Теория организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Общие правила построения дерева целей. Примеры конкретных целей компании. Социальная организация, ее виды и цели. Два вида обратной связи.

Файлы: 1 файл

Теория организации.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

3. Субъективное и объективное в социальной организации

В организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией организации).

4. Признаки классификации предприятий и их группировка по классам.

Основными признаками классификации предприятий являются:

1. Отраслевая  и предметная специализация.

2.  Структура производства

3.  Мощность производственного потенциала (размер предприятия)

4.  Характер деятельности

5.  Масштаб производства однотипной продукции

6.  Доминирующий фактор производств 

 

В основе отраслевой специализации лежат отраслевые различия продукции. В народном хозяйстве используется два признака отраслевой принадлежности предприятия: административно-организационная  и продуктовая (чистая).

При использовании  административно-организационного признака учитывается основной заявленный вид деятельности и принадлежность предприятия к определенному ведомству или предпринимательскому союзу.

Согласно второму признаку  отраслевая принадлежность определяется структурой и объемом производства определенного вида продукции.

По структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные (выпускают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, сталь);  многопрофильные (выпускают продукцию широкого ассортимента или различного назначения), комбинированные (производства,  в которых один вид продукции или сырья превращается в другой вид. Например, сырье -пряжа - ткань),  диверсифицированные.

По мощности производственного потенциала предприятия делятся на три  группы малые, средние и крупные. В основу классификации заложены следующие признаки: численность персонала, стоимостной объем выпуска продукции,  стоимость средств производства.

Для группировки предприятий по мощности используются различные нормативы. В РФ по численности выделяют малые предприятия: в  промышленности до 100 человек, в сельском хозяйстве до 60 человек, в розничной торговле до 30 человек, в прочих предприятиях до 50 человек.

По остальным признакам используют отраслевые нормативы.

По характеру производства  различают  предприятия, производящие материальные блага (товары) и услуги.

По назначению готовой продукции предприятия делятся на предприятия, производящие средства производства,  и производящие предметы потребления.

По масштабам производства однотипной продукции различают предприятия с массовым, серийным, единичным производством. Тип производства определяется по коэффициенту закрепления операций или коэффициенту серийности: массовое производство (от 1 до 3),  крупносерийное (4-10), среднесерийное (11-20), мелкосерийное (20-40), единичное (более 40).

Характерной особенностью массового производства является изготовление однотипной продукции ограниченной номенклатуры в больших объемах в течение длительного времени. Массовое производство использует маркетинг, ориентированный на крупные рыночные сегменты. Узкий ассортимент товаров позволяет поддерживать на низком уровне себестоимость производства, хранения и транспортировки.

Наиболее распространенным типом организации  производства является серийное производство, которое характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры изделий партиями (сериями), повторяющимися через определенные промежутки времени на рабочих местах с широкой специализацией. Серийное производство позволяет реагировать на изменения рыночной конъюнктуры.

Единичный тип производства характеризуется изготовлением широкой номенклатуры изделий в единичных количествах, повторяющихся через определенные промежутки времени на рабочих местах, не имеющих определенной специализации. Значительная трудоемкость продукции, высокая квалификация работников, применение универсального оборудования обуславливают высокую себестоимость выпускаемых изделий. Единичное производство позволяет удовлетворять потребности каждого потребителя.

По признаку доминирующего фактора предприятия делятся на трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие. 

Предприятия также классифицируют по форме собственности, организационно-правовой форме.

По форме  собственности предприятия подразделяются на частные, которые могут существовать в виде независимых фирм или объединений и их составных частей; государственные, в том числе муниципальные и смешанные, где государство обладает большей частью капитала и или играет решающую роль в управлении.

 

5. Что такое “комбинат”?

Комбинат  - соединение промышленных предприятий разных отраслей, но связанных технологически  производств так, что “выход” одних служит “входом” для других, т.е. продукты одних предприятий (производств) используются другими как сырьё, полупродукты или материалы.

 

6. Какими бывают обратные связи?

Есть два вида обратной связи: положительная и отрицательная. Положительная обратная связь – это такой тип связи, где изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое способствует дальнейшему отклонению выходного сигнала от первоначального значения. Т.е. это взрыв или схлопывание. Но в любом случае – это четко понятный финал и конец существования системы/процесса/общества.

Отрицательная обратная связь – это такой тип связи, при которой выходной сигнал системы передается обратно на вход для погашения части входного сигнала. Отрицательная обратная связь делает систему более устойчивой к случайному изменению параметров. Т.е. это неваляшка, регулирующая сама себя, имеющая для корректировки некий эталон.

Если же посмотреть с точки зрения процессов и управления – то все те процессы, которые расходятся в далекие дали или наоборот – схлопываются в ноль (ну вот так их спроектировали) – это процессы с положительной обратной связью. И наоборот – корректно спроектированные процессы, позволяющие системе функционировать необходимое время (заложенное при проектировании) – это прямой пример отрицательной (корректирующей) обратной связи. Проект, который ведется кое-как и кое-как управляется, имеет положительную обратную связь или нарушенную отрицательную – не будет выполнен в срок, с заданной стоимостью, с заданным качеством (по отдельности или все сразу). Ремонт в доме, когда постоянно появляются мнения со стороны, изменяющие ваш первоначальный план – точно такой же пример. Ресторан, с отсутствующей/нарушенной отрицательной обратной связью – разорится, т.к. качество его блюд будет постоянно уходить все дальше от эталона (в любую сторону). Страна, управляемая с поломанной или вообще с отсутствующей обратной связью от народа – обречена, как и таким же образом управляемый проект или ремонт.

В то же неправильно спроектированных процессов, подпирающие процесс/систему с разных сторон. Но подобные «костыли» – в 90% случаев не являются ремонтом обратной связи (созданием отсутствовавшей связи). Это именно костыли, подпорки. Результат использования подобных «нововведений» всегда предсказуем, даже с достаточно высокой долей точности во времени, не говоря уж про 100% вероятность наступления краха, который и пытались предотвратить «костылями» самое время починка или создание с нуля необходимой обратной связи зачастую может решить 90% проблем управления. В проектах это зачастую коммуникации. В разработке систем – правильное проектирование. В социуме – все те же коммуникации и процессы, поддающиеся контролю общества.

7. С какими другими научными дисциплинами связана теория организации? В чем проявляются эти связи?

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории организации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неоднозначно. В одних работах теория организации рассматривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта. В ряде работ по теории управления формулируются основные категории, закономерности, принципы и типология организационных систем, но не проводится строгое разграничение, к какому ответвлению общей теории — к организации или управлению - относится тот или иной постулат.

Из более общих, имеющих фундаментальное значение дисциплин, теория организации теснее всего связана с системологией - общей теорией систем  и частными теориями систем (абстрактных, активных, целеустремленных и др.), теорией самоорганизации (самоорганизующихся систем). Различие между теорией организации и теорией систем состоит, прежде всего, в том, что вторая изучает любые системы, тогда как первую интересуют системы изначально в определённой мере упорядоченные.

Вклад психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, определение возможностей изменения поведения людей. Психология выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. В последнее время расширилась база именно тех психологических исследований, которые непосредственно связаны с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и разработке мотивационных методов, степени удовлетворенности работой, психологических аспектах процессов принятия решений, оценке поступков и позиций людей, природе хозяйственной предприимчивости.

Вклад антропологии в теорию организации обусловлен тем, что эта отрасль знаний среди прочих проблем изучает функцию культуры общества, т. е. своеобразный механизм отбора ценностей и норм прошлого, трансляции их живущим поколениям, вооружаемым определенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого лежит в основе различий фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения людей, проявляющихся в деятельности организаций. В теории организации исключительно важно учитывать характер и степень влияния указанных факторов на формирование приоритетов людей и их поведение в организациях.

Связь теории организации с экономической наукой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу их построения, обеспечения их внутренних и внешних взаимодействий. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономического стимулирования имеют непосредственное отношение не только к ориентации организаций, но и ко всем сторонам их эффективной деятельности.

Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой, изучающей право как систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Непосредственное влияние на формирование ключевых разделов теории организации оказывают такие отрасли юридической науки, как гражданское, трудовое и хозяйственное право. Это же относится и к административному праву, регулирующему общественные отношения, возникающие в процессе организации государственного управления и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности. Особо выделим корпоративное право — совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ. В организационной деятельности исключительно велика роль системы правил, устанавливаемых собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения. Совокупность социальных регуляторов, облекаемая в соответствующую законодательную форму и обеспечивающая юридическую регламентацию общественных отношений, создает необходимые предпосылки для эффективного функционирования организаций.

8. Приведите примеры кратковременных и долговременных зависимостей?

К кратковременным относятся: зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования (при корректировках) от имеющегося времени, зависимость сверхурочной производительности труда от величины оплаты; зависимость подбора кадров от личностных качеств нового руководителя.

К долговременным относятся: зависимость заработной платы работника от его производительности, зависимость прибыли организации от величины устойчивого спроса на ее продукцию, зависимость производительности труда аппарата управления от его информированности.

 

9. Тождественны ли два понятия “субъективная информация” и “ошибочная информация”?

Субъективная информация - избыточность, возникающая в результате сравнения свойств ранее полученной объективной информации со свойствами текущей объективной информации, поступившей от объектов, имеющих подобные свойства. 

Информация о работе Теория организации