Теоретические основы взимания налога на имущество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей механизма взимания налога на имущество и его роли в формировании доходной части бюджетов.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие имущественного налогообложения в Республике Казахстан;
2) Рассмотреть основные элементы механизма установления и начисления имущественного налога в Республике Казахстан;
3) Проанализировать международный опыт налогообложения имущественным налогом.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы взимания налога на имущество
5
1.1
Понятие и содержание налога на имущество
5
1.2
Теоретические основы налогообложения недвижимости
7
2
Механизм взимания налога на имущество
11
2.1
Механизм взимания налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
11
2.2
Механизм взимания налога на имущество физических лиц
17
3
Мировой опыт взимания налога на имущество
26
3.1
Европейский опыт взимания налога на имущество
26
3.2
Опыт США в области взимания налога на имущество
35
Заключение
38
Список использованной литературы
40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение

3

1

Теоретические основы взимания налога на имущество

5

1.1

Понятие и содержание налога на имущество

5

1.2

Теоретические основы налогообложения  недвижимости

7

2

Механизм взимания налога на имущество

11

2.1

Механизм взимания налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

11

2.2

Механизм взимания налога на имущество физических лиц

17

3

Мировой опыт взимания налога на имущество

26

3.1

Европейский опыт взимания налога на имущество

26

3.2

Опыт США в области  взимания налога на имущество

35

Заключение

38

Список использованной литературы

40


 

 

 

Введение

 

Актуальность темы работы обуславливается тем, что налоги в Республике Казахстан взыскиваются на основе Налогового Кодекса Республики Казахстан от 19 июня 2001 года. Основным органом, осуществляющим налоговое регулирование, является Налоговый Комитет и его подразделения.

По своему содержанию налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и  повышению эффективности социально-экономической политики государства.

Казахстан конституционно признал право частной собственности  с вытекающими из этого рыночными  отношениями. Рыночные отношения в  Казахстане прочно вошли в жизнь  общества и из года в год приобретают  более совершенный вид. Поэтому за короткий промежуток времени своего независимого существования Казахстан уже в третий раз принимает Закон о налогообложении, постоянно совершенствуя его содержание, адаптируя к постоянно изменяющимся условиям экономики.

Налог на имущество является одной из важнейших составных пополнения дохода государства. Особенностью этого налога является то, что он помимо фискальной функции пополнения доходной части государства, выполняет регулирующую роль экономических отношений. Действительно, государство гибкой налоговой политикой стимулирует приобретение и использование недвижимости физическими лицами и основных средств юридическими лицами, наиболее оптимальный в этот отрезок времени.

Налог на имущество относится  к категории прямых (подоходно-поимущественных) налогов и взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество). Экономическая сущность данного налога - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество предприятий (субъектов предпринимательской деятельности) – эффективное производственное использование имущества, сокращение размеров неиспользуемых запасов сырья, материалов.

Налог на имущество является важным источником поступлений в  местный бюджет. С введением Налогового кодекса произошло деление данного  налога в зависимости от плательщика  на налог на имущество физических лиц и налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сегодня важна налоговая  реформа на региональном и местном  уровнях, требующая изменений в  структуре и в содержании элементов  налогов.

В этих целях предполагается коренным образом изменить систему  имущественного налогообложения - налоги на имущество должны стать весомым источником доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества. Именно в этом контексте в данном диссертационном исследовании автор рассматривает направления совершенствования имущественного налогообложения.

Для физических лиц все  очень просто, в Налоговом кодексе  указаны конкретные ставки, в зависимости  от стоимости имущества. Относительно юридических лиц ситуация обстоит иначе. Существует много непонятных моментов относительно объектов обложения по данному налогу.

Цель данной работы заключается  в рассмотрении особенностей механизма  взимания налога на имущество и его роли в формировании доходной части бюджетов.

Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:

1) Раскрыть понятие имущественного налогообложения в Республике Казахстан;

2) Рассмотреть основные элементы механизма установления и начисления имущественного налога в Республике Казахстан;

3) Проанализировать международный опыт налогообложения имущественным налогом.

Теоретическая значимость данной работы в том, что в ней  подробно рассмотрен механизм взимания налога на имущество.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее можно использовать для дальнейшего изучения этой темы, а также в том, что знания, полученные в процессе выполнения работы очень ценны и могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

Предметом исследования является пути и способы решения  проблем взимания имущественного налога.

Объектом исследования является механизм налога на имущество в Республике Казахстан.

Логика построения определила следующую структуру данной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы. В первой главе раскрываются понятие имущественного налогообложения в Республике Казахстан. Во второй главе рассматривается механизм экономическое содержание и значение налога на имущество.

В третьей главе исследуются международные аспекты и опыт взимания налога на имущество.

Теоретической базой  при написании данной работы явились  научные труды казахстанских  и зарубежных ученых экономистов: Ильясова К.К., Худякова А.И., Черник Д.Г. и других.

Правовой основой при  написании данной работы являются: Налоговый Кодекс Республики Казахстан, Бюджетный Кодекс РК. Информационной базой послужили материалы периодических изданий, интернет- ресурсы следующих сайтов: www.salyk.kz., www.minfin.kz .

 

1. Теоретические  основы взимания налога на  имущество 

 

1.1 Понятие  и содержание налога на имущество

 

Широко используемое в современном налоговом законодательстве понятие "имущественные налоги" является, по существу, собирательным. Под общей шапкой скрывается целый  конгломерат налогов и сборов по отношению к различным видам  имущества. Наиболее общий, объединяющий их признак состоит, во-первых, в том, что все они принадлежат к числу прямых. Во-вторых, их плательщиками являются лица, владеющие имуществом. В-третьих, объектом обложения служит имущество само по себе, а не как источник дохода. В остальном можно говорить об огромном разнообразии и многовариантности имущественных налогов. Различия касаются их наименования, круга субъектов и видов облагаемого имущества, способов исчисления, порядка уплаты налогов и прочее. Среди них есть как регулярные (систематические, текущие), взимаемые с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом (например, земельный налог), так и разовые, уплата которых связывается с каким-либо событием (переход имущества в порядке наследования и дарения, сделки купли-продажи и другие операции с имуществом).

По-разному комбинируется  и обложение имущества в рамках отдельных налогов на имущество, хотя при всем этом круг подлежащих обложению видов имущества повсюду  чрезвычайно широк. Объектом обложения может быть недвижимое имущество (главным образом земля, здания и строения). В некоторых странах законы о налогообложении недвижимости существуют отдельно от других видов налогов на имущество; в других – налогообложение отдельных видов недвижимого имущества включается в общие законы о налогах на имущество.

Особенность имущества  как объекта налогообложения  заключается в том, что имущество  гражданина является одним из реальных показателей его финансовой состоятельности, а, следовательно, и налогоспособности: чем выше уровень доходов, тем большая часть из них тратится на «имущественное употребление». При этом имущественные платежи воспринимаются более благосклонно: в сознании большинства людей они представляют собой своеобразную плату государству за выполнение им функции защиты частной собственности, тогда как налогообложение доходов всегда воспринимается как покушение на результаты усилий, к которым государство не имеет никакого отношения.

Имущественные налоги принадлежат  к числу традиционных сборов, которые хорошо известны большинству современных государств. Однако за время своего существования этот вид налогообложения претерпел и продолжает претерпевать значительные трансформации. Проходящая ныне глобальная налоговая реформа, со свойственной ей общей тенденцией к расширению базы налогообложения и соответственно поискам новых форм и видов обложения, не могла не отразиться на правовом регулировании налогообложения имущества физических лиц.

В настоящее время  в Казахстане физические лица уплачивают налоги с недвижимого имущества (строения, земля), транспортных средств, а именно:

- налог на имущество физических лиц (со строений);

- земельный налог;

- транспортный налог.

В общем виде, объектами  обложения налогом на имущество  являются:

- у граждан — находящиеся  в их личном пользовании жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, помещения, не используемые в предпринимательской деятельности;

- у юридических лиц  и физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью, 

- амортизируемые активы (в соответствии с действующим законодательством в области бухгалтерского учета активами, подлежащими амортизации, считаются основные средства и нематериальные активы).

Юридические и физические лица, имеющие указанные выше объекты  на праве собственности, доверительного управления собственностью, а также на правах хозяйственного или оперативного управления, обязаны уплачивать налог на имущество. В случае, если нерезиденты Казахстана имеют на территории Казахстана указанные выше объекты обложения, они обязаны исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке. Самостоятельными плательщиками налога на имущество также признаются филиалы, представительства и иные структурные подразделения юридических лиц, имеющие объекты обложения на указанных выше правах.

Ставки налога на имущество  также различны:

- на имущество граждан применяются прогрессивные ставки (по мере увеличения стоимости объекта ставка налога прогрессирует);

- на объекты обложения  юридических лиц (в том числе  нерезидентов), их филиалов и иных структурных подразделений, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, — ставка налога 1%.

Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по налогу на имущество является календарный  год.

Для исчисления налога, подлежащего уплате гражданами за имущество, находящееся в личном пользовании и не используемое в предпринимательской деятельности, ежегодно не позднее 15 апреля органы по оценке и регистрации недвижимости и правления садоводческих товариществ (обществ) представляют в территориальные налоговые комитеты списки находящихся в собственности граждан объектов, их оценочной стоимости и другие сведения. Указанные данные составляются по состоянию на 1 января отчетного года.

На основе этих данных территориальные налоговые комитеты определяют сумму налога путем применения прогрессирующих ставок налога к оценочной стоимости объектов. Граждане получают от территориальных налоговых комитетов платежные извещения об уплате налога не позднее 1 августа текущего года, сумму налога они должны уплатить непозднее 1 октября этого же года. Налог уплачивается в соответствующий местный бюджет по месту нахождения объектов.

Юридические лица (в том  числе нерезиденты), их филиалы и  иные структурные подразделения, а  также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, самостоятельно исчисляют налог на имущество и уплачивают его по месту нахождения объектов.

 

 

1.2 Теоретические  основы налогообложения недвижимости

 

Современная система  налогообложения недвижимого имущества в Казахстана включает следующие налоги: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог. Несмотря на то, что объектом указанных налогов является недвижимость, эти налоги исчисляются различными методами – у одних ставки твердые, у других – адвалорные, прогрессивные (налог на имущество физических лиц). При этом базы указанных налогов рассчитываются исходя из разных стоимостных показателей, которые не соответствуют реальным ценам на недвижимость. Данные налоги взимаются с имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц. В настоящее время развитие налоговых отношений характеризуется наличием целого ряда проектов, направленных на создание оптимальной системы региональных налогов. Поэтому одной из задач, поставленных Президентом РК о реформировании экономики, является поиск новой, более эффективной и прогрессивной формы налогообложения недвижимости. Данный процесс предполагает одновременное осуществление комплекса мероприятий с учетом основных достоинств имущественного налогообложения, поскольку оно является наиболее стабильным источником доходов бюджета на местном уровне. Более того, на практике развитый механизм налогообложения превращает имущественные налоги в средство повышения эффективности использования ресурсов и модернизации производства.

Информация о работе Теоретические основы взимания налога на имущество