Шпаргалки по "Налоговой политике государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:55, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 3. Формы и методы осуществления налоговой политики.
Вопрос 4. Налоговая политика организации и ее элементы.
Вопрос 6. Налоговая политика в системе факторов социально-экономического развития государства
...
54. Налоговая политика как инструмент преодоления последствий мирового финансового кризиса в России и в странах с рыночной экономикой.

Файлы: 1 файл

zhuravleva.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

Современная трехуровневая система налогообложения РФ претерпела за последнее годы ряд значительных изменений и весьма динамична. Все эти изменения были спровоцированы необходимостью создания системы налогообложения, которая должна максимально соответствовать рыночным отношениям и предоставлять возможность всем уровням власти формировать доходную часть их бюджета самостоятельно исходя из своих налогов и неналоговых поступлений. Однозначно, совершенной ее нельзя назвать, но все-таки она развивается эволюционным путем, обеспечивая совершенствование и преемственность налогового права. Одним из основных принципов формирования системы налогообложения в условиях рыночной экономики является четкое распределение налогов по уровням управления государством. Являясь одним из немногочисленных экономических рычагов в руках государства, налоговая система обязана одновременно решать противоречивые задачи:стимулировать рост объемов производств;обеспечивать необходимые поступления в бюджеты всех уровней для финансирования социальных программ и государственных расходов;решительно влиять на процесс структурной перестройки всей  сферы производства, путем четкого определения приоритетов; помогать тем членам общества, чьи возможности адаптации к новым условиям ограничены (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи). Формирование доходов бюджета всех уровней и регулирование налоговых поступлений между регионами и  центром во многом зависит от организации налогового федерализма. Важной частью правового режима региональных налогов субъектов РФ являются принципы регионального налогообложения - принципы установления, введения и взимания территориальных налогов. Принципы регионального налогообложения представляют собой составляющие налогово-правовой режим требования, предъявляемые нормами права либо прямо или косвенно следующие из их содержания, к установлению, введению и взиманию налогов субъектов РФ, обеспечивающие эффективность налоговых правоотношений на уровне субъектов РФ

Следующий принцип  налогообложения - принцип справедливости - тесно взаимосвязан с принципами равенства и всеобщности налогообложения (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы).

Законодательство  о налогах и сборах устанавливает  и специальные принципы налогообложения, имеющие непосредственное отношение  к региональным налогам. Среди таковых выделяются следующие:а) принцип единства б) принцип трехуровневого построения налоговой системы в) принцип определенности системы сборов и налогов, Г) принцип стабильности системы налогообложения основан на том, что система налогов и сборов и, соответственно, законодательство должны оставаться неизменными и постоянными в течение наиболее длительного периода времени, Д) принцип экономической обоснованности установления налогов и сборов

Многоуровневость  налоговой системы любой страны характеризует налоговый федерализм. Все уровни власти действуют в  рамках своей налоговой компетенции  и  имеют свою систему налогообложения.

задача децентрализованной (оптимальной) модели налогового федерализма снизить межбюджетные потоки денежных средств за счет разграничения налоговых поступлений между бюджетом таким образом, чтобы они покрывали максимальное количество расходов всех бюджетов, которое вызвано предоставленными полномочиями всем уровням власти, а также за счет гармонизации налоговых отношений.

Механизм налогового федерализма демонстрирует весь спектр социальных, экономических и  политических интересов разных уровней  власти, их противоречия  и взаимосвязи, которые обусловлены формированием  денежных фондов.

Создание федеративного  государства с предоставлением  автономии органам местного самоуправления и органам региональной власти в  решении социально-экономических  задач на подчиненной им территории требует построения адекватной многоуровневой налоговой системы, которая будет отвечать и интересам субъектов, и общегосударственным интересам.

Налоговая система  является главных элементом рыночной экономики. Она является также инструментом воздействия правительства на развитие хозяйства, выявления приоритетов социального  и экономического развития.

Важное значение при формировании налоговой системы  федеративного типа имеет разработка налогового федерализма, принципов  налогообложения и построения системы  налогообложения, которые основаны на отличии социально-экономической сущности этих понятий.

В мировой практике нет четкой формировки критериев, на основании которых можно сформировать универсальную модель налогового федерализма.

В зависимости  от уровня развития каждая страна выбирает свой путь в рахгранечении ответственности и налоговых полномочий между  территориальными и центральными государственными структурами.

Налоговый федерализм в Российской Федерации на сегодняшний  момен продолжает формироваться  под воздействием субъективных и  объективных факторов.

В числе субъективных факторов можно отметить низкий уровень политической культуры, нетерпимость, экстремизм, криминализацию, национализм и т. п.

Объективные факторы  выражаются в виде тяжелейшего состояния  финансов и экономики, большей дифференциации в экономическом развитии регионов, сложность международного положения РФ, остроты социальных проблем и др.

Следовательно, российский федерализм и наиболее подходящая ему налоговая система будут  развиваться в борьбе двух тенденций, которые обусловлены действием  этих двух групп факторов.

 

Вопрос 39. Понятие  эффекта (экономического и социального) и эффективности в налогообложении.

Под экономическим  эффектом понимается увеличение объемов  производства, объемов потребления, величины налоговых поступлений, снижение затрат в производстве. Под социальным эффектом понимается качество и уровень жизни, дальнейший рост благосостояния всех членов общества, рост культуры, увеличение свободного времени и т.д., а также достижение политических и других целей. Эффективность же (и экономическая, и социальная) характеризуется отношением экономического или социального эффекта к понесенным для его достижения затратам. Социально-экономическая эффективность налогообложения основывается на всей системе налоговых отношений и уровне развития производительных сил каждого данного способа развития экономики в процессе удовлетворения материальных потребностей в обществе. Экономическая и социальная стороны эффективности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Хотя экономические критерии имеют одновременно социальное содержание, а социальные категории не существуют вне экономических проблем, социальные критерии охватывают более широкий круг явлений, чем экономические.

Эффективность налогообложения - это сложное понятие, сводимое к народнохозяйственной эффективности налогообложения и внутриотраслевой эффективности.

Основные составляющие налоговой эффективности можно  свести к следующим:

а) коэффициент  изъятия добавленной стоимости, вновь созданной стоимости и  т.д.;

б) ставки налогов  и уровень налогообложения по отраслям и сферам деятельности (удельный вес налоговых платежей в доходах) в сопоставлении с оптимальными пределами налогообложении;

в) изъятие прибыли  в виде налогов и сравнительная  динамика инвестиций на предприятиях, покрытие других нужд из их доходов в сопоставлении с динамикой развития производства;

г) коэффициент  возвратности налоговых платежей (в  виде льгот, дотаций, финансирования из бюджета и др.);

д) показатели (сравнительные) налогового стимулирования производства и предпринимательства (целевая направленность налоговых рычагов и механизма налогообложения, уровень налогового изъятия, возможность использования льгот и т.д.);

е) количественные и качественные параметры налогового регулирования;

ж) динамика структуры  налогообложения - местных, республиканских (областных) и федеральных налогов в регионе; сравнительные показатели налоговых доходов, закрепленных за территориями;

з) показатели финансово-налогового менеджмента (эффективности работы налоговых служб, уровень работы по сокращению налоговой задолженности) и т.д.

 

 

Вопрос 40.  Основные показатели и критерии эффективности  налоговой политики: их виды, особенности  применения, значение для налогового регулирования и социально-экономического развития государства.

Критерии макроэкономической эффективности налоговой политики:

а) Возможность  налоговой политики концентрировать  источники доходов.

……Налоговые поступления  классифицируются по категориям в зависимости  от базы, с которой взимается налог, либо от вида деятельности, которая  порождает налоговые обязательства./Увеличение суммы поступлений является результатом автоматических или дискреционных изменений. /

……….К автоматическим изменениям относят повышение суммы  поступлений, вызванных расширением  налоговой базы. /

……….Дискреционный  рост поступлений является результатом изменений в налоговой системе, таких как пересмотр налоговых ставок, введение нового налога, улучшение системы сбора налогов, то есть изменений в самой налоговой политике. /

……….Система, обеспечивающая налоговые поступления при ограниченном числе налогов и ставок,/может значительно снизить административные расходы и расходы на обеспечение соблюдения законодательства. Ограничение числа налогов может облегчить оценку влияния изменений в налоговой политике и избежать впечатления о чрезмерности налогообложения. /

б) Способность  налоговой политики определять приемлемую налоговую базу.

……….Широкая  налоговая база дает возможность  обеспечить налоговые поступления  при относительно низких налоговых  ставках. При значительном сужении  налоговой базы необходимы гораздо более высокие ставки для того, чтобы обеспечить заданные налоговые поступления. В результате этого возрастает вероятность уклонения от уплаты налогов.

……….Большая  часть стран-членов ОЭСР (Организация  экономического сотрудничества и развития) расширила налоговую базу, хотя в некоторых случаях происходили и обратные процессы (введение новых вычетов и повышение необлагаемого минимума)./Расширение налоговой базы осуществляется путем включения новых форм дохода в налогооблагаемый доход (обычно, доходов по акциям и облигациям и доходов от прироста капитала). В настоящее время в большинстве стран пенсии и пособия по временной нетрудоспособности облагаются подоходным налогом, пособия по безработице включают в облагаемый доход.

……….В последние годы наметилась тенденция в ряде стран-членов ОЭСР (Австралия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия) к выведению взносов работников на социальное страхование из налоговой базы. Это объясняется тем, что платежи по социальному страхованию приравниваются к налогу и, тем самым, проявляется стремление избежать двойного налогообложения.

……….Еще одним  способом расширения налоговой базы стало введение альтернативного  налога (как доли валового дохода в  Канаде и США) или дополнительного  налога (на валовой доход или близкую к нему величину в Дании и Норвегии)./Эти налоги применяются только по отношению к наиболее высокодоходным группам населения с тем, чтобы избежать укрытия ими части доходов. /

в) Направленность налоговой политики на минимизацию  задержек в уплате налогов.

……….При сильной  инфляции реальная ценность налоговых  поступлений может значительно  снизиться в случае длительных задержек в уплате налогов. Для того, чтобы  не имели места задержки, вызванные  задолженностью по платежам, необходимо применять большие штрафы. Задержки в уплате налогов на капитал являются более вероятными, чем задержки в уплате налогов на доходы в виде заработной платы, вследствие чего могут возникнуть проблемы, связанные со справедливостью налогообложения.

г) Нейтральность  налоговой политики в отношении стимулов.

……….Налоговая  система должна обеспечивать финансирование государственной деятельности при  минимальных расходах и при минимальных  нарушениях характера производства,/а  также характера получения и  использования доходов./Экономическая  деятельность, являющаяся наиболее прибыльной до уплаты налогов, должна оставаться наиболее привлекательной после их уплаты. /

 

 

Вопрос 41. Система  оценки показателей эффективности  налоговой политики: народнохозяйственная и внутриотраслевая; на уровне отраслей хозяйственного комплекса, на уровне хозяйствующих   субъектов различных организационно-правовых форм и на уровне населения: используемые показатели, их значение.

Внутриотраслевая  эффективность отражается через  соотношение приращения, полученного  экономического результата (налоговых доходов) к понесенным затратам. Под издержками понимаются расходы по содержанию налогового аппарата, а также и другие затраты, связанные с установлением налогов и формированием налогового механизма. Внутриотраслевая эффективность в основном отражает фискальное проявление политики налогообложения.

Народнохозяйственная  эффективность характеризует целостное  воздействие политики налогообложения  на экономическое и социальное развитие и проявляется через экономическую, включая внутриотраслевую, и социальную эффективность.

Информация о работе Шпаргалки по "Налоговой политике государства"