Эмоциональная компетентность как фактор успеха современного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявление особенностей взаимовлияния и взаимосвязи эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта женщин и мужчин.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
Изучение теоретико-методологической базы по данной теме;
Анализ эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта на основе методик;
Выявить влияние эмоциональной компетентности на профессиональную деятельность.

Файлы: 1 файл

Эмоциональня компетентность свсовременного руководителя.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, понимание своих эмоций, умение их контролировать, способность развивать у себя высокую мотивацию, правильно распознавать эмоции других людей и грамотно выстраивать с ними систему взаимодействия определяют успешность развития партнерских отношений.

    1. Эмоциональный интеллект как критерий успешности и эффективности

Хорошие взаимоотношения и сотрудничество являются ключом к успеху в каждой области человеческой деятельности, от развития взаимной привязанности между родителями и детьми до умения менеджера раскрыть лучшие способности своих работников.

Одни из нас, наделенные высочайшими интеллектуальными способностями, терпят в жизни неудачи, в то время как другие, более скромно интеллектуально одаренные, преуспевают.

Между коэффициентом интеллекта человека и его успехами нет никакой связи. Успех человека напрямую зависит от его эмоционального интеллекта (EQ). Впервые эту идею озвучил Дэниэл Гоулман в одноименной книге. 3

Эмоциональный интеллект (EQ) определяют как способность осознавать, понимать, доносить, использовать эмоции и управлять ими, а также на основе этих умений эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Неопровержимые данные показали связь между этой способностью, которая относительно мало общего имеет с интеллектом как таковым, и долговременным успехом. Чем полнее вы обладаете эмоциональным и социальным пониманием и мышлением, тем легче идти по жизни эффективно и продуктивно.

Настоящий прорыв в исследовании эмоционального интеллекта произошел после разработки Реувеном Бар-Оном, израильским психологом американского происхождения (он же автор термина «коэффициент эмоционального развития»), инструмента, известного в последствии как EQ-i, что означает - перечень вопросов для определения коэффициента эмоциональности. Позже этот инструмент стал известен как «Модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

На сегодняшний день существует четыре основных модели ционального интеллекта, разработанные и описанные в работах ведущих западных исследователей (R. Bar-On, D. Goleman, R. Cooper и J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey).

Модель EQ-i Реувена Бар-Она считается наиболее полной и научно обоснованной методической концепцией. Она включает 15 компетенций, которые можно сгруппировать в пять общих по тематике сфер эмоционального интеллекта, разработанные и описанные в работах ведущих

западных исследователей (R. Bar-On, D. Goleman, R. Cooper и J. Mayer, D. Caruso, P. Salovey).4

Модель EQ-i Реувена Бар-Она считается наиболее полной и научно обоснованной методической концепцией. Она включает 15 компетенций, которые можно сгруппировать в пять общих по тематике сфер.

В России на протяжении последнего десятилетия был предпринят ряд попыток построения модели эмоционального интеллекта, адаптированной к российской культуре моделям межличностного взаимодействия и создания диагностического инструментария, «работающего» на отечественной выборке.

К числу успешных с разработок можно отнести модель эмоционального интеллекта и методику, разработанные М.А. Манойловой на базе кафедры психологии и социологии Псковского Вольного института.

Модель эмоционального интеллекта М.А. Манойловой включает два аспекта – межличностного и внутриличностного взаимодействия. При этом внутриличностный аспект эмоционального интеллекта включает в себя два параметра:

  1. Осознание своих чувств и эмоций;
  2. Управление чувствами и эмоциями.

Межличностный аспект включает следующие параметры:

  1. Осознание чувств и эмоций других людей;
  2. Управление чувствами и эмоциями других.

В модели эмоционального интеллекта нет иерархической зависимости, все его параметры интегративно проявляются на всех уровнях деятельности в неразрывном слиянии и взаимодействии.

Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все параметры представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.5

Методика М.А. Манойловой представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов-утверждений. Обследуемому предлагается оценить степень своего согласия с каждым утверждением по 5-балльной шкале.

Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса:

  1. Общего уровня эмоционального интеллекта;
  2. Выраженности внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта;
  3. Выраженности межличностного аспекта эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.

Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия, поэтому данная тема представляет особый интерес для исследования. В том числе, интерес исследователей привлекают факторы, способствующие развитию высокого уровня эмоционального интеллекта.

 

 

Анализ методов исследования эмоциональной компетентности на примере сотрудников Администрации Тюменской области

    1. Эмоциональная компетентность - важное условие успешной работы

Проблема  профессионального  становления,  в  том  числе  и  управленцев,  деятельность  которых  связана  с  экстремальными  ситуациями,  актуальна,  так  как  от  уровня  их  профессионализма  зависит  укрепление  общественного  порядка  и  безопасности  граждан. 

Более  того,  управление  экстремальными  ситуациями  усиливает  персональную  ответственность  руководителя  за  процесс  и  результат  исполнения  задач  и  их  последствий  для  жизни  и  безопасности  граждан,  а  также  сотрудников  силовых  структур,  реализующих  приказы  руководителя. 

Поэтому  трудно  переоценить  значимость  изучаемой  проблемы  как  с  позиций  теории,  так  и  практических  задач  психологического  сопровождения  управленческой  деятельности,  включающей  возможность  ситуаций  риска  и  экстремальных  ситуаций.

В  современной  психодиагностике  и  тестологии  существуют  различные  технологии  выявления  и  изучения  эмоциональной  сферы.  Трудно  переоценить  значение  всего  накопленного  опыта,  тем  не  менее  нам  представляется  обоснованной  попытка  создания  методики,  которая  позволила  бы  максимально  нивелировать  стремление  респондентов  в  ответах  давать  социально  одобряемые  варианты  ответов. 

В  основу  необходимости  создания  такой  методики  легла  идея  о  важности  выявления  и  изучения  эмоциональной  детерминации  поведения  человека  в  ситуациях,  характеризующихся  дефицитом  времени,  различными  помехами,  неожиданностью  и  т.п. 

Очевидно,  что  детерминация  поведения  человека,  и  в  частности,  принятия  решения  связано  не  только  с  когнитивной  сферой. 

Эмоции  можно  рассматривать  как  фактор,  предопределяющий  «сбои»  в  исполнительской  части  деятельности. 

Например,  понимание  и  знание,  как  надо  поступать  в  той  или  иной  ситуации,  в  реальной  действительности  не  происходит  в  соответствии  с  планируемым,  в  силу  того,  что  эмоциональное  состояние  вносит  существенные  коррективы  в  решение  или  поведение  субъекта  профессиональной  деятельности.6

Перейдем  непосредственно  к  описанию  процедуры  валидизации  и  ее  результатов  по  создаваемой  методике. 

Анализ  психометрических  данных  по  методике  был  получен  на  пилотажной  выборке  специалистов  в  возрасте  от  25  до  45  лет  включительно.

В  инструкции  было  обращено  внимание  испытуемых  на  анализ  своих  чувств,  состояний  и  побуждений  что-либо  сделать  в  описываемых  ситуациях  и  их  оценки  по  десятибалльной  шкале  степень  каждого  из  них. 

1.   Эмоциональная  компетентность  в  отношениях  с  руководством  —  чем  более  человек  контролирует  проявление  эмоций  и  чувств,  тем  более  он  будет  адекватно  реагировать  во  взаимоотношениях  с  руководством.  Под  адекватностью  понимается  умение  отстоять  свою  обоснованную  позицию,  не  нарушая  этические  и  субординационные  правила  во  взаимоотношениях  с  руководством. 

2.   Эмоциональная  автономия  —  способность  эмоционально  автономизироваться,  дистанцироваться,  быть  проактивным,  в  определенной  мере  не  заражаться  характеристиками  эмоциональности  окружающих,  но  следовать  своим  чувствам,  состояниям  и  побуждениям,  а  также  функциональным  обязанностям. 

3.   Эмоциональная  лабильность  —  способность  в  ситуациях  дефицита  времени,  сложных  и  неожиданных  обстоятельствах  испытывать  чувства  собранности  и  организованности. 

4.   Эмоциональная  ответственность  —  способность  не  растеряться  и  чувствовать  позитивные  чувства,  помогающие  собраться  и  быть  эффективным  в  своих  функциональных  обязанностях. 

5.   Эмоциональная  устойчивость  —  способность,  несмотря  на  различные  помехи  и  сложности  в  профессиональной  ситуации,  быть  в  форме,  т.  е.  эффективно  справляться  с  ситуацией. 

При  проверке  разработанной  методики  ставится   две  основные  задачи:  методическую  (психометрическая  адаптация  методики)  и  исследовательскую  (анализ  полученных  данных).  Первая  задача  включает  три  основных  этапа:  стандартизацию,  проверку  надежности  и  валидности.  

Анализ полученных результатов исследования (общие данные по выборке) по методике диагностики "Эмоционального интеллекта" (Д.В. Люсин) наглядно представлены на гистограмме.

Дополнительно была построена гистограмма достоверности средних значений по общей выборке 54 испытуемых (35 женщин и19 мужчин ). (см. рис. 1)

Как видно из рисунка 1, наибольшее значение имеет шкала (ВЭИ) внутриличностый эмоциональный интеллект (41,35±6,23) следовательно, у испытуемых в данной группе более развит внутриличностный эмоциональный интеллект (понимание и управление своими эмоциями).

Более выражен аспект ВЭИ по субшкале (ВП) понимание своих эмоций (18,75± 3,46) – это способность осознания своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.

 

 

 

Рис. 1. Гистограмма достоверности общих значений по методике «Эмоционального интеллекта» Д.В.Люсин.

Также отметим низкие значения показателей «управление своими эмоциями» (ВУ) и «контроль экспрессии»(ВЕ), что свидетельствует о том, что у испытуемых данной выборки занижен уровень управления своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные. Как мы видим показатель «контроль экспрессии» - способность контролировать внешние проявления своих эмоций, также имеет низкие значения у испытуемых.

Интегративный показатель по выборке общего эмоционального интеллекта (ОЭИ) составляет 73,52± 10,58, что свидетельствует о высоком уровне эмоционального интеллекта испытуемых

Анализ полученных результатов исследования (общие данные  исследуемой выборки) по методике диагностики «Эмоционального интеллекта» Н.Холла.

Средние значения показателей методики диагностики «эмоционального интеллекта» по Н.Холлу наглядно представлены на гистограмме.

Дополнительно была построена гистограмма достоверности средних значений по общей выборке 54 испытуемых (35женщин и 19 мужчин).

 

Рис. 2 Гистограмма достоверности общих значений по методике «Эмоционального интеллекта» Н. Холла.

Выявленные средние значения показывают нам, что   показатели методики «Эмоциональная осведомлённость» (ЕО), «Эмпатия» (Emр), «Самомотивация» (Sm) и «Распознавание эмоций других людей» (REDL) имееют средний уровень у испытуемых.

Основываясь на полученных данных, отметим, что как и в предыдущей методике «ЭмИн» (Д.В.Люсин) показатель «управление своими эмоциями» (USE) имеет очень низкие значения.

Интегративный показатель «уровень эмоционального интеллекта» (SB) представляет высокие значение,он является собирательным и свидетельствует о высоком уровне ЭИ.

Результаты  по  проведенной  процедуре  валидизации  методики  убеждают  нас  в  необходимости  продолжения  работы  над  созданием  метода,  позволяющего  вскрыть  не  только  эмоциональную  составляющую  человека  в  ситуациях  риска,  но  и  те  побуждения  к  действиям,  которые  соответствуют  этому  эмоциональному  состоянию. 

Результаты  нашего  исследования  подтверждают   о  необходимости  адекватности  эмоционального  фона  субъекта  деятельности  задачам  этой  деятельности,  о  важности  преобладания  положительных  эмоций  в  этой  ситуации. 

Именно  положительные  (адекватные)  эмоции,   являются  детерминантами  эмоциональной  устойчивости,  которые  в  свою  очередь  определяют  возможности  регуляции  эмоциональными  состояниями  в  экстремальных  ситуациях.

Информация о работе Эмоциональная компетентность как фактор успеха современного руководителя