Теоретические основы взимания налога на имущество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей механизма взимания налога на имущество и его роли в формировании доходной части бюджетов.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие имущественного налогообложения в Республике Казахстан;
2) Рассмотреть основные элементы механизма установления и начисления имущественного налога в Республике Казахстан;
3) Проанализировать международный опыт налогообложения имущественным налогом.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы взимания налога на имущество
5
1.1
Понятие и содержание налога на имущество
5
1.2
Теоретические основы налогообложения недвижимости
7
2
Механизм взимания налога на имущество
11
2.1
Механизм взимания налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
11
2.2
Механизм взимания налога на имущество физических лиц
17
3
Мировой опыт взимания налога на имущество
26
3.1
Европейский опыт взимания налога на имущество
26
3.2
Опыт США в области взимания налога на имущество
35
Заключение
38
Список использованной литературы
40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Что касается транспортного  налога, то в большинстве зарубежных стран его не существует. Вместо него могут взиматься следующие  налоги:

• Налог на имущество - налог, прямо или косвенно зависящий от стоимости автомобиля. Несмотря на существование подоходного налога, во многих странах взимается и налог на имущество; от этого налога обычно труднее уклоняться, чем от подоходного налога.

• Дорожный налог - налог, деньги от уплаты которого идут на строительство и ремонт автотрасс.

• Экологический налог - налог, стимулирующий приобретение автомобилей, меньше отравляющих атмосферу, либо пользование незагрязняющими  типами транспорта (метро, троллейбус).

Налоги с населения - неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Но и сами налоги с населения имеют большой ряд недостатков. Одним из таких недостатков является непрогрессивность налогов. Наша система налогообложения имущества физических лиц громоздка и требует упрощения, посредством отмены множества льгот и скидок. Надо в первую очередь реформировать налоговое законодательство (что сейчас и пытаются делать органы государственной власти). Без налогового законодательства невозможно нормальное функционирование казахстанской экономики. Только когда мы решим проблему с законом о налогообложении имущества с физических лиц, решим все остальные проблема данного сектора экономики.

Налоговая система в  целом нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.

Кроме того, необходимо реализовать  ряд мер в области налогового администрирования, позволяющих обеспечить четкую регламентацию полномочий и  действий налоговых органов при  осуществлении ими контрольных мероприятий, включая определение порядка проведения всех видов налоговых проверок, досудебного урегулирования налоговых споров, истребования документов, установление жестких максимальных сроков проведения проверок.

На основании проведенной  работы можно проследить особенности совершенствования налога на имущество физических лиц, взаимоотношения налоговой инспекции с налогоплательщиками и выделить основные направления системы взимания налога:

 • упростить налоговый  учет и отчетность;

 • усовершенствовать  механизм предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей;

 • реализовать  ряд мер в области налогового  администрирования полномочий и  действий налоговых органов при  осуществлении ими контрольных  мероприятий;

 • применение новых  информационных технологий;

Налоги на имущество  физических лиц являются регулярными  и взыскивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество  или нет. Налоги на имущество физических лиц охватывают значительную часть  населения страны.

3.2 Опыт США  в области взимания налога на имущество

 

Поимущественные налоги в США являются одними из первых налогов, получивших развитие в стране. В доходах местных бюджетов их удельный вес достигает 80%.

Объект обложения по налогам на имущество в различных штатах не совпадает. В четырёх штатах облагается только недвижимость – земля, находящиеся на ней постройки и постоянные сооружения. В остальных штатах поимущественные налоги взимаются по движимому (машины, оборудование, товарные запасы и др.) и недвижимому имуществу. Ставки налогов на уровне штатов по облагаемому имуществу юридических и физических лиц устанавливаются в пределах от 0,5 до 5% (ставка поимущественного налога на капитал корпораций составляет 0,75%).

Местные поимущественные налоги взимаются с юридических и физических лиц, владеющих собственностью, подлежащей налогообложению. К собственности, подлежащей налогообложению, относится недвижимость и личная собственность (машины, оборудование, облигации, драгоценности).

Налоговая база определяется как оценочная стоимость собственности, которая, в свою очередь, устанавливается в заданной пропорции к рыночной цене (около 30 – 35% от рыночной цены). Оценка собственности производится один раз в 2 – 3 года. Она учитывает степень износа и складывающиеся на данный момент цены на рынке. Ставки местных поимущественных налогов колеблются в пределах от 1 до 3%.

Известно, что в идеале система налогообложения должна нести в себе три функции: фискальную, то есть обеспечивать необходимый уровень  поступлений в государственный  бюджет, стимулирующую – способствовать развитию экономики, и социальную – обеспечивать выполнение принципа социальной справедливости и поддерживать группы населения с низкими или фиксированными доходами (пенсионеры, учащиеся, инвалиды). Проблемы выработки политики налогообложения, в той или иной мере отвечающей перечисленным требованиям, привлекали внимание ученых и практиков в различных странах на протяжении, по крайней мере, нескольких столетий.

Так, еще Адам Смит предлагал  перенести основную часть налогового бремени с прибыли и заработной платы на земельную ренту. Это, по его мнению, должно было способствовать, во-первых, вложениям средств в совершенствование производства, во-вторых, сдерживанию роста цен, и, в-третьих, перераспределению обязанностей по уплате налогов в основном на наиболее материально обеспеченный слой населения того времени – крупных земельных собственников (лендлордов) [23, с. 22].

Разумеется, для конкретной ситуации, складывающейся в определенной стране на каком-либо отрезке истории, необходим поиск адекватных именно этой ситуации путей решения возникающих проблем. Современное состояние российской экономики характеризуется продолжающимся спадом производства в ряде отраслей, несением основной налоговой нагрузки производителями товаров и услуг, высокими ставками налогов и значительным общим количеством их видов. Это приводит, с одной стороны, к сокращению базы для сбора налогов, а с другой – к стремлению к сокрытию доходов, и в результате – к недостаточным поступлениям средств в бюджеты различных уровней. При этом доходная база местных бюджетов характеризуется особенной нестабильностью и зависимостью от трансфертов.

Для выхода из создавшейся  ситуации необходим целый комплекс мер по реформированию существующей системы налогообложения, в частности, сокращение общего числа налогов и снижение их ставок. Наряду с этим он должен решать и задачи, способствующие повышению собираемости налогов. В этой связи в качестве одной из составляющих проводимой налоговой реформы весьма перспективным представляется введение нового налога на недвижимость по ее рыночной стоимости с одновременной отменой существующих имущественных платежей (налог на имущество физических лиц, налог на имущество предприятий, плата за землю). Действительно, по своему содержанию этот новый налог мог бы выполнять все три вышеперечисленные функции.

Вместе с тем конкретные особенности налогообложения недвижимости могут отличаться друг от друга по странам.

Так, в Канаде единый налог  на недвижимое имущество (real estate tax) существует во всех провинциях, обычно на местном уровне, и в целом основывается на ежегодно оцениваемой стоимости недвижимости (рыночной стоимости земли со всеми сооружениями, которые на ней находятся). Ставки различаются в зависимости от вида имущества и в различных административно-территориальных единицах. Местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Ставка налога, таким образом, является переменной величиной.

В США не существует единого  налога на федеральном уровне. Налоги на недвижимость налагаются в некоторых штатах (США), либо на местном уровне. Местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы. Они наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок. В городе Уинтон (штат Иллинойс, США) – налогооблагаемая база равна 1/3 рыночной стоимости, владелец получает раз в 4 года письмо с уточненной оценкой его собственности.

В США некоторые налоги (дорожный, экологический) включены в цену бензина, кроме того, ежегодно надо платить personal property tax, прямо пропорциональный цене автомобиля. Дорожный и экологический налоги являются федеральными, в то время как величина рersonal property tax определяется каждым штатом самостоятельно.

Несомненно, что мировой  опыт должен использоваться в налоговом  законодательстве и налоговой практике, но с учётом различий, связанных  с состоянием и уровнем развития экономики, судебной системы, уровнем  правовой культуры населения и работников налоговых органов, исторических факторов и т.п. Американская же система права, вообще, построена на совершенно иных принципах, нежели казахстанская.

Очень интересен и  поучителен для нас опыт разработки общенормативных налоговых инструкций не только наличием специальных процедур и органов, ответственных за эту работу, но, главным образом, широким и юридически оформленным участием общественности в оценке проектов, её влиянием на конечный результат работы. У нас подобная практика не имеет широкого распространения, нормативно не закреплена. Так же будет очень полезен для нас опыт в области транспортного налогообложения, так как дорожный и экологический налоги несут целевой и стимулирующий характер.

Подоходный налог в  США является частью и федеральных налогов, и налогов штатов, и местных налогов, т. е. распределяется между всеми ветвями власти. Федеральный подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на три вида: “валовый”, т. е. общая сумма доходов из любых источников; “очищенный доход”, то есть валовый доход за вычетом расходов и  стандартной скидки; “облагаемый доход”, т. е. очищенный доход за вычетом ряда расходов и необлагаемого минимума.

При подоходном налоге штатов ставки обычно не достигают  низших ставок федерального подоходного налога и значительно ниже федеральных ставок по уровням доходов. Обычно исчисление такого налога осуществляется в прогрессии. Особенностью местного налогообложения  является то, что суммы местного подоходного налога, уплаченные налогоплательщиком в бюджет штатов, вычитаются при расчете местного подоходного налога. Следующим по значимости следует федеральный налог на социальное  страхование. В США существует 2 системы страхования: страхование по безработице и  страхование  престарелых.

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного  материала дипломной работы можно  сделать следующие выводы: местные  налоги - это налоги и сборы, поступающие  в доход местных бюджетов, устанавливаемые  местными органами власти и взимаемые  на подведомственной им территории. Поступления по этим платежам поступают в бюджет региона и используются на нужды того местного региона, в пределах которого они собраны или поступили от объектов налогообложения, принадлежащих данному региону; местные налоги позволяют более полно учесть разнообразные местные потребности и виды расходов местных бюджетов.

В Бюджетном Кодексе  Республики Казахстан установлено, что к местным налогам относятся  и налог на имущество. Роль местных  налогов в налоговой системе  Казахстана заключается в том, что  местные налоги не только являются основным источником пополнения доходных средств местных бюджетов, но и гарантируют финансовую поддержку и развитие важных для регионов различных социально - экономических программ. И немало важным является тот факт, что от правильного исчисления и механизма взимания имущественного налога влияющего на пополнения доходной части местного бюджета зависит благосостояние граждан, как региона, где они взимаются, так и всей экономики Республики Казахстан.

Развитие местного налогообложения является одним из наиболее противоречивых аспектов становления децентрализованной бюджетно-налоговой системы в Республике Казахстан. Поэтому существует множество проблем препятствующих развитию местных налогов и всей системы местного налогообложения Казахстана.

В перспективе совершенствования  местных налогов и системы  местного налогообложения необходимо:

- совершенствование налогового  законодательства в сфере местного  налогообложения и упрощения  процедуры уплаты налогов для  стимулирования добровольного выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками.

- совершенствование механизма  оценки и прогнозирования налоговых  доходов регионов в процессе  бюджетного прогнозирования для  повышения налогового потенциала  местных бюджетов;

- совершенствование механизма налогового администрирования в сфере установления и взимания налогов;

- формальное закрепление  разграничения полномочий в сфере  налогообложения на местном уровне. В ходе данного разграничения  необходимо определить закрытый  перечень элементов налогообложения по местным налогам, который может регулироваться государственными органами власти.

- территориальный принцип  налогообложения должен найти  отражение в законодательстве  РК в отношении общегосударственных  и местных налогов. Например, проведение  конкретизации сферы действия местных решений об установлении каждого вида налога, сокращения масштабов схем искусственного распределения налогов между местными бюджетами, с целью устранения практики искусственного перемещения налоговой базы за пределы региона.

- возможность расширения налоговых полномочий регионов в отношении расширения их прав в сфере непосредственно сбора налогов. Пересмотр структуры местных налогов может привести к целесообразности создания местных налоговых служб. Но и при сохранении единой вертикали налоговых органов необходимо обеспечить их подотчетность местным властям в отношении сбора налогов в местные бюджеты.

Информация о работе Теоретические основы взимания налога на имущество