Шпаргалки по "Налоговой политике государства"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:55, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 3. Формы и методы осуществления налоговой политики.
Вопрос 4. Налоговая политика организации и ее элементы.
Вопрос 6. Налоговая политика в системе факторов социально-экономического развития государства
...
54. Налоговая политика как инструмент преодоления последствий мирового финансового кризиса в России и в странах с рыночной экономикой.

Файлы: 1 файл

zhuravleva.doc

— 395.00 Кб (Скачать файл)

Налоговая система  России XVIII в. отличалась взиманием  Косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны. со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств

49.Налоговая  политика в период НЭПа: применяемые налоги, необходимость их введения, оценка.

 

В период НЭПа формируются  организационно-правовые основы налогообложения: создается система налоговых  органов, принимаются важнейшие  законодательные акты в налоговой  сфере, система налогов и сборов становится более определенной. Отход от политики военного коммунизма ознаменовался переходом от практики взимания натуральных налогов к преимущественно денежной форме налогообложения.

Налоговая политика в период НЭПа носила ярко выраженный фискальный характер.

Налоговое законодательство и налоговая политика периода  НЭПа, наряду с фискальной функцией, продолжают осуществлять также политическую функцию. Налоги выступают в качестве одного из эффективных инструментов классовой политики государства.

Исследуя налоговые  отношения в годы НЭПа, можно отметить, что в середине 1921 г. с началом  реализации новой экономической  политики необходимо было учитывать  совершенно новые социально-экономические  условия страны; проведение почти  полной национализации промышленности; экономическое разорение в результате войн; изменение классового состава населения и другие факторы. При этом важно было не допустить излишнего обложения налогами частного сектора, который играл важную роль в процессе восстановления хозяйства страны после войны. С помощью налогов в годы НЭПа сокращался дефицит бюджета и эмиссия денег [9]. Разрешив предприятиям реализовывать часть продукции, а крестьянству - всю свою продукцию и позволив гражданам заниматься торговлей, государству нужно было создать механизм обложения появившихся источников дохода. Обеспечивалось последовательное сокращение капиталистического накопления, расширялись и модернизировались производства в частных хозяйствах, делая их экономически невыгодными, и все это осуществлялось через систему налогов, целью которых было изъятие личных доходов граждан, получаемых сверх прожиточного минимума.

Характерной чертой налоговой системы периода НЭПа являлась множественность налогов  и сборов и многократность обложения  торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. Систему налогов и сборов при НЭПе составляли следующие виды:

1. Прямые налоги - основной налоговый источник  доходов государства. Они включали  в себя:

а) промысловый  налог, который состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твёрдым ставкам в зависимости от разряда предприятия, а также пояса местности и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота.

б) денежный подворный  налог, являвшийся основным видом налогообложения  в сельском хозяйстве. Его взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.

в) единый натуральный  налог представлял собой вид  обложения сельского населения  в период Гражданской войны, заменивший систему продразверстки.

г) подоходно-имущественный налог, представлявший собой прямой налог, взимавшийся с доходов и имущества физических и юридических лиц, позже переименованный в подоходный налог.

д) единовременный общегражданский налог был введен для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении.

е) военный налог, которым облагались мужчины в  возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию.

ж) квартирный налог, который взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов.

з) налог на сверхприбыль вводился с целью изъять доходы частнокапиталистических  элементов, полученных в результате применения спекулятивных цен.

и) налог с  имущества, переходящего в порядке  наследования и дарения. Им облагалась вся стоимость наследства или  дарения по резко прогрессивной  шкале ставок, которые колебались от 1 до 90% в зависимости от стоимости  имущества.

к) индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом. Данным налогом облагались доходы от всех источников сельского хозяйства и от всех видов неземледельческих заработков

2. Косвенные  налоги в период НЭПа взимались  в форме акцизов на потребительские товары и обеспечивали 11-20% всех доходов государства. К косвенным налогам относились:

а) акцизы, уплачиваемые с некоторых товаров (вино, спички, табачные изделия, гильзы, спирт, мед, соль, сахар, кофе, галоши) предприятиями-производителями.

б) налог от демонстрации кинофильмов, уплачивавшийся с валового сбора (оборота) от продажи билетов на киносеансы [10].

в) пошлины и  сборы:

 патентная  пошлина представляла собой плату  за предоставление исключительного  права на использование изобретений  в соответствии с выдаваемым патентом.;судебная пошлина, являвшаяся платой за различные судебные документы.;таможенные пошлины.; патентный сбор - платеж в бюджет в составе промыслового налога, взимавшийся с торговых и промышленных предприятий, а также с граждан, имевших доходы от занятия промыслами.; прописочный сбор взимался в виде платы за прописку документов.; канцелярский сбор - плата граждан СССР за выдаваемые предприятиями документы и копии.; гербовый сбор взимался с отдельных лиц и организаций в качестве платы при оформлении гражданско-правовых сделок, выдаче документов, а также сбор с грузов, разовый сбор на колхозных рынках, паспортный, прописочный, курортный, билетный, рыболовный, водный, консульский сборы [8].

Что касается налогов, взимавшихся с частного сектора, то к ним относились:

а) промысловый  налог;

б) налоги, взимаемые  с доходов, - подоходный налог с  частных лиц, сельскохозяйственный налог, налог на сверхприбыль.

в) поимущественные  налоги - налог со строений (им облагались жилые дома, фабрики, склады и разного рода строения и сооружения), земельная рента (данный налогом облагались застроенные и незастроенные земельные участки, если только за эти участки не взималась арендная плата).

Остановимся подробнее  на основных видах налогов - прямые и косвенные налоги.

Прямыми налогами называются такие, которые устанавливаются путем прямого обложения собственности или дохода каждого лица [7].

В период НЭПа основным источником доходов государства  являлись прямые налоги.

 

50.Этапы эволюции  налоговой системы России в  послеоктябрьский период: применяемые налоговые формы, их особенности

I этап (1918-1921 гг.)

I этап (1918-1921 гг.) - налоговая система практически  ликвидируется. После революции  основная тяжесть налогов была  переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация "буржуазии". Применялась контрибуция с богатых - высокие "чрезвычайные революционные разверстки", за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

В феврале 1921 года Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью  расформирован налоговый аппарат.

В первые годы советской  власти местные Советы вводили ряд  хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лошадей и т.п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.

Первые декреты  о взимании налогов, утвержденные в  годы советской власти, были следующие:

27 ноября (7 декабря) 1917 года - "О взимании прямых налогов, об уплате подоходного налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции".

30 октября 1918 года - "О введении чрезвычайного  революционного налога на сельских  хозяев".

26 июня 1921 года - "О введении первого государственного  промыслового налога".

II этап (1921-1930 гг.) - период НЭПа, восстановление и развитие налогообложения.

1921-1923 гг. Преобладающее  значение получили косвенные  налоги. В 1921-1923 гг. были введены  акцизы на широкий ряд товаров:  соль, сахар, керосин, табачные  изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. 

Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%.

Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 года продналог. В 1923-1927 гг. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет.

В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.

8 декабря 1922 года вышел "Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров об утверждении Положения о государственном поимущественном налоге с текстом шестнадцати обязательных статей".

 

III этап (1931-1941 гг.) - ликвидация созданной во время нэпа системы.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой  системе периода НЭПа. Для государственных  предприятий были установлены два  крупных платежа - налог с оборота  и отчисления от прибыли. Была полностью  упразднена система акцизов.

Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 года - свыше 400 ставок, в 1937 году их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам - 2444).

В 1935 году государство  изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 году.

В государственный  бюджет поступали также таможенные доходы - таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и  другие. Среди налогов, взимаемых  с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения.

После налоговой  реформы 1930-1932 гг. официальный общесоюзный  перечень местных налогов включал  налог со строений и земельную  ренту.

IV этап (1941-1960 гг.) - частичное восстановление налоговой  системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства.

В 1941 году с началом  Великой Отечественной войны  была установлена стопроцентная  ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам.

С 1942 года эта  надбавка заменяется специальным военным  налогом, который был отменен  в 1946 году.

В ноябре 1941 года вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

В 1942 году были установлены  сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота.

В 50-е годы налоги с предприятий и организаций  составляли лишь 2% доходов бюджета.

V этап (1960-1964 гг.) - частичная ликвидация налоговой  системы, созданной на IV этапе. 

В 60-е годы вносятся существенные изменения в формы и методы аккумуляции централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Основной доход государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций.

В 1960 году была предпринята  попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих.

VI этап (1965-1989 гг.) - реформирование налоговой системы. 

В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название "плата за основные фонды и оборотные средства". Вводится подоходный налог с колхозов.

В 1966 году - вводятся рентные платежи и затем платы  за фонды.

В 1971-1975 гг. проведено  снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц.

В 80-е гг. действовали  местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

VII этап (с 1990 г.) - начало полномасштабного восстановления налоговой системы.

Апрель 1990 года - принятие Закона "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан  и лиц без гражданства".

Июнь 1990 года - принят Закон "О налогах с предприятий, объединений и организаций".

Вопросы о принципах  налогообложения решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы". Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г." Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера.

21 ноября 1991 года - Указом Президента Российской  Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов).

Информация о работе Шпаргалки по "Налоговой политике государства"