытания, анализа) качества отобранных образцов могут распространяться в отношении качества всей принимаемой партии товаров, из которой они были отобраны. Отобранные образцы (пробы) опечатываются либо опломбируются и снабжаются этикетками, подписанными лицами, участвовавшими в отборе.34. Об отборе образцов (проб) составляется акт, подписываемый всеми участвовавшими в этом лицами.В акте должны быть указаны:время и место его составления, наименование покупателя товара и его адрес;фамилии и должности лиц, принимавших участие в отборе образцов (проб);наименование продавца, от которого поступил товар;номер и дата заключения договора;номера и даты транспортных и сопроводительных документов (счета-фактуры, накладной и т.п.), по которым поступил товар, а также дата его поступления покупателю;номер и дата составления документа, удостоверяющего качество товара;количество мест и масса товара, а также количество и номера грузовых мест, из которых отбирались образцы (пробы) товара;нормативный правовой акт или договор, в соответствии с которым осуществляется отбор образцов (проб);сведения об этикетках, оттисках печатей и ином контрольном обеспечении сохранности отобранных проб (образцов), предусмотренных условиями договора и (или) требованиями актов законодательства;другие данные, которые лица, участвующие в отборе, сочтут необходимым включить в него для более детальной характеристики отобранных образцов (проб) товара.В случае неурегулирования вопроса о замене товаров ненадлежащего качества или иной компенсации продавцом покупателю за такие товары отобранные образцы (пробы) товара должны храниться покупателем и продавцом до разрешения спора о качестве товара, в том числе в случаях разрешения спора в административном или судебном порядке.

 

 

 

 

  1. Организация и технология хранения товаров

Операции по хранению товаров включают след. осн. элементы: опр-ние помещений (площадей) для хранения; размещение товаров на складе; укладку товаров  на хранение; создание и соблюдение режима хранения; уход за товарами. При  размещении и хранении товаров на складах опт. баз рекомендуется: укладку товаров на стеллажах  производить по вертикали; на верхних полках стеллажей размещать товары, отпускаемые крупными партиями (поддон) и с большим сроком хранения, а также сезонные; штабельное хранение применять, как правило, для сезонных, крупногабаритных товаров, а также товаров, имеющих большой срок хранения; соблюдать условия и технологию хранения; тарные места укладывать маркировкой наружу. На складах применяют способы хранения: штабельный, стеллажный, навалом, рядами и в подвешенном состоянии. При определении способа укладки учитывают: свойства и форму товаров, упаковку, вид тары, кол-во товара.Штабельная укладка применяется для хранения больших партий однородных грузов, при хранении крупногабаритных, тяжеловесных грузов. Штабельная укладка м. б. блочной (товар. штабель образует глубокий единый блок, если груз однородный), рядовой (блоки размещают по обеим сторонам рабочего прохода небольшой глубины, если груз неоднородный) и комбинированной. При хранении исп-ся естест. и искусст. вентиляция. Систематически необходимо наблюдать за сохранностью товара и осущ-ть уход за ним, не допускать порчи, снижения качества.  с  учетом свойств товаров, Ответственность за организацию товаров несут матер- ответств. Лица, кот являются зав. Складом и продавцы. Хранение товаров в магазине должно осуществляться по принципам: 1. Соблюдение правил товарного соседства2. Соблюдения режима хранения(t, влажность и т.п.), 3. Соблюдения предельных и гарантийных сроков хранения, 4.Использование эффективных способов хранения, 5. Соблюдения норм противопожарной безопасности. В процессе хранения товаров могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.

 

 

  1. Технология подготовки товаров к продаже

Подготовка товаров к продаже  заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и перемещение в торговый зал. Все подготовительные операции целесообразно  проводить в специально оборудованных  помещениях.

Значительная часть продовольственных  товаров поступает в нерасфасованном  виде и фасовка их осуществляется непосредственно в магазине. В  основном фасуют сыпучие бакалейные товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты. Зону для фасовки располагают  в непосредственной близости от зоны хранения товаров и вблизи торгового зала. Рабочее место фасовщика оснащают соответствующим инвентарем и упаковочными материалами. В магазинах с достаточно большим объемом фасовки товаров применяют специальные устройства и приспособления. Ответственность за качество подготовки товара несут зав. Секциями, или отдела магазина, менеджер торгового зала.

Перед доставкой в торговый зал  товары маркируют и укладывают в  лотки, корзины, ящики, тележки или  тару-оборудование. Подготовка должна происходить в свободное от обслуживания покупателей время или до открытия магазина.

 

  1. Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Товары доставляют в торговый зал  в то время, когда в нем находится  минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.Эффективность  работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров  в торговом зале. Размещение товаров  следует осуществлять с учетом основных требований: предоставления покупателям  возможности ориентироваться в  размещении комплексов, микрокомплексов  и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок; создания условий комфортности во время  пребывания покупателей в магазине; предоставления покупателям необходимой  информации и широкого круга услуг; оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечения сохранности  материальных ценностей; организации  рациональных товарных потоков и  расчетных операций с покупателями. При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила  товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения.

На первых этажах магазинов необходимо располагать товары более частого  спроса и не требующие длительного  выбора.Для размещения товаров в  торговом зале магазина используют различные  типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить  товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;в оптимальной зоне обозреваемости необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними. Размещая товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать методы их продажи, конфигурацию торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упаковка. Различают 2 способа выкладки: вертикальная(однородные товары выкладываются на полках по вертикали), горизонтальная(товар занимает полностью 1 или 2 полки). В залах самообслуживания применяют способы выкладки: 1. Навалом, 2. Штабелем, 3. В ряд, 4. Подвешиванием и т.д. Выкладывают товары на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми в специальных держателях.

Информация о работе Шпаргалка по "Организации и технологии торговли "