Эмоциональная компетентность как фактор успеха современного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявление особенностей взаимовлияния и взаимосвязи эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта женщин и мужчин.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
Изучение теоретико-методологической базы по данной теме;
Анализ эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта на основе методик;
Выявить влияние эмоциональной компетентности на профессиональную деятельность.

Файлы: 1 файл

Эмоциональня компетентность свсовременного руководителя.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

                                          КУРСОВАЯ РАБОТА

«Эмоциональная компетентность как фактор успеха

 современного руководителя»

 

 

Выполнил(а)

студент(ка) 1 курса

очной формы обучения                                                               В.В.Глоткина

 

Научный руководитель

старший преподаватель                                                             Т.В. Шарапова

 

 

 

Тюмень 2014

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________2014

Работа выполнена на кафедре менеджмента, маркетинга и логистики Финансово-экономического института ТюмГУ

по направлению подготовки 080400.62 «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

по дисциплине «ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущено к защите:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              ______________2014

__________________

(подпись)

Защищена

Оценка______________

______________2014

__________________

(подпись)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рецензия

на курсовую работу по дисциплине «Основы теории управления»

 

ФИО студента _____________________________________________________

Тема работы ______________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Актуальность _____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Достоинства работы ________________________________________________

__________________________________________________________________

Замечания по работе _______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Количество источников литературы __________________________________

Объем работы _____________________________________________________

Оценка ___________________________________________________________

 

Качественные характеристики работы

Максимальный балл

Балл по работе

1. Содержательные  критерии работы

60

 

Соответствие введения требованиям (точность и содержательность написания элементов введения)

8

 

Соответствие содержания работы заявленной теме (полнота раскрытия заявленной темы, логичность структуры работы, соответствие содержания глав и параграфов их названию)

15

 

Качество аналитической работы, содержательность выводов по данной части работы

10

 

Логика изложения материала, обоснованность выводов по главам

9

 

Обзор литературы по заявленной теме

10

 

Комплексность и обоснованность заключения, содержательность выводов по работе, степень самостоятельности выводов

8

 

2. Защита работы

30

 

Защита в установленные сроки

10

 

Логика защиты, содержательность выводов

10

 

Ответы на вопросы по курсовой работе

10

 

3. Оформление работы 

10

 

ВСЕГО

100

 

Научный руководитель _____________________ Т.В. Шарапова

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку сейчас всё больше искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни.

Психологам известно, что запрет на эмоции ведёт к их вытеснению из сознания.

В свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений.

Исходя из сказанного выше, можно сказать, что актуальность выбранной темы в современном мире возрастает с каждым годом, ведь эмоциональная компетентность – открытость человека своим эмоциональным переживаниям – является показателем психологического здоровья человека и обеспечивает эффективное межличностное взаимодействие.

Следовательно, становление гуманистических ценностей в нашем обществе невозможно без развития эмоциональной компетентности. В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания.

В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие «эмоциональный интеллект». В ряде современных зарубежных и отечественных теорий эмоция рассматривается как особый тип знания.

В соответствии с данным подходом к пониманию эмоций выдвигается понятие «эмоциональный интеллект».

Объект  исследования - изучение свойств личности: эмоционального интеллекта и типов темперамента на примере госслужащих и влияние на профессиональную деятельность.

Предмет исследование – определение эмоциональной компетентность на примере госслужащих Администрации Тюменской области, как мужчин так и женщин и влияние на рабочий процесс.

Цель курсовой работы - выявление особенностей взаимовлияния и взаимосвязи эмоциональной компетентности и эмоционального  интеллекта женщин и мужчин.

Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

  1. Изучение теоретико-методологической базы по данной теме;
  2. Анализ эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта на основе методик;
  3. Выявить влияние эмоциональной компетентности на профессиональную деятельность.

Исследование проводили на примере госслужащих Администрации Тюменской области, как мужчин так и женщин.

Диагностика проводилась преимущественно в индивидуальной форме, привычных для испытуемых условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическое исследование эмоциональной компетентности руководителя

    1. Понятие и структура эмоциональной компетентности руководителя

Достижение эмоциональной компетентности является необходимой задачей в условиях построения эффективного взаимодействия, и это ответ на запрос рынка, а не предложение модных тенденций.

Традиционное представление об управлении как о процессе воздействия предполагает априори существование определенного сопротивления сотрудников, вызванного неготовностью, безответственностью, несамостоятельностью персонала.

Особенность использования коучинга в управлении заключается в том, что процесс управления направлен не столько на воздействие, сколько на организацию взаимодействия между сотрудниками, создание партнерских отношений, которые  и побуждают к развитию ответственности работников. Для реализации такого взаимодействия необходим определенный уровень профессиональной компетентности, важной составляющей которой является эмоциональная компетентность.

Совокупность знаний, умений, навыков, способностей, позволяющая адекватно решать задачи эмоциональной регуляции в процессе субъект-субъектного взаимодействия, определяется как эмоциональная компетентность.1

Основу эмоциональной компетентности составляет эмоциональный интеллект (ЭИ) как способность человека к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого.

В структуре эмоционального интеллекта существует два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).

Таким образом, можно описать эмоциональный интеллект как регуляцию внутренней и внешней психической деятельности человека.

Популяризатором данной теории считается психолог, журналист Дэниэл Гоулмен, который развил идеи ученых и изложил их более доступным языком. В 1995 году вышла первая книга Дэниэла Гоулмена «Emotional Intelligence», посвященная эмоциональному интеллекту, которая сразу стала бестселлером.

Таким образом, идея о решающей роли EQ в успехе человека пришла в массы. Основная идея работ Дэниэла Гоулмена достаточно проста: существуют различные виды интеллекта, в том числе интеллект эмоциональный, который может помочь человеку в различных сферах жизни. С точки зрения ученого, эмоциональный интеллект - это иной путь быть умным.

Многочисленные исследования показывают, что лучшими сотрудниками являются не те, у кого самый высокий IQ или диплом самого престижного университета. Преуспевают те, кто имеет более высокие показатели EQ. Модель Д. Гоулмена позволяет научиться предугадывать появление эмоций и направлять их в нужное русло, прежде чем вы окажетесь полностью в их власти.2

Понятие  «социальный  интеллект»  (СИ) впервые  употребил  Э.  Торндайк  в  1920  году, охарактеризовав  им  дальновидность  в  межличностных  отношениях и  сопоставив его  со способностью  мудро  поступать  в  человеческих  отношениях. 

По  мнению  американского  ученого  Д.  Гоулмана,  социальный  интеллект  –  это  способность  понимать  собственные  чувства  и  чувства  других  людей,  самому  себя  мотивировать,  полностью  управлять  эмоциями  по  поводу  отношения  к  себе или своим взаимоотношениям. 

Если человек постоянно не обращает внимания на собственные  чувства,  он  не  заметит  и  чувства окружающих.  

Значительную  часть  социальной  компетентности  составляет  компетентность  коммуникативная,  так  как  именно  она  отвечает за  эффективное  и  успешное  взаимодействие между людьми.

Поэтому на кафедре  социального  менеджмента  (факультет  управления  РГПУ  им.  А.  И.  Герцена),  где готовят  будущих  руководителей социальной сферы, широко используются разнообразные интенсивные  и  интерактивные  технологии их  профессиональной  подготовки. 

Ведь за способности менеджера выстраивать и сохранять оптимальные  взаимоотношения  со  всеми  участниками  профессиональной  деятельности  отвечает  его  социальная  компетентность. 

Под социальной компетентностью  В. Н. Куницына, например, понимает систему знаний о социальной действительности и о себе. 

В эту систему входит комплекс сложных социальных  умений  и  навыков  взаимодействия,  сценариев  поведения  в  типичных  социальных  ситуациях,  позволяющих  быстро  и адекватно  адаптироваться,  принимать  решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; способность  действовать  по принципу  «здесь,  сейчас  и  наилучшим  образом»,  извлекать  максимум  возможного  из сложившихся  обстоятельств. 

Последние исследования в области психологии лидерства подтверждают, что эмоциональная компетентность – фактор намного более важный для достижения успешных результатов при работе с людьми, чем технические знания и умения.

Информация о работе Эмоциональная компетентность как фактор успеха современного руководителя