Теория организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Общие правила построения дерева целей. Примеры конкретных целей компании. Социальная организация, ее виды и цели. Два вида обратной связи.

Файлы: 1 файл

Теория организации.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Кафедра Теории управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Теория организации»

Вариант 5

 

 

Выполнила студентка

Заочной формы обучения

Специальности ЛГ-УЦП

IV курса

Набора 6-10/1

Студенческий билет № 10-0158

__________________                    Красноок В.В.

                                                                                (подпись)                      (фамилия, инициалы)

Проверил преподаватель

____   д.э.н.                  ___                          __________________               Райченко А.В. 

(ученая степень, звание)                                      (подпись)                      (фамилия, инициалы)

 

 

Москва 2014 г.


 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Раздел 1 Часть 1 Ответы на вопросы …………………………………………..3

Раздел 1 Часть 2 Анализ статьи ……………………………………………….20

Раздел 2 Часть 1 Ответы на вопросы …………………………………………21

Раздел 2 Часть 2 ………………………………………………………………..31

 

 

Раздел 1. Часть 1

 

1. Что такое “дерево цели”?

Смысл существования человека определяется достижением его жизненных целей. То же можно сказать и о существовании любой организации, будь она коммерческая, общественная, благотворительная или государственная. Любое предприятие, ассоциация или ИП преследуют собственные цели, которые являются причинами их существования и функционирования.

 Дерево целей - один из методов системного анализа и основан на применении метода структуризации, т.е. на расчленении исследуемой проблемы на составные элементы с возможной последующей численной оценкой их относительной важности. Одна из главных задач построения дерева целей состоит в том, чтобы установить полный набор элементов (подцелей) на каждом уровне и определить взаимосвязи и соподчинённость между ними (качественный аспект). Другая задача – последующее определение коэффициента относительной важности (КОВ) элементов каждого уровня (количественный аспект).

Общими правилами построения дерева целей являются:

  1. Соподчинённость, т.е. элементы нижнего уровня подчиняются элементам более высокого уровня, вытекают из них, обеспечивают их реализацию.
  2. Сопоставимость, т.е. на каждом уровне рассматриваются подцели, сопоставимые по своему масштабу и значимости, полученные в результате детализации по одному принципу.
  3. Полнота, т.е. дерево на каждом уровне включает все элементы.
  4. Определённость, т.е. формулировка целей позволяет оценить степень их достижения в количественной или порядковой форме.
  5. Возможность внесения корректировок.

Если речь идёт о построении полного дерева целей, то на его первом уровне детализация производится исходя из принципа охвата всех сторон деятельности исследуемого объекта. Но чаще дерево целей строится для решения одной конкретной проблемы. В этом случае структурируется только эта сторона деятельности, а другие аспекты могут учитываться в выбранной системе критериев.

Метод построения дерева целей может быть применён к рассматриваемой проблемной ситуации. Для её решения необходимо достичь цели «подготовить и провести свадьбу». Эта общая цель может быть разбита на ряд подцелей, достижение которых обеспечивает реализацию первой, следовательно, в данной ситуации возможно применение метода структуризации.

Дерево целей на примере организации

Модель целей организации очень удобно представлять в графическом отображении в виде дерева. Это позволяет упорядочить иерархию целей. Существуют определенные принципы построения этого графика.

В вершине дерева ставится общая цель (миссия) компании. Далее она разбивается на отдельные подзадачи, без выполнения которых главная миссия недостижима. При этом, формулируя задачу, нужно описывать желаемый результат, но ни в коем случае не способ его достижения. На одном уровне должны находиться цели, не зависимые друг от друга, и не проистекающие друг из друга.


 

 

 

 

 

 

 

 

Разумеется, набор целей каждой организации сугубо индивидуален. Но, все-таки, можно выделить несколько сфер ее деятельности, в которой у каждой компании найдется немаловажный интерес. Число уровней, на которые разбивается главная задача организации, будет зависеть от масштаба компании и сложности миссии, а также от организационной структуры и иерархии в управлении.

Примеры конкретных целей компании

Рассмотрим некоторые примеры целей организации в различных сферах ее деятельности.

Маркетинг

• Продвижение на рынке.

• Расширение ассортимента продукции.

Производство

• Снижение издержек.

• Повышение эффективности производства.

• Улучшение конкурентоспособности продукции.

• Разработка и внедрение новых технологий.

Персонал

• Повышение квалификации.

• Оптимизация кадров предприятия.

• Система стимулирования.

• Повышение производительности труда.

Финансы

• Эффективное управление финансами компании.

• Улучшение платежеспособности и рентабельности.

• Повышение инвестиционной привлекательности.

Для организации имеет огромное значение грамотная постановка целей. Это исходная точка для планирования всей ее деятельности, дерево целей лежит в основе построения отношений внутри компании, системы мотивации. Только достигая поставленные задачи, можно контролировать и оценивать результат работы персонала, отдельных подразделений организации и всей ее структуры в целом.

 

2. Что такое “социальная организация”?

Социальная организация — это более высокая, чем социальный институт, форма социальной связи. В основе разграничения социальных связей на институциональные и организационные лежит различие между потребностями и интересами людей, а также соответствующими видами действий. Социальные институты возникли ради удовлетворения потребностей людей. Для удовлетворения этих потребностей необходимы социальные блага — предметы потребления, ради организации которых и возникают социальные организации. Разграничение социальных организаций от социальных институтов относительно. Например, феномен образования может быть как институтом, так и организацией в зависимости от побуждения (потребность или интерес), уровня регуляции и места среди других элементов социальной связи.

Социальным организациям присущи следующие черты.

Во-первых, социальную организацию создают сознательно на определенном этапе исторического развития ради определенных интересов-целей, связанных с удовлетворением социальных потребностей.

Во-вторых, социальная организация включает в себя управляющий орган (и аппарат управления), который формулирует цели, разрабатывает программы их достижения, выбирает средства, контролирует понимание целей исполнителями, а также выполнение нужных решений по всей управленческой вертикали на основе обратной связи.

В-третьих, организация действует на основе устава или инструкций (внутриорганизационных норм), разработанных управляющим органом. Они регламентируют социальные статусы и роли членов организации, а также поощрения и наказания за их деятельность.

В-четвертых, социальная организация представляет сложную структуру должностей (социальных ролей и статусов), а также четкое разделение труда, выполняемого ее членами, между которыми существует четкая субординация и координация деятельности, подчинение одних другим.

В-пятых, социальная организация включает в себя не только институциональные регуляторы (нормы, ценности, традиции), придающие социальный статус и роли ее членам, но и санкции, осуществляемые управляющим органом с помощью материальных ресурсов: финансов, зданий, транспорта, связи, охраны и т.д.

Социальные организации — это заводы и министерства, банки и страховые кампании, государственные органы, партии, профсоюзы, религиозные учреждения, научные творческие союзы и т.д.

Наряду с формальными организациями возникают неформальные — спонтанно сложившиеся социальные связи, являющиеся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальная организация проявляется в двух разновидностях. Во-первых, как организация неформальная, которая включает неформализованные служебные отношения, решение организационных задач, способами от формальных. Во-вторых, как организация социально-психологическая, выступающая в виде межличностных связей.

В развитии человечества известны два типа социальных организаций. В автократическом (азиатском) типе общества преобладающим типом социальной связи являются организации, которые жестко контролируют деятельность людей. Такой тип социальных связей характерен для России со времен Ивана Грозного. В СССР заводы были организациями, находящимися в ведении Госплана и соответствующего отраслевого министерства. В рыночном (европейском) типе общества преобладающим типом являются социальные организации, которые строятся на косвенном, опосредованном влиянии на сознание и поведение людей через оплату труда, социальную обеспеченность, гарантии личных и общественных ценностей.

Социальные организации классифицируются по видам. Прежде всего, это — экономические организации — сельскохозяйственные, промышленные, транспортные, строительные и другие предприятия, занятые производством, распределением, потреблением и обменом материальных социальных благ и услуг.

В рыночных обществах производственные организации создаются собственниками средств производства для производства товаров, услуг, предназначенных для получения прибыли. В централизованных обществах организации создаются государственной властью, образуя государственную экономику страны. Экономическая организация включает в себя орган управления производством (дирекцию, производственно-экономическую бюрократию), который разрабатывает положение или инструкцию, план развития, определяет средства, контролирует деятельность своих подразделений. Предприятие функционирует на основе разделения и координации труда профессиональных групп, регулируемых моральными, административными и другими нормами.

Важнейшими политическими организациями общества являются государственные органы, которые представляют: 1) законодательную, исполнительную, судебную ветви; 2) федеральную, региональную и местную власть; 3) правоохранительные и военные органы власти и т.д.

Государственные органы власти создаются и совершенствуются на протяжении всей истории человечества. Они представляют собой иерархическую систему управления обществом во главе с монархом (президентом, парламентом, правительством и т.д.) Эта система действует на основе жесткой дифференциации деятельности статусов и ролей. Эти статусы и роли поддерживаются правовыми, административными, материальными регуляторами.

Духовная жизнь общества включает в себя мировоззренческие (церковь, партии и т.п.), художественные и творческие ассоциации, образовательные (школа, вуз и др.), научные организации. В данной сфере общества преобладают социальные институты, а не организации. Это значит, что отношения между управляющими органами и управляемыми организациями-институтами определяются не только административными и правовыми нормами, но и идеологией, ментальностью, моралью (совестью, долгом и т.п.). Так, в Древнем мире и Средние века в экономике преобладали небольшие, малые и средние организации. Затем по мере развития рыночных отношений происходило укрупнение, образование государственных и общенациональных объединений. В настоящее время тип социальных организаций зависит от исторической эпохи. В постиндустриальную эпоху появляются транснациональные корпорации, регулирующие экономические связи в международном масштабе.

Образование и развитие устойчивых, регламентируемых, контролируемых социальных связей — генеральный путь развития человечества. Количество, эффективность, соотношение социальных институтов и организаций в обществах определяют их тип. Поэтому общество

можно определить как систему социальных институтов и организаций. Тип общества определяется соотношением социальных институтов и организаций.

Еще Г. Спенсер обратил внимание на закон дифференциации и интеграции социальной деятельности как главную причину развития человечества. Доин-дустриальная, индустриальная и постиндустриальная стадия человечества отличаются ускорением дифференциации социальных связей, интеграционными процессами, их глобализацией.

В условиях глобализации, уменьшения роли государственной власти, возрастания роли мировых цивилизаций национальные государства в большей части становятся социальными институтами, чем организациями. Увеличивается число и роль международных институтов, в которые переходит часть национально-государственных функций. Одновременно идет речь о превращении некоторых международных институтов в организации. Например, предлагается превратить ООН в международный парламент, МВФ — в министерство финансов мира и т.д. Иными словами, речь идет о создании мирового государства как института и организации.

Информация о работе Теория организации