Шпаргалки по "Налоговой политике государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:55, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 3. Формы и методы осуществления налоговой политики.
Вопрос 4. Налоговая политика организации и ее элементы.
Вопрос 6. Налоговая политика в системе факторов социально-экономического развития государства
...
54. Налоговая политика как инструмент преодоления последствий мирового финансового кризиса в России и в странах с рыночной экономикой.

Файлы: 1 файл

zhuravleva.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо рассматривать  эффективность применяемой политики налогов во взаимосвязи с рыночным хозяйствованием,/обращая внимание на полученный эффект на уровне государства,/отрасли  хозяйственного комплекса, отдельных  субъектов различных организационно-правовых форм.

Эффективность налогообложения в процессе разрешения противоречий налоговых отношений  сводится к следующим моментам:

а) для государства: увеличить доходы государственного бюджета за счет налоговых поступлений  и развивать базу налогообложения;

б) для хозяйственных  субъектов, населения: получить, возможно, большие доходы (прибыль) от своей  деятельности, перечислив как можно  менее значительную сумму налогов (сборов);

в) населения: получить достаточные доходы для существования, уплатив необходимые налоги,/за счет которых государство берет на себя обязанности предоставлять ряд услуг образовательного, медицинского характера и других.

Эффективность налогообложения на макроуровне (на уровне государства) проявляется в  уровне доходов федерального бюджета для финансирования основных государственных расходов,/определенных экономическим курсом страны. К числу обобщенных показателей эффективности налогообложения можно отнести:

   - долю  налоговых поступлений в доходах  бюджетной системы;

   - долю  налогов в валовом национальном  продукте, национальном доходе, как  в целом, так и по видам  налогов;

   - потери  налогов в результате неэффективного  построения налоговой модели.

К показателям  народнохозяйственной эффективности  налогообложения, дифференцированным в зависимости от сфер влияния можно отнести:

   - в отраслевом  масштабе:/темпы роста производства, инвестиционных вложений, размер  прибыли,/рентабельность предприятий  различных отраслей;

   - в территориальном  масштабе – состояние доходной базы региональных (местных) бюджетов, долю поступлений от различных видов налогов (прямых и косвенных, федеральных и местных);

   - на уровне  хозяйственных субъектов – научно-обоснованные  соотношения распределения прибыли  (доходов) между бюджетами и предприятиями (долю отчислений в выручке от реализации; долю чистой прибыли предприятия, остающуюся в его распоряжении; динамику роста фонда потребления и доля инвестиций в производство);

   - для  населения – доходы физических  лиц, долю налоговых выплат в доходах, расслоение населения по доходным группам и рядом других показателей.

 

  1. Основные тенденции совершенствования налоговой политики в государствах с рыночной экономикой в последние годы.

К настоящему времени  в Российской Федерации в целом  закончено

формирование основ современной налоговой системы государства с

рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской

налоговой системы  в настоящее время уже не отражают систему налогов и

сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на

общепринятых  в современной мировой практике основных видах налогов с

учетом специфики  российской экономики. Преобразование налоговой

системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с

проведением бюджетной  реформы и преобразованиями в  области

бюджетного федерализма.

Необходимо отметить следующие цели налоговой политики:

1) Отказ от  увеличения номинального налогового  бремени в

среднесрочной перспективе при условии поддержания  сбалансированности

бюджетной системы. При этом не снимается с повестки дня вопрос

дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику, которое  будет

возможно в  рамках обеспечения устойчивости бюджетной  системы.

С учетом роста  расходных обязательств бюджетной  системы,

изменчивости  прогнозов внешнеэкономической  конъюнктуры снижение

налоговой нагрузки на экономических агентов предполагается как за счет

сбалансированного снижения налоговых ставок, так и  путем проведения

структурных преобразований налоговой системы – повышения  качества

налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных

налогов.

2) Унификация  налоговых ставок, повышение эффективности  и

нейтральности налоговой системы за счет внедрения  современных

подходов к  налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот

и освобождений, интеграции российской налоговой системы в

международные налоговые отношения.

"Основные  направления налоговой политики  в последние годы" предусматривают  внесений изменений в налоговое  законодательстве по следующим  направлениям: 1. Контроль за трансфертным  ценообразованием в целях налогообложения. 2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам. 3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний. 4. Проблемы определения налогового резидентства юридических лиц. 5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций. 6. Совершенствование налога на добавленную стоимость. 7. Индексация ставок акцизов. 8. Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами. 9. Налогообложение налогом на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами. 10. Совершенствование налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость). 11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по налогу на доходы физических лиц. 12. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых. 13. Создание особых экономических зон портового типа. 14. Внесение изменений в налоговое законодательство в связи с созданием целевого капитала некоммерческих организаций и создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях. 15. Совершенствование налогового законодательства в части регулирования учетной политики налогоплательщиков. 16. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен. 17. Введение в налоговое законодательство понятия индексируемой налоговой единицы. 18. Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности. 19. Реформирование налога на игорный бизнес. 20. Совершенствование порядка налогообложения при реализации концессионных соглашений.

44 Характеристика  прямых налогов, применяемых в  странах с рыночной экономикой: формы налогов, основные….тенденции.  
Прямые налоги в зависимости от объекта обложения подразделяются на подоходные налоги и налоги с имущества. Система подоходных налогов, как правило, включает общий подоходный налог с населения, ряд специальных налогов с от дельных видов дохода (входящих в общий подоходный налог или существующих как дополнение к нему) и налог на прибыли корпораций. Основу этой системы составляет общий подоходный налог с населения, обложению которым подлежат все физические лица, постоянно проживающие на территории данной страны. Подоходный налог с населения рассматривается как «окончательный» на лог, поэтому при его исчислении принимаются во внимание не которые особенности положения конкретного налогоплательщика: наличие детей, иждивенцев; проживание в собственном или арендованном доме; состояние здоровья налогоплательщика и т. д. Кроме того, этот налог имеет необлагаемый минимум и взимается по прогрессивным ставкам, возрастающим по мере увеличения дохода. Налоги на отдельные виды доходов взимаются по пропорциональным или прогрессивным процентным ставкам и независимо от того, входят они или нет в общий подоходный налог с населения, рассматриваются как дополнение к этому общему на логу. В связи с широким распространением новой формы предпринимательской деятельности — акционерных компаний, которые накапливали огромные суммы нераспределенных прибылей, на кануне первой мировой войны во многих странах был введен на лог на прибыли корпораций, иногда дополняемый налогом на сверхприбыли. Значение этого налога особенно выросло после второй мировой войны и сейчас он составляет значительную долю в доходах бюджетов развитых стран. Кроме того, в ряде стран введен налог на прирост капита ла, которым облагаются (в отличие от регулярных доходов на вложенный капитал в виде процентов и дивидендов) нерегулярные доходы от перепродажи земельных участков, пакетов акций компаний, валютных сделок и т. д.  Налоги с имущества занимают незначительное место в общем объеме государственных доходов и в большинстве стран относятся к категории местных налогов. Среди этих налогов основным является налог на недвижимое имущество, которым облагаются земельные участки и строения. Ставки налога невысоки и составляют обычно 1—3% от стоимости такого имущества. В некоторых странах существует также налог на общую сумму имущества, которым облагаются лишь крупные состояния, поскольку для этого налога предусмотрен высокий необлагаемый минимум, и состав облагаемого имущества включаются, кроме земельных участков и строений, паке ты акций компаний, активы и товарные запасы индивидуальных предпринимателей, задолженность со стороны третьих лиц и т. д. Ставки налога составляют 1—2%. Своеобразным видом налога на имущество является налог с наследств и дарений (в некоторых странах существуют отдельно налог с наследств и налог с дарений). По своей форме этот налог близок к косвенным налогам, поскольку он не имеет регулярного характера, как прямые налоги, и взимается не с имущества как такового, а с акта передачи имущества (сделки безвозмездного отчуждения), что отражается и в налоговых ставках, которые воз растают не только по мере увеличения суммы имущества, но и по мере снижения степени родства между дарителем и получателем, т. е. в зависимости от изменения условий сделки. Тем не менее налог с наследств и дарений, несомненно, является прямым налогом с имущества, поскольку представляет собой прямое изъятие в пользу государства части реально существующего имущества. Ставки налога прогрессивные и в отношении крупных сумм дарений и наследств могут достигать 50%. Однако вследствие большого количества разного рода скидок и льгот крупные собственники благополучно уклоняются от уплаты этого налога и поступления от него в Англии и США составляют лишь2—3%доходов государственного бюджета. К налогам на имущество относятся и сохранившиеся еще в отдельных странах промысловый и подомовой налоги. При исчислении таких налогов за основу берется число рабочих, стан ков, окон, дверей и т. д. Во Франции и Японии до сих пор применяется наиболее примитивная форма прямого налога — подушный налог (имеющий свое происхождение непосредственно от дани, которой облагали население правители древнейших государств). Налог взимается с каждого жителя по твердым ставкам, независимо от размера получаемого им дохода и наличия имущества.

 

Вопрос 47. Налоговая  политика в странах с развитой рыночной экономикой (на примере социально-ориентированных государств: Швеция и Германия).

В налоговой  системе Федеративной Республики Германии существует разделение на федерацию (основную часть) и членов федерации (отдельные  территории, земли, общины).

Налоги, собираемые со всей территории Германии, при применении мер налоговой политики, распределяются с условием поддержки слабо развитых в экономическом плане регионов. Соответственно, в данном государстве существует взаимопомощь и забота обо всех членах федерации.

Налоговая политика Германии направляет свои силы на снижение налогового бремени, стимулирование коммерческой деятельности путем понижения ставок на определенные налоги.

Хоть экономисты и считают налоговую систему  Германии сложной для понимания  налогоплательщиками, но следует учитывать, что налоговая политика государства соразмерно распределяет налоговые доходы по нуждающимся регионам федерации, оказывая защиту, помощь и поддержку,  и ставит своей основной целью – равномерное поступление налогов на социальные нужды.

Система налогообложения  в Германии существенно отличается от действующих систем других промышленных стран. Ее своеобразие основано на концепции вертикального и горизонтального выравнивания положения отдельных административных единиц с помощью перераспределения через федеральный бюджет налоговых поступлений в пользу наиболее бедных территорий. Это является одним из наиболее важных направлений в налоговой политике Германии.       Развитие шведской системы налогообложения типично для западных стран с открытой экономикой. Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет выделить ее основные тенденции: стабильность и предсказуемость (неизменность в течение ряда лет общих правил взимания налогов); высокая развитость регулирующей системы; постоянная ориентация государства на поддержание структурно-воспроизводственного равновесия;гибкость, избирательность с точки зрения целенаправленности комплекса льгот и санкций на реализацию общих целей социально-экономической политики;подвижность, “чувствительность” к изменениям в формировании доходов и других объектов налогообложения;восприимчивость к изменению политических и социальных требований развития общества;постоянная противоинфляционнная  направленность;эластичность видов налогов и ставок в зависимости от состояния денежного обращения;всеохватность налогов и ставок, поскольку все виды денежной, имущественной и даже  натуральной собственности выступают объектами налогообложения.

В Швеции государственный  сектор, т.е. центральное правительство  и местные органы власти (коммуны  и правления лэнов), отвечает за разнообразные услуги, включающие образование, меры политики на рынке труда и промышленную политику, здравоохранение, пенсии и другое социальное страхование, заботу о пожилых, охрану окружающей среды и т.п.  Поэтому налоги в Швеции весьма высоки, однако большая часть этих средств возвращается к налогоплательщикам в виде трансфертных платежей и государственных услуг.

Характерная черта  бюджетной налоговой системы  Швеции – ее социальная направленность. 60% всех расходов бюджета используется на здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культуру. В результате сегодня в стране выравнены текущие доходы населения; обеспечен высокий уровень социального обеспечения граждан, особенно пенсионеров, инвалидов; высока экспортная способность шведских компаний; они занимают прочное место на мировом рынке. Удельный вес Швеции в мире по численности  занятого населения составляет –0,2%, по расходам на научно-технические разработки – 1,5%, по объему производства продукции – 1%, в том числе машиностроения – 2%, по экспорту машиностроительной продукции – 3%.

Используя механизм бюджетного перераспределения доходов, государство не столько способствует снижению степени неравенства уровней  доходности различных групп населения, сколько выравниванию уровней текущего потребления. Особенность заключается в том, что центром решения социальных проблем является направление ресурсов на повышение занятости населения. В результате проведения активной государственной политики в области рынка труда в Швеции самая высокая в мире занятость трудоспособного населения (83-84%) и самый низкий  уровень безработицы (1.6%).

 

 

48Особенность  налоговой политики в Древней  Руси: применяемые налоги, необходимость  их введения, оценка.

Налогообложение  в  Древней  Руси  стало  возникать  в   период разделения  общества  на  социальные  группы  и  появления   первых признаков   государства.  Первые  протогосударства  Древней   Руси, возникшие из племенных союзов, основывались на натуральном  способе ведения хозяйства, что в свою очередь определяло натуральные формы налогов    и    повинностей.   Пополнение    доходов    государства осуществлялось  за  счет сбора дани с подвластного  населения.  При этом  размер дани регулировался обычаем ввиду отсутствия какой-либо нормативной базы. Взимание осуществлялась натуральными продуктами: мехами, медом, воском и т.п.

Основной формой поборов в княжескую казну  была Дань. После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально  реформирована Иваном III введены  Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.

Информация о работе Шпаргалки по "Налоговой политике государства"