Теоретические основы взимания налога на имущество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей механизма взимания налога на имущество и его роли в формировании доходной части бюджетов.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие имущественного налогообложения в Республике Казахстан;
2) Рассмотреть основные элементы механизма установления и начисления имущественного налога в Республике Казахстан;
3) Проанализировать международный опыт налогообложения имущественным налогом.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы взимания налога на имущество
5
1.1
Понятие и содержание налога на имущество
5
1.2
Теоретические основы налогообложения недвижимости
7
2
Механизм взимания налога на имущество
11
2.1
Механизм взимания налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
11
2.2
Механизм взимания налога на имущество физических лиц
17
3
Мировой опыт взимания налога на имущество
26
3.1
Европейский опыт взимания налога на имущество
26
3.2
Опыт США в области взимания налога на имущество
35
Заключение
38
Список использованной литературы
40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

Одним из методов решения  существующих проблем налогообложения  недвижимости является введение нового налога на недвижимость, консолидирующего в себе земельный налог и налоги на имущество, стоимость имущества для целей налогообложения должна определяться на основе рыночной.

Из существующих в  литературе определений налогообложения  недвижимости выпадает основание взимания налога, не учтен тот факт, что  платеж – это процент от стоимости  объекта недвижимости, а не его стоимость. В связи с чем, в предложено определение налогообложения недвижимости, как обязательный безвозмездный платеж денежных средств в местный бюджет на основании налогового законодательства, который составляет определенный процент от оценочной стоимости недвижимого имущества (или процент от налогооблагаемой базы), уплачиваемый налогоплательщиками в отношении объектов недвижимости, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, включая земельные участки, признаваемые объектами налогообложения.

Считаем, что недвижимое имущество для целей налогообложения включает в себя земельный участок (часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке) с находящимися на нем объектами (зданиями и сооружениями), перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, имеющий правообладателя (пользователя) и оценочную стоимость. При невозможности выявления собственника на тот или иной объект недвижимости ответственным за уплату налога является пользователь, или бенефициарий, данного объекта.

В настоящее  время налогообложение недвижимости осуществляется примерно в 130 странах мира, причем отличается существенным разнообразием с точки зрения правового статуса налогоплательщика, объекта налогообложения, способов определения налогооблагаемой базы, принятых процедур взимания налога. Опыт многих развитых рыночных стран свидетельствует о существенной роли, которую играют налоги на недвижимое имущество в составе общего налога на капитал и имущество.

В большинстве  стран мира налог на недвижимость относится к местным налогам, за счет которых формируется значительная доля местных бюджетов. Так в США за счет налогов на имущество формируется около 45% всех доходов местных бюджетов, во Франции – 40%. Местный характер налог на недвижимость носит в Канаде, Эстонии, Финляндии, Франции, Ирландии, Польше, Турции, США.  В Австралии 0,2% доходов от налога поступают в Федеральный бюджет, а основная часть направляется в муниципальные и региональные бюджеты. В Бельгии местные и региональные органы власти финансируются за счет пени от несвоевременной или неполной уплаты налога на недвижимость.

Анализ налогообложения  недвижимости стран, лидирующих на мировом  рынке, показывает, что большинство из них решает следующие основные задачи:

- установление  налоговых ставок на уровне  ниже среднемировых;

- отказ от  прогрессивных систем налогообложения  для основной массы налогоплательщиков;

- установление  определенных правил расчета  налогооблагаемой базы, при которых инвестиции полностью освобождаются от налогообложения.

Существующие  в мировой практике системы налогообложения  недвижимости включают в себя следующие  основные характеристики:

- способы  определения налогооблагаемой базы;

- способы  определения состава облагаемого имущества;

- принципы  определения различного рода  субсидий и налоговых льгот;

- состав налогоплательщиков;

- порядок  распределения налоговых поступлений  между бюджетами разных уровней;

- порядок  взимания налогов.

По этим признакам  и отличаются друг от друга системы налогообложения недвижимости разных стран, в то же время, несмотря на эти различия, общие черты также выявляются по этим признакам.

Основным  принципом налогообложения недвижимости, в том числе земли, в экономически развитых странах является принцип «ad valorem» (сообразно цене), т.е. налог пропорционален текущей рыночной стоимости недвижимой собственности. Налоговая база определяется исходя из оценки рыночной стоимости недвижимости либо величины приносимого ею дохода при сдаче недвижимости в аренду.

Единый земельный  налог в чистом виде встречается  редко (например, в Австралии). В основном практикуется налогообложение недвижимой собственности, причем в составе недвижимости выделяют застроенную и незастроенную части участка; в незастроенной части различают земли разных категорий, а в застроенной – строения различных категорий.

В большинстве  стран главные налоговые льготы касаются сельскохозяйственных угодий, объектов коммунальных служб, жилья. Также определены налоговые льготы или субсидии для налогоплательщиков с низким доходом. Законодательства многих стран определяют уровень доходов, дающих право на льготы или освобождающих от налога; соответствующее сокращение налоговой выручки полностью компенсируется государством.

Налоги на недвижимость платят собственники либо арендаторы имущества, юридические либо физические лица в зависимости от принятых в той или другой стране критериев определения типов налогоплательщиков. Так, в большинстве стран налогоплательщики делятся на арендаторов и собственников, однако в некоторых странах, например в Германии, налогоплательщики подразделяются на типы без учета имущественного критерия (физические и юридические лица).

Налоги на землю и другую недвижимость являются, в основном, местными налогами. При этом местные органы власти обычно устанавливают ставки и взимают налоги, а управление налогами (определение базы налогообложения, оценка имущества) обычно выполняет высший административный уровень. Во многих странах существуют два вида налогов на недвижимую собственность с точки зрения времени их поступления в бюджет. Это ежегодные налоги на землю и недвижимость и разовые налоги, взимаемые в момент передачи прав собственности на недвижимость.

Проведенный всесторонний анализ мировой практики налогообложения недвижимости позволил определить основные элементы налогообложения недвижимости, которые возможно применить в современных казахстанских условиях. Так, считаем, целесообразно использовать следующие элементы налогообложения при моделировании налога на недвижимость на территории Республики Казахстан (рис.1.):

 

 

 

 

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  НЕДВИЖИМОСТИ

               

статус налога 

местный налог

(Канада, Испания, Австрия, Голландия)

       

налоговая база

оценочная стоимость  объекта недвижимости

(Швеция, Голландия, Филиппины)

     

объект налогообложения

земельный участок  с улучшениями

(Япония, США, Швеция, Филиппины)

     

Льготы

в отношении  объектов недвижимости, а не в отношении  определенных категорий налогоплательщиков

(Япония, Великобритания, Швеция, Дания, Филиппины)

     

плательщики налога

владельцы недвижимости

(Дания,  Филиппины, Франция)


Рисунок 1. Основные элементы налогообложения недвижимости, принятые за рубежом и предлагаемые к адаптации в Казахстане.

 

Таким образом, считаем, что недвижимое имущество для целей налогообложения включает в себя земельный участок (часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке) с находящимися на нем объектами (зданиями и сооружениями), перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, имеющий правообладателя (пользователя) и оценочную стоимость. При невозможности выявления собственника на тот или иной объект недвижимости ответственным за уплату налога является пользователь, или бенефициарий, данного объекта.

 

 

 

2 Механизм взимания налога на имущество

 

 

2.1 Механизм взимания налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

Плательщиками налога на имущество являются:

1) юридические лица, имеющие  объект налогообложения на праве  собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на территории Республики Казахстан;

2) индивидуальные предприниматели,  имеющие объект налогообложения  на праве собственности на  территории Республики Казахстан;

3) концессионер, имеющий  на праве владения, пользования объект налогообложения, являющийся объектом концессии в соответствии с договором концессии.

Юридическое лицо своим  решением вправе признать самостоятельным  плательщиком налога на имущество свое структурное подразделение. Если иное не установлено настоящей статьей, решение юридического лица или отмена такого решения вводится в действие с 1 января года, следующего за годом принятия такого решения. В случае если самостоятельным плательщиком налога на имущество признается вновь созданное структурное подразделение, то решение юридического лица о таком признании вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с 1 января года, следующего за годом создания данного структурного подразделения.

Если иное не установлено  статьей 394 НК РК, плательщиками налога на имущество не являются:

1) плательщики единого  земельного налога по объектам  налогообложения, имеющимся на праве собственности, непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции.

Плательщики единого  земельного налога по объектам налогообложения, не используемым непосредственно в  процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции, уплачивают налог на имущество в порядке, установленном настоящим u1088 разделом НК РК;

2) государственные учреждения;

3) государственные предприятия  исправительных учреждений уполномоченного  государственного органа в сфере исполнения уголовных наказаний;

4) религиозные объединения.

Юридические лица, указанные в подпунктах 3) и 4) пункта 3 ст. 394 НК РК, являются плательщиками налога по объектам налогообложения, переданным в пользование, доверительное управление или аренду.

При передаче собственником  объекта налогообложения в доверительное управление налогоплательщик определяется в соответствии со статьями 35 и 36 НК РК.

При этом уплата налога доверительным  управляющим является исполнением  налогового обязательства собственника объекта налогообложения.

Если объект налогообложения  находится в общей долевой собственности нескольких лиц, за исключением объектов налогообложения, входящих в состав активов паевого инвестиционного фонда, налогоплательщиком признается каждое из этих лиц.

Плательщиком налога по объектам налогообложения, находящимся в общей совместной собственности, может являться один из собственников данных объектов налогообложения по согласованию между ними.

Плательщиком налога по объектам, переданным в финансовый лизинг, является лизингополучатель.

Плательщиком налога по объектам налогообложения, входящим в состав активов паевого инвестиционного фонда, является управляющая компания паевого инвестиционного фонда.

Объектом налогообложения  для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц являются находящиеся  на территории Республики Казахстан:

1) здания, сооружения, относящиеся  к таковым в соответствии с  классификацией, установленной государственным  уполномоченным органом в области  технического регулирования, и  учитываемые в составе основных  средств или инвестиций в недвижимость  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

2) здания, сооружения, являющиеся  объектами концессии, права владения, пользования на которые переданы по договору концессии.

Не являются объектами  налогообложения:

1) земля как объект  обложения земельным налогом  в соответствии со статьями 375 и 376 НК РК;

2) здания, сооружения, находящиеся  на консервации по решению  Правительства Республики Казахстан;

3) государственные автомобильные  дороги общего пользования и  дорожные сооружения на них:

- полоса отвода;

- конструктивные элементы дорог;

- обстановка и обустройство дорог;

- мосты;

- путепроводы;

- виадуки;

- транспортные развязки;

- тоннели;

- защитные галереи;

- сооружения и устройства, предназначенные для повышения безопасности дорожного движения;

- водоотводные и водопропускные сооружения;

- лесополосы вдоль дорог;

- линейные жилые дома и комплексы дорожно-эксплуатационной службы;

Информация о работе Теоретические основы взимания налога на имущество