Теоретические основы взимания налога на имущество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении особенностей механизма взимания налога на имущество и его роли в формировании доходной части бюджетов.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие имущественного налогообложения в Республике Казахстан;
2) Рассмотреть основные элементы механизма установления и начисления имущественного налога в Республике Казахстан;
3) Проанализировать международный опыт налогообложения имущественным налогом.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы взимания налога на имущество
5
1.1
Понятие и содержание налога на имущество
5
1.2
Теоретические основы налогообложения недвижимости
7
2
Механизм взимания налога на имущество
11
2.1
Механизм взимания налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
11
2.2
Механизм взимания налога на имущество физических лиц
17
3
Мировой опыт взимания налога на имущество
26
3.1
Европейский опыт взимания налога на имущество
26
3.2
Опыт США в области взимания налога на имущество
35
Заключение
38
Список использованной литературы
40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

 

Коэффициент зонирования (К зон), учитывающий месторасположение  объекта налогообложения в населенном пункте, устанавливается уполномоченным государственным органом в сфере регистрации прав на недвижимое имущество по согласованию с местным исполнительным органом.

Коэффициент изменения  месячного расчетного показателя (К  изм.мрп) определяется по формуле:

 

К изм.мрп = мрп тек.г. / мрп предыд.г.,                (6)

 

где:

мрп тек.г. – месячный расчетный показатель, установленный  законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года;

мрп предыд.г. – месячный расчетный показатель, установленный  законом о республиканском бюджете  и действующий на 1 января предыдущего финансового года.

 

В случае, когда холодная пристройка, хозяйственная (служебная) постройка, цокольный этаж, подвал, гараж являются частью жилища или объекта незавершенного строительства, налоговая база определяется как совокупная стоимость таких объектов налогообложения, определенная уполномоченным государственным органом в сфере регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 406 НК РК.

В случае, когда по нескольким объектам налогообложения плательщиком налога является одно физическое лицо, налоговая база рассчитывается уполномоченным государственным органом в сфере регистрации прав на недвижимое имущество отдельно по каждому объекту.

По находящимся на праве собственности зданиям (частям зданий), за исключением объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 396 НК РК и объектов, налоговая база по которым исчисляется в соответствии со статьей 406 НК РК, физическое лицо (в том числе частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат) исчисляет, уплачивает налог на имущество и представляет налоговую отчетность по данному налогу в порядке, установленном главой 57 НК РК для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе патента, с применением ставки, установленной пунктом 2 статьи 398 НК РК. Налоговая база по таким зданиям (частям зданий) определяется в соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РК.

Налог на имущество физических лиц, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 406 НК РК, исчисляется в зависимости от стоимости объектов налогообложения по следующим ставкам (таблица 7):

 

Таблица 7. Ставка Налога на имущество физических лиц

№ п/п

Налоговая база

Ставка

1.

До 1 000 000 тенге включительно

0,05 % от стоимости объектов  налогообложения

2.

Свыше 1 000 000 тенге

До 2 000 000 тенге включительно 500 тенге + 0,08% с суммы, превышающей 1 000 000 тенге

3.

Свыше 2 000 000 тенге

До 3 000 000 тенге включительно 1300 тенге + 0,1% с суммы, превышающей 2 000 000 тенге

4.

Свыше 3 000 000 тенге

До 4 000 000 тенге включительно 2300 тенге + 0,15% с суммы, превышающей 3 000 000 тенге

5.

Свыше 4 000 000 тенге до 5 000 000 тенге включительно

3 800 тенге + 0,2 % с суммы, превышающей 4 000 000 тенге

6.

Свыше 5 000 000 тенге до 6 000 000 тенге включительно

5 800 тенге + 0,25 % с суммы, превышающей 5 000 000 тенге

7.

Свыше 6 000 000 тенге до 7 000 000 тенге включительно

8 300 тенге + 0,3 % с суммы, превышающей 6 000 000 тенге

8.

Свыше 7 000 000 тенге до 8 000 000 тенге включительно

11 300 тенге + 0,35 % с суммы, превышающей 7 000 000 тенге

9.

Свыше 8 000 000 тенге до 9 000 000 тенге включительно

14 800 тенге + 0,4 % с суммы, превышающей 8 000 000 тенге

10.

Свыше 9 000 000 тенге до 10 000 000 тенге включительно

18 800 тенге + 0,45 % с суммы, превышающей 9 000 000 тенге

11.

Свыше 10 000 000 тенге до 50 000 000 тенге включительно

23 300 тенге + 0,5 % с суммы, превышающей 10 000 000 тенге

12.

Свыше 50 000 000 тенге до 120 000 000 тенге включительно

223 300 тенге + 0,75 % с суммы, превышающей 50 000 000 тенге

13.

Свыше 120 000 000 тенге

748 300 тенге + 1 % с суммы, превышающей 120 000 000 тенге


 

Исчисление налога по объектам налогообложения физических лиц производится налоговыми органами не позднее 1 августа налогового периода по месту нахождения объекта налогообложения независимо от места жительства налогоплательщика путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе.

Если объект налогообложения  находится на праве собственности  менее двенадцати месяцев в течение налогового периода, налог на имущество, подлежащий уплате, рассчитывается путем деления суммы налога, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 409 НК РК, на двенадцать и умножения на количество месяцев нахождения объекта налогообложения на праве собственности.

За объект налогообложения, находящийся в общей долевой  собственности нескольких физических лиц, налог исчисляется пропорционально их доле в этом имуществе.

В случае, когда по нескольким объектам налогообложения плательщиком налога является одно физическое лицо, исчисление налога производится по каждому объекту налогообложения отдельно.

При уничтожении, разрушении, сносе объекта налогообложения перерасчет суммы налога производится при наличии документов, выдаваемых уполномоченным органом, подтверждающих факт уничтожения, разрушения, сноса.

При возникновении у  налогоплательщика в течение  налогового периода права на освобождение от уплаты налога перерасчет суммы налога производится с первого числа месяца, в котором возникло это право.

Уплата налога производится в бюджет по месту нахождения объектов обложения не позднее 1 октября отчетного налогового периода.

В случае передачи в течение налогового периода прав собственности на объекты налогообложения сумма налога исчисляется за фактический период реализации прав собственности на имущество.

Сумма налога, подлежащая уплате за фактический период владения объектом налогообложения лицом, передающим права собственности, должна быть внесена в бюджет до или в момент государственной регистрации прав собственности. При этом первоначальному плательщику предъявляется сумма налога, исчисленная с 1 января текущего года до начала месяца, в котором он передает право собственности. Последующему плательщику в уведомлении об исчисленной сумме налога на имущество, направляемом налоговым органом, указывается сумма налога, исчисленная за период с начала месяца, в котором у него возникло право собственности.

Годовая сумма налога может быть внесена в бюджет одной  из сторон (по согласованию) при государственной  регистрации прав собственности на объект налогообложения. В последующем указанные суммы налога вторично не уплачиваются.

В случае, когда на момент государственной регистрации (за исключением первоначальной регистрации) прав на недвижимое имущество стоимость объектов налогообложения уполномоченным государственным органом не определена, налог

уплачивается исходя из суммы налога, исчисленного в  предыдущем налоговом периоде.

Налоговый период для  исчисления и уплаты налога на имущество  физических лиц определяется согласно статье 148 НК РК. При уничтожении, разрушении, сносе объектов налогообложения физических лиц в расчет налогового периода включается месяц, в котором произошел факт уничтожения, разрушения, сноса объектов налогообложения.

 

 

 

 

3 Мировой опыт взимания  налога на имущество

 

3.1 Европейский  опыт взимания налога на имущество

 

 

Имущественный налог  является одной из древнейших форм прямого обложения. Недвижимое имущество и отдельные виды движимого имущества (например, транспортные средства) всегда были удобными объектами налогообложения. Государство с давних времен использует преимущества движимого и недвижимого имущества как объекта налогообложения (определенность в исчислении налогового платежа, предсказуемость сумм поступлений в бюджет по данным налогам, сравнительно легкое администрирование).

Первоначально он представлял  собой обыкновенный сбор при чрезвычайных ситуациях, например, в случае войны. Таким имущественным налогом была афинская "eisphora". В это время серьезное экономическое значение имела только земельная собственность и ее принадлежности, поэтому этот налог был фактически поземельным. С начала IV в. до Рождества Христова он взимался следующим образом: из всего имущества каждого гражданина выделялась часть, которая называлась "тимема". Только "тимема" и облагалась 5-процентным сбором. Относительная величина ее колебалась в зависимости от величины всего имущества. Плательщики делились на 4 класса. Первый класс состоял из плательщиков, все имущество которых представляло ценность от 500 до 12 талантов. 20% их имущества подлежали обложению, у второго класса плательщиков (11-6 талантов) было обложено 16% их имущества; у третьего класса (5-2 талантов) — 12%; у четвертого (1-1/2 тал.) — 8%. Талант ("та́лантон", "вес" греч.) – это мера веса, распространенная в древности на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.

Особое место в ряду податей, налагаемых на имущество, занимает налог на наследство. Данный вид налогообложения существовал еще в Древнем Египте. Греки и римляне переняли опыт египтян, одновременно упростив механизм исчисления и уплаты. Так, римский vicesima haereditarium представлял собой налог на наследство и подарки, который взимался со всех наследников, за исключением близких родственников усопшего. В средние века в Европе было много видов «посмертных» налогов, средства от которых поступали как в пользу феодалов, так и церкви. Вассалы платили феодалам деньги или дарили подарки в случае передачи земли своим наследникам. С XVII в., когда стала укрепляться королевская власть, сначала Голландия, а затем Англия, Франция, Испания и Португалия стали применять налог на наследство в виде гербового сбора.

Как правило, во все исторические времена и во всех государствах имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, особенно в крупных суммах, облагалось налогом в повышенных размерах, так как оно было нажито не в результате деятельности лица, получившего это имущество. Это было оправдано, тем более что государство несло расходы по охране имущества граждан.

Налог на имущество был  распространен в Римской империи. Главным источником доходов в  римских провинциях служил поземельный  налог. Владелец земли должен был  сам оценить свои доходы. В среднем его ставка составляла одну десятую часть доходов с земельного участка. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, ценности, живность, рабы. Поскольку налоги взимались деньгами, собственники должны были производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Это способствовало расширения торгово-денежных отношений, увеличение процесса разделения труда, урбанизации.

В Европе налог на имущество  до позднего средневековья был одной  из главных форм налогообложения. Ему  подвергалась собственность на земельных участках и денежная собственность. Примером может служить германское "Bede". С движимого имущества взимался налог в размере 1, 3%, а с недвижимого - почти 7%. В средние века имущественным налогом также являлась французская "taille". Такая же форма прямого обложения была в средневековой Англии, в итальянских республиках, в Бранденбурге, в Германской империи, в Голландии и др. государствах. Наибольшее развитие имущественное обложение достигает во  Флоренции. Первоначальная его форма ("estimo") была крайне несовершенна. Налог целиком обрушивался на мелких собственников. При Медичи в 1427 г. "estimo" был заменен новым налогом — "catasto", в размере 0,5% с подлежащего обложению имущества.

К настоящему времени  во многих странах накоплен богатый опыт налогообложения недвижимости. Мировая практика уже выработала основные принципы, позволяющие организовать налогообложение наиболее рациональным образом. Эти принципы в той или иной степени нашли отражение в законодательстве большинства стран. К ним можно отнести, в частности, следующее:

1) объектом налогообложения  как правило выступают именно  земля, здания и сооружения, поскольку  их в отличие от движимого  имущества относительно легко  выявить и идентифицировать;

2) в качестве основы  для исчисления базы налога чаще всего выступает рыночная стоимость облагаемых объектов, что стимулирует их экономически наиболее рациональное использование;

3) при определении  стоимости недвижимого имущества  обычно используется не индивидуальная  оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей налогообложения. Это позволяет оценить большое число объектов при относительно небольших затратах. В настоящее время при проведении массовой оценки широко используются компьютеры;

4) льготы предоставляются  либо социально незащищенным  налогоплательщикам, либо по типам  недвижимости, обеспечивающим осуществление  общественно-полезных видов деятельности, либо по объектам, находящимся  в государственной (муниципальной) собственности, чтобы избежать «перекладывания денег из одного кармана в другой». Преимущество обычно отдается льготированию объектов (типов недвижимости), а не налогоплательщиков, в соответствии с принципом: налогом непосредственно облагается сама недвижимость, а не ее владелец [17, c. 54].

Вместе с тем конкретные особенности налогообложения недвижимости могут отличаться друг от друга по странам.

При определении стоимости  объектов для налогообложения, обычно, так или иначе используются рыночные сведения, но и при этом в одних странах (Франция, отчасти Великобритания) в качестве основы берется арендная стоимость (потенциальная среднегодовая величина дохода от аренды недвижимого имущества), а в большинстве других стран, применяющих налог на недвижимость – капитальная, то есть аккумулированная, а не среднегодовая стоимость объекта. В свою очередь, сама методика определения оценочной стоимости базируется либо на сравнении продаж, то есть изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости (Австралия, Дания, Швеция), либо капитализации дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования недвижимого имущества (некоторые кантоны Швейцарии, отдельные объекты недвижимости в Дании и Швеции), либо затратном методе, то есть расчете расходов, которые потребовались бы на полное восстановление данного объекта недвижимости (Индонезия, Япония и Южная Корея – для зданий), либо на сочетании всех трех перечисленных методов (Нидерланды) [30, с. 35].

Схемы предоставления льгот  также могут различаться по странам. Так, в Дании, Швеции, предоставляемые льготы относятся только к объектам недвижимости, но не к налогоплательщикам. В других странах имеет место сочетание того и другого, хотя в основном все равно льготы обычно распространяются на объекты. К льготируемым налогоплательщикам, как правило, относятся пенсионеры и инвалиды, кроме того, в некоторых странах при предоставлении льготы учитывается уровень доходов налогоплательщика. К видам недвижимости, полностью или частично освобождаемым от уплаты налога, в большинстве стран относятся объекты культуры, образования, предназначенные для общественных нужд, государственного управления, для религиозных целей. Освобождение от уплаты налогов может даваться и на некоторой фиксированный срок с целью стимулирования определенных видов деятельности. Так, в Швеции, льгота предоставляется по новостройкам в течении нескольких лет, а в Нидерландах – на период строительства здания.

Информация о работе Теоретические основы взимания налога на имущество