Шпаргалки по "Налоговой политике государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:55, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 3. Формы и методы осуществления налоговой политики.
Вопрос 4. Налоговая политика организации и ее элементы.
Вопрос 6. Налоговая политика в системе факторов социально-экономического развития государства
...
54. Налоговая политика как инструмент преодоления последствий мирового финансового кризиса в России и в странах с рыночной экономикой.

Файлы: 1 файл

zhuravleva.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

14. Налогообложение при  экспорте и импорте: применяемые  налоги, особенности их исчисления  и взимания.

На основании Таможенного  Кодекса Таможенного Союза:

Глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов

Статья 75. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством  государств-членов таможенного союза.

Статья 76. Исчисление налогов исчисляются плательщиками налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Исчисление сумм налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства-члена таможенного  союза.

Сумма налогов, подлежащих уплате, определяется в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.

 Статья 77. Применение  ставок таможенных пошлин, налогов

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются  ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено.

Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств-членов таможенного союза.

Для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные  законодательством государства-члена  таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную.

 Статья 79. Плательщики  таможенных пошлин, налогов

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант 

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:

1) при помещении  товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату

2) при ввозе  товаров, за исключением товаров  для личного пользования, в  адрес одного получателя от  одного отправителя по одному  транспортному (перевозочному) документу,  общая таможенная стоимость которых  не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза;

3) при перемещении  товаров для личного пользования  в случаях, установленных международными  договорами государств-членов таможенного союза;

4) если в соответствии  с настоящим Кодексом, законодательством  и (или) международными договорами  государств-членов таможенного союза,  товары освобождаются от обложения  таможенными пошлинами, налогами.

 

Вопрос 15. Нетарифные средства регулирования  внешнеторговых операций в России

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:  Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка

Реализация разрешительного  порядка экспорта или импорта  отдельных товаров, которые могут  оказать неблагоприятное воздействие  на безопасность государства, жизнь  или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных ирастений.

Выполнение международных  обязательств

Введение исключительного  права на экспорт или импорт отдельных товаров

Введение специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

Защита общественной морали и правопорядка

Защита культурных ценностейОбеспечение национальной безопасности

К нетарифным методам  регулирования внешнеторговых операций относятся:1. административные методы (эмбарго (запрет), обязательное лицензирование, помещение товаров под таможенную процедуру и т.д.)2. экономические методы (это инструменты, которые напрямую влияют на стоимость товара – акцизы, НДС, таможенные сборы)3. технические методы (требование наличия санитарных, ветеринарных, гигиенических, пожарных сертификатов и документов, также инструкции к товарам, провозимым через таможенную границу, должны быть на русском языке!)

Вопрос 17. Льготы (преференции): понятие, признаки налоговых льгот, их виды, особенности.

Налоговая льгота — преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением определённой категории налогоплательщиков, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками. Налоговые льготы являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Налоговые льготы можно разделить на следующие группы:личные и для юридических лиц;общеэкономические и социальные налоговые льготы;внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.

Любые льготы несут  одновременно отрицательные последствия  для государства и положительные  для лиц, которым она предоставляется. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена - возможность повысить свое благосостояние. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую - во время экономических кризисов.

В отечественной  налоговой литературе представлена следующая классификация: изъятия — выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.изъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы). Налоговый иммунитет в отношении дипломатических представительств и консульств на основе международных соглашенийнеоблагаемый налогом минимум дохода — то есть минимальная часть объекта, не облагаемая налогом. Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум. Например, из налогообложения изымаются доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из определённых законом оснований за налоговый период (стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей и т. д.) — п. 28 ст. 217 НК РФ

налоговые скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика

освобождение — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада).понижение налоговой ставки — например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов (подп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ)уменьшение налогового оклада — самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер (сумму) налога, причитающегося взносу в бюджет. См., например облигации академии квалифицированной зоны в США (фактически, проценты по облигации уменьшают налоговый оклад)[3]Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога — это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы, см. гл. 9 НК РФ. Здесь стоит отметить, что некоторые исследователи выделяют разницу между отсрочкой и рассрочкой. Налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,— форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. См. гл. 9 НК РФ, в которой речь идёт об инвестиционном налоговом кредите.Возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций) — например, подп.2 п.2 ст. 151 предусмотрено, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядкеЗачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения

 

Вопрос 18. Определение  налогового предела в экономике: его экономические, политические и  социальные границы. Российский и зарубежный опыт определения налогового предела в экономике.

Налоговый предел — условная точка в налогообложении, при которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивую ситуацию, проявлениями которой являются: политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, переселение населения и др.

Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время 2-ой мировой войны, когда налоговый предел составлял 80% — 90%. В Великобритании после 2-ой мировой войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли на условиях возвратности2. В России экономические сложности переходного периода конца 1993 года вызвали введение в 1994 году двух дополнительных целевых налогов (спецналог и транспортный налог), предоставление прав местных органам устанавливать свои собственные налоги, а также повышение ставки налога на прибыль до 38%.

Налоговый предел — это  предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при  котором достигается оптимальная  для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают. Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

Соразмерность налогообложения  включает требования: 1) пропорциональности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; 2) обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; 3)допустимости: недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно признаваться несоразмерным. Налог не должен быть чрезмерно обременительным (а тем более - разорительным), не должен убивать интерес к социально полезной деятельности, а также - не должен выталкивать плательщика в «теневые» секторы жизнедеятельности общества. В сфере налогообложения принцип соразмерности диктует для законодателя запрет устанавливать регулирование таким образом, чтобы провоцировать законопослушных граждан на сокрытие получаемых доходов и занижение облагаемой базы.

Вопрос 20. Роль и значение льгот (преференций) по налогам в  реализации налоговой политики  в Российской Федерации: их формы, содержание и значение для субъектов и экономики

Мониторинг эффективности  налоговых льгот.

В настоящее время в  российской налоговой системе действует  около 200 различных льгот и преференций  – по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам.  
Несмотря на то, что предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот напрямую не влечет расходования бюджетных средств, указанные меры оборачиваются сокращением доходов бюджетной системы Российской Федерации и тем самым уменьшают ресурсы государства, необходимые для решения поставленных перед ним задач. Поэтому правомерно рассматривать налоговые льготы, освобождения и прочие стимулирующие механизмы в качестве «налоговых расходов» бюджетной системы Российской Федерации.  
В то же время более 90% выпадающих доходов составляют потери, связанные с применением налоговых освобождений, обусловленных структурой налогов и использованием общих принципов налогообложения отдельных операций.  
Отметим, что среди основных причин недополучения доходов бюджетами бюджетной системы Российской Федерации являются положения законодательства о налогах и сборах, предусматривающие освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость финансовых и банковских операций. Такие механизмы являются по своей сути не льготами, а базовыми элементами действующей налоговой системы, соответствующей принципам налогообложения аналогичных операций в налоговых системах стран ОЭСР.  
Среди основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, по итогам 2010 года выделяются следующие льготы по направлениям стимулирования: 

  • Инвестиционная деятельность (354 млрд. руб.)

амортизационная премия по налогу на прибыль организаций  в размере 10 и 30% (одномоментное уменьшение базы налога на прибыль организаций  до начала амортизации основных средств) – 112 млрд. руб. (налог на прибыль  организаций);  
налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых для добывающих компаний в отношении новых месторождений и сверхвязкой нефти и ряду других – 176 млрд. руб.; 
предоставление отдельным категориям налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации – 51 млрд. руб.  
 
ускоренная амортизация по налогу на прибыль организаций некоторых видов амортизируемого имущества – 15 млрд. руб. 

Информация о работе Шпаргалки по "Налоговой политике государства"