Факторы, влияющие на современную демократию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:37, реферат

Описание работы

Главное понятие в современной политологии, которое помогает нам разобраться в политической системе - это политический режим (от лат. Regimen- управление). Под этим термином мы понимаем то, как связанны между собой государственная власть и индивид и каковы основы системы власти. Политический режим понятие, которое помимо описания методов государственного властвования, включает так же в себя механизм работы негосударственных политических организаций, таких как движения, клубы, партии и так далее.

Содержание работы

Введение……………………….……………………………………………………..3
1. Понятие современной демократии……….…………………………………….4
4. Теории современной демократии………………………..…………………….7
5. Факторы, влияющие на современную демократию………………………….10
Заключение………………………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

готовый реферат.docx

— 26.05 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение……………………….……………………………………………………..3

1. Понятие современной демократии……….…………………………………….4

4. Теории современной демократии………………………..…………………….7

5. Факторы, влияющие на современную  демократию………………………….10

Заключение………………………………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главное понятие в современной  политологии, которое помогает нам  разобраться в политической системе - это политический режим (от лат. Regimen- управление). Под этим термином мы понимаем то, как связанны между собой государственная власть и индивид и каковы основы системы власти. Политический режим понятие, которое помимо описания методов государственного властвования, включает так же в себя механизм работы негосударственных политических организаций, таких как движения, клубы, партии и так далее. В настоящее время мы можем говорить о существовании 140-160 разнообразных политических режимов, которые обладают незначительными отличиями друг от друга. Как бы там не было, политический режим - это способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется способами реализации политической власти, уровнем политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. В одном государстве могут присутствовать несколько политических режимов, но всегда присутствует один доминирующий режим, который и характеризует государство. Политический режим образуется как результат политического курса, а затем и деятельности людей, которые находятся у верховья власти.

Форма правления является одной  из составляющих политического режима, которая сосредотачивает свое внимание на том, чем занимаются правительственные  структуры. В таком случае мы основываем классификацию политических режимов  на отличии исполнительной и законодательной  функции государства.

 

 

1. Понятие современной демократии

К концу 20 века демократия распространилась так же в странах восточной  Азии и Африке. Страны стали отказываться от различного рода авторитарных режимов  в пользу демократии. Мало кто продолжает поддерживать недемократические способы  правления. В странах, где ярко выражены границы между партиями, защищающими  и поддерживающими демократию, возникают  конфликты. Хотя с другой стороны  страна, в парламенте которой, не представлены несколько точек зрения, сложно назвать  демократичной. Большинство теоретиков политических режимов разделяют  демократию на греческую и современную. Греческая форма допускает равные выборы правителя. Но при этом проигравший на выборах вываливался в дегте и изгонялся, таковы были правила. Отличие современной демократии в том, что к тем, кто находится в меньшинстве проявляется уважение и дается право на отстаивание своей точки зрения. Допускается выражения сомнений в правильности действий правительства и предложений об изменении курса. Такие идеи встречаются в работах многих политических теоретиков. Вот самые известные из них.

Хуан Линц: "Демократия - это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех эффективных политических институтов; обеспечение условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их политических предпочтений... Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать, поскольку сам факт таких перемен является основным свидетельством демократического характера режима".

Ральф Дарендорф: "Свободное общество поддерживает различия в его институтах и группах до уровня действительно обеспечивающего расхождения; конфликт - жизненное дыхание свободы".

Адам Пшеворский: "Демократия представляет собой такую организацию политической власти..., которая определяет способность различных групп реализовывать их специфические интересы".

Арендт Лийпьярт: "Демократия может быть определена не только как управление посредством народа, но также, согласно знаменитой формулировке Президента Авраама Линкольна, как управление в соответствии с народными предпочтениями... демократические режимы характеризуются не абсолютной, но высокой степенью ответственности: их действия находятся в относительно близком соответствии с пожеланиями относительного большинства граждан на протяжении длительного промежутка времени".

Рой Макридис: "Несмотря на рост взаимозависимости между государством и обществом, а также растущую деятельность государства (особенно, в социалистической, обращает особое внимание на разделение сфер деятельности государства и общества".

Все определения включают в себя слова о возможности участвовать  в управление государством всех слоев  общества в независимости от социального  статуса и положения. Это и  является главным признаком современной  демократии. Современная демократия допускает любую критику в  сторону правящей группы, а так  же принимаются меры для улучшения  выбранного курса.

Демократия главным образом  включает в себя много различных  свобод и правил. Вот некоторые  из них:

· свобода слова;

· свобода вероисповедания;

· свобода выбора языка;

· свобода средств массовой информации; разграничение религии и государства;

· деполитизация органов государственной безопасности, контроль за различными силовыми структурами;

· свобода гражданина на творческое самовыражение;

· свобода выражения мнения (в  том числе с помощью мирных собраний, митингов, демонстраций);

· право гражданина объединяться в  группы, союзы, политические партии, не запрещенные законом;

· право человека на личную свободу  и безопасность, а самое главное  жизнь;

· право на неприкосновенность частной  собственности; право на любой труд, не запрещенный законом;

· право на независимый беспристрастный  суд;

· развитое гражданское общество, а так же развитые институты парламентаризма;

· право на честные выборы;

· гарантии государства на внутрипартийную  и внутрипрофсоюзную демократию.

 

 

2. Теории современной демократии

В современной политологии существуют идеи, которые появились в более  ранний исторический период.

Либеральная теория демократии опирается  на англосаксонские традиции, которые  считают демократию грамотным и  ответственным правлением. Главным  принципом считается доминирование  принципа ответственности над принципом  соучастия. У власти, по сути, народ, который выражает свою волю через  своих представителей, которые избираются на определенный срок. Управление находится  в руках специально подготовленных людей и основывается на поддержке  большинства. Сами отношения определяются конституцией, но так же основываются на доверии. Конституция определяет те полномочия, которые передаются от народа своим избранникам, им ту ответственность, которую они несут  за принятие своих решений.

Автором теории прямой демократии является Ж.-Ж. Руссо. Эта теория отрицает принцип  представительности. С этой точки  зрения демократия это прямое правление  народа, который в состоянии сам  выразить свою позицию и волю. Отсутствует  разделение на управляющих и управляемых. Высказывание мнения происходит на собраниях.

Принципом теории социалистической демократии является классовое господство. Существует две традиции: ортодоксальная (Маркс, Энгельс, Ленин) и реформаторская (Бернштейн, Каутский). В самой идее данной теории общественный интерес страдает из-за господства личностных прав и свобод. По этому все попытки сформировать общую волю имея такое большое разнообразие социальных интересов, привели к тому, что режимы социалистической демократии рухнули.

Так же в современный период появились  теории, которые развивают концепции  вышеизложенных теории, но уже с  учетом динамики демократических процессов.

Теория партиципаторной демократии отрицает разделение политического труда. Личность самоопределяется во всестороннем политическом участии в рамках всего общества и в отдельных сферах его деятельности. Таким образом, ответственность профессионалов и не профессионалов в управлении государством фактически равна, что снижает ответственность избираемых лиц. На территории западных стран в 60 годов такая демократия стала особо популярна и возникло множество движений действующих по такому принципу. Они фактически отрицали чье-либо принуждение и давление.

Существенный вклад в историю  демократии в первой половине 20 века внесли сторонники плюрализма (Даль Трумэн, Ласки). В данной концепции демократии предполагается свободное соревнование различных групп, которые являются главной движущей силой политики. Сплоченность действий всех организаций  исключает вариант монополизации  одной из них, по этому приходится достигать своих целей с помощью компромиссов с остальными. Демократия является вечно изменяемым режимом из-за динамики внутренних процессов и постоянным движением правящего большинства. Но для успешного функционирования данной концепции нужно достичь единства в понимании базовых идеалов и ценностей для всего общества, так как в противном случае возникнут непреодолимые препятствия для принятия государством единых решений. В данной ситуации мало учитывается роль личности в политическом процессе, а степень влияния различных групп снижается до минимума.

Существует идея консоциальной  демократии, предложенная А. Лейпхартом. Он предложил оригинальную модель, сутью которой является «разделение власти», что поможет представлять свои интересы меньшинству, которые не могут получить доступ к рычагам государственной власти. В таком случае предполагается существование в правительстве всех партий, которые представляют основные слои общества. Является очень важным грамотное пропорциональное соотношение существующих партий. Не мало важно оставлять группам максимум автономии, что бы они свободно могли решать свои внутренние вопросы. Так же при рассмотрении вопросов должно учитываться мнение не обычного, а квалифицированного большинства, что дает меньшинствам дополнительную возможность защищать свои интересы.

Такая практика демократического соучастия  во власти, выступающая против отдаления  меньшинств от власти в оппозицию, является возможной только если у групп существует своя политическая организация, и они проводят самостоятельную политику. Но в тоже время, решающее слово все равно остается за элитой, которой требуется больше свободы и независимости, для меньшей подверженности давлению рядовых членов. Это помогает избежать противоречия, даже если присутствует непонимание и разногласия на низовом уровне. Но для этого необходимо наличие некоторых ценностей, общих для всех, например отсутствие насилия. Особое положение элит приводит к их эгоизму и неподчиненности руководителей членам групп. Следовательно, консорциальная демократия может существовать только в тех странная, где присутствует высоко ответственный правящий класс.

Так же в последние годы стала  очень распространена теория рыночной демократии, которая является неким  аналогом экономической системы, только здесь вместо обмена товарами существует обмен выгодами, привилегиями, статусами  на поддержку избирателей. Очень  важна правильная стратегия как  точка пересечения позиции кандидата  во власть с позициями избирателей. Недостатком является манипуляция  волей граждан, что по своей сути не отрицает сути демократии, так как  каждый волен добиваться своих целей  как ему будет удобнее.

3. Факторы, влияющие на современную демократию

Современное понимание демократии не может быть полным без разговора  о техническом развитии современного общества. Появление и широкое  распространение электронных систем вызвало некоторые изменения  в жизни демократии. Традиционные процедуры теперь связанны с технической  оснащенностью власти, например во время выборов, референдумов и так  далее. Технический прогресс приносит новые проблемы.

Тот факт, что широкие слои населения  вовлекаются в политическую жизнь  страны, заставило ученых увеличить  роль рядовых граждан в рамках процедурного подхода. Американский политолог  А. Этциони предложил концепцию, при которой восприимчиво реагирует на импульсы и запреты, поступающие из общества. Именно такая чуткая реакция, способность к диалогу с гражданами является показателем демократической политике. Идеи Этциони, оценивающие роль общественности более высоко, нашли свою поддержку в концепции рефлексирующей демократии. Главную роль играет заинтересованность власти в участии общественного мнения, и полная подчиненность власти народу.

Для стабильности демократического режима, важно соблюсти следующее условие: достаточное количество духовно-психологических  и материальных ресурсов. С такой  точки зрения демократия схожа с  любым другим политическим режимом. Но демократические ресурсы способны к самовозобновлению в границах устоявшихся систем институтов. Демократия подвержена опасностям, но когда достигается стабильность, возможно проведение социальных и экономических реформ, без значительного удара по нормам и институтам.

Условия стабильности можно разделить  на внутренние и внешние. Так же существуют другие, географические, социокультурные и экономические условия демократической стабильности, но этот вопрос требует отдельного разговора, а так же до сих пор нельзя точно сказать какое отношение имеют внесоциальные факторы к становлению демократических институтов.

К внешним аспектам демократической  стабильности будет правильно причислить такое общество, которое минимальным  образом вмешивалось с целью  изменения данной политической системы  на другую. Самые разнообразные условия могут считаться благоприятными, и это никак не зависит от размеров и ресурсов страны. Например небольшие по своему размеру европейские страны с демократическим режимом чувствовали себя комфортно во время «холодной войны». Сегодня же такие страны как Австрия и Германия мало застрахованы от пограничных вспышек национализма со стороны модернизующихся посткоммунистических стран, а так же других проявлений нестабильной ситуации.

Информация о работе Факторы, влияющие на современную демократию